Организационной основой осуществления государственной политики в области образования в г. Алатыре является Программа развития образования на 2006-2010 гг., которая определяет стратегические направления развития системы образования на муниципальном уровне. Кроме того, решением Собрания депутатов утвержден городской План реализации Приоритетного национального проекта «Образование» на 2006-2010гг, принят План реализации Комплексного проекта модернизации образования.
За счет средств республиканского бюджета, увеличения доли расходов на образование в муниципальном бюджете в настоящее время удается решать проблемы экономики в сфере образования более качественно.
Во всех школах и детских садах благоустраиваются территории. В городском смотре-конкурсе на лучшее озеленение и благоустройство территории среди учреждений социальной сферы детские сады № 1 «Теремок» и № 14 «Родничок» заняли второе место. По итогам конкурса учреждения награждены дипломами и денежными премиями в объеме 1,5 тыс. руб. каждое. В образовательных учреждениях проводятся плановые текущие ремонты. За счет местного бюджета в МОУ «Гимназия №6» завершен капитальный ремонт третьего этажа здания на сумму 130 тыс.руб., актового зала на сумму 2 млн. рублей. На открытие музея им. академика Крылова в МОУ «Гимназия №6» выделено и реализовано 300 тыс. рублей. В МОУ «СОШ №3» отремонтирован спортивный зал на сумму 1 млн. 600 тыс. руб. Начат ремонт спортивного зала в МОУ «СОШ №5». В большинстве общеобразовательных школ осуществлен ремонт пищеблоков и технического оборудования.
С введением нормативного бюджетного финансирования общеобразовательные учреждения включились в режим эффективного использования потенциальных возможностей нового экономического механизма.
В соответствии с Программой реструктуризации общеобразовательных учреждений и в целях экономической целесообразности в 2008 г реорганизована СОШ № 12.
В рамках национального проекта «Образование» с 2006 года в школы поступило оборудование для кабинетов, школьная мебель и кухонное оборудование на общую сумму 9 млн. 123 тыс. 500 рублей.
С 01 сентября 2007 года введена новая система оплаты труда в МОУ «Гимназия №6» в полном объеме. В других общеобразовательных учреждениях реализуется стимулирующая часть фонда оплаты труда в рамках новой системы оплаты труда.
Во всех общеобразовательных учреждениях согласно зарегистрированным уставам действуют управляющие и попечительские советы, которые обладают комплексом управленческих полномочий, в т.ч. по принятию решений о распределении средств стимулирующей части фонда оплаты труда.
Дальнейшее развитие эффективного института попечительских, управляющих советов, создание условий для наделения их широкими управленческими полномочиями по реализации программ развития, организации образовательного процесса, решению кадровых вопросов, укреплению материально-технической базы – задачи ближайшей перспективы.
В целях выполнения постановлений главы города повышены должностные оклады руководителям образовательных учреждений: директорам школ до 100 %, заведующим дошкольными учреждениями - до 50%, руководителям учреждений дополнительного образования до 50%. В 2008году на реализацию этих задач из городского бюджета было выделено 510 тыс. 800 рублей.
Нормативно закреплен статус классного руководителя, что значительно повышает мотивацию педагогических работников к осуществлению воспитательной деятельности. Объем денежного вознаграждения классных руководителей в 2008 году составил 1 млн. 562 тыс. рублей.
Одно из приоритетных направлений инновационной экономики - развитие единой образовательной информационной среды, направленной на совершенствование информационной культуры и информационной компетентности учащихся, педагогических, руководящих кадров общеобразовательных учреждений. В городе утверждена Программа «Развитие единой образовательной информационной среды на 2008-2010гг»
В общеобразовательных учреждениях 163 современных компьютера. 1 компьютер приходится на 21 учащегося (для сравнения: в 2002 году – на 60, в 2007 – на 32). Все школы подключены к электронной почте, сети Интернет, имеют сайты. В течение учебного года общеобразовательные учреждения пользовались бесплатным доступом в сеть Интернет, что позволило использовать ресурсы Интернет как педагогам, так и учащимся в учебное и внеучебное время. Установлен регламент работы в пунктах общественного доступа, налажен мониторинг работы в сети Интернет. Для организации деятельности разработаны методические рекомендации и дидактические материалы.
В рамках федерального проекта «Информатизация общего образования» в Чувашской Республике успешно реализовался компонент «Внедрение модели системы межшкольных методических центров для поддержки информатизации общего образования». В городе ММЦ действовал в базовом учреждении – МОУ «Гимназия №6». За время работы ММЦ прошли обучение 92 слушателя по программам «Формирование базовой ИКТ – компетенции учителя – предметника» и «Обучение организации эффективной работы по использованию учащимися ИКТ». Важную роль в создании единой информационной среды сыграли семинары для школьных команд. Первый семинар «Роль информационных технологий в совершенствовании качества управленческой и образовательной деятельности» был посвящен проблемам информатизации образования, преподавания информатики в начальной школе, подключения общеобразовательных учреждений к скоростным каналам доступа к сети Интернет, внедрения мультисервисной образовательной среды, организации предпрофильной и профильной подготовки учащихся с использованием информационных технологий. На городском семинаре «Сайт общеобразовательных учреждений. Конструктор сайта» школы обучались технологии оформления и обновления сайтов. В итоге создано 17 сайтов учителей и 3 сайта классов. Классный сайт МОУ «СОШ№9» (классный руководитель Жуков Н.А.) на республиканском конкурсе «Самый классный классный» занял 1 место. В результате деятельности центра учителя активнее стали использовать информационные технологии на уроках и во внеурочное время. Использование ИКТ стало одним из важнейших критериев Положений о стимулирующем фонде оплаты труда педагогов. Выработан алгоритм внедрения цифровых образовательных ресурсов в образовательный процесс. В каждом общеобразовательном учреждении разработаны и утверждены программы информатизации.
Реализуя городскую программу «Развитие единой образовательной информационной среды», предстоит подключить каждое рабочее место обучающихся и педагогов к сети Интернет, разработать и внедрить современные методики дистанционного обучения обучающихся и педагогов с использованием сервисов сети Интернет.
В рамках приоритетного национального проекта «Образование» лучшие общеобразовательные школы и педагоги второй год участвуют в конкурсе образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, и в конкурсе лучших учителей.
В 2008 году в конкурсе на государственную поддержку принимали участие 3 школы. МОУ «СОШ №11» получило денежное поощрение в объеме 1 млн. рублей (для сравнения: в 2007 году – гимназия №6 получила 1 млн. рублей, СОШ №11 – 200 тыс. рублей). Зябликова Марина Георгиевна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №2», Гурина Татьяна Викторовна, учитель информатики и математики МОУ «СОШ №3», награждены денежной премией в объеме 100 тыс. рублей (в 2007 году – 4 учителя).
Впервые в Республике был организован конкурс дошкольных образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы. Результат участия в конкурсе детского сада № 10 «Сказка» - грант Президента Чувашской Республики в объеме 200 тыс. рублей.
По итогам традиционного республиканского конкурса «Светофорик» отмечена качественная организация работы в детском саду № 14 «Родничок» по созданию образовательной среды, способствующей лучшему усвоению детьми правил дорожного движения.
ДЮСШ №1 заняла III место в республиканском конкурсе на лучшее учреждение дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности системы образования.
Становление инновационной экономики способствует становлению и развитию современного, востребованного обществом качества образования.
Дошкольным образованием охвачено 1516 воспитанников (в 2000-2001 году детские сады посещал 1361 ребенок). За последние 7 лет охват детей дошкольным образованием увеличился с 47 до 64%. Если в 2000 году отсутствовала очередность по устройству детей в детские сады, то на 1 сентября 2008 года она составляет 200 человек. Для ликвидации очередности в 2008 году открыты четыре группы на 60 мест.
В соответствии с городской Программой сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений г. Алатыря по организации профильного обучения на 2008-2010 годы действуют профильные классы в МОУ «Гимназия №6», МОУ «СОШ №3», МОУ «СОШ №7». Профильное обучение осуществляется через реализацию задач гуманитарного, социально-экономического, естественно-научного и информационно-технологического профилей. Кроме того, МОУ «СОШ №2» сотрудничает с профессиональным училищем №3», реализуя учебный план технологического профиля. Учащиеся 10 - 11кл МОУ «СОШ №3», МОУ «СОШ №11» через интеграцию с сельскохозяйственным техникумом обучаются специальности «Правоведение», «Программирование». Учащиеся 10-11 кл, ориентированные на конкретную профилизацию, посещают различные курсы, организованные в филиале ЧГУ и средне-специальных учебных заведений г. Алатыря. В 2007-2008 учебном году профильным обучением и курсовой подготовкой в общеобразовательных учреждениях охвачено 79,4% учащихся 10 -11 кл (в 2006-2007 учебном году - 59%).
Сегодня мы строим профильное обучение как жесткий набор специализаций, а не как возможность построения индивидуальных траекторий с учетом интеллектуальных потребностей каждого ребенка и социальных запросов их родителей. Построение индивидуальных траекторий станет ценнейшим ресурсом самообразования и дополнительного образования детей.
Модель российского образования предполагает введение в действие механизма единых государственных экзаменов на всех уровнях системы образования, обеспечение прохождения выпускниками всех уровней образования итоговой аттестацией во внешних независимых аттестационных центрах.
Второй год девятиклассники сдают выпускные экзамены при участии независимых комиссий, представляющих управление образования, учреждения начального и среднего профессионального образования. Приобретение опыта по подготовке к итоговой аттестации, проводимой в новой форме, и участию в ней положительно сказывается на результатах. Повышается качество знаний учащихся 9 кл общеобразовательных учреждений, снижается количество учащихся, не справившихся с заданиями.
Снижение качества знаний и рост числа выпускников 10-11 кл общеобразовательных учреждений, не справившихся с заданиями ЕГЭ, объясняется участием в 2008 году в ЕГЭ выпускников 12 кл вечерней (сменной) школы №1.
Качество знаний выпускников 11 -12 кл на ЕГЭ по математике в 2008 году составляет 66% (в 2007 году – 68%). 3% выпускников сдали ЕГЭ по математике на «2» (в 2007 году - 1,8%). Качество знаний на ЕГЭ по русскому языку в 2008 году – 55% (в 2007 – 65%). Не справились с заданиями по русскому языку 8% выпускников (в 2007 году – 4,6%).
Инновационное развитие образования позволяет формировать новую модель выпускника. Например, в школах реализуется проект по внедрению новых способов исчисления образовательного рейтинга учащихся -портфель достижений учащихся. В каждом учреждении разработано и утверждено Положение о портфолио учащихся. Это активизирует интеллектуальное и социальное самоутверждение школьника и способствует успешному удовлетворению его профессиональных интересов в будущем. Тенденция последних лет – увеличение числа медалистов и выпускников 11 кл общеобразовательных учреждений, реализующих свои профессиональные ориентиры в высших учебных заведениях Российской Федерации и Чувашской Республики. Из 204 выпускников 2008 года 38 награждены золотыми и серебряными медалями «За особые успехи в учении»: 17 – золотыми, 21 – серебряными (18,6%). 67% выпускников 2008 года обучаются в высших учебных заведениях Российской Федерации, Чувашской Республики (в 2006 году 59,3% выпускников поступили в высшие учебные заведения, в 2007 – 66%).
Опыт участия в школьном возрасте во всевозможных предметных олимпиадах, конференциях, конкурсах способствует воспитанию успешной и конкурентоспособной личности. В г. Алатыре с 2002 года реализуется программа «Одаренные дети», с 2002 года – Положение о порядке премирования одаренных детей, с 2006 – Положение о стипендии главы города. В 2008 году 20 учащихся образовательных учреждений за достигнутые успехи в учебной и спортивной деятельности получают стипендию главы города в объеме 300 рублей каждый.
В 2007-2008 учебном году в городских предметных состязаниях приняли участие 3167 учащихся (93,8%) (для сравнения – в 2001-2002 уч. г – 1114 человек (21,4%); 2006-2007 уч.г – 2055 чел (57,5%). 646 школьников участвовали в 21 городской предметной олимпиаде. По итогам олимпиад лидирует МОУ «Гимназия № 6» (47 призовых мест; директор Федоров В.А.). Среди школ, работающих в традиционном режиме, первое место заняло МОУ «Средняя общеобразовательная школа №7» (22 призовых места; директор Кольдина Л.Н.). Второй результат принадлежит МОУ «Средняя общеобразовательная школа №5» (17 призовых мест; директор Филянин П.А.). Третий результат имеет МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» (15 призовых мест; директор Клементьева М.В.).
160 школьников защищали честь города на республиканских предметных мероприятиях: олимпиадах, научно практических конференциях, творческих предметных конкурсах. По итогам республиканских предметных состязаний юные эрудиты г. Алатыря в 2008 году заняли 22 призовых места. Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики в течение двух последних лет отмечает качественную подготовку учащихся г. Алатыря к республиканским олимпиадам (в 2006-2007 учебном году – 9 призовых мест, в 2007-2008 учебном году – 7 призовых мест). Победители республиканских олимпиад по обществознанию, астрономии представляли Чувашскую Республику на заключительных этапах Всероссийской олимпиады школьников. Коноваленко Иван, учащийся 11 класса МОУ «Гимназия №6», награжден дипломом III степени за участие во Всероссийской олимпиаде по астрономии.
Сегодня большинство общеобразовательных учреждений смело участвуют в экспериментах, ведут активную инновационную деятельность. Управление образования в последние 3 года присвоило общеобразовательным учреждениям №3, 6, 7, 9, 11 статус экспериментальных площадок.
Стратегия развития образования в городе нацелена на усиление воспитательной роли школы и формирование демократического уклада жизни школы как института гражданского общества, который обеспечивает всестороннее сотрудничество педагогов, обучающихся, родителей. Сегодня в школах развиваются различные воспитательные системы, технологии, в рамках которых создаются условия для обеспечения роста самосознания и гражданского взросления ребенка.
При управлении образования второй год работает методический кабинет духовно-нравственного обучения и воспитания, деятельность которого востребована как в городе, так и в Республике. В сотрудничестве со священниками Алатырского благочиния, объединяя усилия всех участников образовательного процесса, представителей различных учреждений и организаций города, кабинету удается успешно решать проблемы кризиса духовно-нравственного образования. С сентября 2008 года в образовательных учреждениях введена программа «Истоки», позволяющая, опираясь на социокультурный системный подход, создать единое духовно-нравственное пространство.
В городе действует целевая Программа повышения правовой культуры молодежи, избирателей и организаторов выборов. Все общеобразовательные учреждения активно включаются в систему мероприятий, организуемых в рамках конкурса «Юный избиратель». Продолжает оставаться актуальной деятельность детских общественных объединений, представляющих собой особый социальный институт воспитания. Сегодня в каждой школе и Доме детского творчества работают детские общественные объединения, насчитывающие более 2000 школьников. Если в 2000-2001 году охват подростков детским общественным движением составлял 30%, в 2006-2007 учебном году – 60%, то в 2007-2008 учебном году 70% детей участвует в детском общественном движении. В МОУ «СОШ №11» в течение ряда лет успешно реализуется программа «Проектная деятельность в воспитании правовой культуры».
Целенаправленная реализация муниципальной программы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» на 2007-2010гг. позволит значительно сократить количество несовершеннолетних, состоящих на учете в КДН, ПДН, и, соответственно, количество несовершеннолетних, совершивших преступления. По сравнению с прошлым годом всего на 2 человека уменьшилось количество детей, совершивших преступления. Для достижения результата в этом направлении деятельности необходимо формирование системы социально-педагогических и реабилитационных служб, оказывающих профессиональную помощь и услуги детям и семьям, внедрение эффективной межведомственной структуры профилактики социального сиротства и защиты прав детей, направленной на профессиональную помощь семье на сложных этапах ее развития.
Эффективной формой профилактики безнадзорности и правонарушений является организация летнего труда и отдыха несовершеннолетних. В 2008 году действовало 36 различных формирований: 13 оздоровительных, 14 трудовых, 9 профильных, охватывающих 2506 человек (74%) (в 2007 году - 67%). В летний период был проведен городской конкурс на лучшее пришкольное оздоровительное формирование. Победителями и призерами конкурса признаны МОУ «СОШ №3» - I место; МОУ «СОШ №5» - II место; МОУ «СОШ №9» - III место. Особенностью лагерных кампаний последних лет является тот факт, что в оздоровительных формированиях стали реализовываться дополнительные образовательные программы, направленные на развитие творческих способностей ребенка.
В течение года в рамках реализации Указа Президента Чувашской Республике «О годе добрых дел» в образовательных учреждениях города проводились тематические фестивали, акции, Дни открытых дверей, творческие отчеты
В настоящее время аттестация руководящих и педагогических работников образовательных учреждений города проводится в соответствии с новыми требованиями Министерства образования и молодежной политики ЧР (ЕГЭ по двенадцати предметам, ИКТ – компетентность, экспертная оценка результативности деятельности). В ноябре – декабре 2008 года 9 педагогов участвовали в аттестационной процедуре, претендуя на высшую квалификационную категорию, 46 – на первую, 28 - на вторую.
В целях повышения качества управленческого и образовательного процессов в образовательных учреждениях города в течение года организованы различные семинары для руководителей, заместителей руководителей: «Мониторинговая деятельность в детском саду» (на базе детского сада № 10 «Сказка»). «Роль инновационных технологий в совершенствовании качества образовательного процесса» (на базе СОШ №9), «Роль образовательного процесса в формировании осознанного отношения к обеспечению безопасности жизнедеятельности» (на базе СОШ №7) и др.
В 2008 году общеобразовательные учреждения, дошкольные образовательные учреждения, учреждения дополнительного образования детей успешно прошли аккредитацию с участием республиканской аккредитационной комиссии.
Заместитель начальника
управления образования
и молодежной политики
администрации г. Алатыря В.К.Шумилова