О новом порядке проведения аттестации рабочих мест
С 1 сентября 2008 г. начал действовать Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (далее - новый Порядок), утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 N 569. Структура вновь разработанного документа практически не отличается от структуры старого Положения, нет революционных изменений и в самом порядке проведения аттестации. В то же время есть масса изменений, дополнений, уточнений, новых определений, которые продиктованы самой жизнью...
В настоящее время аттестации рабочих мест по условиям труда отводится ведущая роль в системе работ по охране труда в организациях. Начавшиеся с 1997 г. работы по оценке условий труда постепенно набирали темпы, и сегодня уже можно с уверенностью утверждать, что процесс аттестации принял широкомасштабный характер.
Практический опыт проведения аттестации рабочих мест высветил целый ряд вопросов, требующих решения.
В первую очередь это касается нестыковок в нормативно-методической базе.
Основным документом, определявшим до 1 сентября процедуру оценки условий труда на рабочих местах, являлось Положение о порядке проведения аттестации рабочих мест, введенное в действие с 1 июля 1997 г. Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 14.03.1997 N 12 (далее - старое Положение) *(1).
Во-первых, со времени разработки данного документа произошли существенные изменения в гигиенических критериях оценки производственных факторов, которые являются основой классификации степени вредности и опасности условий труда. За девять лет, прошедших со времени утверждения действующего Положения, гигиенические критерии и классификация условий труда пересматривались дважды: в 1999 г. было введено в действие Руководство Р 2.2.755-99 (взамен Руководства Р 2.2.013-94), а в 2005 г. было утверждено новое Руководство Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - Р 2.2.2006-05, в котором нашли отражение последние научные разработки в данном направлении.
Во-вторых, появились законные и подзаконные акты, так или иначе затрагивающие вопросы аттестации рабочих мест *(2), новые нормативно-методические документы по измерениям и оценке производственных факторов, фактора травмобезопасности, новые нормы и требования к обеспеченности работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, изменилась база измерительных приборов.
В-третьих, практика оценки условий труда показала, что процедура аттестации, выполняемая в соответствии со старым Положением, - это трудоемкий, достаточно сложный процесс как организационно, так и по оформлению результатов оценки условий труда.
Все вышеперечисленное и обусловило необходимость пересмотра данного документа.
Новый Порядок состоит из семи разделов (в новом документе они имеют следующие наименования: "Общие положения и основные понятия", "Подготовка к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда", "Гигиеническая оценка условий труда", "Оценка травмобезопасности рабочих мест", "Оценка обеспеченности работников СИЗ *(3)", "Оценка фактического состояния условий труда на рабочих местах", "Оформление результатов аттестации рабочих мест по условиям труда").
Основные отличия раздела I "Общие положения и основные понятия" заключаются в формулировке целей и задач аттестации рабочих мест на современном этапе, которые существенным образом расширены.
В частности, в соответствии с новым документом результаты аттестации используются в целях:
- оценки профессионального риска (как вероятности повреждения (утраты) здоровья или смерти работника, связанной с исполнением им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных законодательством случаях), контроля и управления профессиональным риском. Все это предполагает проведение анализа и оценки состояния здоровья работника в причинно-следственной связи с условиями труда, информирование о риске субъектов трудового права, контроль динамики показателей риска, а также проведение мероприятий по снижению вероятности повреждения здоровья работников;
- расчета скидок и надбавок к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- создания банка данных существующих условий труда на уровне организации, муниципального образования, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и на федеральном уровне;
- обоснования планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников;
- предоставления работникам, принимаемым на работу, достоверной информации об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях.
Кроме того, в данный раздел включены основные понятия, так как новый документ не содержит приложения, где ранее были даны основные термины и определения. В частности, появился термин "аттестующая организация" - организация, привлекаемая для аттестации рабочих мест по условиям труда.
В соответствии с требованиями нового документа сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет.
Сроки хранения документов по аттестации (45 лет) оставлены без изменений.
В этом же разделе разъясняется, что вновь организованные рабочие места аттестуются после ввода их в эксплуатацию.
Раздел II "Подготовка к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда" претерпел существенные изменения.
От уровня подготовки к проведению работ по аттестации в значительной мере, если не в основном, зависят качество ее выполнения и полученные результаты. Подготовка и организация работ по аттестации рабочих мест возложены на аттестационную комиссию. Требование о создании в организации аттестационной комиссии и при необходимости аттестационных комиссий в структурных подразделениях осталось прежним, но претерпел изменения принцип ее формирования.
Аттестационная комиссия создается организацией, в которой проводится аттестация рабочих мест по условиям труда, и аттестующей организацией на паритетной основе в целях координации, методического руководства и контроля за проведением работы по аттестации рабочих мест по условиям труда.
В состав аттестационной комиссии организации рекомендуется включать руководителей структурных подразделений организации, юристов, специалистов служб охраны труда, специалистов по кадрам, специалистов по труду и заработной плате, представителей лабораторных подразделений, главных специалистов, медицинских работников, представителей профсоюзных организаций или других уполномоченных работниками представительных органов, представителей комитетов (комиссий) по охране труда, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов или трудового коллектива, представителей аттестующей организации.
Поскольку, как показывает практика, качество аттестации рабочих мест нередко страдает из-за недостаточной компетентности членов аттестационных комиссий, новым Порядком вводится требование о формировании аттестационной комиссии, как правило, из специалистов, прошедших специальную подготовку по общим вопросам аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях, уполномоченных на этот вид обучения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
В разделе перечислены функции, определяющие деятельность аттестационной комиссии при аттестации рабочих мест.
Одним из основных этапов в процессе подготовки аттестации является составление перечня рабочих мест с указанием факторов, подлежащих проверке. Это всегда вызывает трудности. В целях упрощения данной работы в новом Порядке приводится рекомендуемая форма перечня рабочих мест с указанием всех возможных факторов, подлежащих оценке при аттестации.
Достаточно сложной задачей при формировании перечня всегда являлось выделение аналогичных рабочих мест, особенно при проведении аттестации впервые, так как в старом Положении не было четкого определения аналогичных рабочих мест.
В новом Порядке приведены два определения - "аналогичные рабочие места" и "предполагаемые аналогичные рабочие места".
Так, в качестве аналогичных рабочих мест могут рассматриваться рабочие места, которые характеризуются совокупностью следующих признаков:
- профессии или должности одного наименования;
- выполнение одних и тех же профессиональных обязанностей при ведении однотипного технологического процесса в одинаковом режиме работы;
- использование однотипного производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья;
- работа в одном или нескольких однотипных помещениях или на открытом воздухе;
- использование однотипных системы вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
- как правило, одинаковое расположение объектов (производственное оборудование, транспортные средства и т.п.) на рабочем месте;
- одинаковый набор вредных и (или) опасных производственных факторов одного класса и степени.
Предполагаемые аналогичные рабочие места - места с вышеперечисленными признаками и предполагаемыми одинаковыми условиями труда.
При этом процедура оценки аналогичных рабочих мест при первичной и повторной аттестациях прописана в новом документе достаточно четко.
Оценка вредных и (или) опасных производственных факторов на предполагаемых аналогичных и аналогичных рабочих местах производится на основании данных, полученных при аттестации по условиям труда 20% таких рабочих мест (но не менее двух).
При выявлении хотя бы одного рабочего места из всех определенных аттестационной комиссией аналогичных рабочих мест, не подпадающего под признаки аналогичности, оценке подвергаются 100% таких рабочих мест. После этой оценки определяется новый перечень рабочих мест, основанный на результатах инструментальных измерений и оценок. Для аналогичных рабочих мест заполняется одна карта аттестации. Условия труда и мероприятия по их улучшению, установленные хотя бы для одного рабочего места из числа 20% аналогичных рабочих мест, должны соответствовать всем 100% аналогичных рабочих мест.
При подготовке к проведению аттестации всегда возникали вопросы по поводу оценки нестационарных рабочих мест, а также в случаях выполнения работниками дополнительных работ, не относящихся к их профессии.
Согласно новому Порядку под нестационарными рабочими местами понимаются места с территориально меняющимися рабочими зонами. Причем рабочей зоной считается часть рабочего места, оснащенная необходимыми средствами производства, в которой один или несколько работников выполняют сходную по характеру работу или операцию (слесари-сантехники, слесари-электрики, строительные рабочие и др.).
Аттестация нестационарных рабочих мест проводится путем предварительного определения типичных технологических операций с относительно стабильным набором и величиной вредных и (или) опасных производственных факторов и последующей оценки этих операций. Время выполнения каждой операции определяется экспертным путем (на основании локальных нормативных актов).
А при выполнении работ, не входящих в квалификационную характеристику конкретных профессий и должностей, но вмененных приказом работодателя или трудовым договором в обязанности работнику этой профессии и должности, оценке подвергаются все виды работ.
На практике нередко встречаются случаи, когда наименование профессии или должности не соответствует наименованиям и требованиям, указанным в действующих Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов и квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Это особенно принципиально для должностей и профессий, связанных с предоставлением компенсаций либо наличием ограничений.
В этой связи новым документом вменяется в обязанность аттестационной комиссии готовить: "предложения по приведению наименования профессий и должностей работников организации в соответствие с требованиями законодательства, если для этих профессий и должностей предусмотрено предоставление компенсаций работникам".
Деятельность аттестационной комиссии дополнена в новом Порядке функцией следующего содержания: "При наличии на рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов аттестационная комиссия готовит предложения о внесении изменений и (или) дополнений в трудовой договор об обязательствах работодателя по обеспечению работника необходимым средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ), установлению соответствующего режима труда и отдыха, а также других установленных законодательством гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда".
Гигиеническая оценка условий труда, оценка травмобезопасности и обеспеченности СИЗ в старом Положении входили как составные части в раздел "Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда". В новом документе эти подразделы выделены в самостоятельные разделы.
В документе нет четкой записи о том, кто проводит измерения и оценку условий труда. Однако из анализа содержания документа в целом следует, что работодатель может самостоятельно выполнять аттестацию рабочих мест (при наличии лабораторных подразделений, располагающих актуализированной нормативно-методической документацией, квалифицированными специалистами и измерительной базой) либо (при необходимости) привлекать к этой работе аттестующую организацию.
Введены новые правила оформления протоколов.
Во-первых, в протоколах измерений и оценок производственных факторов требуется наряду с нормативными и фактическими значениями измеряемых параметров указывать (при необходимости) время их воздействия, заводской номер средств измерений, а также класс и степень вредности и опасности.
Во-вторых, в случае привлечения для аттестации рабочих мест аттестующей организации в протоколе указываются должность, фамилия, инициалы и подпись ответственного лица аттестующей организации и ставится ее печать (это требование относится также к протоколам оценки травмобезопасности и обеспеченности СИЗ).
В-третьих, при подготовке нового Порядка рассматривались возможности сокращения объемов документации по аттестации, а также учитывались наработки по проведению аттестации рабочих мест в различных отраслях промышленности. Это нашло отражение в оформлении документации, в частности протоколов измерений и оценок, а также карт аттестации.
- По каждому фактору на отдельное рабочее место оформляются протоколы измерений и оценок, являющиеся неотъемлемой частью карты аттестации. При этом строка карты (в новом документе это строка 030), содержащая сведения о фактическом состоянии условий труда, заполняется только с указанием факторов и классов условий труда по этим факторам.
- Допускается оформление результатов измерений и оценок по конкретным факторам в одном сводном протоколе для группы рабочих мест. В этом случае в карте аттестации дополнительно заполняется таблица фактического состояния условий труда так, как это делалось ранее.
В новом Порядке подробно изложена процедура оценки травмобезопасности (раздел IV) и приведена измененная форма протокола. При этом учтен опыт работы в отдельных отраслях. В частности, допускается с учетом отраслевой специфики указывать в протоколе в графе "Нормативные требования безопасности к рабочему месту" лишь номера пунктов проверяемых требований.
Претерпели изменения подходы к оценке обеспеченности работников СИЗ и их эффективности. По новому Порядку (раздел V) необходимо оценивать как обязательные, так и дополнительные СИЗ, включая смывающие и обезвреживающие средства, а также наличие заполненной в установленном порядке личной карточки учета СИЗ и сертификатов соответствия СИЗ. Оценку обеспеченности работников СИЗ следует проводить при наличии результатов гигиенической оценки условий труда и факторов травмобезопасности рабочего места.
В отличие от старого Положения, в новом Порядке записано, что при наличии одного и более несоответствий требованиям, изложенным в пунктах 36, 37 данного Порядка, рабочее место считается не соответствующим требованиям обеспеченности работников СИЗ.
В разделе VI "Оценка фактического состояния условий труда на рабочих местах" нового Порядка нет такого понятия, как "условно аттестованное рабочее место", которое присутствовало в старом Положении и всегда вызывало вопросы и недовольство у работодателей. В связи с этим изменилась формулировка заключения по результатам аттестации рабочего места:
Рабочее место аттестовано:
по вредности и опасности факторов производственной среды и трудового процесса с классом
─────────────────────────────────────────────────────────────────
(1, 2, 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, 4)
по травмобезопасности с классом
─────────────────────────────────
(1, 2, 3)
по обеспеченности СИЗ
соответствует, ───────────────────────────────────────────
соответствует,
─────────────────────────────────────────────────────────────────
не соответствует требованиям обеспеченности СИЗ,
─────────────────────────────────────────────────────────────────
СИЗ не предусмотрены)
При этом в новом документе даны следующие разъяснения по поводу отнесения условий труда к 4-му классу опасности.
- При отнесении условий труда на рабочем месте к классу 4 (опасному) в организации незамедлительно разрабатывается комплекс мер для снижения уровня воздействия опасных факторов производственной среды и трудового процесса либо для уменьшения времени их воздействия.
- Проведение работ в условиях чрезвычайных ситуаций (спасательные работы, тушение пожаров и т.д.) классифицируется по вредности и опасности факторов рабочей среды и трудового процесса - по классу 4.0, по травмобезопасности - по классу 3.
При оформлении результатов аттестации (раздел VII "Оформление результатов аттестации рабочих мест по условиям труда" нового Порядка) дополнительно к тем материалам, которые требовались старым Положением, в пакет документов необходимо включать:
- приказ работодателя о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда в организации и привлечении к этой работе аттестующей организации (при необходимости);
- перечень рабочих мест организации, подлежащих аттестации, с выделением аналогичных рабочих мест и указанием оцениваемых факторов условий труда;
- копии документов на право проведения измерений и оценок условий труда аттестующей организацией (в случае ее привлечения);
- приказ о завершении аттестации рабочих мест и утверждении ее результатов.
В соответствии с новым Порядком после проведения аттестации рабочих мест по условиям труда работодатель направляет перечень рабочих мест, ведомости рабочих мест подразделений организации и результатов их аттестации по условиям труда и сводную ведомость рабочих мест организации и результатов их аттестации по условиям труда, включая информацию о привлеченной для работы аттестующей организации, в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации (территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости РФ).
Кроме перечисленных разделов новый Порядок содержит 10 приложений, где приведен вспомогательный, справочный и разъясняющий материал.
В новом Порядке не приводятся материалы по кодированию вредных факторов, поскольку, как показала практика, в этом нет необходимости. Нет в новом документе и сведений об измерительных приборах, так как эта информация является рекламной и имеется в прайс-листах всех фирм, занимающихся реализацией приборов, нет сведений о нормативно-методической документации в связи с необходимостью ее постоянной актуализации.
В новом Порядке упрощено оформление карт аттестации, в частности исключена строка 050, в строке "Рекомендации по подбору работников" снята необходимость приведения сведений о "легкотрудниках", пенсионерах, возрасте и росте. В месте с тем внесены требования о необходимости указания оснований принимаемых решений со ссылкой на пункты, разделы, статьи соответствующих документов.
Представляется, что новый Порядок позволит упростить процедуру аттестации, снизить объемы выполняемых работ, сократить количество документации и повысить качество и достоверность оценки условий труда работников.
К сожалению, в рамках такого документа, каким является Порядок, не представляется возможным учесть специфические особенности аттестации в разных отраслях промышленности, рассмотреть все вопросы, возникающие в ходе ее проведения, а также снять проблемы, обусловленные несовершенством нормативной правовой базы.
В связи с этим предполагается разработка Комментария к данному документу, где будут даны подробные разъяснения по целому ряду вопросов.
В. Бирюков, консультант отдела политики охраны труда Департамента трудовых отношений и государственной гражданской службы Минздравсоцразвития России
"ЭЖ Вопрос-Ответ", N 8, август 2008 г.