Автор: студентка 2 курса Воробьева Ю.
Руководитель: преподаватель психологии И.А. Арефьева.
МОУ СПО «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
г. Алатырь
Вряд ли кто-нибудь из нас может представить, сколько маленьких неизведанных городов раскидано по сторонам и весям необъятной России. У каждого из нас есть своя история, свои предания и легенды…Я люблю слушать рассказы алатырских сторожилов о нашем городе. По крупицам собирается его история - бесценное богатство.
Знакомство с историей родного города побудило нас к созданию трилогии которая включает в себя предания, рассказанные старыми людьми, легенды о городе Алатырь. Нам захотелось, чтобы не только взрослые, но и маленькие дети, узнали частичку истории своего города. Поэтому свое творчество мы оформили в виде сказок. Герои сказок понятны маленьким читателям. Васятка и Оленька такие же дети, вот только истории, которые с ними происходят – невероятные. Ребенку легче представить себя на месте героя такого же по возрасту, как и он сам. Вместе с ними ребенок переживает все события, и он невольно наследует все те же духовно-нравственные качества, которыми живет герои сказки.
Любая сказка проста и доступна для детского понимания. Она представляет богатые материал для духовного воспитания детей, помогает ребенку укрепиться в самых важных понятиях о том, как жить, на чем основывать отношения к своим и чужим поступкам. Социальная, художественная и педагогическая ценность сказок несомненна и общепризнанна. Сказки – это произведение, которые, затрагивая глубинные чувства ребенка, могут оказать влияние на развитие личности ребенка, в частности на формирование духовно-нравственных ценностей. Это и определило цель нашей работы: «Формирование духовно-нравственных ценностей детей дошкольного и младшего школьного возраста через соприкосновение с историческими преданиями, адаптированными для детского чтения».
Для достижения целей были реализованы следующие задачи:
Мы творчески перерабатывали исторические предания о родном городе, адаптируя их для чтения детьми;
Обрабатывали теоретический материал по теме;
Знакомили детей с содержание трилогии и проводили беседу , затрагивающую формирование духовно-нравственных основ развивающейся личности.
Решая поставленные цели и задачи мы стремились подтвердить или опровергнуть наше предположение, что формирование духовно- нравственных приоритетов личности будет проходить наиболее эффективно, если использовать в работе в качестве средств воспитания детей истории о родном городе, включающие в себя эмоционально-нравственные компоненты.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что проблема духовности в наше время стоит наиболее остро. А для того чтобы сформировать здоровое в нравственном отношении общество, необходимо начинать воспитывать детей с дошкольного возраста, стараясь привить им все те качества, которые необходимы полноценной личности.
Практическая значимость работы состоит в том, что данные сказки можно использовать для чтения детям в дошкольных учреждениях начальной школе. Они развивают у детей чувство гордости за родной город, формируют такие качества личности, как доброта, отзывчивость, взаимопомощь и взаимовыручка, стремление к добру и справедливость, уважение к старшим.
Исследование проводилось на базе СОШ № 2 во 2 А классе и включало в себя 3 этапа: констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент. Констатирующий эксперимент включал в себя анкетирование, беседа с детьми, тестирование по методике «Сюжетные картинки». По итогам методике были выявлены следующие результаты: только у 60 % детей эмоционально нравственная реакция выражена ярко, у 28 % детей реакция адекватна, но выражена слабо, еще у 22 % детей эмоционально-нравственная реакция не адекватна.
Беседа и анкетирование дали дополнительную информацию, которая подтвердила результаты, полученные с помощью методики «Сюжетные картинки». В целях формирования духовно-нравственных ценностей были проведены 4 занятия, на 3 из которых детям зачитывались сказки, а на последнем школьники сами сочиняли сказочную историю по рассказам своих родителей, бабушек и дедушек о родном городе. Это явилось стимулом к самостоятельной поисковой деятельности детей.
Нашей целью являлось не просто познакомить детей со сказками, но и с помощью беседы акцентировать их внимание на те моменты, которые являются поучительными и способствуют совершенствованию личности ребенка.
С целью выявления эффективности была проведена повторная диагностика, которая позволила проследить динамику повышения духовно-нравственных качеств детей.
Получились следующие результаты: у 93 % детей эмоционально-нравственная реакция ярко выражена, у 7% - адекватна, но выражена слабо.
Таким образом, с помощью чтения наших литературных сказок мы добились того, что духовно-нравственное представление детей, совершенствуясь, перешли на новый более высокий уровень. А значит можно сделать вывод, что наша гипотеза подтвердилась.
До тех пор пока дети находятся в радостном состоянии доверчивого созерцания мира до тех. Пор, пока сказочный способ мышления является, пожалуй, основным и самым главным для них, у взрослых есть возможность яркими и простыми образами сказки донести до сознания детей те сложные, но самые главные принципы нравственности и морали, по которым живут люди.