Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Архив

ИДЕИ ЦЕЛОСТНОСТИ В РУССКОЙ КУЛЬТУРНОЙ ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта - http://galatr.cap.ru/

Учительство – это не работа, не должность, не профессия, это – призванность. Ибо дело учителя, как собственно и священника, это дело приобщения отдельной крохотной жизни души к единому, нерасторжимому и неохватному Древу Жизни. Нужно, чтобы черенок этот не засох, прирос и, обретя в себе силы, дал плоды и наследовал Вечность. Дело приобщения есть не столько исполнение обязанностей, сколько дело чести учителя, его призванности, вдохновения, ибо приобщить может тот, кто сам приобщён и приращен к тому, о чем уже сказано. В образовании, возьмём как пример, если человек приращён к букве закона, он хорошо находит себя в должности, если к профессии – в опыте. Если же он приращён к призванности, то мы видим, что человек живет – ибо и нем начинают действовать законы жизни Духа. Вот эту призванность нам и необходимо всем ощутить, чтобы конференция не прошла бесследно.

Проблема духовно-нравственного обновления общества весьма остра и по ситуации, и по степени сложности, и по протяжённости её решения. Она не нова в отечественной педагогике, тем более для православной церкви с двухтысячелетней посвященностью себя духовному окормлению личности. Тема моего выступления – «Идея целостности в русской культурной традиции и современные проблемы образования»- есть плод постоянных размышлений над ней как в бытность руководителем образовательным учреждением, так и ныне, когда взгляд на тему ещё больше обострился в результате служения Церкви.

Две величайшие ценности, Материя и Дух, составляют тело единаго мира Жизни. Взятые отдельно, они мертвые энергии. Всякое насильственное разделение их со стороны человека бесплодно, непозволительно и опасно. Стихия Духа и стихии Материи объективно слиты между собой, и потому действовать отдельно, независимо друг от друга, не могут. Только во взаимодействии они высекают в человеке искру жизни. Искусственно раздуваемый огонь междоусобицы души и тела творит картину раздора мира и, как пожар, уносит всё, что человеком наживается. История России – это всемирный учебник творения раздора и святости, по которому нынешнее и будущее поколение людей должны назидаться и обретать себя, так как человек, утративший знание целого, выпадает из единства законов жизни и, как неприкаянный сирота, везде и во всем помышляет только о том, как выжить.

«И создал Бог человека и вдохнул в него душу живую», - читаем мы в Ветхом Завете и узнаем о той высокой идее, которая Творческая Божественная Сила вложила в него как Образ и Подобие Божие. Вот это Божье вдухновение в физическую природу плоти и выделяет человека из всего растительного и животного мира. Духовное, душевное и физическое начала составляют триединую сущность человека. То или иное начало, вырванное из цельности и полноты, ущербны для человека. «Будьте совершенны, как совершен отец ваш Небесный», - читаем мы уже в Новом Завете и понимаем, что это – та высокая задача, которая ставится Богом человеку на всю его жизнь, определяя  ею духовные приоритеты. Быть совершенным человеком как Отец Небесный - это и значит быть Личностью, человеком свободным от рабства собственных страстей, своей несовершенной природы, с целостной культурой мышления, твердой волей и чистыми чувствами. Религия и религиозное воспитание призваны научить человека знать самого себя, свое сердце, свою душу. Другими словами, христианство формирует внутреннего человека, для которого внешний мир не является враждебным, от которого надо постоянно искать способ защиты.

Будучи целостной по своей природе, личность в поиске решения проблем выбора жизненного пути всегда стремится для себя увидеть целостную картину мира и особенно ту ее часть, которая связана с присутствием Бога. Человеческий разум ограничен в своих возможностях, и потому рациональный рассудок уступает место решать эту задачу интуиции и вере. «Если можете хоть сколько-нибудь верить – веруйте, ибо все может вера», - учит нас Евангелие. Религиозное мироощущение – это ощущение присутствия сверхъестественного мира в повседневной жизни. Оно дано абсолютно каждому, и надо, чтобы каждый стремился открывать его в себе. Не менее важная потребность, определяющая личностное мировоззрение человека, - это потребность в ценностном видении мира. В этих поисках, если они последовательны, глубоки и определены серьезным интересом к интеллектуальной и духовной жизни, человеку не пройти мимо Священного Писания. Библия – это не научный трактат и не философская доктрина, а Книга, открывающая богооткровенные истины о законах всемирно-исторического значения, о глубинных основах человеческого духа, о тайнах домостроительства Божьего.

«В начале сотворил Бог небо и землю», - в этих немногих словах нам открываются такие смысловые категории, как видимое и невидимое, временное и вечное, материальное и духовное.

Идея целостности пронизывает всю русскую культуру, какую мы только знаем и изучаем. Основанием для этого послужило великое дело просвещения, совершенное святыми братьями Кириллом и Мефодием, крещение Руси и принятие православия как религии исторического выбора. От простого человека до великого князя (а в последующие века истории - крестьянина и царя) – все просвещались Словом Божиим. И по сей день Русская Православная Церковь остается единственным историческим национальным институтом, имеющим непрерывное преемство более чем тысячу лет. Православие – это религиозное мировоззрение всей русской цивилизации, тот становой хребет, утратив который, мы все превратимся в дикое племя.

Атеизм – это религия, рожденная вольнодумством богоборческой эпохи, отнимающая у человека знание идеи целостности. Отвергнув духовную, невидимую часть жизни Целого и оклеветав многовековой путь Церкви, атеизм возвел в культ только ее видимую, физическую часть. Гордо назвав форму жизни человека «светской», мир сделал свой духовный выбор, подписав себе приговор в незнании картины мира как целостной системы в непрерывном единстве жизни физических, психических и духовных ее законов. Человек, потеряв свою Личностную сущность, начал олицетворять себя с вещью и думать о том, чтобы придать этой вещи должный вид и как  лучше ее в современной жизни продать.

И по сей день наше общество находится под наркотическим действием прошлого – отрицания Бога. Все так же строятся баррикады на пути духовного просвещения людей. Лозунги «наша страна многонациональная», «многоконфессиональная», «что скажет тот или иной татарин или башкир волей судьбы оказавшийся в классе» – от лукавого. Христианство – религия наднациональная и не принадлежит какому-то из народов. Конфессиональными в России называются мусульманство, буддизм, иудаизм, но не христианство, являющееся главной культурообразующей религией. Философия жизненного прагматизма продолжает оставаться главным идеологическим ядром образования, которое активно изучает специфику рыночной экономики, перестраивает свои ряды и пытается удовлетворить спрос своих выпускников. Задачу свою современная школа, наверное, выполнит, но образовательным учреждением никогда не станет.

Уже стали навязчивыми педагогические фразы: «дать гуманитарное образование», «научить делать детей добро», «дать устойчивые нравственные ориентиры», «воспитать образованного человека». Все это останется благими намерениями и самообольщением, пока нам не станет ясно, на какие культурные и духовные традиции мы будем опираться. А потому проводимые в школе хаотично-беспорядочные реформы и эксперименты под поддержкой той или иной «научной» терминологии создают у всех ложный эффект развития, по сути скрывая процесс распада. Демографический кризис в стране – это кризис, в первую очередь, системы воспитания и образования, формирующей у человека ценностные установки на жизнь и на мир.

Что делать? И как Церковь видит пути решения проблем. В содержании образования через концепцию целостности найти её новую стержневую основу - единство духовного и материального, образования и культуры, веры и знания, науки и религии. Как показали только что прошедшие Международные Образовательные Чтения в Москве, процесс в ряде регионов уже начался.

Воспитание в школе должно стать приоритетным. Вернуть в школу педагогику - этот нерв жизни школы. Отделение педагогики от обучения уродует личность, а с ней и социальную среду, в которую личность эта потом попадает.

В области знаний - синтезировать научные, этнокультурные и религиозные знания в одну стройную систему. В 80-е годы в Прибалтике мне удалось познакомиться с интересным опытом в решении этой проблемы: в школе с 12-летним обучением для каждой ее ступеней была сформирована сетка ключевых понятий и смыслов, являющихся базовыми для всех трех видов знаний.

В образовательной деятельности надо вести такие предметы, которые бы открывали учащимся не только то, «как устроен мир», но и отвечали на вопрос «а зачем он так устроен?». Не могу не коснуться в этой связи обсуждения предмета «Основ православной культуры». Он в школе необходим, но не в большей степени, чем православный педагог в школе. Именно православная культура играла в формировании российской государственности и отечественной культуры основную роль. А сам предмет сегодня – ещё не показатель нашей духовной зрелости. Информационное письмо о введении предмета и содержание программы «Основ» составлено и 2002 году. Сегодня – 2006 год. Комментарии излишни. В таких административных регионах, как Воронежская, Курская, Калужская, Ростовская, Калининградская области, картина другая.

В области управления и контроля над образованием не соблазняться разного рода отчетами об успехах, которые как соляная кислота, до корней разъедают весь живой, вдохновенный учительский труд. И не считать, сколько у нас призёров олимпиад, победителей в разных модных номинациях. А увидеть выпускников, способных сегодня беззаветно и глубоко любить свою несовершенную Родину, свой осуетившийся народ и готовых встать на защиту от поруганий и разрушений отечественных святынь, многовекового опыта и уклада жизни. В деле духовного просвещения, которому Президент Чувашской Республики Николай Васильевич Федоров отдаёт столько сил, образование может занять своё, полагающее ей место. Будем надеяться на это.

Протоиерей Владимир ТЕПЛОВ, Благочинный Алатырского округа. 28.03.06

 

 
Информационное наполнение сайта
Отдел информационного обеспечения и взаимодействия со СМИ администрации города Алатыря
Каляканова Т.Н., Латыпов Р.И.
тел. 8-83531-2-06-85

отправить письмо по e-mail galatr@cap.ru
Администрации городов и районов Чувашской Республики
Система управления контентом
429826, г.Алатырь, ул.Первомайская, д.87
Телефон: 8(83531) 2-02-70
Факс: 8(83531) 2-04-25
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика