В муниципальной системе образования действуют 27 образовательных учреждений. Все учреждения имеют лицензии, прошли аттестацию и получили государственную аккредитацию. Управление образования и молодежной политики, образовательные учреждения активно создают нормативно- правовую базу. В системе образования действуют 8 муниципальных программ.
В 2004 году проведена реструктуризация сети школ. Средняя общеобразовательная школа № 1 реорганизована путем присоединения к средней общеобразовательной школе № 11, средняя общеобразовательная школа № 8 реорганизована в основную общеобразовательную школу.
Организованно начат 2004 – 2005 учебный год. Все школы комиссионно приняты.
В течение года город принимал участие в целевых федеральных программах:
- по компьютеризации школьных библиотек; общая стоимость проекта- 289712 рублей, а именно:
федеральный бюджет 144856 руб.,
республиканский бюджет 72428 руб.,
местный бюджет 72428 руб.;
- по обеспечению образовательных учреждений спортивным оборудованием и инвентарем; общая стоимость проекта - 152532 рубля, а именно:
федеральный бюджет 76266 руб.,
республиканский бюджет 38133 руб.,
местный бюджет 38133 руб.
В 2004 г. продолжалось строительство пристроя на 250 ученических мест к школе № 9. Освоено и профинансировано 4,2 млн. рублей, в том числе 3,9 млн.рублей из республиканского бюджета и 300 тыс. рублей из местного бюджета.
Проведен капитальный ремонт кровли ДЮСШ № 2 и детского сада № 15 «Малыш».
Управление образования и молодежной политики, общеобразовательные учреждения достойное внимание уделяют совершенствованию модели выпускника.
С 2001 г. школы участвуют во Всероссийском эксперименте по введению единого государственного экзамена. Из года в год повышается качество знаний выпускников на ЕГЭ по математике. Так, в 2004 году из 241 учащегося выполнили тесты на «5» и «4» 71,4% (для сравнения: в 2003 году – 61,5%, в 2002 – 58,5%, в 2001 – 36%).
На ЕГЭ по русскому языку выполнили тесты на «5» и «4» 145 выпускников (60,2%). Кроме того, 85 учащихся 11 кл. (35,3%) сдавали ЕГЭ по выбору (для сравнения: в 2003 году – 22,3%).
По результатам итоговой аттестации 41 выпускник награжден золотой и серебряной медалями, что составляет 17% от общего числа (для сравнения: в 2003 году – 12,3%). 141 выпускник (57,3%) поступил в высшие учебные заведения РФ и ЧР (для сравнения: в 2003 году – 50,9%).
Город принимает активное участие в различных федеральных и республиканских мероприятиях.
Второй год подряд школы достойно представляют город на республиканском конкурсе «Лучшая школа года». Так, средняя общеобразовательная школа № 11 в 2003 .г награждена дипломом победителя республиканского конкурса «Лучшая школа года». Средняя общеобразовательная школа № 3 в 2004 г. признана призером конкурса.
На протяжении трех лет в городе успешно действует программа «Одаренные дети».
В 2003 – 2004 учебном году 1600 учащихся участвовали в городских предметных олимпиадах и конференциях; из них 130 учащихся стали победителями и призерами.
113 школьников участвовали в республиканских олимпиадах, конференциях, конкурсах, из них 20 - получили дипломы победителей и призеров.
Расширяется география участия в предметных мероприятиях федерального уровня: города Москва, Казань, Саранск, Самара, Киров, Ярославль и др.. В 2004 г. учащаяся школы № 7 заняла II место во Всероссийской олимпиаде по экологии. Пятеро учащихся награждены дипломами победителей и призеров (I и III места) по итогам Российской научно-практической конференции «Молодежь и экология – ХХI век».
С 2002 года действует городское Положение о порядке премирования способных и одаренных детей. Лучшие школьники по итогам предметных состязаний награждаются на городском празднике «Альянс эрудитов» грамотами, дипломами и денежными премиями.
Активизируется научно-исследовательская деятельность детей, представляющих свои работы по граждановедению, истории, культуре родного края, языкознанию, педагогике, психологии, экономике на различных научно-практических конференциях.
Развивается инновационная, проектная деятельность образовательных учреждений. Так, сош №7 участвует в республиканском эксперименте по совершенствованию структуры и содержания физической культуры, внедряет профилактический проект ХОУП «Полезные привычки», «Полезные навыки», «Полезный выбор», сош №11 в течение четырех лет работает над реализацией социального проекта «Школа – правовое пространство», сош №3 лидирует в республиканском конкурсе проектов «Я – гражданин», гимназия №6 является победителем межрегионального конкурса социально-культурных проектов.
Приобретает качественно новый уровень военно-патриотическое воспитание, совершенствуется музейное дело в сош №2,3,7,9.Военно-спортивный клуб «Звезда», действующий при Доме детского творчества, занял второе место в республиканском конкурсе военно-спортивных клубов.
Создается система мероприятий, способствующих укреплению физического здоровья детей. Школьными спортивными секциями в 2004 г. охвачено 55% учащихся (для сравнения: в 2003 г. - 47%). В республиканской спартакиаде школьников по баскетболу команды юношей и девушек заняли II и III места.
В 2004 г. организованными формами летнего отдыха и занятости охвачено 2967 детей, что составляет 66,3% (для сравнения: в 2003 г. – 65,6%). На содержание пришкольных лагерей направлено 422100 тыс.рублей, из них 207480 рублей из местного бюджета, 214620 рублей из средств фонда социального страхования.
Проблемные вопросы на 2005 год:
1. Завершение строительства пристроя на 250 ученических мест к школе № 9. Требуется 2100,0 тыс.руб., в том числе: 1400,0 тыс.руб. погашение кредиторской задолженности, 900 тыс.руб. остаточная сметная стоимость.
2. Строительства пристроя спортивного зала, индивидуальной котельной и реконструкции столовой средней школы № 2. Ориентировочная сметная стоимость строительно-монтажных работ и оборудования 12,2 млн.руб.
3. Газификацию средней школы № 12. Сметная стоимость строительно-монтажных работ и оборудования 1 млн.317 тыс.руб.
4. Подготовка проектно-сметной документации на строительство пристроя спортивного зала к школе № 11.
Начальник ГУО и МП М.В. Марискин