Дошкольное образование является фундаментом образовательной системы, ибо здесь закладываются такие основы личности, которые носят определяющий характер. Большая часть работы по созданию условий для развития новых направлений в деятельности системы дошкольного образования ложится на плечи муниципальных структур и руководителей ДОУ. Именно от их инициативы и ответственности зависит во многом судьба детей. Стало очевидным, что проблемы обучения, воспитания и развития дошкольников на демократической основе могут быть решены успешно только при условии качественной организации педагогического процесса, внедрения научной организации труда на основе новых принципов управления.
Управление современным дошкольным учреждением - сложный процесс, складывающийся из правильного выбора целей и задач, изучения и глубокого анализа достигнутого уровня воспитательной работы, системы рационального планирования; выявления и распространения передового педагогического опыта и использования достижений педагогической науки в подготовке воспитателей к работе с детьми; осуществления органического единства обучения и воспитания детей на занятиях и в повседневной жизни; эффективного контроля и проверки исполнения.
Методическую работу следует считать одним из аспектов управления и рассматривать как деятельность, направленную на обеспечение качества образовательного процесса ДОУ.
Нововведением в рамках методической работы стали занятия- показы - это отчет педагогов по внедрению эффективных приемов работы с детьми, своеобразная учеба молодых воспитателей. Их итогом становятся рекомендации по проведению подобных занятий с кратким описанием и внесением в «копилку педагогических находок». Стали традиционными творческие отчеты педагогического коллектива. Их цель – анализ и обобщение опыта. Воспитатели по своей методической теме составляют рефераты или рассказывают о приемах работы с дошкольниками, демонстрируют результаты педагогической деятельности. Важное направление в работе методической службы - информационно- издательское. Опыт работы детского сада и ее отдельных воспитателей освещается в СМИ, на сайте Президента ЧР.
В настоящее время дошкольное учреждение преступило к работе в поисковом режиме, осуществляет, инновационную деятельность, участвует в экспериментальной работе.
Коллектив детского сада пробует свои силы в проектной деятельности.
В городском конкурсе проектов на самую благоустроенную территорию мы стали победителями среди дошкольных учреждений. Проект «Участок будущего» предусматривает реализацию в течение трех лет и имеет уже промежуточные результаты. А его исполнители - все участники образовательного процесса. Такое сотрудничество работников детского сада и родителей помогает понять, что создание красоты и комфорта для детей - наше общее дело.
Контрольная функция – неотъемлемая часть управленческой деятельности руководителя. Контроль как инструмент управления стимулирует творчество сотрудников, ведь чаще всего он носит персональных характер.
В детском саду используются практически все виды контроля. Однако предпочтение отдается текущему, оперативному контролю, так как он имеет опережающее значение – своевременное выявление проблем для достижения желаемых результатов. Ежемесячно контроль включает 5-7 вопросов различной направленности, с которыми педагоги знакомятся заблаговременно за 2 недели, что позволяет снять напряжение, настроиться на деловой контакт в атмосфере взаимопонимания, взаимоуважения, сотрудничества.
Педагогическое мастерство и профессиональная квалификация педагогов ДОУ отслеживается через систему записей в карте наблюдений за деятельностью воспитателя, причем результат работы фиксируется в условной форме, путем уровня оценок. Графический метод экономит время, позволяет больше внимания уделять контролю за учебно-воспитательной работой.
Современные условия жизни: положительная динамика развития интеллекта дошкольников, возросший уровень родительских притязаний, расширение сети разнопрофильных школ - вызвали необходимость организации платных образовательных услуг. Учитывая запросы родителей, направление работы дошкольного учреждения, имеющиеся условия предпочтение было отдано услугам художественно- эстетического цикла (хореографии, изодеятельности, освоению нотной грамоты и обучению, вокальным умениям), которые осуществляет музыкальная школа № 2. Содержание и порядок оказания услуг регулируются договором между заказчиком и исполнителем, зачисление в группы проводится на основе заявления родителей. Ежеквартально малыши демонстрируют свои достижения перед родителями на родительских собраниях, праздниках, а педагоги отчитываются о проделанной работе. Высокой оценки заслуживают выступления дошкольников и на городском фестивале детского и художественного творчества.
Тесная взаимосвязь с учреждением культуры существует уже на протяжении трех лет. Дополнительные услуги определяются на учебный год, включаются в родительский договор, который составлен нами с учетом окружающих социальных условий, направлений воспитательно-образовательной работы. Он предусматривает взаимные обязанности и права «Учреждения» и «Родителя».
С родителями воспитанников в д/саду устанавливаются партнерские отношения, хотя у отдельных из них преобладают педагогическая пассивность, низкая мотивация на сотрудничество. Однако этот барьер постепенно преодолевается за счет вовлечения в жизнь детского сада. Мы перешли от педагогического общения к активному их вовлечению в образовательный процесс. Родители участвуют в работе родительского комитета, благоустройстве территории, группы, являются полноправными субъектами педагогического процесса, Дней открытых дверей, праздников и развлечений. Активную помощь в отдельных управленческих вопросах оказывает родительский комитет. Он избирается сроком на 1 год.
Не секрет, что, для того чтобы выжить в условиях жесткого бюджетного финансирования, каждое образовательное учреждение ищет свои направления для укрепления материальной базы, оснащения педагогического процесса, ведь это одно из важнейших условий развития учреждения. Плата за дополнительные услуги очень мала и нестабильна. Вот здесь-то и помогают добровольные пожертвования родителей, спонсоров, поступления финансовых средств от организаций. Расходованием этих средств и отчетностью занимается председатель родительского комитета. Ежегодно с родительской общественностью заключается соглашение о сотрудничестве, где каждый на добровольной основе определяет свою позицию. Практика привлечения благотворительных родительских средств еще недостаточно отработана, но, положительные тенденции уже заметны. За год заключения такого соглашения на средства родителей приобретены наглядные пособия, игрушки, спортивный инвентарь, научно- познавательная литература для детей.
К сожалению, в условиях нашего города нам не приходится говорить о меценатстве в изначальном понимании этого слова. Но нам удалось сохранить шефские отношения с близлежащим предприятием МУП «Алатырские городские электрические сети», оказывающим спонсорскую помощь в виде проведения ремонтных работ, устранения аварий, предоставления транспортных средств, хозматериалов.
Мы рады сотрудничеству с Советом общественного самоуправления микрорайона «Западный», Центром занятости, которые помогают нам человеческими ресурсами. Они благоустраивают территорию, выполняют ремонтные работы. Однако, по сравнению с предыдущим годом, в 2005 г. значительно сократились сроки их сотрудничества с нами.
Таким, образом, возможности организации работы дошкольных образовательных учреждений в режиме развития самые разнообразные.
Специалисты детского сада самостоятельно выбирают пути его развития и сохранения. Но результативность действий во многом зависит от успешности совместной деятельности педагогического коллектива, семьи, социальных институтов и общественности нашего города.