Автор: Марина Львовна Гарькина, кандидат философских наук, доцент
Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова, Алатырский филиал
В современном культурном пространстве все чаще происходит обращение к изучению становления и развития национальных, локальных культур, как одной из форм постижения духовности, базирующейся на историческом прошлом этноса, нации, народности.
Проникновение новых представлений о музыкальной культуре в национальную чувашскую среду, в частности, в искусство, способствовало зарождению профессиональной музыкальной деятельности, возникновению в республике музыкально-образовательных учреждений общего и дополнительного профиля.
Упоминание о зарождении очагов музыкальной культуры в г. Алатыре можно найти в источниках, относящихся еще к XIX в. Это выразилось, в частности, в организации «кружков любителей сцены и музыки, любительских художественно-исполнительских коллективов светского демократического характера, преследовавших музыкально-просветительские цели» [4. С. 182-183].
Ко 2-ой половине XIX в. относится появление в городе специализированного магазина музыкальных инструментов В. Кулешова, где он продавал гармоники и балалайки. Кроме продажи инструментов Кулешов давал частные уроки, обучая посадских и городских молодых людей игре на гармонике. Он был самым первым мастером, который занимался изготовлением этих инструментов вплоть до начала ХХ в. [1. С. 46].
Большое влияние на становление музыкальной культуры в городе имело также и народное творчество. В крестьянской среде создавались хоры, оркестры.
Неоценимый вклад в музыкально-просветительскую работу в г. Алатыре внес музыкальный деятель И. Краснов, занимающийся хоровым искусством. Он сам писал произведения как светского, так и духовного характера [1. С. 49].
В начале ХХ в. в городе и уезде существовало 79 различных учебных заведений: 6 городских школ, 14 земских училищ, 27 церковно-приходских школ, реальное училище, духовное и епархиальное училища, учительская семинария [1. С. 78].
С открытием этих учебных заведений музыкальное образование в городе встает на новую ступень развития. Учебные планы и, сохранившиеся в фонде Алатырского городского краеведческого музея некоторые табели успеваемости учащихся епархиального училища и женской гимназии, содержат предметы пение, инструментальное исполнительство, слушание музыки. Такой набор специализированных музыкальных дисциплин говорит о приоритете музыкального образования в ученической и студенческой среде того времени.
Руководители учебных заведений так же были заинтересованы в музыкальном образовании своих учащихся. Приведем отрывок из документа, относящегося к 1909 г.: «Педагогический совет четырехклассного городского училища заслушал докладную записку учителя пения А. Николаева о введении преподавания музыки для желающих учеников и об ассигновании суммы, необходимой для приобретения музыкальных инструментов и нотных пособий» [1. С. 89].
Кроме распространения в городе в 1-ой половине ХХ в. хорового пения здесь стали появляться гармонисты-самоучки. Среди них наиболее известен И. Аникин. Он часто играл на молодежных вечерах, которые были тогда традицией. В 20-30-е годы было много любителей игры на гармониках, баянах, мандолинах, балалайках. В связи с тем, что число любителей гармоник и баянов очень быстро росло, заметно опережая их производство городскими мастерами-кустарями, в 1936 г. было решено начать строительство Алатырской гармонно-лыжной фабрики. Для налаживания производства гармоник, в г. Алатырь были направлены специалисты из Иванова и Ленинграда.
Открытие фабрики имело огромное значение для распространения в городе популярного в то время инструмента и для приобщения простого народа к музыкальной культуре.
К 1947 г в г. Алатыре имели место регулярно работающие культурно-просветительские учреждения: клубы, 25 кружков художественной самодеятельности. За год ими проведено 233 концерта. «За хорошие показатели в смотре художественной самодеятельности и в смотре культурных учреждений отделу культпросветработы исполкома горсовета присвоено первое место по республике» [1. С. 139].
Таким образом, к середине ХХ в. музыкальная культура достигла довольно высокого уровня. Появляются предпосылки в необходимости организации профессионального музыкального образования в городе. Этому способствовало открытие в 1950 г. первой детской музыкальной школы, директором которой был М. Разумовский. В качестве преподавателей в школу были приняты выпускники Чебоксарского музыкального училища им. Ф. Павлова – В. Фролов, А. Фролова, А. Богданова, М. Копьева. За короткий срок педагогический и ученический коллективы сумели себя зарекомендовать. Контингент учащихся с каждым годом увеличивался.
В первые годы работы школа испытывала материальные трудности: не хватало учебных классов, музыкальных инструментов для приема всех желающих обучаться музыке детей.
Вскоре после ее открытия Чебоксарское музыкальное училище им. Ф. Павлова безвозмездно передало в пользование полный комплект инструментов русского народного оркестра, нотные и учебно-методические пособия [2]. Первые выпускники школы пополнили ряды студентов этого среднего специального учебного заведения.
Не только дети стремились получить музыкальное образование, но и взрослые. В 1956 г. при детской музыкальной школе было открыто вечернее отделение для взрослых. Среди них – рабочие, служащие предприятий и организаций, студенческая молодежь города. Открытие вечернего отделения дало возможность получить необходимые знания педагогам-самоучкам, преподающим музыку в общеобразовательной школе и детском саду. Также при школе были организованы курсы по подготовке руководителей художественной самодеятельности для Алатырского района. По инициативе педагогов создаются музыкальные лектории, народный университет культуры, ведется активная концертно-лекционная и просветительская деятельность. 70-90-е гг. характеризуются активным участием учащихся в городских, республиканских, Всероссийских конкурсах.
Преподавательский состав школы стал пополняться ее бывшими выпускниками. Расширились учебные площади, приобретались музыкальные инструменты, литература (к 1970 г.- до 6 тыс. экземпляров нотных сборников и учебных пособий) [3].
Городская инфраструктура изменялась в сторону увеличения числа микрорайонов, которые также должны были быть обеспечены культурно-просветительными учреждениями. В 1971 г. в городе была открыта ДМШ №2, в 1978 г. – ДМШ №3. Педагогические коллективы этих школ в основном состояли из выпускников ДМШ №1, Чебоксарского музыкального училища им. Ф. Павлова, Чувашского государственного педагогического института им. И. Яковлева. На базе этих школ сложились стабильные творческие коллективы, воспитавшие тысячи учащихся.
В июне 2005 г. муниципальные образовательные учреждения ДМШ №1, 2, 3 были реорганизованы путем слияния и создания нового образовательного учреждения дополнительного образования МОУДОД «Алатырская детская школа искусств». Она дает дополнительное образование в нескольких направлениях: начальная профессиональная подготовка, воспитание активных исполнителей, слушателей и участников школьной самодеятельности, организация детского досуга, общеэстетическая направленность дополнительного образования.
Контингент школы составляет более 600 учащихся. Обучение ведется по 15 специальностям. В школе действуют мощные творческие коллективы. Учащиеся являются лауреатами и дипломантами Международных, Всероссийских, республиканских конкурсов и фестивалей. Более 20-и выпускников школы продолжают учебу в профильных высших и средних специальных учебных заведениях.
Период с начала 90-х по 2005 гг. характеризуется расширением в городе сети образовательных музыкальных учреждений. Появляются музыкальные студии при школе-гимназии №6, ЦО №5.
Таким образом, к началу ХХI в. в г. Алатыре сложилась мощная система профессионального музыкального образования учащихся, заложенная в течение целого столетия музыкантами-просветителями, культурной политикой Российского государства и Чувашской республики.
Изучение истории становления и развития музыкального образования в г. Алатыре продиктовано временем, исторической необходимостью, познанием педагогических и художественных традиций как прошлого, так и нововведений в этой сфере деятельности.
Литература
1. Алатырь. Летопись города. Факты, события, воспоминания: В 2 т. Т.1. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2002.
2. Годовые финансовые и статистические отчеты о работе «ДМШ №1» за 1950-1955 гг. / Алатырский городской архив. Ф. 132. оп. 1. Д. 56.
3. Годовые финансовые и статистические отчеты о работе «ДМШ №1» за 1970-1975 гг. / Алатырский городской архив. Ф. 132. оп. 1. Д. 18.
4. Иванов-Ехвет А. Музы ищут приют. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1987.