Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Архив

Работы учащихся средней школы №11

Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта - http://galatr.cap.ru/

И все-таки мы в памяти храним

 

С 29 марта по 4 апреля прошел школьный конкурс на лучшую творческую работу «И все-таки мы в памяти храним», на который были представлены 74 работы. Юные авторы с восхищением рассказали о ратных подвигах советских солдат и офицеров – алатырцев, о трудовых подвигах женщин – матерей в тылу. Ребята гордятся своими земляками, хотят сохранить память о них.

Жюри конкурса лучшими отметила следующие работы:

«Память жива» Купцова Романа, учащегося 9А класса; «Если и помру, то за свою любимую Родину» Киреева Владимира , учащегося 6Б класса; стихотворение «Я рисую войну» Киреевой Светланы, учащейся 6 Б класса.

 

«Память жива».

 

Как-то раз в один из теплых майских дней мы с дедом решили пройти по тихим улочкам нашего Алатыря. День клонился к вечеру. Прохожих встречалось немного. Вот сидят на скамеечке знакомые бабушки у небольшого домика с деревянной резьбой. Вот молодые папа и мама, радостные, счастливые, везут на коляске своего первенца…

Проходя по улице Комсомола, мы остановились у здания школы №1 и не в первый раз прочитали надпись на мемориальной доске, о том, что во время войны здесь был эвакогоспиталь.

Пойдя до конца улицу Ленина, свернули на улицу Октябрьскую, постояли у памятника нашим землякам Героям Советского Союза М.П. Боронину и В.Ф. Ветвинскому, погибшим во время войны. Дедушка рассказал мне, что площадь эта раньше называлась Старо-базарной и что памятник был создан на народные средства в тысяча девятьсот сорок девятом году, а в основание памятника была замурована бутылка с письмом для будущих поколений.

Рядом с памятником от легкого ветерка раскачиваются и чуть слышно шелестят тополя, посаженные когда-то комсомольцами города.

А вот и «прудок». Совсем недавно, благодаря усилиям алатырцев, это место сказочно преобразилось и стало любимым у горожан. Присаживаемся на скамейку. И действительно, вид необыкновенный. Совсем рядом Николо-Знаменская церковь. Веет тишиной и покоем. Кажется, сливаются в  одно целое мгновения жизни давнего Алатыря и прекрасных мгновений дня сегодняшнего. И сердце наполняется тихой радостью и счастьем.

Мы сидели с дедушкой долго. Уходить не хотелось. Дедушка сетовал на то, что сегодняшняя молодежь мало знает о героическом прошлом страны. Видимо, на эти размышления его натолкнул наш маршрут по исторической части города. Я пытался ему возразить.

- Вот ты, например, что знаешь? – спросил он меня.

Я сказал, что в городе Алатырь и Алатырском районе четырнадцать Героев Советского Союза (об этом написано на одном из стендов города), что некоторые из них учились когда-то в нашей школе, назвал Зою Ивановну Парфенову.

- И все? – спросил дед. – А кто они, эти герои? Они остаются безымянными. Нет ни фамилий, ни рассказов о том, за что они награждались. Только на полях сражений Великой Отечественной Войны остались лежать тысячи уроженцев нашего города! А тех, кто вернулся, с каждым годом становится все меньше и меньше. Среди миллионов бойцов, защищавших Родину, был и твой прадедушка Купцов Семен Кузьмич. Конечно, он не был известным летчиком-асом, не был он и генералом, не был маршалом. Он был … просто шофером.

Когда началась война, ему было тридцать два года. Призван на фронт на второй день войны – двадцать третьего июня сорок первого года. В начале войны служил на центральном фронте, оборонял Москву. Затем на первом, втором и третьем Украинских фронтах. Освобождал Софию, столицу Болгарии, Прагу, столицу Чехословакии, Вену, столицу Австрии. Брал столицу Венгрии Будапешт, столицу Румынии Бухарест. Всю войну прошел… Награжден медалями «За боевые заслуги», «За освобождение Софии», «За освобождение Австрии», «За освобождении Праги», «За взятие Берлина». Было несколько грамот от Верховного командования. Война закончилась для него второго мая на границе Австрии и Югославии. Домой вернулся седьмого ноября тысяча девятьсот сорок пятого года.

За долгие месяцы, проведенные на фронте, многое повидал. Много видел смертей, человеческого горя и страданий. Видел разрушенные до основания города и дола сожженные деревни, взорванные мосты, горящий спелый хлеб…

И о себе, конечно, рассказывал. Рассказывал много. Всего не упомнишь. Но несколько эпизодов в памяти сохранилось.

Однажды во время обороны наш минометный расчет расположился в овраге и вел обстрел вражеских позиций. Нужно было доставить мины к миномету. Дорога шла по открытой местности, на виду у немцев.

Командир спросил: «Проскочишь, Купцов?». А что тут спрашивать? Нагрузили машину, твой прадед тоже грузил -  спешить надо было. И проскочить надо было, хотя знал, что не картошку везет. С таким грузом надо бы осторожней, однако, медлить тоже нельзя: голыми руками с врагом не повоюешь. Объезжая воронки, он яростно дергал рычаги, мчась с предельной скоростью, проскочил опасное место и задание выполнил.

В ходе Ясецко-Кишиневской операции в результате контрнаступления немцев нашим войскам пришлось временно отступать. Как на грех, сломалась машина, немецкая, трофейная грузовая машина. Не испугавшись и не бросив ее, твой прадед на дороге остался один, хотя  мог бы уйти вместе с остальными. Неисправность была в двигателе. Впоследствии он сам удивлялся тому, что за сорок минут сумел устранить неполадки, тем самым спасая себя и технику с боеприпасами. В тот раз он получил благодарность от командования.

Война – это не только риск, смерть, но и тяжелый изнурительный труд. И без машины на фронте не обойтись. Вот и проносились по военным дорогам сотни, тысячи легковых и грузовых машин, тягачей, пушек…

Перевозили снаряды, запчасти, солдат. Приходилось твоему прадедушке перевозить и тяжелораненых. А было это так.

Фронт готовился к наступлению. Задание было срочное и чрезвычайно важное: перевезти снаряды. Когда он ехал обратно порожняком, его остановили и не пропускали, а потом, угрожая пистолетом, потребовали подвезти тяжелораненых. Нужно было изменить маршрут, чтобы доставить их в медсанбат. Решиться на такой поступок, который по законам военного времени мог дорого обойтись, мог решиться не каждый. Но когда он увидел лежащих стонущих и окровавленных людей, нуждающихся в срочной медицинской помощи, людей, которых было так много, и которые без хирургической помощи просто умрут, весь его страх прошел. Лишив себя сна и отдыха, но зато при этом не нарушив график доставки боеприпасов фронту, помог вывезти раненых.

Дедушка рассказывал, а я будто видел все это собственными глазами, на какое-то время погрузился в атмосферу тех страшных лет. Я не хочу, чтобы мой город забрасывали бомбами и черные тучи дыма и зарева пожарищ зарывали небо. Я не хочу, чтобы пылали дома, украшенные деревянной резьбой, горели старинные церкви. Я не хочу, чтобы улицы, пленяющие своей красотой, казались какими-то зловещими каменоломнями.

Я хочу мирно жить, трудиться, слышать детский смех, птичий гомон, спокойно ходить по улочкам, общаться с близкими людьми.

Я точно знаю, что мой прадедушка тоже внес свой вклад в победу русского народа в Великой Отечественной Войне. Я хочу сказать спасибо от поколения внуков поколению дедов, спасибо за их благородный подвиг. И пусть этот великий подвиг измеряется Памятью, срок жизни которой – вечность. Я не могу сочинять стихи, писать песни, но я так же, как мой дедушка, обязательно расскажу о моем прадедушке, простом русском солдате, Купцове Семене Кузьмиче, своим детям и внукам.

 

 

«Если и помру, то за свою любимую Родину».

 

Хорошо известно, что почти в каждой Российской семье есть свой герой, который внес свой вклад в общенародное дело – разгром фашистской Германии в Великой  Отечественной Войне, герой, который сумел отстоять в то далекое и сложное время честь и свободу нашей любимой Родины.

Для многих солдат плата за Победу была высока – они спасали Русскую землю от захватчиков ценой собственной ценой собственной жизни. Они погибли и остались навечно молодыми – такими, какими их до сих пор  помнят родные, близкие и друзья, такими, какими мы будем помнить их.

Среди алатырцев, которые не вернулись с полей сражений – и наш дед, родной брат бабушки, Сергей Новиков. Он провоевал два года на Ленинградском фронте.

Родился Николай в тысяча девятьсот девятнадцатом  году в семье известных и уважаемых в городе людей – Сергея Андреевича и Елизаветы Даниловны Новиковых, наших прадедушки и прабабушки. Он был в семье единственным сыном и рос в окружении тех сестер. С детства, как вспоминала бабушка, Николай отличался такими качествами, как: дисциплинированность, собранность, чуткость, и отзывчивость. Если требовалось, он в любую минуту готов был прийти на помощь любому человеку.

У Николая всегда было много друзей. Он привлекал их своей простотой, весельем и незаурядным талантом. Бабушка рассказывала, что ее брат превосходно играл на нескольких музыкальных инструментах – особенно на мандолине и балалайке.

После того, как Николай окончил алатырскую железнодорожную школу номер пять (теперь это школа номер одиннадцать), он поступил учиться в ФЗУ, а потом был направлен на работу в Алатырское депо. Работа эта была связана с чисткой и ремонтом паровозных котлов. Но работать ему пришлось недолго, так как вскоре началась война.

У бабушки сохранилось большое количество фотографий ее брата. Все они довоенные. Когда она показывала их нам, мы очень удивились тому, что на всех фотографиях Николай снят не один, а обязательно с другими людьми – со своей старшей сестрой, с которой он особенно дружил, с друзьями и родными. Мы спросили у нее, почему нет ни одной фотографии, где снят только он. На это бабушка ответила, что Коленька (так она звала его) фотографироваться очень не любил, а если соглашался – то лишь с дорогими ему людьми. Нам очень понравилось его лицо на этих старых фотографиях – лицо доброго, умного и мужественного человека…

После прохождения спецподготовки Н. Новиков был призван в тысяча девятьсот сорок втором году на фронт, где сражался на ленинградском направлении и даже был командиром артиллерийских орудий.

За отвагу и смелость, проявленные им во время участия в боевых действиях, он дважды представлялся к правительственным наградам. В одном из писем домой Николай сообщал отцу о награждении медалью «За оборону Ленинграда». Писал он так: «Вот что  твой сын Николай заслужил. Буду драться до последнего. Или грудь в медалях, или голова в кустах». То волнение, с каким бабушка читала нам эти строки, выведенные карандашом на обыкновенном тетрадном листке, который пожелтел от времени, передалось и нам с братом. Когда мы с ним взяли это письмо, чтобы просто подержать его в руках, нам подумалось тогда: кто знает, возможно эти слова написаны Николаем в момент короткого перерыва между ожесточенными и нестихающими боями. Мы держали в руках частицу его, частицу войны и видели в бабушкиных глазах слезы…

Тысяча девятьсот сорок четвертый год алатырские артиллеристы вместе с командиром орудия Николаем Новиковым встретили неподалеку от Нарвы, занятой фашистами. Очень важно было освободить город и занять берега Нарвы. Это давало возможность окончательно изгнать противника с оккупированных им рубежей.

В одном из последних писем отцу дед сообщает: «Приеду – заживем, но бить будем Гитлера до полного уничтожения. Отец, если и помру, то за свою любимую Родину, которая меня воспитала».

Однако, приехать ему не довелось. Он геройски погиб шестнадцатого февраля тысяча девятьсот сорок четвертого года в самом разгаре наступательной операции в глухих нарвских лесах, еще не окончательно очищенных от гитлеровцев, во время вражеского артобстрела. Ему не пришлось дожить около полугода до полного освобождения Нарвы и порадоваться в мае тысяча девятьсот сорок пятого года долгожданной победе вместе с однополчанами и родными. Последним прибежищем героя стала одна из многочисленных братских могил, которая затерялась где-то в лесных и болотистых нарвских краях.

К сожалению, точные обстоятельства гибели Николая Новикова неизвестны, поэтому когда мы с братом подрастем, то постараемся сделать все возможное для того, чтобы выяснить, как это случилось – и в память о нем, и в память о нашей бабушке.

Имя нашего деда – Николая Сергеевича Новикова высечено вместе с именами других погибших в годы войны алатырцев на одной из мемориальных досок обелиска на Венце и занесено в республиканскую Книгу Памяти.

Он не был генералом. Он не был Героем Советского Союза. Он не был тем, в честь кого дают названия городам, кораблям, площадям и улицам. Но он был тем, о ком мы всю жизнь обязаны помнить, потому что он был Солдатом, который отдал свою жизнь за нас с вами и за свою любимую Родину – за Россию!

 

 
Информационное наполнение сайта
Отдел информационного обеспечения и взаимодействия со СМИ администрации города Алатыря
Каляканова Т.Н., Латыпов Р.И.
тел. 8-83531-2-06-85

отправить письмо по e-mail galatr@cap.ru
Администрации городов и районов Чувашской Республики
Система управления контентом
429826, г.Алатырь, ул.Первомайская, д.87
Телефон: 8(83531) 2-02-70
Факс: 8(83531) 2-04-25
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика