В декабре 2011 года на территории Чувашской Республики зарегистрирован новый субъект гражданских правоотношений – православный благотворительный фонд «Алатырь».
В октябре 2013 года было подписано соглашение о сотрудничестве между фондом «Алатырь», «Издательским Домом Истоки» и Чебоксарским Республиканским институтом образования. И сейчас, можно с уверенностью сказать, что наш форум и все, что сделано по социокультурной программе «Истоки» в Чувашской Республике - это плоды этого сотрудничества.
Современное духовно-нравственное состояние жизни общества таково, что оно заставляет нас все чаще и чаще смотреть не только вперед, но и оборачиваться назад, чтобы остановившись в сумасшедшем беге, оглядеться по сторонам и вернуть себе способность осмыслять происходящее. А с этой способностью и религиозной решимостью возгореться и вернуть основным понятиям нашей жизни, которыми мы постоянно пользуемся, их первоначальный смысловой контекст.
Сохранение культурно-исторического пространства нашей жизни, а с ним и всего многообразия социокультурных связей, на которое нацелена программа «Истоки» и усилия всех тех, кто собрался на этом форуме, есть единственный способ выживания современного социума. Решение этой задачи осложняется рядом проблем.
В стране реализуется хорошо скоординированная программа по изменению культурного кода человека. Став субъектом и объектом этой программы, из «цели» человек превратился в «средство», из носителя опыта жизни он стал носителем знания и информации. Потребность в обретении «опыта» и «смыслов» у «переформатированного» человека исчезает. В условиях демонтажа традиционной для нашей территории культуры и традиций отечественного образования вопросы их сохранения встают для всех нас в небывалой своей остроте.
Обезличивание человека и все большая неспособность его жить по нравственным и духовным законам ставит социум на грань гибели.
Тема моего выступления «Служение земное и небесное».
Служение Отечеству, как указано в теме форума, да еще и в земном и небесном его измерении - вопрос далеко не праздный, ибо в конечной своей глубине ответ на него помогает нам в самом себе отделить подлинный патриотизм от ложного. Именно служение, как некая наша посвященность тому, что любишь и от чего ты себя отделить не можешь и определяет личностную сущность каждого из нас, перед которой в историческом времени стоит всегда один и тот же вопрос: «Быть или иметь?», «Быть чтобы иметь, или иметь, чтобы быть?».
Человек должен стать человеком – это библейский наказ к каждому из нас, кого Господь воззвал к жизни, вдохнул душу живую и установил быть образом и подобием Его. Это наше призвание и то, что только и может оправдать в глазах Божиих наше существование.
Кроме посвященности есть то, без чего служения, даже если будет наша посвященность чему – либо, не будет. Я хочу сказать о том, что всегда сопровождает дело служения и является его неотъемлемой частью – добровольное мученичество. Это - то невидимое для окружающих состояние души, которое рождает порыв, вдохновение, действие и задает этому действию вектор, определяющий совершенно другое качество нашей жизни как личностной, так и социальной. Без этого порыва нет служения, без него служение превращается в службу, на которую мы ходим, выполняя те или иные обязанности. Без этого жизнь становится декларативной, обезвоженной, мертвенной.
Служение и служба – слова однокоренные и, по сути, являются одним целым, раскрывая нам внутреннею и внешнюю сущность этого целого. В духовном измерении это рассматривается как служение букве и духу закона. Когда жизнь становится мертвенной? – когда мы служим только одной букве. Когда она оживает и становится жизнью? – когда мы начинаем служить и букве и духу. Когда мы живем, мы несем в себе свет любви. Когда этой любви нет – мы существуем и прикрываем эту свою пустоту служением букве закона и буквотворчеству.
Служение земное и небесное всегда предполагает неразрывное единство служения и букве и духу закона, где высшее искусство служения заключается в том, чтобы искать золотую середину соотношения духа и буквы в нашей жизни. Всякий, кто посвящен делу образования, то есть удержанию человеческого в человеке – обречен на добровольное творческое мученичество в своем земном и небесном служении, хочет он того или нет.
В православной духовной практике это называется мученичеством любви, это то, чему надо смиренно покориться и не бегать от этой муки, и не позволять различным помыслам искать ей материальный эквивалент, ибо только в ней есть те силы, которыми эта жертвенная любовь преодолевает все и совершает поступки.
Без любви к своему делу, к тем детским душам, которые должны очеловечиться, т.е. окультуриться, не будет ни порыва, ни вдохновения, ни подвига. Служение – это всегда исполнение своего гражданского и человеческого долга вопреки различным внешним обстоятельствам, так как это есть в первую очередь веление нашей совести.
Когда у образования появляются духовные основы? Когда оно обращается не только к культурному опыту и освоению культурных ценностей жизни, но и к религиозному. Когда всем становится понятно, что служения в одном только земном своем измерении быть не может, это две не взаимоисключающие, а взаимодополняющие части одного и неделимого целого - служения земного и небесного.
Идея служения всецело связана с обретением человеком своей личностной сущности, это Божий замысел. Именно человек, с его бессмертной душой соединяет в себе как земное, так и небесное. Сущность человека заключается в единстве духа и тела, потому мы не можем не искать духовных основ в земном нашем служении, ибо величие и смысл человеческой личности раскрывается в том внутреннем нашем напряжении, которое возникает во взаимоотношениях тела и духа, взаимоотношениях внешнего человека и внутреннего.
В этом напряжении в нас только и открывается жизнь нравственного закона, вскрываются нравственные и духовные силы души, познается главный закон жизни – закон любви, когда по слову апостола Павла «без нее все ничто есть».
Одно земное служение без небесного – это путь в никуда, к бессмысленным целям и бессмысленному своему концу. В конечной полноте выбор того или иного служения – это выбор цели, акт свободной воли уже человека – кому и чему служить, быть личностной сущностью, или быть частью природы, всю жизнь обслуживать свое бренное тело и вести зоологический или растительный образ жизни. Служение земное от небесного неотделимо, иначе будет искажена идея целостности, а значит и замысла Божьего о человеке и о мире, в котором мы живем.
БИБЛИЯ – это откровение Божие, на которое опираются три мировых религии мира - иудаизм, христианство, ислам. Библия – это то, что было, есть и будет в веках абсолютным авторитетом для религиозного человека. В Библии есть два ветхозаветных рассказа, на которых я хочу остановить Ваше внимание.
Моисей, вождь ветхозаветного еврейского народа, восходит на Синайскую гору и получает там от Бога скрижали завета, известные как десять заповедей Моисея.
Гора – это высота, под которой понимается Бог как некий абсолютный идеал, к которому человек призван взойти. Постоянное соотнесение себя с этой высотой собственно и делает человека Человеком, ибо они, эти соотнесения, всегда накладывают на нас некие ограничения, отделяющие нас от поведения и повадок животных.
Культура – это всегда ограничения, рамки, которые отделяют в нас человеческое от животного, культуру от антикультуры, преображенное от не преображенного, живое от мертвого.
Когда в 6-м веке у подножия горы Хорив на Синае будет построен монастырь святой великомученицы Екатерины, монахи выложат на вершину горы каменную лестницу из более чем полутора тысяч ступеней, которые и по сей день символизируют о нашем духовном восхождении к Богу как абсолютной ценности жизни – вечной Истине.
И другой эпизод из того же библейского рассказа.
Потеряв терпение в ожидании Моисея, своего вождя, соплеменники ветхозаветного пророка отольют из тех драгоценностей, что были у них – «золотого тельца», и поклонятся ему, возжелая отдалиться от того, что Богу через Моисея угодно было им дать. Моисей спускается с горы и видит происходящее – у него опускаются руки, он разбивает каменное послание Высшего и хочет уйти от возложенной на него миссии очеловечивания человека.
Как же отнесся к этому Бог?
«И сказал Господь Моисею: вытеши себе две скрижали каменные, подобные прежним и Я напишу на сих скрижалях слова, какие были на прежних, которые ты разбил, и будь готов к утру, и взойди на гору, и предстань предо Мною там на вершине». Бог призывает Моисея начать все заново, потому что только так может состояться человек. В этом и только в этом роль образования, культуры и ее служителей.
Что такое КУЛЬТУРА? Оглядевшись вокруг себя, мы видим, что нас окружает мир, вбирающий в себя мертвое (неживое), живое (неразумное) и живое, познавшее себя и мир. Этот миг познания всегда задает человеку его новое измерение, возносящее его от собственно животного к Человеку. Миг, когда преображается наша душа и обретает новое свое качество, в узком смысле, и называется КУЛЬТУРОЙ.
Этот миг познания должен сопровождать нас всю сознательную жизнь, так как именно он и создает нам условия для того, чтобы в полноте своего человеческого ощутить себя тем, кем задумал нас Творец.
Если есть культура, которая нас изменяет, и есть человек, который входит в ее опыт, значит и должны быть служители - те, которые несут в земном и небесном своем измерении жизни миссию сохранения человеческого в человеке.
Воспитание нравственности и религиозного сознания осуществляется путем приобщения человека к культуре. Только культура, как исторически сложившаяся система ценностей и норм поведения и освященная тысячелетним опытом православия и двухтысячелетним опытом христианства, способна стать сегодня объединяющей основой российского общества.
Наш форум «Истоки. Служение Отечеству» проходит в Алатыре, городе, который был освящен в наше «перестроечное» время жертвенным подвигом служения Отечеству земному и небесному наместника Свято-Троицкого монастыря отца Иеронима. Мы, алатырцы, были свидетелями этого подвига. Почивший архимандрит Иероним был, а не казался, он жил, а не существовал. Он был домостроителем наших душ. Его обнимающая все любовь дана была Господом нам не для сентиментальностей, но для того, чтобы мы были зрячими и чтобы это духовное прозрение делало нас причастными смирению Креста и силе Христова Воскресения!
В заключении хочу пожелать всем нам молитв об умножении любви, сердечного соработничества, деятельного служения на благо нашего Отечества и светлой всепобеждающей ПАСХИ.