ГОРОД ПРАВОСЛАВНЫЙ
В год 7060-й от Сотворения Мира по Ветхо-заветному летоисчислению,
1552 - от Рождества Христова,
по границе с Казанским ханством
на реке Суре основан русский православный город-крепость Алатырь.
Из летописных источников.
История возникновения и распространения христианского православия на Руси взята из «Повестей временных лет» X-XI веков.
Первая христианская церковь святого Ильи Пророка в Киевской Руси упоминается 945 годом при приведении к присяге русских воинов. Это была соборная церковь для христиан из варягов, крещенных в дальних походах.
Первое христианское крещение в 955 году приняла русская княгиня Ольга, для избавления «от козней дьявола и сетей его». Оно было свершено в Греческой земле цесарем Константином с патриархом.
Владимир - Великий князь Киевской Руси, будучи язычником, узнал от мужей своих, что вера греческая наилучшая из всех имевшихся, в 988 году пошел походом со своим войском, покорил греческий город Корсунь. Запросил он у греческих царей Василия и Константина отдать ему в жены их сестру царицу Анну.
Случилось, что в те дни Владимир внезапно занедужил. Анна послала ему сказать: «Если хочешь избавиться от болезни этой, то крестись поскорей, если же не крестишься, то не избудешь недуга своего». Владимир повелел крестить себя. Епископ же корсунский с царициными попами, огласив, крестил Владимира. Он ощутил свое внезапное исцеление, прославил бога: «Теперь узнал я истинного бога». Женившись на царице Анне, с нею вернулся он в Киев, вознамерившись осуществить крещение народа.
В Киеве велел он порубить все изображения идолов и кумиров и сжечь их, главного идола Перуна утопить в Днепре. Затем послал по всему городу сказать: «Если не придет кто завтра на реку - будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб - будет мне врагом».
Народ киевский весь собрался и пришел, с радостью и ликованием принял крещение в Днепре. Вместе с Владимиром попы царицины и корсунские крестили всех - и взрослых, и детей.
На том месте, где стоял идол Перун, поставил князь церковь христианскую во имя святого Василия.
Нисколько не медля, повелел князь Владимир распространять веру христианскую по всей Руси. Наказал он рубить и ставить церкви в тех местах, где ранее стояли идолы и кумиры языческие.
С той поры православное христианство стало распространяться по обширной земле российской, в ее городах Ростове, Новгороде, Муроме, Владимире, в Древлянской земле, в Тмуторокане.
Раздал он эти города и земли сыновьям своим. Одновременно основывал новые города по Десне, по Остру, по Трубежу, по Суле, по Стугне.
Были поставлены новые города Белгород, Переяславль, Владимир-Залесский, Владимир-Волынский, Полоцк, Смоленск, Туров, Галич, Псков.
С освобождением российских территорий от половецкого засилия пространства от Волги до Днепра, присоединения их к русским княжествам, основывались новые города. С их возникновением шло дальнейшее распространение христианской веры.
В возводимых городах церкви стали определять попов греческих, приводить людей на крещение. Посылал Владимир собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное. Тем самым на Руси сбывались пророчества:
«В те дни услышат глухие слово книжное, и ясен будет язык косноязычных». «Благословен господь Иисус Христос, возлюбивший Русскую землю и просветивший ее крещением своим».
Вопреки ветхозаветному учению, когда из-за многоязычия люди не смогли построить Вавилонскую башню, христианство, распространяемое по землям российским, сплачивало разноязычных славян в одну веру, к единению. На Руси сплачивались люди, говорившие по-славянски - поляне, древляне, новогородцы, полочане, дреговичи, северяне, сужане (волыняне). С Русью православной объединялись народы, жившие на прилегающих землях, дающие дань ей - чудь, меря, весь, мурома, черемисы, мордва, пермь, печера, народы северных стран.
В те времена на бескрайних пространствах российской равнины люди стремились возводить города красивые: они ставили храмы и церкви светлые и высокие на холмах, крутых берегах рек. Они отличались лаконичной архитектурой, были видными со многих точек любой округи, служили как бы маяками на дорогах среди лесов, полей и рек.
Возведение христианских храмов, церквей, монастырей, часовен в российских княжествах, городах и весях являло собой большой материальный и духовный символ: строения возводились «белокаменные», богатые по архитектурному и художественному оформлению. Богато украшались рельефными украшениями растений и животных. В живописи создаются превосходные фрески. По своему содержанию они носили церковный, религиозный характер. Но главное - они создавались руками русских мастеров, познавших и полюбивших народное искусство.
Русскими зодчими возводились кремлевские ансамбли во многих древних русских городах, крепостные сооружения, дворцы, здания культового и гражданского значения. Достаточно назвать Московский кремль, Новгородский кремль, Зимний дворец, Колокольню Ивана Великого, храм Василия Блаженного, деревянные церкви в Кижах - все это шедевры русского зодчества.
Архитектурное совершенство в сочетании с произведениями скульптуры, живописи, графики, декоративными изделиями создавали неземной божественный мир. Примером может служить русская иконная живопись, представителями которой были Андрей Рублев, Михаил Врубель, Виктор Васнецов, Михаил Нестеров, Василий Поленов.
В мировой истории религия и искусство дополняли друг друга. Эпоха Возрождения - на библейские сюжеты созданы величайшие скульптурные произведения, украшавшие папский собор Святого Петра в Ватикане, грандиозные культовые сооружения в Риме и Флоренции. Зодчие той эпохи - Микельанжелло, Рафаэль, Браманте, Бретольдо.
В период обособления разрозненных русских княжеств шла кровавая междоусобица среди потомков Великого Владимира. После его смерти в 1015 году братоубийственные войны князей усилились и Киевская Русь пришла к своему упадку. Любечский съезд князей в 1097 году при Владимире Мономахе завершил ее распад.
Сын Владимира Мономаха, Юрий Долгорукий, основал Москву и московское княжество в 1147 году.
Вокруг Московского княжества стали объединяться ближайшие города Смоленск, Тверь, Владимир-Залесский, Владимир-Волынский, Новгород. Это объединение привело к созданию государства Московского. Переживая и преодолевая смутные времена, оно возрождалось, крепло, приобретало экономическую и политическую самостоятельность. Красноречивый пример тому - победа Дмитрия Донского на Куликовом поле над Монголо-Татарскими завоевателями в1380 году.
Царь Московский самодержец Российский Иван IV Грозный, укрепляя государство изнутри, начал расширять его внешние границы, стремился обезопасить Русь от ее внешних врагов. Освобождая земли российские от засилия Ногайской Орды и Казанского ханства по Волге, Дикому полю, он продолжал «святое» дело, упрочал христианскую веру на обширных просторах России.
Город Алатырь, основанный Иваном Грозным в 1552 году, основывался не только как крепость, но как поселение христианское, православное.
При возведении крепости на ее главной проездной башне был помещен образ Нерукотворного Спаса. Внутри крепости была построена первая деревянная соборная церковь Иоанна Предтечи. Во время восстания под предводительством С.Разина церковь в 1670 году была сожжена.
С расширением вокруг крепости городского посада и слобод, в них начали основываться монастыри, церкви и храмы.
Еще в царствование Ивана Грозного в 1553-1584 годах был основан Свято-Троицкий мужской монастырь , три деревянные церкви: церковь Святой Троицы, из-за ветхости была снесена до 1748 года; церковь во имя Зосимы и Савватея, разобрана до 1767 года; церковь Благословения Господня, упразднена до 1801 года.
В 1639 году основан Киево-Печерский новодевичий монастырь. На его территории построены две деревянные церкви - церковь во имя св. Николая в 1639 году; церковь Покрова Пресвятой Богородицы в 1640 году. Впоследствии обе церкви были перенесены на новое место вместе с монастырем.
Примерно в те же годы был построен деревянный Богородице-Рождественский собор, сожженный в период разинского мятежа в 1670 году.
В период до 1680 года в городе были построены три деревянные церкви - Стефановская, Знаменская, Успенская. Все они сгорели при пожаре в 1754 году.
При основании Свято-Духовской пустыни были возведены две деревянные церкви: во имя Святого духа, из-за ветхости была снесена до 1830 года; церковь во имя Иверской Божией Матери, была продана в село Миренки в 1830 году.
История не сохранила до нас сведений, когда и в честь какого события строились упомянутые богослужебные здания. Вероятно, многие события, происходившие в те времена на Руси, заслуживали всенародного признания и могли быть отмечены и увековечены христианскими сооружениями.
Приходили на российский трон цари, самодержцы, монархи, менялись патриархи, изгонялись с земли русской иноверцы.
После Ивана Грозного на царский престол приходили царь Федор, царь Борис, царь Михаил Романов, правительница Софья Алексеевна, венчались на царство малолетние Иван и Петр.
Завершилось изгнание с территории России Ногайской Орды, покорено Казанское ханство. Было покончено с польской интервенцией, изгнание самозванца лже-Дмитрия. Возглавляли народное ополчение Минин и Пожарский, освободившие русскую землю. В 1654 году состоялась Переяславская Рада, восстановившая три вековые ветви российского государства - великороссов, украинцев, белоруссов, составляющих его становой хребет. В те же времена ушел в мир иной патриарх Филарет. Патриарший пост занимал Никон. Все эти события заслуживали увековечивания памяти о них.
Шли годы. Жила и укреплялась Россия. Продолжалась жизнь в одном из ее провинциальных городов - Алатыре. Упрочила свою роль христианская церковь.
В середине XVII века, подвергавшийся набегам и разорению, городской Свято-Троицкий монастырь постепенно восстанавливался и укреплял свое влияние в городе и всей округе. К нему были приписаны крупные селения уезда - Ичиксы, Кладбищи, Кувакино, Милютино, Миренки, Мишуково, Сурский Майдан, Турдаково, Чуварлеи, Четвертаково, Явлеи.
На территории монастыря были заново построены две каменные церкви: в 1754 году Свято-Троицкая, в 1801 году - Сергиевская.
При переносе на новое место Киево-Никольского девичьего монастыря здесь были возведены три каменные церкви: в 1737 году Николаевская, в 1753 году Вознесенская, в 1764 году Покровская.
Взамен пришедших в ветхость, сгоревших в пожарах, в городе возводились каменные здания церквей, храмов, соборов.
В 1639 году был восстановлен каменный Богородице-Рождественский собор.
В 1703 году был заново построен каменный собор Иоанна Предтечи.
Последующая хронология возведения церковных зданий такова:
1755 год - построена каменная Рождественская церковь,
1770 год - построена каменная Знаменская церковь.
1778 год - построена каменная Троицкая инвалидная церковь.
1779 год - построена каменная Казанская церковь, которая через сто лет была реконструирована на средства алатырских купцов братьев Поповых.
1784 год - построена каменная Успенская цекрковь на средства горожанки Иевлевой.
1787 год - построена каменная церковь во имя св.мученицы Софьи.
1806 год - построен каменный храм Казанской Божьей Матери в Ключевской пустыне, взамен пришедшей в ветхость деревянной церкви.
1826 год - построена каменная кладбищенская Кресто-Воздвиженская церковь. Действовала постоянно.
1831 год - построена каменная теплая церковь во имя св.мученика Ивана Воина в Свято-Духовской пустыне.
1833 год - построен храм во имя Святого Духа в той же пустыне.
1910 год - построена каменная церковь во имя св. мученика Иакова Алфеева в Алатырском пригороде Ямском Посаде.
1848 год - возведена часовня в память об освобождении от холеры.
1866 год - возведена часовня в память сохранения жизни Государя.
Приведенные данные свидетельствуют о том, что самое интенсивное строительство церковных заведений в городе велось в годы правления трех монарших особ - Императриц Анны Иоановны 1730-1740 годы, Елизаветы Петровны 1741-1761 годы, Екатерины Великой 1762-1796 годы.
За пятьдесят лет с 1737 по 1787 годы в городе и его монастырях было построено десять церквей. За пятьдесят последующих - шесть церквей и две часовни.
В тридцатые-восьмидесятые годы на всей территории Алатырской провинции так же интенсивно возводились церковные приходы в крупных селах волостей: к примеру, в четырех волостях Алатырской, Промзинской, Кувакинской, Порецкой насчитывалось 109 церковных прихода и две монастырские пустыни.
Для подготовки священнослужителей в городских церквях и сельских приходах в 1818 году в Алатыре было основано уездное духовное училище. Для учащихся в нем действовала домовая церковь.
Отличительная особенность города Алатыря состояла в том, что он с 1719 по 1779 годы являлся центром крупнейшей Алатырской провинции в составе Нижегородской губернии. Границы провинции простирались от города Симбирска на юге, пролегали вдоль реки Инза до города Саранска в центре Волжской равнины, далее на север граница доходила до города Ядрина, с выходом на побережье средней Волги. Отсюда граница проходит по северной стороне всего присурского бассейна, вновь возвращаясь к волжским берегам Симбирской губернии.
Именно в тот период в конце царствования Анны Иоановны по переписи 1738 года в Алатырской провинции насчитывалось свыше 73 тысяч жителей.
Алатырский край, располагавшийся на плодородных землях большой территории, являлся регионом хлебопашным, наличие лесов, рек, озер способствовало развитию перерабатывающих производств - мукомолье, виноделие, лесопиление, кожевенное, гончарное, рыбный промысел. Развивались ремесла и торговля.
Пребывание Алатырской провинции в составе Нижегородской губернии, впоследствии уезда в составе Симбирской губернии, явилось периодом развития экономических и торговых связей с другими городами Поволжья - Самарой, Казанью, Нижним Новгородом, Астраханью, далее с Москвой, Петербургом.
По преданию, в давние времена по Суре и Волге купцы из алатырской провинции «бурлацким» ходом в полузатопленных баржах поставляли знаменитую сурскую стерлядь не только в Москву к столу русских бояр и в царские хоромы, но и далее через Рыбинск и Вышний Волочек в европейские страны, вплоть до Парижа, на кухни французских маркизов, кардиналов и королей.
Просвещение в Алатыре того периода находилось на довольно невысоком уровне: трехклассное городское училище, женская прогимназия, три начальных городских училища, церковно-приходская школа при Казанской церкви, волостное начальное училище, уездное духовное училище. Как бы казалось ни парадоксальным, религиозная направленность в народном воспитании морали и нравственности способствовала просвещению. Возникали начальные церковно-приходские школы в волостных центрах уезда, крупных селениях.
В этих условиях алатырские дворяне, крупные помещики провинции, чиновничество и духовенство стремились и имели возможность давать образование своим детям в крупных просветительских центрах - Казани, Нижнем Новгороде, Москве, Петербурге, где для многих открывался путь в науку. В крупных помещичьих семьях края появлялись выходцы в большой научный мир. На этой основе укреплялись родственные связи между ними: Павловы, Мечниковы, Сеченовы, Филатовы, Крыловы, Лобачевские, Капицы в начале XIX века практически являлись членами одного большого семейства, давшего 19 человек ученых с мировым именем. Одна примечательность: будущий академик Александр Николаевич Крылов получил начальное домашнее образование в семье Предводителя Алатырского дворянства, владел при этом пятью иностранными языками, знал Высшую математику.
Как известно, естественные науки на протяжении многих столетий человеческого бытия находятся в противоречии с религиозными догмами.
Ветхозаветовское и новозаветовское учения проповедуют о божественном сотворении мира с давностью чуть более семи с половиной тысячи лет, где излагается шестидневный срок миротворческих деяний. Все просто и хорошо. Можно и отдохнуть, что было сделано в день седьмой. Естественные науки трактуют: материальный мир вечен и бесконечен во времени и пространстве, находится в состоянии постоянного движения. Доказательства - в научных познаниях существования мира, исчисленного многими миллионами лет, следы на Земле неземных цивилизаций.
Спор этот вечен и бесконечен, как сама материя. Отношение к христианству, православию в общественном сознании не однозначно. Отношение личностное определяется чувством нравственной ответственности в исповедыовании религии. Это отношение может быть, в определенной мере, открытым показным и интимным скрытым. Должно быть, во всяком случае, не лицемерным.
Проявление лицемерия не менее грешно, чем другие человеческие пороки. Это явственно при нынешних публичных посещениях молитвенных торжеств в христианские праздники храмов, соборов, церквей нынешними бывшими «партбилетчиками», которые, проявляя показное рвение к Богослужению, со свечами в руках, не умея себя «крестом осенить», на самом деле остаются в безверии.
Как свидетельствует история и реальная действительность, христианство вобрало в себя лучшие моральные и нравственные качества. Ветхозаветные Моисеевские заповеди, Нагорная проповедь нового Завета проповедовались среди людей в веках, получили свое отражение в общественном сознании. «Моральный кодекс» недавнего советского периода в Российской действительности строился на основе упомянутых моисеевских и христианских заповедей.
Славянские народы в своем историческом развитии многим обязаны христианству: вместе с его распространением они получили книжное слово, обрели превосходную азбуку «кириллицу», изобрели книгопечатание. Христианство вобрало в себя богатейшую историю многих народов, обогатило человеческую цивилизацию и культуру, способствовало развитию народного просвещения, насколько это было возможно в определенных исторических условиях.
Христианство, распространяясь по Руси, проповедуя веру в Спасителя, вобрало в себя и дало церковное покровительство многим народным обрядам, обычаям, традициям: свадебные обряды с таинством венчания, народные гуляния и праздники - проводы зимы (масленица), «святочные» обряды, колядки, гадания, встречи весны, праздники урожая и т.п.
Христианство на русской земле пережило свое тысячелетие. Сама христианская церковь пережила и переживает смуты, расколы, притеснения. Наиболее заметное проявление этих течений началось с вступления в патриаршую должность Никона. Он отменил многие вековые христианские обряды.
Церковные смуты и раскол проявились в царствование Петра I. Он отменил на Руси патриаршество, учредил Синод. Сами церковники называли его антихристом.
По оценке историков, противоборство старой и новой Веры кроме невежества ничего не принесло. Подвергавшиеся гонению старообрядцы объединялись в различные раскольничьи секты. Среди прочих, секты хлыстов и скопцов были выявлены в Алатыре. Алатырские купцы Милютины в 1806 году имели свое влияние на сектанские группы в селах Алатырского уезда Стемасе, Гарту, Талызине и ряде селений в Ардатовском и Курмышском уездах.
Церковный раскол проявлялся в период крестьянских волнений под предводительством И.Болотникова, С.Разина, Е.Пугачева, во времена которых раскольниками подвергались разорению и пожарам алатырские монастыри и церкви.
Религия и духовенство подвергались преследованиям и гонению в послеоктябрьский 1917 года период. Атеистические выступления «воинствующих безбожников» поддерживались и поощрялись на государственном уровне. О событиях того времени с горечью вспоминает в своем богословском издании «Слово о святой обители Алатырском Свято-Троицком мужском монастыре» игумен отец Иероним.
Первые нападки новой власти на религиозные устои начались с 1919 года. Притеснения начались со Свято-Троицкого монастыря. В 1922 году под видом сбора средств в пользу голодающих началось насильственное изъятие ценной церковной утвари и имущества, а затем закрытие храмов и церквей. В 1929 году со всех церковных звонниц были сняты и отправлены в переплаку все колокола.
В закрываемых церквях, храмах и соборах, монастырских помещениях размещались предприятия, складские хранилища, различные производства. К 1940 году из всех богослужебных объектов города осталась действующей одна Кресто-Воздвиженская церковь.
Подобная участь постигла многочисленные церковные приходы сельских церковных общин, из которых в действующих оставались единицы. К примеру, в Алатырском административном районе с 1943 года, когда часть приходов возобновила свою деятельность, богослужения велись в Атратской, Алтышевской, Иваньковской, Миренской церквях.
Новое возрождение храмов, церквей, монастырей в городе началось с 1992 года. Открылось богослужение в отреставрированных церквях двух монастырей: Свято-Троицком мужском и Киево-Николаевском новодевичьем. Продолжаются работы по их полному восстановлению. Действуют вновь Знаменская церковь и Богородице-Рождественский собор. Ведется реставрация других церковных объектов.
В истории православия областей Среднего Поволжья город Алатырь был и остается примечательным местом духовной жизни. Здесь находится комплекс христианских сооружений - церквей, соборов, храмов, монастырей, которые в разные периоды жизни находились под пристальным вниманием в духовно-административном отношении, начиная от казенного патриаршего приказа, Нижегородской митрополии, Казанской, Симбирской, Чебоксар-ской епархий.
Высшие духовные лица - епископы епархий нередко посещали духовные христианские заведения нашего города. Упоминается посещение Алатыря епископом Павлом Казанской епархии в 1825 году. 25 декабря в Соборной церкви города все мужское население было приведено к присяге на верность царю Николаю I.
Православная церковь всегда провозглашала и проповедовала веру в Бога, Царя и Отечество.
В 2001 году произошло значимое событие: 8 июля город Алатырь посетил с официальным визитом Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. Он встретился с жителями города на общегородском стадионе. Посетил Свято-Троицкий мужской монастырь, Киево-Николаевский новодевичий монастырь, Рождественский скит. Патриарх отслужил Божественную литургию в Свято-Троицком мужском монастыре. Огласил моление за здоровье алатырских жителей.
Христианское православие в городе продолжает жить. |