В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выдвинута задача «обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней».
Рубеж между 6 и 8 годами жизни ребенка является уникальным в плане интенсивного социально-личностного развития и духовно-нравственного формирования. Но это время является и кризисным для ребенка, так как знаменует начало школьного обучения.
Поэтому в настоящее время остро встает вопрос выработки единого взгляда педагогов дошкольных учреждений и учителей начальных классов школ на возможности обеспечения оптимальных линий преемственности в социализации, формировании нравственных начал, основ духовного развития и патриотического воспитания.
Существенной особенностью рассматриваемой нами программы «Социокультурные истоки» является устранение разрыва между дошкольным образованием и общеобразовательной школой.
Концентрический принцип построения содержания программы позволяет возвращаться к одним и тем же ценностям, темам и понятиям на разных этапах развития ребёнка во время дошкольного и школьного обучения.
Для первого класса школы вводится Азбука Истоков «Золотое сердечко». В ней нашли продолжение социокультурные категории Мир, Слово, Образ, Книга, освоение которых началось на рубеже дошкольного детства в 3-4 года.
Преемственность в программе, начиная с трех лет дошкольного возраста и кончая старшей ступенью общеобразовательной школы, создают единые отечественные ценности, единые цели и задачи.
Реализация программы «Истоки» создает целостное воспитательное пространство, так как включает в себя, урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся. Вот уровни этого пространства, формирующего укладность жизни школьника.
Учебный курс «Истоки» - это 1 урок в неделю. Он дает представление о самом важном в жизни человека и развивает духовно-нравственные ценности школьников.
Программа «Воспитание на социокультурном опыте» - это 1 классный час в месяц, совместно с родителями. Она переводит в практическую плоскость знания, освоенные в предмете «Истоки», помогает учащимся соотнести главные ценности жизни с собственным опытом, с опытом своей семьи.
«Истоки» позволяют интегрировать духовно-нравственное воспитание в различные учебные дисциплины, а также внедрять программы дополнительного образования. У нас, в Алатыре, разработаны и успешно реализуются программы: «Праздники годового круга», «Животворящие святыни», военно-патриотическое учение «Горлица», создающие условия для проживания ценностных отечественных категорий.
В отличие от курса Основы религиозных культур и светской этики, состоящего из шести модулей, программа «Истоки» не разделяет, а соединяет. Изучая ее, приобщиться к родным истокам в равной степени могут представители всех национальностей и конфессий, так как «Истоки» возрождают ценности, присущие большинству традиционных культур.
Единство в работе дошкольной и школьной программы «Истоки» мы видим в преемственности образовательного инструментария.
Книги для развития детей как дошкольного так и школьного возраста представляют собой принципиально новый вид образовательного инструментария, направленного на развитие личности всех участников педагогического процесса.
Основная цель этих книг – приобщить детей и их родителей к базисным социокультурным ценностям российской цивилизации, а также создать единый контекст воспитания в образовательном учреждении и в семье.
Книги для развития дошкольников направлены на то, чтобы научить детей понимать, что есть Добро.
Комплект книг для детей от 3 до 7 лет представлен 17 книгами. Первые книги это: «Доброе слово», «Добрый мир», «Добрая книга». Дети учатся произносить добрые слова по отношению к близким людям, понимать, что доброе слово откликается в душе добрым чувством.
А годом – двумя позже – это будут книги: «В добрый путь», «Добрая забота», «Доброе согласие», «Добрые друзья», «Добрые дела». В Отечественной традиции Добро – это составная часть счастья, радости и любви. Дети утверждаются в неизменной победе добра над злом.
Посмотрите, как в процессе возрастания ребенка раскрывается и наполняется ценностная категория СЛОВО. От первого слова – ласкового имени, обращенного к ребенку, - к добрым словам приветствия и благодарения; к сердечным словам покаяния и родительского благословения; к честным словам, которые честь рода берегут и являются делу основой; к священным словам заповедей и заветов, передающих опыт многих поколений, и до понимания того, что Бог есть Слово. В 9 классе «Истоки» посвящены изучению Нагорной проповеди Христа и осмыслению того, что нравственные ценности и ориентиры связаны с Евангельскими истинами.
Так, приветливое доброе слово, воспринятое сердцем ребенка в дошкольном возрасте, может стать со временем краеугольным камнем Любви и Истины в основании мировоззренческой позиции выпускника школы.
Программа дополнительного образования военно-патриотическое учение «Горлица» проводится в Алатыре с 2010 года в каникулы.
Серьезные педагогические задачи приходится решать в недельный срок проведения «Горлицы». Учение направлено на воспитание в детях духа благочестия, на умение сделать выбор в пользу добра и устоять в этом добре, победив в себе злое.
Сами правила учения заставляют ребят быть собранными, внимательными к себе и сдержанными в проявлении негативных эмоций и действий.
«Горлица» каждому участнику дает возможность совершать поступки по совести.
И нравственное воспитание, и патриотическое – являются приоритетными направлениями программы «Социокультурные истоки».
Изучая «Истоки», дети становятся добрее, но это не конечная цель. Главная цель программы - воспитать гражданина России, способного сохранять и преумножать духовный и социокультурный опыт Отечества.
Задумываемся ли мы, родители, о патриотическом воспитании наших детей?
А «Истоки» по-отечески, тепло и доходчиво разъясняют, что «человек с рождения, с первого своего дыхания приобретает не только родной очаг, но и родную землю – Отечество, то есть землю своих отцов.
Отечество не выбирают и не ищут, оно дается судьбой. Его, как и родителей, любят не за то, что оно самое лучшее, а за то, что это единственное родное для тебя место на Земле.
Почувствовать свою укорененность на земле отцов, ответственность за сохранение традиций – этому учат «Истоки».
Еще одна линия преемственности в работе дошкольной Организации и Школы определяется участием в воспитательной программе родителей.
Начиная с трехлетнего возраста каждая тема в книгах для развития дошкольников заканчивается оформлением страницы Альбома. Заполняя эти страницы, дети и их родители привлекаются к созданию семейной летописи.
В начальной школе эта работа углубляется. Ученики, с помощью родителей создают свою Первую книгу «Мои Истоки», на страницах которой они запечатлевают свои жизненные ориентиры, переживания, опыт.
В средней школе главным социокультурным результатом для учащихся будет создание своей Книги «Любовь к Отечеству».
Содержание учебного курса 10 и 11 классов направлено на формирование мировоззрения учащихся на основе служения Отечеству. Старшеклассники будут работать над проектом, конечная цель которого - определить свое видение служения Отечеству и свою готовность к этому служению.
Одна из задач, на решение которой направлено Истоковедение, – это формирование гражданской ответственности и осознание учащимся, его родителями и педагогами духовного смысла служения Отечеству.
Из опыта работы в Алатыре, родители с благодарностью принимают программу «Истоки». Они называют этот предмет «путеводителем по жизни», Школой, в которой учатся вместе со своими детьми заново познавать культуру нашего народа.
Родители подчеркивают важность этого предмета для семьи, так как он способствует социальному развитию ребенка, развитию межличностных отношений между детьми и взрослыми, помогает воспитывать в детях многие полезные качества, без которых невозможно стать хорошим человеком.
Преемственность в программе «Истоки» обеспечивает развитие социокультурной основы во всех звеньях образования. «Истоки» - это программа активного развития, воспитания и социализации.
Активные формы обучения развивают у детей навыки общения, управления собственной деятельностью и группы, и в результате способствуют накоплению социокультурного опыта.
На уроках и классных часах по программе «Истоки» учащиеся заинтересованно работают в ресурсном круге, в паре, в группе. Они учатся размышлять, высказывать свое мнение, слушать и слышать других. Им нравятся задания в рабочих тетрадях и то, что на этих уроках можно советоваться и решать вопросы общими усилиями. Главная цель групповой работы – учиться приходить к единому мнению, ориентироваться на достижение социально-значимых результатов.
Программа «Социокультурные истоки» выводит на новое понимание качества образования, включающего не только усвоение содержания, но и развитие духовности, коммуникативности и управленческих умений, а также способствует сохранению и передаче из поколения в поколение лучших традиций родного народа.
Преемственность в работе дошкольной Организации, Школы и дополнительного образования по программе «Истоки» имеет свое продолжение в муниципальной программе «Годовой круг праздников», которая реализуется в городе с выходом на развитие социума.
Эта программа осуществляется совместными трудами Епархии, отдела образования и отдела культуры администрации города.
Праздник в нашем понимании – это итог совместного творческого дела, направленный на преумножение социокультурного опыта.
В городскую программу «Праздники годового круга» входят:
- Дни семьи, которые приурочены ко Дню матери и Введению во храм Пресвятой Богородицы. Они проходят под названием «Семья – начало начал» и посвящены осмыслению таких понятий как: Отцовство, Материнство, Сыновство, Супружество и др.
В контексте Истоковедения, опираясь на Отечественные традиции, в гимназии №6 проводятся праздники Осенины, Покровская ярмарка, Масленица, а также съезжие приходские праздники «Под Рождественской звездой», «Пасха Красная» и Троицкие гуляния.
С развитием «Истоков» в нашем городе зародилась новая традиция в Дни славянской письменности и культуры проводить фестиваль «Радуга Истоков», собирающий детей, родителей, педагогов и священников.
Одна из задач фестиваля - объединение истоковцев на территории Чувашской Республики, осмысление и преумножение плодов в области Истоковедения.
Образ Радуги дает возможность каждой номинации определить свой цвет. Красный цвет – номинация для дошкольников, оранжевый – для первых классов, желтый - для вторых и т.д. Последняя фиолетовая номинация – для учащихся 5-8 классов.
Совместная деятельность взрослых и детей на фестивале показала воспитательную силу социокультурного подхода, который дает возможность Отечественные ценности соотносить с опытом своей семьи и других семей.
Итогом фестиваля «Радуга истоков» стали всеобщая радость и, по словам участников, «праздник души». В этом году состоится IV фестиваль «Радуга истоков», приглашаем и вас стать его участниками.
В заключении, мы можем сделать вывод, что социокультурный системный подход к истокам в образовании, положенный в основу автором программы профессором И. А. Кузьминым позволяет обеспечить преемственность в работе дошкольной Организации, Школы и дополнительного образования, а также способствует как внутрирегиональному, так и межрегиональному единению участников развития Истоковедения.
Благодарю за внимание!