Все, конечно, слышали о таком преступлении человека против Бога, как святотатство. Правда, большинство людей понимают смысл этого слова не совсем точно. Для них святотатство - это что-то вроде богохульства, оскорбления Бога. Для точного понимания нужно вспомнить древнее слово тать - «вор». Значит святотатство - это воровство церковного имущества, а святотатцы - воры, специализирующиеся на краже церковной собственности.
Уяснив происхождение слова святотатство, мы тотчас поймем, что на самом деле кража церковной собственности есть самое настоящее богохульство и богоборчество, ибо церковная собственность образовалась от жертвы людей Богу. Эта жертва используется в Церкви для устроения храмов и монастырей, организации богослужения, всего того, что делает невидимую нашу веру видимой через всяческое благоукрашение церковной жизни. Кто же такие святотатцы, как не разорители Церкви, решившиеся поспорить с Господом Иисусом Христом, сказавшим: «Созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ее» (Матф. 16:18)?
Святотатцы всегда были самой презираемой категорией преступников, ими гнушались даже грабители и убийцы. Но пришло время, когда святотатство было возведено в ранг государственной политики: коммунистический «рай» в нашей стране начали строить с ограбления церквей и монастырей. Сегодня Церкви вернули, наконец, оскверненные и полуразрушенные храмы и монастыри (конечно, без всего того великолепия икон, церковной утвари и облачений, которое ушло в музейные коллекции, было продано за границу или просто разграблено). Жизнь возвращается в поруганные святыни, и храмы вновь наполняются верующим народом. И, конечно, находятся те, у кого «брюхо болит», глядя на то, как приукрашается Церковь, вновь становясь общенациональной нашей сокровищницей.
К чему мы завели разговор о святотатстве? Имеет ли это отношение к нашему городу? Самое непосредственное. На территории Порецкого и Алатырского района настоящая банда гастролеров-святотатцев высматривает и похищает ценные иконы, старинную церковную утварь. Ограблено несколько храмов, в декабре прошлого года была ограблена старообрядческая молельня в Алатыре.
Это - открытое святотатство, подпадающее и под статью Уголовного кодекса. Но существует святотатство скрытое, когда предприимчивые дельцы пользуются добрым именем православной церкви для получения своей коммерческой выгоды. Так, в Алатыре довольно популярна нижегородская газета «Православные иконы и молитвы». Казалось бы, что ж тут плохого. Ведь не порнографию распространяют, дают возможность людям знакомиться с иконами и молитвами. Однако встает закономерный вопрос: зачем людям иконы на газетной бумаге, когда в церкви можно приобрести недорогие софринские иконы прекрасного качества. Да и молитвы сейчас нет нужды переписывать, как это было в советские времена - молитвословы есть. Приобретая предметы церковного обихода в церкви, верующий одновременно жертвует на храм. Приобретая нецерковную газету, вы наполняете карман дельцов, не более. Кроме того, как показывает опыт других регионов, такие «православные» газеты не брезгуют публикацией оккультных материалов.
Последние полгода Алатырь наводнила реклама одного похоронного предприятия, называющего себя «Православные ритуальные услуги» или «Православный ритуал». Конечно, крещеный человек предпочтет обратиться за помощью именно туда, где обещают проводить в последний путь по-православному. Православной Церкви люди доверяют. Но вот незадача: к Церкви это предприятие никакого отношения не имеет. Это всего лишь рекламный трюк, расчет на незнание людей. Когда митрополит Варнава узнал об этом бесчинстве, он издал распоряжение священнослужителям Алатырского благочиния, которое, считаем, здесь уместно привести дословно: «Сообщаю Вам, что так называемая частная организация «Православные ритуальные услуги» никакого отношения к Чебоксарско-Чувашской епархии Русской Православной Церкви не имеет. Священнослужители, прибегающие к сотрудничеству с вышеназванной организацией, ставят себя под церковное запрещение и будут наказаны вплоть до запрещения в священнослужении».
Между Церковью и прихожанами не должно быть никаких посредников-святотатцев. А то ведь и до греха недалеко. |