Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Архив

Реформирование жилищно-коммунального хозяйства

Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта - http://galatr.cap.ru/
10.11.2003
Состояние ЖКХ республики в начале 90-х годов
 
К середине 90-х годов в жилищно-коммунальной отрасли республики накопилось большое количество проблем, связанных с недофинансированием и хронической изношенностью оборудования. Фактически отрасль находилась в глубоком кризисе. К тому времени плата за содержание и ремонт жилья не менялась с 1928 года и составляла, как и в среднем по России, 13 копеек за квадратный метр жилой площади. Невысокие тарифы для населения существовали и на коммунальные услуги, в результате чего население оплачивало только 2% стоимости оказываемых услуг.
 
Несбалансированная тарифная политика, которая выражалась в том, что утверждаемые тарифы на коммунальные услуги не возмещали расходы на производство этих услуг, приводила к росту убытков предприятий ЖКХ. Ситуация усугублялась также из-за того, что предприятия ЖКХ, предоставляя все установленные законодательством льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, не получали возмещение этих средств из бюджета.
 
Недостаточное финансирование жилищно-коммунального комплекса привело к крайне неустойчивому финансовому состоянию предприятий и организаций отрасли, а также к резкому увеличению износа основных фондов. Средний уровень износа оборудования и инженерных коммуникаций сферы ЖКХ достиг 60 и более процентов, что приводило к высокой аварийности, низкому коэффициенту полезного действия мощностей и большим потерям энергоносителей. Более четверти основных фондов ЖКХ отслужили свой срок полностью, увеличивались сбои в системах жизнеобеспечения. Договоры на коммунальное обслуживание заключались формально и не обеспечивали качества обслуживания.
 
Передача ведомственного жилья в муниципальную собственность без достаточного финансового покрытия затрат на приведение его в порядок еще более ухудшила состояние жилищного фонда. На предприятиях ЖКХ и в коммунальной энергетике функционировали дорогие в эксплуатации и устаревшие энергетические системы. Уровень эксплуатационных расходов был неприемлемо высоким.
 
Для решения назревших вопросов требовалось проведение реформы в сфере ЖКХ, последовательно и неуклонно повышать надежность и качество предоставляемых услуг.
 
Нормативно-правовая база
Принятая Кабинетом Министров Чувашской Республики в 1997 году Программа реформирования жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики на 1997-2003 годы позволила определить основные направления государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
 
Принятая недавно Программа реформирования и модернизации жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики на 2003–2010 годы должна обеспечить: повышение эффективности функционирования ЖКХ, снижение финансовой нагрузки на бюджеты всех уровней; надежность жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения; улучшение качества жилищно-коммунальных услуг; адресную социальную защиту населения при оплате жилищно-коммунальных услуг.
 
Развитие энергосберегающих технологий
Политика энергосбережения Чувашской Республики определена постановлениями Кабинета Министров Чувашской Республики «Об основных направлениях энерго- и ресурсосбережения в Чувашской Республике на 1996-2005 годы» и «О Программе энергосбережения в Чувашской Республике на 2000-2005 годы».
За 2003 г. всего в республике установлено 5,9 тыс. ед. поквартирных приборов учета топливно-энергетических ресурсов и 96 ед. общедомовых приборов учета топливно-энергетических ресурсов. По результатам работы приборов учета тепла и горячего водоснабжения в 21 жилом доме п. Новые Лапсары в течение только 2002 года экономия тепловой энергии составила 3665,75 Гкал.
 
Для повышения устойчивости и надежности функционирования ЖКХ с одновременным снижением нерациональных затрат при реконструкции и ремонте жилищного фонда и инженерной инфраструктуры используются долговечные строительные материалы, современные пластиковые трубы, новые теплоизоляционные материалы, стали переходить от плоской кровли к скатной.
 
Предприятиями водопроводно-канализационного хозяйства проводится большая работа по внедрению новой техники и технологий, в т.ч. восстановлению технических характеристик водоводов путем нанесения цементно-песчаного раствора на внутренние поверхности стальных трубопроводов, плавному пуску электродвигателей, внедрению частотных преобразователей на насосных станциях в гг.Чебоксары, Новочебоксарск, Шумерля, применению ультрафиолетового обеззараживания воды вместо жидкого хлора на строящемся водоводе «Высоковка-Канаш».
 
Финансирование отрасли
За 1996–2002 гг. на развитие ЖКХ городов и районов вложены финансовые средства в объеме 389,44 млн. рублей. Уже в 2002 г. было направлено более 220,0 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета 47,12 млн. рублей. Общий объем инвестиций, направленных в отрасль в 2002 г. превысил уровень 2001 г. в 3 раза, к уровню 1996 г. – в 22 раза.
 
Построены: водоводы в пос.Вурнары, в Урмары; водоочистные сооружения в гг.Чебоксары, Алатырь; очистные сооружения канализации в пос.Урмары, г.Ядрине, с.Шемурша; г.Шумерля, с.Моргауши; продолжены берегоукрепительные работы на р.Волга в гг.Чебоксары и Новочебоксарск. Ведется строительство водоводов в г.Канаш, пос.Киря, Ибреси, с.Порецкое, реконструкция систем водоснабжения в гг.Алатырь, Чебоксары, Шумерля, Ядрин, с.Батырево. С вводом водоводов пос.Урмары и Вурнары появилась возможность устойчивого централизованного водоснабжения поселков с населением более 20 тыс.человек. Завершение строительства I очереди водовода Высоковка-Канаш позволит ликвидировать дефицит водоснабжения в городе Канаш.
 
В 2003 году на развитие коммунального хозяйства будет вложено 179,4 млн. рублей, т.е. только за 2000-2003 гг. объем финансовых средств возрос до 509,79 млн. рублей.
 
Благодаря участию республики в подпрограмме «Снижение издержек на поставку тепловой энергии для бюджетной сферы и муниципального жилья» в 2001 г. на объектах бюджетной сферы и ЖКХ выполнены работы по повышению энергоэффективости на сумму 16,914 млн. руб. В 2002 г. на выполнение подпрограммы из Фонда реформирования региональных финансов было привлечено 49,58 млн. рублей, из республиканского бюджета Чувашской Республики выделено 18,414 млн. рублей. В 2003 г. привлечено дополнительно 64,89 млн. рублей на муниципальные объекты теплоснабжения, предусматривается 23,3 млн. рублей из Международного банка реконструкции и развития на реконструкцию водоснабжения и канализации г. Чебоксары.
 
Тарифная политика
В республике созданы механизмы реализации эффективного тарифного регулирования в отношении услуг локальных монополий: разработана нормативно-методологическая база для регулирования тарифов, созданы органы регулирования и разграничены функции по регулированию, усовершенствована процедура утверждения тарифов на услуги локальных монополий. В результате проведения согласованной тарифной политики на коммунальные услуги к началу 2003 г. практически во всех муниципальных образованиях ликвидировано перекрестное субсидирование потребителей коммунальных услуг.
 
Сложившийся уровень тарифов на энергоресурсы для промышленности в Чувашии остается значительно ниже, чем в соседних регионах, что дает конкурентное преимущество развитию промышленного комплекса. Так, тарифы на электроэнергию для промышленных потребителей в Республике Марий Эл составляет 131 коп/кВт, в Ульяновской области – 92 коп/кВт, а в Чувашии – 75,6 коп/кВт. Для населения при рассмотрении тарифов на энергоносители учитываются не только затраты энергосберегающих организаций на производство и транспортировку энергоносителей, но и уровень благосостояния населения. По сравнению с соседними регионами в Чувашии тарифы на энергоресурсы для населения ниже в среднем на 10%.
 
Адресная помощь
В рамках реализации одного из основных направлений реформы – перераспределения финансовых потоков из бюджета с целью повышения их адресности - Чувашская Республика одна из первых в России организовала систему предоставления населению субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг. К 1996 г. службы субсидий были созданы во всех районах и городах республики, в отличие от некоторых других субъектов РФ, в которых программа субсидий стала развиваться только в 2000–2001 гг. (например, в Республике Татарстан). Число семей, получающих субсидии, увеличилось с 9 тысяч в 1996 г. до 87,4 тысяч – в 2002 г. Государственную помощь для оплаты жилищно-коммунальных услуг получает сегодня 14% жителей республики (в среднем по России этот показатель составляет 13%, по ПФО – 16%). При этом средний размер субсидий на семью в месяц вырос с 42 рублей в 1996 г. до 477 рублей в 2003 г.
 
В целях совершенствования существующей системы экономических и социальных отношений в ЖКХ Чувашская Республика выступила инициатором, а затем, в числе восьми других субъектов РФ, - и участником проведения эксперимента по применению персонифицированных счетов граждан при предоставлении субсидий по оплате жилищно-коммунальных услуг в городах Шумерля и Новочебоксарск. Была проведена большая подготовительная и нормотворческая работа по подготовке к проведению эксперимента и в настоящее время в вышеназванных городах открыто более 12 тысяч счетов в местных отделениях Сбербанка, на которые каждой семье перечисляются бюджетные средства в размере начисленной субсидии для последующих расчетов с организациями - производителями жилищно-коммунальных услуг.
 
Особую актуальность приобретает сохранение и обновление существующего жилья, получение дополнительной площади за счет реконструкции и модернизации жилищного фонда. В 2000 г. принята республиканская целевая программа «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда Чувашской Республики» позволившая ускорить снос ветхого и аварийного жилья. С момента принятия программы переселено более 200 семей, которым предоставлено более 11 тыс. кв. метров жилья в новых домах. Усилиями правительства республики впервые за последние годы удалось добиться выделения из федерального бюджета на ликвидацию ветхого и аварийного жилищного фонда - 49 млн. рублей. Несомненно, что последствия ликвидации ветхого и аварийного жилья это одновременно шаг к снижению издержек, финансовому оздоровлению предприятий ЖКХ, развитию жилищного строительства.
 
В соответствии с федеральными законами, постановлениями Правительства РФ, регулирующими правоотношения в жилищной сфере с учетом сложившихся новых социально-экономических условий, разработаны «Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений из государственного и муниципального жилищного фонда в Чувашской Республике».
Итоги развития отрасли за 1994-2003 гг.
За 1994-2003 гг. руководством республики были сделаны важнейшие шаги по пути реформирования и модернизации ЖКХ. Возникла необходимость финансовой стабилизации и совершенствования системы экономических отношений в ЖКХ, основной идеей которого является передача права распоряжения бюджетными ресурсами от жилищных и коммунальных предприятий непосредственно гражданам – в наибольшей степени заинтересованным в эффективном расходовании этих средств.
 
За 1993-2003 гг. в полном объеме обеспечивалась потребность республики в топливно-энергетических ресурсах. За последние годы в республике наблюдается стабильная тенденция роста производства и потребления энергоресурсов, что говорит о наметившейся тенденции роста промышленного производства. С 1998 г. потребление электроэнергии возросло с 3828,6 млн. кВт.ч. до 4615,6 млн. кВт.ч. В 2002 г. по сравнению с 1994 годом производство теплоэнергии увеличилось на 29% - до 8276,5 тыс. Гкал.
 
В 2003 г. был проведен первый этап работы по финансовой стабилизации предприятий ЖКХ - инвентаризация их дебиторской и кредиторской задолженности. В настоящее время органами власти и организациями ЖКХ ведется совместная работа по предотвращению образования новых долгов и анализу финансово-экономического состояния каждого конкретного предприятия ЖКХ для определения вариантов реструктуризации долгов по каждой группе дебиторов и кредиторов.
 
Предприятиями ЖКХ республики ведется целенаправленная работа по реконструкции котельных, работающих на жидком и твердом топливе, с переводом их на использование природного газа. В результате значительно снижен годовой расход твердого и жидкого топлива. Если за 1994 г. расход угля составил 44,1 тыс. тонн, то в 2003 г. составит 15 тыс. тонн или снизится в 2,94 раза. За этот же период годовое потребление топочного мазута с 32 тыс. тонн снизится до 0,33 тыс. тонн в год или в 99 раз. Кроме снижения расходов по топливной составляющей в себестоимости тепловой энергии, газификация коммунальных котельных, что также не маловажно, позволило значительно улучшить экологическую обстановку в районах и городах республики.
 
С 1994 по 2003 г. количество коммунальных котельных увеличилось в 1,3 раза (с 188 ед. до 246 ед.), а протяженность коммунальных тепловых сетей в 1,39 раза (с 460 км до 640 км).
 
Ежегодно возрастает уровень благоустроенности жилищного фонда тем или иным видом инженерного оборудования после реконструкции и модернизации, ремонта жилья. На начало 2003 года в целом по республике оборудовано газом 90,3% площади жилья (для сравнения: на конец 1995 г. – 81,2%), по ПФО –80%; центральным отоплением – 82,9% (в 1995 г. - 62,1%), по ПФО-95%; водопроводом – 56,7% (в 1995 г. - 51,9%), по ПФО-60%; канализацией – 54,3% (в 1995 г. - 50,6%), по ПФО-60%; ваннами и душем – 50,7% (1995 г. - 48,2%), по ПФО-30%; горячим водоснабжением – 44,9% (1995 г. - 41,4%), по ПФО-72%; напольными электроплитами – 3,2% (1995 г. - 2,4%).
 
Во исполнение Федерального закона «О товариществах собственников жилья» формируются альтернативные формы управления жильем. В настоящее время в республике зарегистрировано 127 товариществ собственников жилья, которыми эксплуатируется 3% всего жилищного фонда республики, по РФ – 1,5%.
 
Основные задачи реформирования ЖКХ:
 
-финансовое оздоровление предприятий ЖКХ путем реструктуризации задолженности и совершенствования тарифной политики на услуги ЖКХ;
 
-формирование инвестиционной привлекательности коммунальной инфраструктуры путем создания эффективных и прозрачных процедур тарифного регулирования предприятий – естественных локальных монополий, экономически заинтересовывающих их в сокращении затрат;
 
-развитие альтернативных форм управления жилищным фондом путем создания благоприятных условий и государственных гарантий по образованию объединений собственников жилья, активной поддержки инициатив населения по развитию самоуправления в жилищной сфере;
 
-формирование конкурентных отношений в сфере ЖКХ (кроме естественных локальных монополий) путем отделения выполнения функций собственника жилищного фонда от осуществления хозяйственной деятельности по управлению и обслуживанию жилищного фонда, совершенствования договорных отношений.
 
Изменится и система финансирования мероприятий по модернизации и развитию ЖКХ, коммунального строительства. Предполагается, что бюджетные средства будут направляться в основном на модернизацию и завершение строительства крупных объектов, имеющих важное значение для обеспечения жизнедеятельности городов и районов.
 
До 2005 года предполагается завершить акционирование и приватизацию муниципальных унитарных предприятий, выполняющих подрядные работы по обслуживанию жилищного фонда.
 
Техническое перевооружение ЖКХ будет происходить на основе энерго- и ресурсосберегающих технологий, нацеленных на решение задач ликвидации сверхнормативного износа основных фондов, снижение потерь энергии, воды и других ресурсов путем повышения эффективности работы энергетического оборудования с применением регулируемых электрических приводов, внедрение приборов учета, реконструкции котельных на котлы с наибольшим КПД, использования альтернативных, локальных источников тепловой энергии, реализации пилотных проектов по реконструкции систем тепло, водоснабжения жилых зданий, паспортизации объектов и т.д.

Минэнергожилкомхоз Чувашии 
 
Информационное наполнение сайта
Отдел информационного обеспечения и взаимодействия со СМИ администрации города Алатыря
Каляканова Т.Н., Латыпов Р.И.
тел. 8-83531-2-06-85

отправить письмо по e-mail galatr@cap.ru
Администрации городов и районов Чувашской Республики
Система управления контентом
429826, г.Алатырь, ул.Первомайская, д.87
Телефон: 8(83531) 2-02-70
Факс: 8(83531) 2-04-25
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика