Уважаемый Председатель и члены Центральной избирательной комиссии!
Уважаемые присутствующие!
Вопрос повышения правовой культуры участников избирательного процесса, внесенный в повестку дня заседания ЦИК ЧР очень актуален. Мы как и другие территориальные избирательные комиссии работали над повышением профессиональной подготовки организаторов выборов – членов нашей комиссии и участковых избирательных комиссий, занимались информированием и правовым просвещением участников избирательного процесса. Этому способствовали выступления в газете «Алатырские вести», на радио, учебно-деловые игры, семинары, встречи с избирателями, индивидуальная работа с представителями местных отделений политических партий «Единая Россия» и «КПРФ». При этом считаю, что задача повышения правовой культуры организаторов выборов не может быть решена только в период избирательных кампаний. Здесь нужна системность, уже начиная со школьной скамьи. В подтверждение этих слов я хотела бы привести два примера. С 2001 года МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11» или избирательный участок № 32 по последним выборам, где в течение 10-ти лет председателем УИК является директор этой школы Кондратьева Людмила Николаевна работают в рамках реализации социального проекта «Школа – правовое пространство». В учебный план школы введены предметы: граждановедение, основы потребительских знаний. В школе совершенствуется система ученического самоуправления.
Совместно с органами образования при участии педагогов- организаторов выборов на данном избирательном участке освоен новый метод работы – проектирование. Проекты помогают детям видеть связь между уроками граждановедения и внешним миром, учат самоорганизации и планированию своей деятельности, развивают навыки представления и публичной защиты своего мнения, позволяют управлять процессом обучения наряду с учителем. Успешно реализуются такие творческие проекты, как: «Гражданин», «Мой город», «День права», «Школа – наш дом» и др. С 2004 года школа является городской экспериментальной площадкой по проблемам правового образования и воспитания, экспериментальной по развитию детского общественного движения в городе и Алатырском районе.
В 2003-2004 гг. учащиеся школы результативно участвовали во Всероссийских, республиканских олимпиадах и конкурсах в рамках реализации проекта – «Школа – правовое пространство».
Социологические опросы, проведенные в микрорайоне школы, позволили сделать следующие выводы: возросла правовая грамотность в социуме на 13 %, на 24 % увеличилось число молодежи, принимающей участие в избирательных кампаниях. Работа над проектом «Школа – правовое пространство» позволило подчинить единой цели коллектив школы, повысила гражданскую активность учащихся, уровень профессиональной подготовки педагогов.
За небольшой срок работы коллектива школы в данном направлении разработаны интересные методики обучения и воспитания у подростков позитивного восприятия норм и ценностей демократического правового государства, умение пользоваться своими правами и осознанно использовать свои конституционные обязанности. А это значит, что в будущем приходя на избирательные участки молодые граждане сделают осознанный выбор. И второй пример «Центр образования №5», где директором работает бывший депутат Государственного Совета Чувашской Республики Филянин Петр Акимович. В течение пяти лет в Центре работает детская общественная организация «Школьная республика», где есть свои школьные символы: флаг и герб, заповеди и конституция, правительство и должностные обязанности министров, клятва и многое другое. Эта школа расположена в отдаленном от центра микрорайоне, в период выборов в ней также располагается избирательный участок №50 (по последним выборам). Руководство «школьной республикой» осуществляет Президент, который избирается всенародно, он назначает Кабинет Министров. Есть местное самоуправление, где проходят выборы мэров городов, работают отделы: образования, здравоохранения, культуры, средств информации, спорта, заслуг. Выборы мэров проходят при тайном голосовании, при наличии альтернативного кандидата, с защитой своих программ. Как показывает практика гражданская активность во время проведения выборный кампаний здесь самая высокая в городе (по городу средний показатель – 55,8 %, здесь 64 %).
Обучение школьников основам избирательного права и избирательного процесса не только не противоречат задачам школы, ее программам, но и дополняют их.
В течение двух лет учащиеся 9-11 кл. школ и студенты техникумов города принимают активное участие в городской юридической олимпиаде. Победители демонстрируют знания, умения, навыки на республиканской олимпиаде в номинациях:
- конституционное и муниципальное право;
- гражданское право и гражданский процесс;
- трудовое право;
- уголовное право и уголовный процесс.
В 3-х вышеназванных номинациях студенты АСХТ заняли I и II место в республиканской юридической олимпиаде.
Дважды учащиеся школы №11 участвовали в Всероссийской олимпиаде по граждановедческим дисциплинам, занимая призовые места становились победителями.
В процессе обучения в этих школах применяются различные методики, расширяются правовые познания школьников, вырабатывается активная гражданская позиция.
Наша комиссия будучи заинтересованной в повышении правовой культуры молодежи приняла решение об открытии (в период прошлой избирательной кампании) тематического курса для учащейся молодежи по теме «Институт Президентства в Российской Федерации» (по учебному плану 50 часов) в Алатырском филиале ЧГУ, Педагогическом колледже, на отделении правоведения Алатырского сельскохозяйственного техникума. Уже первые встречи членов ТИК с преподавателями правовых дисциплин показали, что живой интерес и той и другой стороны к данной теме есть, присутствует и стремление к углубленному изучению избирательного законодательства, позитивного интереса к происходящим политическим и экономическим процессам в стране.
После курса лекций, прочитанного преподавателями вышеназванных учебных заведений были проведены учебно-ролевые игры, круглые столы, опросы, защита рефератов и другая работа, которые подтвердили их несомненный интерес в данном вопросе. При проведении ролевой игры «Выборы Президента Российской Федерации» в Алатырском сельскохозяйственном техникуме участники выступали в роли кандидатов на пост Президента страны со своими программами, здесь же были группы поддержки кандидатов, журналисты, рейтинговые голосования, агитконцерт в пользу своего кандидата. В педагогическом колледже прошла ролевая игра «Голосование и подсчет, оглашение итогов выборов», где в игре использовались реальные документы, плакаты, действующее избирательное законодательство. В день выборов 7 декабря 60 представителей, вышеназванных учебных заведений отработали наблюдателями на избирательных участках города, где воочию убедились, что «всамделишный» избирательный процесс сложен и требует не только знаний избирательного права, но и четкости, собранности, гражданских и нравственных качеств. Это была их первая реальная отдача в избирательной кампании.
На мой взгляд ЦИК ЧР проводит большую работу по повышению правовой культуры участников и организаторов избирательного процесса, правовое просвещение кандидатов, представителей общественных избирательных объединений, доверенных лиц, молодых избирателей и если все это будет систематизировано в единую Республиканскую программу и выделены определенные объемы финансирования, то от этого выиграют все.
Мы со своей стороны к этой работе уже приступили. В процессе подготовки находится «Городская целевая программа повышения правовой культуры молодежи, избирателей и организаторов выборов на территории г.Алатырь».