Лёгкая кисть художника.
Уже много лет, неизменно, каждый мой рабочий день начинается
с чуда – чуда созерцания новых рисунков Натальи Судникович и чуда общения с удивительно талантливым художником и порядочным человеком.
Это действо утренних музейных вернисажей своей повторяемостью и хорошестью переросло в привычку, но всякий раз, когда я радостно и восторженно смотрю Наташины работы, меня не покидает мысль – мне повезло в жизни, входить в круг людей, которому художник доверяет полёт своего творчества. Да не углядят читатели корысти и идолопоклонничества в этих словах, но смело могу сказать – мне удивительно тепло душевно, что я – её современник.
Кропотно тонко и не назидая, Наталья Судникович, формирует художественные вкусы многих в своём окружении. А это - ох! какая проблема, особенно в провинциальной удалённости от столиц и финансовой невозможности многих людей иметь дома хорошие и разные альбомы по искусству, видеть подлинники шедевров мирового художественного искусства в музеях разных городов. Способен ли человек самостоятельно разобраться в современной ситуации утопания в море явного китча? Сможет ли он отличить подделку от шедевра? Сможет ли он обрести свой художественный вкус? И как несказанно важно встретить человека, умеющего «поставить» тебе этот вкус, как «ставят» голос опытные педагоги.
Мне доводилось наблюдать метаморфозы вкуса и пристрастий, происходившие под влиянием Н. Судникович, у многих людей. Когда, вначале, категоричное неприятие и безапелляционное отвержение её работ, поэтапно, перерастало в задумчивое созерцание, потом – поиск смысла, и - обретение красоты «в малых и милых приметах земли». Ведь, именно, их и любит созерцать художник.
Я далека от навязывания творчества Судникович так же, как «стрижки всех под одну гребёнку», но, для душевного обогащения, для сравнения с творчеством других художников, нужно единожды увидеть Наташины работы.
Художник Наталья Судникович обладает эталонным, прямо таки лабораторно-выведенным вкусом – она никогда не испортит рисунка лишним штрихом. Она умеет остановиться вовремя, внутренне зная грань – лучше чуть не завершить работу, чем излишне перегрузить её. Может быть, я грешу необъективностью, благодаря своей влюблённости в Наташины художества, но - в неискренности меня уличить трудно.
Марина Цветаева говорила: «Дар,…то есть за дар нельзя хвалить, это – от Бога». Но, смотря, как им распорядиться. Она же щедра со своим даром, расточая рисунки друзьям, знакомым, всем, кому они к душе. Наталья дарит без сожаления, легко, без малейшего намёка поставить человека в неоплатную зависимость от этих подарков. Словосочетание «дар дарить» - это тоже про неё.
Наташа «чистосердечна, как и подобает художнику», не лукавит в своём творчестве, от этого у всех её рисунков добрая аура – для глаз и души. Аура «не затрудняющая ум», а питающая радостью сердца.
Её талант «женского или даже детского свойства» по-младенчески откровенен.
«А не нарисовать ли,
Склонив набок голову – рыбку?..»
Много раз я слышала удивлённые возгласы детей, увидевших рисунки Н. Судникович: «Я так тоже могу!». Но, в этом лишь кажущаяся простота исполнения. Рука художника профессиональна и точна, творя образы на белом листе бумаги.
Приведу ещё одну цитату. Из человека столичного, никогда прежде не пересекавшегося с творчеством Н. Судникович (после мгновенного взгляда на её рисунки): «Как профессионально, но по-детски непосредственно».
Встречала я и людей уже серьёзно взрослых, из поколения советских граждан, традиционно считавших настоящими художниками только Шишкина и Репина. И они признавались: «Наташенька, я просто влюблена в твои рисунки!».
И нежный цветок, и маленькая птаха, и старинная церковь, и ласковый котёнок, и городской дворик, и падающий снег – Наташины соавторы. «Каждая малость живой жизни» доводится ею до величия быть запечатлённой.
«Я смотрю
на яркие краски огурца и баклажана
и думаю:
и человеку отчаиваться ещё рано, рано…»
Н. Судникович часто можно видеть на пленэре. Она никогда не грешит копированием художественных открыток и репродукций, зная об огромной разнице между живостью работ с натуры и плагиатом у других художников.
Необходимо сказать и в каком всеоружии встречала Н. Судникович юбилей города. В её активе многочисленные художественные и фотовыставки в Краеведческом музее, во Дворце культуры, в библиотеке гимназии №6. Выставки, за которые она не получала ни копейки. А графические архитектурные зарисовки Наташи украсили 2-х томное издание «Алатырь. Летопись города».
Кстати, о книжной графике Н.Судникович – цикл её Петербургских зарисовок удивительно и безупречно вплетается в ткань стихов великих русских поэтов – Александра Блока, Анны Ахматовой, Марины Цветаевой. Я не теряю надежды, когда-нибудь взять в руки томик Анны Ахматовой, проиллюстрированный Натальей Судникович. А, какие бы были шикарные художественные альбомы по сериям: «Цветы», «Животные», «Архитектура».
Мне думается, что Наталья Судникович владеет одним удивительным секретом, о котором говорил китайский художник Ци Байши : «В живописи – секрет – найти грань между сходством и несходством. Излишнее сходство – заигрывание с обывателем. Несходство – обман».
Она рисует быстро, почти мгновенно, но при этом интенсивно и каждодневно. Её лёгкая кисть рождает воздушные крылья бабочек и строгие линии соборов, нежные лепестки цветов и хохочущие лица клоунов, грустные глаза собак и феерические взрывы монотипий. Размытость акварелей и чёткость графики, глубина масляных работ и буйство цвета монотипий – вот врачующий души инструментарий художника.
И когда очередным утром, подходя к музею, я вижу Наташу Судникович, я знаю, что меня ждёт: «весь день – радость, что душа будет свежа, чиста и отверста чудному сильному влиянию» несравненного художника.
Е.Раздьяконова – хранитель фондов Краеведческого музея.