«У Т В Е Р Ж Д Е Н»
Решением городского Собрания
депутатов города Алатыря
Чувашской Республики
15 февраля 2001 г.
РЕГЛАМЕНТ
ГОРОДСКОГО СОБРАНИЯ ДЕПУТАТОВ Г. АЛАТЫРЬ
ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Настоящий Регламент является правовым актом города Алатыря, устанавливающим порядок деятельности, основные правила и процедуры работы городского Собрания депутатов г. Алатыря (далее Собрание), который должен соблюдаться всеми депутатами представительного органа самоуправления и Главой самоуправления города Алатыря. Регламент городского Собрания депутатов, изменения и дополнения к нему принимаются решением представительного органа самоуправления города Алатыря.
Статья 1. Городское Собрание депутатов
Представительным органом самоуправления города Алатыря, обладающим правом представлять интересы населения, принимать от его имени решения, является городское Собрание депутатов.
Представительный орган самоуправления города Алатыря состоит из 15 депутатов, избираемых населением на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 4 года.
Городское Собрание депутатов осуществляет свои полномочия в соответствии с Конституциями Российской Федерации и Чувашской Республики, законодательством Российской Федерации и Чувашской Республики, Уставом города Алатыря, правовыми актами города Алатыря и настоящим Регламентом.
ГЛАВА 2. ЗАСЕДАНИЯ СОБРАНИЯ ДЕПУТАТОВ
Статья 2. Осуществление полномочий Собрания
В соответствии с Уставом города Алатыря Собрание осуществляет свои полномочия на заседаниях.
Очередные заседания проводятся не реже четырех раз в год.
Заседания Собрания проводятся открыто. На заседании, в порядке, установленном Регламентом, может быть решен любой вопрос, отнесенный к ведению Собрания.
Заседания Собрания могут проводиться закрыто, в порядке, установленном настоящим Регламентом.
Статья 3. Присутствие на заседаниях Собрания
На открытом заседании вправе присутствовать должностные лица городской администрации, депутаты Государственного Совета Чувашской Республики и Государственной Думы, их помощники, аккредитованные представители средств массовой информации, руководители предприятий, учреждений и организаций города Алатыря, жители города, прокурор, председатель суда, а также иные лица по приглашению представительного органа самоуправления города Алатыря.
Лица, присутствующие на заседании, не вправе занимать рабочие места депутатов Собрания за столами заседаний.
Статья 4. Закрытые заседания Собрания
Заседания Собрания (рассмотрение отдельных вопросов) могут проводиться закрыто. Закрытое заседание (закрытое рассмотрение вопросов повестки дня) проводится в соответствии с решением Собрания о проведении закрытого заседания (закрытого рассмотрения).
На закрытом заседании (закрытом рассмотрении вопроса) вправе присутствовать прокурор, председатель суда, а также приглашенные Собранием лица.
Статья 5. Видео- и аудиозапись заседаний Собрания
Во время проведения открытого заседания Собрания обеспечивается ведение протокольной аудио записи хода заседания Собрания. Во время проведения закрытого заседания (закрытого рассмотрения вопроса) запрещается ведение аудио- и видеозаписи в зале заседаний (кроме протокольной аудио- и видеозаписи, производимой уполномоченными на то Собранием лицами.
По решению Собрания может производиться радио- и теле-трансляция из зала заседаний.
Статья 6. Перенос заседаний Собрания и назначение внеочередных заседаний
Очередные заседания Собрания могут быть пропущены или перенесены постановлением Главы самоуправления, решением городского Собрания депутатов.
Внеочередные заседания Собрания могут созываться по инициативе Главы самоуправления, постоянных депутатских комиссий, а также по требованию одной трети от общего состава депутатов Собрания в срок, не позднее чем за три дня до его открытия.
Уведомление о пропуске, переносе будущих заседаний, назначении внеочередных заседаний направляется всем депутатам Собрания в течение суток с момента принятия решения.
Статья 7. Председательствующий на заседании Собрания
Заседание Собрания ведет председательствующий на заседании. Председательствующим на заседании является Глава самоуправления города. При его отсутствии на заседании председательствует Заместитель Главы самоуправления города Алатыря, а в иных случаях один из председателей депутатских комиссий по решению Собрания.
Во время ведения заседания в случае необходимости Глава самоуправления города вправе передать ведение заседания до его окончания Заместителю Главы самоуправления либо одному из председателей депутатских комиссий без голосования и имеет право в любой момент продолжить ведение заседания.
Глава самоуправления должен передать ведение заседания при рассмотрении вопроса, по которому он является докладчиком (содокладчиком).
Глава самоуправления города должен передать ведение заседания при рассмотрении вопроса о выражения ему недоверия.
Статья 8. Запрещение высказываний без разрешения председательствующего
Во время заседания Собрания никто из участников заседания, а также иных лиц, присутствующих на заседании не могут высказываться, не получив согласия председательствующего на заседании.
Статья 9. Объявление внеочередного перерыва в заседании
Внеочередной перерыв в заседании на срок до 30 минут объявляется председательствующим на заседании (без голосования), а также протокольным решением Собранием.
Статья 10. Сбор Собрания нового созыва на первое заседание
Собрание нового созыва собирается на свое первое заседание в порядке, определенном Уставом города Алатыря.
Статья 11. Подготовка первого заседания Собрания нового созыва
Подготовку первого заседания проводит Глава самоуправления города. Первое заседание Собрания может проводится по инициативе депутатов не позднее чем через две недели со дня обнародования результатов выборов депутатов представительного органа самоуправления и Главы самоуправления города.
Сообщение о времени и месте проведения заседания городского Собрания депутатов, вопросах, вносимых на рассмотрение Собрания, доводится до сведения депутатов и населения города не позднее, чем за пять дней до дня заседания. По вопросам, вносимым на рассмотрение Собрания, Глава самоуправления в указанный срок предоставляет депутатам необходимые материалы.
Статья 12. Открытие и ведение первого заседания Собрания нового созыва
Перед заседанием городского Собрания депутатов проводится регистрация депутатов, прибывших на заседание, а также всех иных лиц, приглашенных и прибывших на это заседание, также как и при проведении очередных и внеочередных заседаний Собрания.
Первое заседание городского Собрания депутатов открывает и председательствует на нем Глава самоуправления. Председательствующий на заседании вносит на утверждение депутатов предложения по повестке дня и порядок работы заседания, по организации, предоставляет слово для докладов и содокладов, организует прения, ставит на голосование внесенные проекты принимаемых решений и предложений депутатов по рассматриваемым вопросам, объявляет результаты голосования, оглашает вопросы, справки, заявления, предложения и письма, поступившие в президиум или секретарю.
Предложения по повестке дня вносятся на рассмотрение заседания председательствующим, а также могут вносится депутатами с обязательной их передачей в письменном виде председательствующему. Предложения по повестке дня могут излагаться депутатами в порядке их выступления.
Письменные предложения в обязательном порядке оглашаются председательствующим в порядке их поступления.
Решение о включении вопросов в повестку дня заседания городского Собрания депутатов считается принятым, если за него проголосовало не менее одной трети от числа депутатов, принимающих участие в заседании.
Для ведения протокола заседаний, регистрации вопросов, справок, сообщений, заявлений и других материалов, записи желающих выступить избирается секретарь городского Собрания депутатов на весь срок полномочий городского Собрания депутатов на общественных началах.
Установленный настоящей статьей порядок проведения заседания обязателен и при проведении всех других заседаний Собрания, перед началом которых организуется президиум Собрания из Главы самоуправления, Заместителя Глав самоуправления и Секретаря Собрания.
Статья 13. Права депутата Собрания на заседании
В порядке, установленном настоящим Регламентом, депутат Собрания на его заседаниях вправе:
- избирать и быть избранным в органы, структурные подразделения Собрания, предлагать кандидатов (в том числе и свою кандидатуру) в эти органы, заявлять отвод кандидатам;
- вносить предложения по повестке дня, по порядку ведения;
- вносить поправки к проектам документов;
- участвовать в прениях, задавать вопросы докладчику (содокладчику), выступать по мотивам голосования (до голосования);
- требовать постановки своих предложений на голосование;
- требовать повторного голосования в случаях установленного нарушения правил голосования и ошибок, проявляющихся в учете голосов депутатов, отсутствующих в зале заседаний в момент голосования, или в случае неучета голосов депутатов, принимавших участие в голосовании;
- высказывать мнение по персональному составу создаваемых или созданных Собранием структурных подразделений и кандидатурам лиц, избираемых, назначаемых или утверждаемых (согласовываемых) Собранием;
- вносить предложения о заслушивании на заседании Собрания отчета или информации любого органа либо должностного лица, подконтрольного и подотчетного Собранию;
- вносить предложения о необходимости проведения проверок и депутатских расследований по вопросам компетенции Собрания;
- ставить вопрос о необходимости разработки нового документа Собрания, вносить предложения по изменению действующих документов;
- оглашать обращения, имеющие общественное значение;
- пользоваться другими правами, предоставленными ему законодательством и настоящим Регламентом;
- получать любую информацию о структуре и штатах городской администрации и ее деятельности,
а также иные права, предусмотренные действующим законодательством.
Статья 14. Обязанности депутата Собрания на заседании
Депутат Собрания на заседании обязан:
- принимать участие в заседаниях Собрания;
- о причинах предполагаемого отсутствиях сообщать секретарю Собрания;
- соблюдать Регламент, повестку дня и правомерные требования председательствующего на заседании;
- выступать только с разрешения председательствующего;
- не допускать оскорбительных выражений;
- регистрироваться на каждом заседании и участвовать в работе заседания;
- покидая рабочее место за столом заседаний во время заседания, ставить в известность председательствующего.
Статья 15. Обязанности председательствующего на заседании
Председательствующий на заседании обязан:
- соблюдать Регламент и придерживаться повестки дня;
- обеспечивать соблюдение прав депутатов на заседании;
- обеспечивать порядок в зале заседаний;
-осуществлять контроль за соблюдением временного регламента выступлений, своевременно напоминать выступающему об истечении установленного времени;
- фиксировать все поступившие предложения и ставить их на голосование, сообщать результаты голосования;
- заслушивать (зачитывать) и ставить на голосование вне очереди предложения депутатов по порядку ведения заседания, в том числе и свои собственные альтернативные предложения;
- проявлять уважительное отношение к участникам заседания, воздерживаться от персональных замечаний и оценок выступлений участников заседания;
- принимать во внимание сообщения и разъяснения представителей комиссии по правилам и процедурам ведения заседания;
- редактировать предложения, выносимые на голосование.
Статья 16. Права председательствующего на заседании
Председательствующий имеет право:
- лишить выступающего слова, если он нарушает Регламент, выступает не по повестке дня, использует оскорбительные выражения;
- не прибегать к подсчету голосов при явном (очевидном) большинстве при принятии процедурных решений;
- обращаться за справками к депутатам и должностным лицам;
- приостанавливать незапланированные дебаты;
- призвать депутата к порядку, предложить Собранию выразить депутату порицание в установленном Регламентом порядке;
- прервать заседание в случае возникновения в зале чрезвычайных обстоятельств, а также грубого нарушения общественного порядка.
Статья 17. Продолжительность выступлений на заседании Собрания.
Продолжительность выступлений:
1) с докладами и содокладами - до 20 минут;
2) в прениях - до 10 минут;
3) в пункте повестки дня "Разное" - до 5 минут;
4) со справками, вопросами, формулировками
предложений, по порядку ведения,
мотивам голосования - до 3 минут;
5) с аргументацией и комментариями
по поправкам - до 3 минут.
По просьбе выступающего время выступления может быть увеличено (протокольным решением либо без голосования при отсутствии возражающих депутатов).
Статья 18. Продолжительность этапов рассмотрения вопроса
Общий лимит времени:
1) на вопросы докладчику и содокладчику - до 20 минут;
2) на прения - до 30 минут;
3) на рассмотрение поправок - до 20 минут;
4) на дебаты по порядку ведения - до 10 минут;
5) на выступления по мотивам голосования - до 15 минут.
Статья 19. Предотвращение беспорядка на заседании Собрания
Если на заседании возникает беспорядок и председательствующий на заседании лишен возможности его пресечь, он объявляет перерыв и покидает свое место. В этом случае заседание считается прерванным на 15 минут.
Если по возобновлении заседания шум или беспорядок продолжается, то председательствующий вправе объявить заседание закрытым.
Статья 20. Право Собрания на голосование
Собрание правомочно проводить голосования, если на заседании Собрания присутствуют не менее двух третей от общего числа избранных депутатов Собрания.
Статья 21. Порядок установления числа присутствующих на заседании
Число присутствующих на заседании депутатов определяется только по результатам табельной регистрации, которую проводит секретарь Собрания.
Табельная регистрация депутатов под роспись начинается перед каждым заседанием и проводится до его окончания с указанием времени регистрации.
Если не зарегистрировавшийся на заседании депутат выступает или принимает участие в голосовании, то он считается зарегистрированным с отметкой об этом в табеле регистрации под роспись секретаря Собрания.
Список депутатов, зарегистрированных на заседании, передается председательствующему на заседании секретарем Собрания.
Статья 22. Опубликование списка пропустивших более трети заседаний
Список депутатов, пропустивших без уважительной причины более трети заседаний в течение одного квартала, может быть передан решением Собрания для опубликования городскими средствами массовой информации.
Уважительными причинами отсутствия депутата на заседании Собрания являются документально подтвержденные болезнь, служебная командировка, а также командировка по решению Собрания, городской администрации, отпуск и иные причины, отнесенные к уважительным протокольным решением Собрания.
ГЛАВА 3. ВИДЫ И ОСОБЕННОСТИ ПРИНИМАЕМЫХ
СОБРАНИЕМ ДОКУМЕНТОВ.
Статья 23. Решения, принимаемые путем голосования
Собрание принимает путем голосования:
- Положения, Правила (нормативные правовые акты города Алатыря);
- Решения Собрания (правовые акты города Алатыря конкретно - регулирующего характера, принимаемые Собранием по вопросам его компетенции);
- заявления Собрания (акты, не носящие нормативного характера, излагающие позицию Собрания по вопросам, не относящимся к организации ее работы);
- обращения Собрания (акты, содержащие предложения, рекомендации, призывы и т.д., адресуемые конкретным лицам и/или органам);
- протокольные (процедурные) решения и иные решения, принимаемые путем голосования на заседаниях Собрания и не оформляемые документами, перечисленными выше в настоящей статье.
Статья 24. Принятие положений, правил, решений, заявлений, обращений Собранием
Положения и правила принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Собрания, если иное не установлено Уставом города или настоящим Регламентом.
Решения Собрания принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Собрания.
Заявления и обращения Думы принимаются большинством голосов от числа депутатов, присутствующих на заседании.
Протокольные решения принимаются относительным большинством голосов в соответствии с нормами статьи 27 настоящего Регламента.
Статья 25. Подписание принимаемых Собранием документов, решений
Принимаемые Собранием положения, правила, решения, заявления, обращения подписывает Глава самоуправления города Алатыря.
Статья 26. Решения Собрания
Решениями Собрания оформляются:
- утверждение плана работы Собрания в целом, внесение в него изменений, включение вопроса в утвержденный план работы Собрания и исключение вопроса из него;
- избрание Заместителя Главы самоуправления и освобождение его от должности;
- утверждение структуры Собрания и внесение в нее изменений;
- создание, упразднение постоянных комиссий Собрания;
- утверждение персонального состава постоянных комиссий и внесение изменений в их состав;
- утверждение и избрание председателей постоянных комиссий и освобождение их от должности;
- утверждение сметы расходов на обеспечение деятельности Собрания и внесение в нее изменений;
- результаты рассмотрения вопросов о снятии депутатской неприкосновенности;
- результаты рассмотрения вопросов о недоверии должностному лицу городской администрации;
Решениями Собрания оформляются:
результаты рассмотрения иных вопросов организации работы Собрания, если Уставом города Алатыря и настоящим Регламентом не установлен порядок их оформления в виде нормативных актов города Алатыря, либо если для их оформления недостаточно протокольного решения.
В исключительных случаях решения могут приниматься в опросном порядке с обязательным составлением листа опроса депутатов. Принятым в таком порядке решениям присваивается регистрационный номер следующего очередного (внеочередного) заседания Собрания депутатов с указанием фактической даты принятия решения, которое подлежит подтверждению на очередном (внеочередном) заседании Собрании депутатов.
Статья 27. Протокольные решения Собрания
Относительным большинством голосов, но не меньшим чем 1/3 от общего числа депутатов Собрания, принимаются протокольные решения:
- о принятии проекта документа за основу;
- о принятии поправок к проекту документа;
- о председательствующем на заседании;
- об изменении повестки дня заседаний Собрания;
- о продлении времени заседания;
- о поручениях Собрания по вопросам их компетенции (если они не оформлены правовыми актами);
- о процедурах голосования;
- об утверждении протокола о результатах тайного голосования в случае, если хотя бы один член счетной комиссии выражает в протоколе особое мнение.
Другие протокольные решения принимаются относительным большинством голосов не менее 1/3 от общего числа депутатов Собрания, если иное не установлено настоящим Регламентом.
Процедурное решение о проведении тайного или поименного голосования принимается согласно статьям 90, 91 настоящего Регламента.
ГЛАВА 4. ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАСЕДАНИЙ
Статья 28. Доведение до депутатов проекта повестки дня очередных заседаний
Секретарь Собрания не позднее чем за пять дней до очередных заседаний Собрания (если иное не предусмотрено настоящим Регламентом) доводит до сведения всех депутатов проект повестки дня очередного заседания и материалы, необходимые для рассмотрения вопросов.
Статья 32. Порядок создания рабочих органов заседаний Собрания
Протокольным решением Собрания могут создаваться рабочие органы (комиссии, группы) заседаний Собрания.
Статья 33. Распространение материалов для заседаний Собрания
Распространение материалов для заседаний Собрания осуществляется при наличии визы Главы самоуправления либо Заместителя Главы самоуправления, председателя профильной депутатской комиссии, в случае если он председательствуют на заседании Собрания.
Материалы, документы, проекты решений, которые готовились депутатским комиссиями либо соответствующими подразделения администрации города, должны визироваться председателем соответствующей комиссии, руководителями указанных структурных подразделений, которые ответственны за их разработку.
Иные материалы, необходимые депутату в его работе, предоставляются и размножаются по требованию депутата.
Статья 34. Информация об очередных заседаниях Собрания
Информация об очередных заседаниях Собрания, комиссий (групп) доводится до сведения всех депутатов секретарем Собрания.