07.08.2004
Подборка материалов этой полосы посвящена нашему коллеге журналисту, талантливому литератору, блестящему исследователю прошлого родного края Евгению Петровичу Краснову, этим летом безвременно ушедшему от нас в расцвете литературного таланта. Творческий дебют Е.П.Краснова состоялся на страницах нашей газеты. И все его основные произведения были вначале опубликованы в «Алатырских вестях». Это уже потом были публикации в отечественных и зарубежных журналах.
Каждая работа исследователя - это новые открытия. И вот как он выразил свое творческое кредо, обращаясь к читателю: «Я знаю, что ты умнее меня, но ты разучился удивляться и очаровываться.
Право, вместо того, чтобы посвистывать, восстанови в себе, если утрачена, способность непосредственного, незашоренного восприятия всего вокруг - работы, поисков пути, сердечной смуты. Ну, нет же счастья выше, нежели,
Все время схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытия. (Пастернак).
Попробуй так, читатель! И тогда ты узнаешь, как восторг внезапный ум пленит...
Только на поверхностный взгляд кажется, что нет ничего примечательного в двух датах, ограничивающих физическое пребывание человека в подлунном мире. В действительности, года рождений и кончин - это яркие хронологические маяки. Их лучи многое высвечивают в зыбких сумерках прошлого. Когда же там, во дне вчерашнем, взгрустнет, чело нахмуря или белозубо улыбнется Пушкин, бездна истории вмиг становится обжитой и домашней, а животрепещущая современность - неисчезаемой».
Ирина ЛЬВОВА
Памяти друга, поэта, журналиста, учителя.
Звезды на радужный пир
Нас пригласят к себе снова.
...Буду читать «Новый мир» -
Памяти Женьки Краснова.
Повыпадают снега
Холодно и бестолково.
Босха люблю и Дега -
Памяти Женьки Краснова.
Я рассуждать не берусь:
Кто мы? К чему мы готовы?
Это беснуется Русь -
Памяти Женьки Краснова.
Всю я тебя изучу,
Смерти суровая школа...
В классе поставлю свечу -
Памяти Женьки Краснова.
Ты только с неба глядишь...
Больше ни жеста, ни слова.
Пусть мне приснится Париж -
Памяти Женьки Краснова.
Нелегко осознавать: нет с нами больше Евгения Краснова. В мае ему исполнилось только пятьдесят четыре. Дружеские отношения у нас с ним начали складываться с конца 70-х. Объединял общий интерес к истории, культуре, искусству родного края. Он был неординарным человеком: вспыльчивым и мягким, насмешливость совмещалась с ироничностью. Его юмор сочетался с сарказмом. Евгений имел от природы прекрасную память. С раннего детства полюбил русскую поэзию и прозу. Был увлечен русской эмигрантской литературой, жадно впитывал их эпистолярное наследие, восхищался литературой «серебряного» века. Наизусть декламировал стихи и поэмы А.Пушкина и С.Есенина, А.Блока и А.Ахматовой, Б.Пастернака... «Пописывал», как выражался он сам, «стишки». Общаясь с окружающими людьми, он быстро ориентировался в их интересах и человеческих качествах.
Евгений Петрович Краснов родился в семье художника-педагога в селе Мишуково. По окончании учебы в Ардатовской средней школе и Мордовском пединституте, который закончил в 1972 году, работал в Горьковской областной молодежной газете «Ленинская смена». После демобилизации из рядов Советской армии вся его последующая жизнь связана с городом Алатырем.
Но душе хотелось иного. Имея жизненный опыт, множество прочитанных книг, он пришел работать в художественный музей. Именно здесь Евгений обрел себя, начался его взлет на литературном поприще. Литературно-художественные засиживания, а труд этот, ох, нелегок продолжались до 4-5 часов утра. Из-под его пера появлялись прекрасные талантливые вещи. Им был поднят давно забытый пласт нашей истории, нашего края, родовых связей и дружеских взаимоотношений людей ушедших столетий. Это плод его творческих изысканий.
В Алатыре он стал членом Союза журналистов России, Ассоциации русских писателей Чувашской Республики.
В последние годы жил в столице республики. Он единственный из ныне пишущей братии Чувашии был опубликован за рубежом. Велась подготовка его принятия в Союз писателей России. Были большие планы, выявлены интереснейшие факты из нашей истории и культуры. Но жизнь определила иначе. Памятью о нем должна быть книга, о которой он мечтал.
Н.ГОЛОВЧЕНКО.
Евгений Петрович. Это был человек, не терпящий не только лжи, обмана, фальши, но и лукавства. С глубокой иронией, а то и сарказмом относящийся к людям подобного сорта.
Как-то во время одной из встреч наша беседа получилась долгой и, помнится, Евгений Петрович сказал мне:
- Ну, Федор, экзамен на «вшивость» ты выдержал.
С той поры мы узнали друг о друге еще больше. Я приходил в художественный музей не только на выставки картин, но и пообщаться с Евгением Петровичем.
Человек начитанный, имеющий свои суждения, он учил меня не стесняться, не бояться писать, писать большие произведения. Его моральная поддержка, а потом и помощь в публикации моих этюдов в республиканском журнале «Новый лик», издании книги «В синий полдень» окончательно придали мне уверенность на литературном поприще.
Не верилось, что жизнь Евгения Петровича оборвалась, и я, смотря из Засурья на Алатырь и угадывая в контурах колокольню Знаменской церкви, производственный корпус завода «Электроприбор», спрашивал их: «Знаете ли вы, что Евгения Петровича Краснова не стало? Вы должны знать его. Он работал рядом, в художественном музее». ... Потом Евгений Петрович переехал жить в Чебоксары. Мы переписывались. Письма, теплые, искренние, душевные, с удалью и заботами русского человека, я берегу.
Мы потеряли талантливейшего историка, писателя, человека, любившего людей и истину.
Ф.НЕСТЕРОВ.
Последняя публикация Е.П.Краснова «Все время схватывая нить...» - фрагмента из обширного повествования «Дороги 1833 года, или Бывают странные сближенья» была в парижском журнале «Союз Дворян». Вот выдержки из редакционного послесловия: «Дороги 1833 года...», как обозначил сам автор, - вещь околопушкинская. В ее основе путь А.С.Пушкина из Симбирска в свою нижегородскую вотчину осенью 1833 года, когда поэт возвращался из поездки в Оренбургские степи, где собирал свидетельства о пугачевской смуте, о русском бунте - «бессмысленном и беспощадном».
Стержнем многопланового исследования Е.П.Краснова являются взаимоотношения трех поколений симбирян Крыловых с Пушкиным вообще и с пушкинской темой в частности. Крыловы и Пушкин, хотя и главный, но далеко не исчерпывающий аспект «Дорог 1833 года...». Двигаясь вслед за поэтом из Симбирска в Болдино, автор то и дело, основываясь на эпистолярных и мемуарных свидетельствах, а также на кропотливых архивных изысканиях, сворачивает с магистрального пути своего повествования и заглядывает в усадьбы многих симбирских помещиков, рисуя выразительные портреты дворян Языковых и Приклонских, Кротковых и Филатовых, Тюбукиных и Топорниных, Ермоловых и Мачевариановых. Такой прием позволил исследователю не только глубоко погрузиться в изображаемую эпоху, но и рассказать о событиях и людях той далекой поры очень добротным русским языком».
Администрация г.Алатырь