Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Архив

СЕМЬЯ КАК КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта - http://galatr.cap.ru/

М.Л. Гарькина, кандидат философских наук, доцент        

ФГОУ  ВПО «Чувашский государственный

Университет   им. И.Н. Ульянова» (г. Алатырь)

 

 

 

       Культура как социально-духовный институт – многогранна и универсальна.  Ее значение связано не только с возможностями трансляции общечеловеческих и национальных ценностей, норм, традиций, но и с эффектом включения в многомерность и неоднозначность мира, в другие области жизнедеятельности человека.

    Культура входит в систему личностных потребностей и представлений. Это – та основа, которая позволяет решать проблемы бытия на ценностно-познавательном уровне, вовлекая в поле своего «культурного напряжения» все социальные, образовательные и воспитательные институты. В том числе и семью, как хранительницу духовных ценностей и культурных традиций. «Погружение в культуру» ярко воплощает культурологический подход к феномену семьи.

       Современная семья – это целый культурный «микромир», в котором отразились  прошлое, настоящее и будущее человеческой нации.  Она является источником социального и экономического развития общества, потому что взращивает главное общественное богатство – человека.  И если семья этому не соответствует, то она обречена на разложение и распад. Статус семьи падает и общество находится в состоянии деструкции. Отсюда – социальные потрясения, экономическая дестабилизация.  Таким образом, семья является одновременно и результатом, и творцом цивилизации. «История показала и подтвердила это с достаточной наглядностью: великие крушения и исчезновения народов возникают из духовно-религиозных кризисов, которые выражаются прежде всего в разложении семьи» [1].  Поэтому культура семьи - это  развитие и становление личности в почитании истинных ценностей и служение человека своему народу. 

       Культура понимается как совокупность духовных идеалов, нравственных ценностей, а также как способ сохранения и передачи жизненно важных традиций от одного поколения к другому.  У каждой семьи свои устои, обычаи, своя дипломатия, свой язык общения, свой менталитет. Каждая семья воплощает в укладе своего быта те культурные представления и образы, носителем которых она является. Их необходимо уважать. С ними следует считаться. Существует особая историчность семьи: этапы развития, факт зарождения, важные события, реликвии, фотоальбомы, чем-то именитые родственники. Традиции семьи календарно и хронологически обусловлены и включают в себя важные смысложизненные основания: исторические, религиозные, семейные. Передаваясь из поколения в поколение, они хранят и укрепляют единство семьи, гармонизируют внутрисемейные отношения и включают семью в историческое и культурологическое пространство страны.

       Историческая функция семьи заключается и  в составлении родословной. Это благодарный взгляд в предания своего рода, сохраняющий зримую общность со  всеми  предшественниками. Это, своего рода, - поэма исторической памяти о своих кровных родственниках, которая слагается многими поколениями.

       В последнее время восстанавливаются родословные в российских семьях. Это свидетельствует о стремлении обрести устойчивость в родной истории. Интерес к своей родословной – признак духовного оздоровления и нравственного очищения  российского общества.

      Семья – это и игровой феномен. Она объединяет всех ее членов совместными правилами и нормами проживания. Латынь так трактует слова illudo (играть), colludo (играть вместе, быть заодно), а также  совместное времяпровождение. Игра, в данном рассмотрении, обладает способностью к воссозданию разнообразных смысловых ситуаций семейной жизни. В «семейно-игровом пространстве» у каждого из его членов – свои роли. Они могут быть договорами (кто за что отвечает), жестко авторитарными (власть отца или матери), демократическими. Никто не имеет право навязывать роли. Члены семьи сами их выбирают и реализуют. Особый разговор – какие роли у детей? Семья – обитель самореализации всех ее членов, в том числе детей.

       Детство представляет собой благоприятный и весьма ответственный период в развитии личности; запас «семейных» впечатлений, полученных ребенком в этот период его становления, не восполним на последующих этапах жизненного пути.

       Именно в детстве берут начало дальнейшие «семейные ориентиры»,   нравственные установки, так как семья – это то место, где вызревает зерно новой личности – «семя Я». Исследуя конфликты детской души, К.Г. Юнг пришел к следующему выводу: «Первые жизненные впечатления – самые сильные и чреватые самыми большими последствиями, даже будучи бессознательными, а возможно, как раз потому, что они никогда не осознавались    и    потому     не    подвергались    какому    бы    то    ни      было

изменению» [3]. Ребенку необходимо реализовываться в семье, тогда он себя реализует везде. Если этого не произойдет, то у детей не будет своей хорошей семьи.  Очень важно пробудить в душе ребенка, с первых шагов его взросления, доброе отношение, любовь взрослых. Гармоничные супружеские отношения между родителями должны стать идеалом на дальнейшую жизненную перспективу. «Познавать человека надо начинать  с того момента, когда он был ребенком, и стараться его воспитать в любви к ближнему и, прежде всего, к своей семье» [2].

       Семью часто называют домашним очагом, что связано с ощущением тепла и заботы,  понимания и поддержки, соучастия всех ее членов. Здоровье семьи определяется «экологичностью» отношений старших и младших ее членов, родовой памятью, настоящим и будущим, построенных на основах любви, взаимопонимания и свободы.

ЛИТЕРАТУРА

     1. Ильин И.А. Путь духовного обновления: О семье / Сост. Ю.Т. Лисица. Соч: В 10 т. Т. 1. М.: Русская книга, 1996.

     2. Корчак Я. Воспитание личности / Сост.В.Ф. Кочанов. М.: Просвещение, 1992.

     3. Юнг К.Г. Конфликты детской души. М.: Канон, 1994.

 
Информационное наполнение сайта
Отдел информационного обеспечения и взаимодействия со СМИ администрации города Алатыря
Каляканова Т.Н., Латыпов Р.И.
тел. 8-83531-2-06-85

отправить письмо по e-mail galatr@cap.ru
Администрации городов и районов Чувашской Республики
Система управления контентом
429826, г.Алатырь, ул.Первомайская, д.87
Телефон: 8(83531) 2-02-70
Факс: 8(83531) 2-04-25
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика