Автор: студентка 3 курса Маколова Оксана
Руководитель: преподаватель педагогики Н.В.Нестерова
МОУ СПО «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Г. Алатырь
Умение чувствовать рядом с собой человека,
умение читать его душу,
видеть в его глазах духовный мир –
радость, беду, несчастье, -
вот то, о чем следует задуматься
сегодняшней молодежи…
Духовная жизнь реальна, только она ощущается отзывчивым сердцем, тонким чувством и одушевленным разумом. Лучшие представители нашей страны неустанно повторяют, что без возрождения духовности невозможно говорить о будущем России и её процветании.
Сегодняшнее благосостояние или неблагосостояние (вандализм, нищета, преступность, деградация, наркомания) непосредственно зависят от вчерашнего воспитания молодых. Требуется срочная помощь молодому поколению, чтобы оно могло осмыслить ценности своего существования. Сегодняшняя молодежь – завтрашнее благосостояние страны.
Для студента характерно усиленное внимание к внутреннему духовному миру человека. Вместе с тем, процессы обновления в студенческой среде идут болезненно и сложно. С одной стороны, появляются безразличие к учебе, анархические настроения, апатия, игнорирование коллективных форм деятельности. С другой - многие начинают понимать, что в условиях рыночной экономики вечные общечеловеческие ценности могут ярко расцвести и дать хорошие всходы: знания, предприимчивость, деловая порядочность, необходимые деловому человеку, имидж которого включает не только профессионализм, внешность, культуру речи, но и общий духовно-нравственный потенциал.
Как же формируется и развивается духовное богатство молодежи? На этот вопрос мы попытались ответить в ходе исследования.
Объектом исследования является процесс духовно-нравственного развития личности студента.
Целью нашего исследования является установление зависимости развития духовности студента от деятельности студенческого самоуправления.
Модель студенческого самоуправления колледжа имеет саморазвивающийся и гибкий характер. Ведь, она своего рода зеркало, которое отражает реальность колледжа со всей его сложной и многообразной жизнью.
У нас есть свой гимн, эмблема, пресс-центр. Они представлены в нашей работе.
В рамках студенческого самоуправления действует студенческая газета “Планета АПК”; проводится ежегодная акция “Выборы”, в ходе которой формируются органы студенческого самоуправления. Выборы проходят через все этапы избирательной кампании.
В результате деятельности по самоуправлению нами была осознана необходимость принятия моральных правил и принципов деятельности самоуправления в нашем колледже. Так, принцип действенности предполагает, что для студента жизнь в колледже не должна являться подготовкой к будущей жизни - она и есть сама жизнь. Поэтому он должен иметь возможность все знания, умения, навыки, которые он получает в колледже, использовать на практике здесь и сейчас, а не когда-то потом, в будущем. Принцип открытости говорит о том, что мы не должны замыкаться в себе. То, что делается в колледже, должно быть полезным и значительным не только для нас, но и для окружающих. Он должен быть открыт в мир и для мира.
Поэтому мы строим свои отношения с социумом на основе “взаимопроникновения”, доброты и милосердия. Это и Новогодние Ёлки для детей школы-интерната, Дом ребенка, праздничные утренники для детей работников МВД. В плане реализации Указа президента ЧР Н.В.Федорова “О годе парков и садов” мы произвели художественную роспись откосов железнодорожного моста, участвовали в республиканской акции “Посади дерево и сохрани его”.
Ежегодно проводится народный праздник “Масленица” и конечно, "День рождения колледжа”, с приглашением жителей микрорайона. Открытость диалога с социумом стимулирует социальное творчество студентов, формирует этико-правовую культуру, гражданственность и патриотизм, влияет на становление жизненных смыслов и ценностей.
Мы очень дорожим связью с представителями студенческого самоуправления прошлых лет. Сейчас мы вынашиваем идею собрать в колледже председателей студсоветов всех лет.
Анкетирование, проводимое на ежегодных встречах выпускников, показывает, что наши бывшие – “управленцы” весьма успешны в жизни. Им удается и работа, и учеба, они умеют строить отношения с людьми, и за этот позитивный опыт они благодарны колледжу.
Экспериментальная деятельность по выявлению роли студенческого самоуправления в развитии духовности студентов продолжалась в течение трех лет. Констатирующий эксперимент, проведенный нами в 2003 году в группах первокурсников, выявил исходный уровень духовно-нравственного развития личности студентов. Студентам был предложен тест на оценку духовно-нравственного развития личности по Л. Кольбергу. Помимо самооценки - духовно-нравственное развитие конкретного студента оценивалось друзьями и педагогами. Оценка проводилась по 10-балльной шкале.
По результатам констатир. эксперимента К-днр личности студента составил 7 баллов.
Духовная культура колледжа подразумевает наличие в студенческом коллективе постоянного напряженного духовного усилия по осознанию вечных проблем человеческой жизни. Мы пытались построить жизнеспособную систему студенческого самоуправления, которая будет способствовать развитию личности духовной, гуманной, любящей свою малую и большую Родину.
Деятельность органов студенческого самоуправления реализуется не столько в отдельных мероприятиях и делах, сколько в работе по формированию в студенческом коллективе особой атмосферы духа колледжа, духа коллектива.
Яркие дела помнятся долго и поэтому являются мощным катализатором эмоций.
Формированию твердой жизненной позиции, развитию положительных черт характера способствуют заседания клуба “Перекресток”. Темы для разговоров, раздумий и споров - самые разные:
О категории Добра и Зла;
О жизни и её смысле;
О том, как научиться управлять своими эмоциями;
говорить “нет”;
выходить из конфликтных ситуаций;
сделать себя и других людей счастливыми и другие.
На высоком эмоциональном уровне проходит такой вид коллективного творческого дела, как “Телемост”.
“Доброта в нас и вокруг нас” – так звучало название импровизированного телемоста. Наши преподаватели и студенты 3 курса искали ответ на многие вопросы. Но одно оказалось несомненным: “делать добро людям – эта душевная потребность людей, которая сохранилась в нас ещё от далеких предков”.
Контрольный эксперимент мы провели в 2006 году в 311 и 312 группах 3 курса (бывших первокурсников) нашего колледжа.
По результатам контрольного эксперимента К-днр личности студента составил 8,5 б.
Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного экспериментов, доказывает эффективность сложившейся системы студенческого самоуправления и результативность её деятельности.
Сегодня студенты готовы помогать друг другу, у них есть желание духовно расти.
Мониторинг духовно-нравственного развития студентов колледжа показал, что деятельность студенческого самоуправления позволила:
Выработать личную ответственность;
Сплотить коллективы групп;
Научить культуре деловых отношений;
Сформировать ответственность за собственное духовное, нравственное, интеллектуальное, физическое развитие.
Дальнейшее развитие системы студенческого самоуправления нам видится в придании ей большей привлекательности для всех студентов. Уже сейчас студенческое самоуправление в нашем колледже позволяет добиться хороших результатов и, главное, формировать в коллективе атмосферу взаимоуважения и доверия, развивать духовный мир студента.