Писатель Николай Васильевич Нарышкин (Махотин) - незаурядная личность: русский - по национальной принадлежности, обаятельный и простой - по натуре, гражданин Волжско-Посурского края России - по происхождению, ученый - по роду занятий, писатель - по призванию, настоящий Человек - по признанию...
При первом моем знакомстве с ним в юбилейные дни, посвященные 450-летию Алатыря, он оказался простым, доступным, общительным. Позднее на творческих встречах писателя с представителями алатырской общественности он продолжал покорять всех присутствующих своим обаянием, эрудицией, знанием жизни.
В своем писательском мастерстве он неподражаем: здесь гармонично сочетаются реальная правда жизни и только ему присущий художественный вымысел, отображенные в необычной поэтической прозе, словно БЕЛЫМ СТИХОМ исполненной, что придает его сочинениям былинный характер. Эта поэтическая проза звучит и звенит в любом его слове, в каждом слоге и предложении, то ли сказанными в устной форме или выписанными в его произведениях. Произнесенные обыкновенным человеческим языком восторженные звуки превращаются затем в мелодию, которая раздольной песней размеренно плывет по округе над обширным Волжско-Посурским краем, который писатель боготворит и неустанно прославляет, горячо и сердечно любит.
Сегодня Николай Васильевич Нарышкин - один из немногих русских писателей, является истинным хранителем величия Русского Слова, всего богатства Великого Русского Языка. Он осознанно возвеличивает предметы и явления, понятия и обозначения, придавая им возвышенную окраску, священный смысл, именуя их с Заглавной буквы: Вселенная, Природа, Родина, Отечество, Народ, Мать, Отец, Любовь, Преданность, История, Культура - это часть из того, что писатель относит не только понятиям собственным, но и общечеловеческим. Его художественная проза по-особому Возвышенна, Величава, Патриотична, Эпохальна.
Такова сила Великого Русского Языка, из откровенных глубин которого писатель извлек нужное слово, сумел силой и красотой его осветить нынешнее бытие, возрождая в нем истинный Русский Дух. Этой силой слова писатель отображает богатейшую природную красоту родного края, расположенного в центре России.
Этот край он называет священным, природную красоту - божественной, людей, живущих на его просторах, - красивыми, трудолюбивыми, героическими, благородными и что ни на есть простыми. Этим выражается его собственная любовь к своей малой Родине - Посурью, к собственному Отечеству, к Великой России.
Повествует ли он о родном селе Кадышеве в своем «Кадышевском эпосе», в предшествующих ему сочинениях «Махотин извоз», «Валяльщики», воспевает ли он Величественную прелесть Посурского края в своем очерке «Ода Суре», рассказывает ли он о творчестве выдающегося русского поэта Николая Михайловича Языкова, современника А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя, во всех произведениях писателя выражена не только любовь к Отчизне, но убежденная гражданская позиция, твердая, непреклонная.
Николай Васильевич пишет и говорит о том, что ему ближе всего, что дороже и роднее: родном отчем доме, родных, близких и знакомых людях, односельчанах, тех облаках над косогором у речного обрыва и глубокой синеве прозрачного неба над головой, благоухающих пойменных лугах с цветущим разнотравьем, земле и пашне крестьянской. Рядом жили и живут его земляки, простые, самобытные, обыкновенные люди.
Все близкое и родное, что писатель впитал в себя с детства, свои жизненные ощущения он передает читателям и собеседникам через свой талант. И вот уже в их воображении как наяву возникают картины природной красоты самозабвенно любимого писателем Посурского Приволья.
Писатель Николай Васильевич Нарышкин силой своего слова создал свое нарышкинское «Посурское Лукоморье». И вот от «берегов пяти морей», из волжских вод «браздой выходят дружины витязей прекрасных», идут на защиту российских городов и весей от нашествий иноземцев: половцев, ногайцев, монголов и татар, шведов и поляков, французов, немцев...
Идут века. А над «Посурским Лукоморьем» по-прежнему встают утренние зори, протекает повседневная жизнь, спускаются вечерние закаты, дух Лукоморья плывет над широкой родной округой, начиная от Алатырских Воеводских лугов, далее вверх по течению Суры-красавицы до Никольской горы у Промзина, Белого Ключа и Махотина извоза, Карсуна и Языкова, Прислонихинских меловых холмов.
Здесь же услышан таинственный диалог Праведника с Нечестивцем... Здесь «лес и дол видений полны», здесь сказочный и одновременно реальный мир, из которого писатель вышел сам: простой, обыкновенный и обаятельный человек.
А какие люди живут в нарышевском «Посурском Лукоморье»: мужчины всех поколений в своем большинстве благородны, умны, рассудительны, трудолюбивы; женщины - обаятельные, заботливые хозяйки, любящие жены, скромны, ласковы и жаловливы, нескупые, добрые и заботливые, веселые и грустные. Девчата наделены писателем самыми лучшими качествами: они обязательно красивы, озорны и задорны. Они же - лучшие невесты Посурского края. И парни достойны тех невест: отважные, смелые, крепкие, умные и трудолюбивые. И весь народ Посурский - замечательный.
Николай Васильевич Нарышкин считает себя истинным алатырцем: его родное Кадышево издавна причислялось к Алатырской провинции. Здесь, в Алатыре, у него много друзей, еще больше почитателей его творчества и таланта.
Он долгое время сохраняет и держит постоянные связи с нашей алатырской общественностью, Центром Русской Культуры, школой духовного возрождения «Жизнь». Недаром в среде близких ему по жизни и творчеству людей он получил Высокое прозвание - Паломник Русского Духа. Издана книга под одноименным названием, в которой его друзья и товарищи желают ему сил и энергии, душевности и прозорливости мысли.
Газета «Алатырские вести» от 10 июля 2004 года № 82-83 |