Деятельность управления образования и молодежной политики администрации г. Алатыря, образовательных учреждений в 2006 году была направлена на реализацию приоритетных задач образовательной политики Российской Федерации и Чувашской Республики, Программы развития образования г. Алатыря на 2006-2010 гг.
В г. Алатыре действуют 10 дошкольных образовательных учреждений, которые посещает 1421 ребенок (в 2005г. – 1424). Детей дошкольного возраста в городе – 2256. За последние 5 лет не произошло сокращения сети дошкольных учреждений. Охват детей дошкольным образованием составляет 64 % (в 2005г. - 64,3%); в республике – 67%, по городу в республике - 81,4%.
Предшкольное образование – актуальная проблема дошкольного образования. Предшкольным образованием в городе охвачено 480 детей, что составляет 98,4% от числа детей 5- 6,5 лет (в 2005г. – 91%). Пять педагогов детских садов №10 «Сказка» и №14 «Родничок» побывали на первом обучающем семинаре по апробации моделей образования детей старшего дошкольного возраста в г.Чебоксары, в ходе которого познакомились с Концептуальными основами воспитания, развития и обучения детей старшего дошкольного возраста с учётом их психологических особенностей и Программой образования детей старшего дошкольного возраста. В детских консультациях микрорайонов «Стрелка», «Западный», «Центр» размещены рекламные стенды с фотоматериалами и информацией о работе с детьми дошкольного возраста в ДОУ, работают консультационные пункты. В детском саду №8 «Звёздочка» оборудовано специальное помещение для занятий с детьми предшкольного возраста с одноместными партами и стульями, в котором пяти- и шестилетки занимаются с 1 сентября. В детских садах оказываются дополнительные услуги для развития детей старшего дошкольного возраста: раннее обучение чтению (д/с №5), обучение английскому языку (д/с №№8,14), ведётся музыкально-эстетический курс (д/с №14), работают различные кружки.
В городе функционируют 10 средних общеобразовательных школ: 8 дневных и 2 вечерних. В дневных обучается 3584 школьника, в вечерних – 283. В 2005-2006 учебном году продолжилась работа по реструктуризации школ: МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8» реорганизована путем присоединения к МОУ «Средняя общеобразовательная школа №9».
Все общеобразовательные учреждения переведены на финансовую самостоятельность.
Наполняемость классов – 23,7 (в 2005 году – 23); в республике – 15,6, по городу в республике – 25.
В мае 2006 года на Собрании депутатов утвержден городской Сетевой план реализации приоритетного национального проекта «Образование» на 2006-2010гг.
МОУ «Гимназия №6», участвуя в республиканском конкурсе на государственную поддержку, получила денежное поощрение в объеме 200 тыс. руб. По итогам конкурсного отбора за высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в развитие образования денежной премией Президента Российской Федерации в размере 100 тыс. руб. награждены Львова Ирина Михайловна, учитель МОУ «Гимназия №6», Дмитриева Татьяна Викторовна, учитель МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11».
25 представителей талантливой молодежи города получают премии Президента Чувашской Республики (по 1000 руб. в месяц), 18 учащихся общеобразовательных учреждений за достигнутые успехи в учебной и спортивной деятельности – стипендии главы г. Алатыря (по 100 руб. в месяц).
Ежегодно победители и призеры предметных олимпиад, конкурсов, конференций федерального, республиканского и городского уровней награждаются денежными премиями в соответствии с Положением о премировании. В 2006 году сумма премий составила 22000 рублей. На организацию участия одаренных детей в предметных состязаниях затрачено 44000 рублей.
В общеобразовательных учреждениях города 120 современных компьютеров (1 компьютер приходится на 29 учащихся; в республике – на 26, по городу в республике - на 25. Все школы подключены к электронной почте, сети Интернет, имеют сайты.
В 2005-2006 учебном году школы города пополнились компьютерной техникой. Через Республиканский фонд поддержки образования получены компьютеры, мультимедийный проектор «Panasonic», проекционный экран. 70% педагогов владеют информационными технологиями на правах пользователей. Разработана программа «Развитие единой образовательной среды в г. Алатыре на 2006-2010гг».
Совершенствуется система работы с одаренными детьми: в 2005-2006 учебном году организовано 18 предметных состязаний, в которых приняло участие 1506 учащихся общеобразовательных учреждений. 145 победителей и призеров защищали честь города на предметных олимпиадах, научно-практических конференциях, конкурсах РФ и ЧР (в 2004-2005 учебном году – 91). По итогам предметных мероприятий РФ 8 школьников награждены дипломами победителей и призеров: Куруленко Дмитрий, учащийся 11 кл. гимназии №6, – дипломом II степени в Российской олимпиаде по экологии; 7 учащихся - дипломами I и II степени во Всероссийской конференции по экологии «Молодежь и экология - XXI век». Каюкова Нелли, учащаяся 11 кл. гимназии №6, по итогам Всероссийской олимпиады по обществознанию получила диплом в номинации «За умение применять обществоведческие понятия». 27 юных алатырцев признаны лучшими в республиканских предметных мероприятиях (в 2004-2005 учебном году – тоже 27). Из них 9 учащихся стали победителями и призерами республиканских олимпиад (для сравнения: в 2004-2005 учебном году было 4 победителя и призера республиканских олимпиад), 18 юных исследователей заняли призовые места в различных конференциях, в том числе «Excelsior - 2006», научно-практической конференции по экологии.
В условиях г. Алатыря из года в год растет востребованность формы ЕГЭ. В 2006 году в первом этапе обязательного ЕГЭ по математике приняли участие 252 выпускника 11 кл. Качество знаний – 70% (в 2005 году – 68%), средний балл – 55% (в 2005 году – 59%) (в республике – 54,5%). В ЕГЭ по русскому языку участвовало 66% от общего числа выпускников (в 2005 году – 61%), качество знаний – 78%, средний балл – 56%. 257 выпускников сдавали ЕГЭ по выбору по 7 учебным дисциплинам (в 2005 году – 209).
По результатам ЕГЭ и итоговой аттестации 37 выпускников школ города (14% от общего числа учащихся 11 кл) награждены золотыми и серебряными медалями «За особые успехи в учении». Результативное решение проблемы совершенствования модели выпускника позволяет ежегодно выпускникам 11 кл успешно поступать в ВУЗы РФ и ЧР. Так, в 2006 году 153 выпускника (58%) обучаются в высших учебных заведениях (в 2005г. – 59%, в 2004г. – 57%).
Постановлением главы администрации утверждена муниципальная Программа сетевого взаимодействия ресурсных центров с общеобразовательными учреждениями на 2005 – 2007 годы, предусматривающая предпрофильную подготовку учащихся 9 кл. и профильное обучение учащихся 10 – 11 кл.
Деятельность общеобразовательных учреждений в рамках предпрофильного обучения и профильной подготовки позволяет расширить качество предлагаемых образовательных услуг, создать условия для личностного и профессионального самоопределения школьников.
100% учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений города (100%) охвачены предпрофильной подготовкой. СОШ №11 на протяжении нескольких лет успешно сотрудничает с сельскохозяйственным техникумом: учащиеся 9-11 кл. на его базе за счет школьного компонента приобретают профессии продавца, оператора ЭВМ. В учебные планы общеобразовательных учреждений в соответствии с индивидуальными потребностями учащихся введены элективные курсы, способствующие профилизации.
В мае-июне 2006 года в городе апробированы элементы новых подходов к организации итоговой аттестации выпускников 9 кл общеобразовательных учреждений с участием муниципальной экзаменационной комиссии, в состав которой входили представители УО и МП, начального и среднего профессионального образования, попечительских советов, родительской общественности. Определены единые подходы к новым формам оценивания учебных достижений выпускников по предметам профильного обучения в классах III ступени общего образования.
В соответствии с Программой сетевого взаимодействия ресурсных центров с общеобразовательными учреждениями определена модель профильного обучения. В течение нескольких лет в гимназии осуществляется профильное обучение через реализацию задач гуманитарного, социально-экономического и естественно - научного профилей. С сентября 2006 года на базе МОУ «Гимназия № 6» в рамках сетевого взаимодействия гимназии № 6 с СОШ № 2, 9 открыт социально-экономический профиль, на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3» - информационно-технологический, на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7» - социально-экономический, социально-гуманитарный профили. Профильным обучением в 10 кл. общеобразовательных учреждений города охвачено 58 % учащихся, в 11 кл. – 22 %.
Социализация, гражданское становление личности – одно из направлений воспитательной работы образовательных учреждений города. В каждой школе имеются детские общественные объединения определенной направленности. В ДДТ создан Совет лидеров детского движения, которое объединяет 55% школьников в возрасте 10-15 лет. Ежегодно организуются городские слеты детского движения. В 2006 году в г. Алатыре проведен Республиканский фестиваль детских общественных организаций, в котором приняло участие более 700 юных активистов республики (35 делегаций из различных районов и городов ЧР).
В рамках системы воспитания особое внимание уделяется патриотическому воспитанию, в том числе и через музеи боевой славы школ № 2, 3, 7, 9, профилактике безнадзорности, правонарушений, наркомании, формированию здорового образа жизни, художественно-эстетическому воспитанию.
Результативно выступили в различных конкурсах республиканского уровня в2005-2006 учебном году представители школ № 2,3,7,9,11, ДЮСШ №1. Юные спортсмены приняли участие в Республиканской спартакиаде школьников, заняв 13 место (для сравнения: в 2005 году г. Алатырь имел 24-ый результат).
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» в 2006 году заняла 3 место в республиканском конкурсе «Организация воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях». Решением МО и МП Чувашской Республики портфолио призеров республиканского конкурса направлено в Москву для участия в VII Всероссийском конкурсе «Организация воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях» и отмечено дипломом I степени.
В апреле 2006 года по рекомендации Министерства образования и с учетом опыта сотрудничества образовательных учреждений города и духовенства решено было открыть при управлении образования городской методический кабинет духовно-нравственного обучения и воспитания. В 2006 году на базе гимназии №6, детского сада №3 проведены республиканские конференции «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи», в которых приняли участие представители Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики, Чувашской епархии, администрации и духовенства города, образовательных учреждений различных районов и городов республики.
Количество учреждений дополнительного образования в г. Алатыре - 3 (в 2005 – 4), охват учащихся – 56% (в 2005 – 57%).
В 80 школьных объединениях занимаются 2546 учащихся (67% от общего количества детей).
Всего системой дополнительного образования охвачено 3637 учащихся (95%), в 2005 году – 78,3.
ДЮСШ № 1 в 2006 году заняла III место в республиканском конкурсе учреждений дополнительного образования.
Пришкольными лагерями труда и отдыха, трудовыми объединениями и трудоустройством подростков охвачено 2249 человек (63,3% от количества учащихся 1-10 кл.), (в 2005 году – 63%).
В образовательных учреждениях города общее количество педагогических и руководящих работников с совместителями – 565 человек. Средний возраст педагогов – 42 года. Имеют квалификационные категории – 511 чел. (91%), из них высшую – 35 человек (6,2 %), I - 207 (36,6%), II – 269 (47,8%).
Учителя общеобразовательных учреждений приняли участие в республиканском дистанционном конкурсе «Педагогические инновации». 8 из них стали победителями и призерами.
В республиканском фестивале «Уроки методических идей физики и математики в современной школе» участвовали 3 учителя, из них 2 стали победителями, 1 – призером.
В республиканском конкурсе «Психолог года – 2006» Чередниченко Н.Е., психолог МОУ «Гимназия №6», заняла III место.
В сфере научного обеспечения развития системы образования сформирован банк данных опытно-экспериментальной работы, инновационной и проектной деятельности таких образовательных учреждений, как гимназия №6, СОШ № 3, 7, 9, 11. Опыт работы этих учреждений изучается, распространяется. Они являются экспериментальными площадками республиканского и городского уровней по различным направлениям образовательной деятельности.
Развитие системы образования невозможно без поиска, апробации и внедрения новых моделей управления. Актуальные вопросы управленческой деятельности находят отражение в программах различных семинаров, организуемых управлением образования и молодежной политики, руководителями образовательных учреждений.
Так, в целях повышения качества управленческой деятельности и обмена опытом в 2005-2006 учебном году для администраторов общеобразовательных учреждений были организованы городские семинары «Мотивационные основы здоровьесберегающих технологий» (на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7»), «Организационные основы эффективного управления образовательным процессом» (на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2»), «Удовлетворение социального заказа общества через систему образовательных услуг школы» (на базе МОУ «Центр образования №5»). Директора СОШ №2, 7, ЦО №5, заместители директоров по учебной и воспитательной работе, представители педагогических коллективов продемонстрировали высокий уровень профессионализма в рамках реализации программных мероприятий семинаров.
Все большую значимость в системе управления приобретает развитие мониторинга как формы инспектирования. В целях изучения состояния мониторинга образовательной деятельности, совершенствования и развития системы контроля качества образования в общеобразовательных учреждениях в прошедшем учебном году была проведена инспекционная тематическая проверка «Состояние мониторинга образовательной деятельности».
В образовательных учреждениях создаются условия для привлечения к управлению образованием общественности из числа родителей, представителей предприятий и организаций города, предпринимателей. Так, в СОШ №3 не один год работал попечительский совет, в настоящее время действует управляющий совет. Управляющий совет создан в СОШ №2, попечительские советы - в СОШ №7,12.
Укрепляется материальная база образовательных учреждений.
В 2006г. на ремонтные работы затрачен 1 млн. руб.
В 2005-2006 учебном году приобретено компьютеров на сумму 235 тыс.руб. (из городского бюджета). Из федерального и республиканского бюджетов на приобретение компьютерной техники выделено 139 тыс. 800 руб.
Приобретено учебников федерального комплекта на бюджетные средства 467 экземпляров (63298 руб.), республиканского комплекта - 316 экземпляров (8946,16 руб.), энциклопедий и художественной литературы – 46 экземпляров (15314,23 руб.); на внебюджетные средства приобретено учебников федерального комплекта – 515 экземпляров (58800 руб.), наглядных пособий – 60 экземпляров (23800 руб.).