Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта -
http://galatr.cap.ru/
Новый государственный праздник имеет глубокие православные корни. Вот как рассказывает об истории его становления Г.Георгиевский в своей книге «Праздничные службы и церковные торжества в старой Москве»:
«1612 год был отмечен лихолетьем в истории Москвы. Католический Запад в лице поляков хотел не только полонить, но и духовно поработить давно ненавистную ему православную Москву, и Москва пережила страшные измены, убийства, грабеж, разрушение и дикое попрание своих заветных святынь. Тогда отважно поднялись русские люди на защиту поруганного православия, и горячие молитвы их даровали им славный успех.
В рядах князя Дмитрия Тимофеевича Трубецкого, осаждавшего засевших в Москве поляков, находилась новоявленная (1571 года) чудотворная икона Казанской Божией Матери. С наступлением холодного времени ее взяли обратно в Казань. Когда, на обратном пути, она была принесена в Ярославль, ее встретило здесь знаменитое нижегородское ополчение с Мининым и князем Пожарским во главе. Князь Дмитрий Михайлович, услышав о глубокой веpе московских воинов в чудо-творную икону и о том, что ее «прибытием» взят был у неприятелей Новодевичий монастырь, велел немедля снять для Казани копию, а самую икону взял с собой под Москву. Собравшись здесь, воеводы прежде всего решили молить Бога и Его Пречистую Матерь и для сего установили по всему русскому войску трехдневный пост. И молитвы их были услышаны. Преподобный Сергий явился в сонном видении пленному архиепископу Арсению и объявил, что Господь, по молитвам Богоматери и великих чудотворцев московских, в следующий день низложит врагов и возвратит первопрестольный град российский православным. Ободренные известием об этом чудесном видении, воины с новою силой приступили к Mocкве. Шаг за шагом отбивали они у неприятеля различные ее части и, наконец, 22-го октября (4 ноября по новому стилю) приступом взяли Китай-город. Стесненные отовсюду, поляки сдались и без боя оставили Кремль.
На другое же утро московские ратники со своею чудотворною иконой отправились на Лобное место, чтоб отслужить благодарственный молебен Господу Богу за очищение Москвы. С ужасом подходили они к стенам священного Кремля, видя кругом пепел и разрушение и предполагая то же и за ними. Но лишь вступили они на Красную площадь, как из Кремля навстречу показалось величественное шествие. Архиепископ Apceний со священным собором несли Владимирскую икону Богоматери, кресты и другие святыни, бывшие в плену у поляков. Со слезами умиления и радости преклонилось пред ними войско, не чаявшее увидать то, что было в Кремле дорогого его православному сердцу...
...Вступив на московское царство, государь Михаил Федорович всегда с великим усердием относился к чудотворной иконе, помогшей русским людям уничтожить смуту в своей земле. Он повелел дважды в год праздновать в Москве Казанской Богоматери: 8 июля - в честь ее явления в Казани, и 22 октября - в память очищения Москвы от поляков...
...В 1649 году царем Алексеем Михайловичем повелено было по всей России праздновать 22-й день октября в честь Казанской Божией матери… В царствование Павла I именным указом от 24 октября 1798 года снова подтверждено было «включить 22 день октября в число годовых табельных дней».
Газета "Алатырские вести" от 01.11.2005 г. № 134