Об этом талантливом человеке, продолжатели дела великого скульптора Степана Эрьзи, нам поведал Николай Петрович Головченко- директор Алатырского художественного музея. Он также предоставил материалы переписки и подборку многочисленных публикаций об известном московском скульпторе, заслуженном работнике культуры РФ М.Д. Ильяеве. Думаем, что это заочное знакомство будет интересно и для наших читателей.
Михаил Ильяев, некогда артист цирка и эстрады, много лет тому назад посвятил себя иной творческой ипостаси - художественной резьбе по дереву. Необычно складывалась судьба у этого одаренного человека. В юности он увлекался акробатикой, даже был чемпионом Москвы по этому виду спорта. Освоив жонглирование, канатоходство, клоунаду, он впоследствии оканчивает столичное цирковое училище. Затем он выступает в цирках Москвы. Пензы, Архангельска. Как акробата и клоуна его снимают в ряде кинофильмов. Даже приглашают поработать в труппе Свердловского музыкального драматического театра. Однако серьезная профессиональная травма лишила Михаила Ильяева возможности работать в любимом жанре. Тогда мужественный человек сделался артистом эстрады и с оригинальными танцами выступал на гастролях в нашей стране и за рубежом.
Но вот его величество случай заставил М.Д. Ильяева поменять профессию. Во время гастрольной поездки в 1968 году к нему приходит новое увлечение, ставшее главным в его биографии - резьба по дереву. А знакомство с произведениями и творчеством выдающегося скульптора С. Эрьзи определяет его дальнейшую судьбу.
Сегодня на базе московского Дома самодеятельного творчества помимо многочисленных культурных организаций действует клуб любителей резьбы по дереву и Школа М. Ильяева, лауреата различных фестивале народного творчества, участника международных выставок, автора книг о резьбе по дереву.
Все это было впереди. А начинал М. Ильяев с познания секретов великого мастера, снискавшего мировую славу. Вот что об этом он рассказал газете «Молодежь Московии» и стать «Эрьзя вдохновил»: «Я смотрел, восхищался, пытался понять, что чувствовал автор в момент вдохновения, что двигало его руку с мощной фрезой. Понял, что инструмент - лишь послушный исполнитель воли автора, а само рождение красоты в чувствах и мыслях творца…Я хотел разгадать его творческую тайну. Желание познать ее укрепилось во мне».
Это был первый приезд М. Ильяева в Саранск в музей С. Эрьзи в 1994 году: «С утра до вечера, находясь в залах среди божественных творений, я пытался понять, как мог человек создать такую красоту, душу вложить в огромный кряж или мрамор, превратить их в образ или в пластическую форму человеческого?».
Уже к середине 70-х годов сам Михаил создает более ста работ. Свою первую выставку он посвящает 100-летнему юбилею учителя. Это был успех, большая удача. Можно сказать что, голоса вдохновителя и последователя зазвучали в унисон.
Автор статьи «Молодежь Московии» продолжает: «Удивительный мастер, творец-новатор, непокорный художник, русский Роден, великий скульптор»- так называли Эрьзю его современники. Он стремился во всем найти неизведанное. В мраморе, в дереве создавал в образах свой мир, подбирая ключи к тайнам движения мысли и состояния души. Притяжение ко всему новому… Удивительно, непостижимо складывается судьба художника, но порой и не менее загадочно и значительно эта судьба предопределяет уже после его смерти путь тех. Кто верно и преданно сохраняет его наследие, учеников Мастера. И мена пламенного ваятеля Степана Эрьзи и скульптора Михаила Ильяева – это имена Мастера и ученика, вдохновителя и последователя».
Почти сорок лет Ильяев занимается художественной резьбой, освоил сложные приемы обработки дерева, постиг тайны ваяния по аргентинскому кебрачо – «железному дереву», в котором создавал свои шедевры Эрьзя.
Скульптуры мастера разбросаны по всему миру – в Южной Америке, США, Англии, Франции, Италии. Самым продолжительным и плодотворным периодом всей жизни оказалась Аргентина. В Буэнос-Айресе С. Эрьзю считали «своим скульптором», называли «чародей и волшебник». Американские коллекционеры за работы предлагали Мастеру более миллиона долларов, но получили отказ. К счастью, большую часть своих произведений Эрьзя берег для Родины. Занимаясь пропагандой творчества своего любимого учителя, Михаил Ильяев за последние годы дважды побывал в Буэнос-Айресе. В этих поездках Михаил собрал интересные материалы о жизни и творчестве С. Эрьзи. И в 2001 году опубликовал книгу «Эрьзя вдохновил»: Еще раньше свет увидели книги московского скульптора «Уроки резьбы по дереву» и «Прикоснувшись к дереву резцом».
В кругу специалистов М. Ильяев признан одним из самых серьезных исследователей творчества Степана Эрьзи. Поэтому не случайно одна из столичных художественных галерей обратилась к нему с просьбой двух московских коллекционеров, которые хотели приобрести произведения Эрьзи. Во время второй поездки в Аргентину М. Ильяев предпринял поиски произведений Мастера и помог коллекционерам в приобретении четырех скульптур.
И еще одна газетная публикация заслуживает особого внимания. В одном из номеров итальянской газеты «QN LA NAZIONE» за прошлый год сообщается о том, что М. Ильяева пригласили на Родину Микеланджело, на пресс-конференцию, посвященную творчеству Эрьзи.
Конференции, которые собрали многочисленных поклонников русской скульптуры, прошли в итальянских городах Каррара, Сарзана, Ласпеция благодаря итальянской ассоциации «Открытие двери в Европу». М. Ильяев первым из иностранцев стал почетным членом этого общества. Марция Дати, президент центра русской культуры имени Н.В. Гоголя в Карраре, представила рукопись своей книги об Эрьзе, для которой Ильяев привез много интересного материала. Михаил посетил места, где жил и творил С. Эрьзя.
В те далекие времена эмигранты, покинувшие Россию, собирались в домах Александра Амфитеатрова в городах Каррара, Леван то. Там М. Ильяев обнаружил две ранее не известные работы русского скульптора. Мэр этого города Марчелло Скалафино, когда приглашал Ильяева на консультацию, не был уверен, что это действительно работы Эрьзи. На оборотной стороне скульптор Михаил обнаружил автограф Эрьзи и дату – 1941 год. Также было установлено авторство еще более десяти работ, находящихся в коллекции Амфитеатрова.
В планах продолжателя Эрьзи – М. Ильяева новая книга, которая прекрасно дополнит уже вышедшие в свет. Серьезно подумывает он и о готовящемся 130-летнем юбилее Эрьзи, который пройдет в Саранске, Москве, Италии, Аргентине. Это событие произойдет в следующем году. Сам Михаил в прошлом году отметил 70-летний юбилей. И отрадно, что он и сегодня сохраняет физические силы и стремление приобщить людей к миру прекрасного.
Вот что пишет Ильяев в Алатырь Н. Головченко: «Добрый день, Николай! Большое спасибо за неожиданную весточку».
Я в свою очередь также поздравляю с 2005 годом. Желаю банального - здоровья, творческих удач и человеческого счастья! Думаю, мы счастливы уже потому что дожили и что-то пытаясь, смогли. За все свои удачи я благодарен Степану Эрьзе…Обстановка вокруг меня складывается так, словно сам Эрьзя сверху участвует в моих действиях и счастливых обстоятельствах, которые дают мне возможность заниматься его исследованием, а теперь быть и экспертом его наследия. Разве неудивительно то, что именно мне удалось побывать в Буэнос-Айресе и летом 2004 года в Италии по местам Эрьзи.
…Пропавшая рукопись Ю. Панорова об Эрьзе оказалась у меня. Он передал права на издание мне, когда я ему сообщил, что рукопись цела. А текст в ней на 600 страниц самый лучший, какой, на мой взгляд, может быть изданный. Очень много документальной правды.
Когда я был в Саранске в декабре 2004 года, то предложил министру культуры Республики Мордовия П.Н. Тултаеву издать рукопись. Он дал добро, так что будем надеяться, что к 130-летию увидим книгу. Тогда же в Саранске я предложил обратиться в правительство России с предложением о присвоении какому-нибудь международному теплоходу названия «Степан Эрьзя», с организацией в нем каюты экспозиции, чтобы знакомить туристов с творчеством великого скульптора…
Есть разные мысли, которые можно реализовать в честь 130-летия Эрьзи. Открытки, буклеты, значки, вечера воспоминаний в Алатыре. Огромное спасибо тебе за уникальные открытки вашего города. Если и сегодня эта старина в основном сохранилась, то к вам поедут туристы, только приглашайте умело. Соблазняйте людей стариной, самобытностью, историей, культурой края, козыряйте чаще и мощнее Эрьзей!
Николай, постарайтесь 130-летие Эрьзи использовать для пропаганды его творчества на основе связи с Алатырем».
От редакции: мы в свою очередь желаем славному продолжателю Степана Эрьзи (Нефедова) Михаилу Ильяеву новых шедевров, достойных учителя. Творчество Эрьзи принадлежит всем людям земли и поэтому оно вечно!
А. Ларькин
Газета «Алатырские вести» 26 марта 2005 год.