г.Алатырь 18.09.2018 года
Основание для проведения мероприятия: распоряжение № 14 от 13.08.2018 года Контрольно – счетной палаты Чувашской Республики, распоряжение № 22 от 18.08.2018 года КСП города Алатыря.
Предмет мероприятия: эффективность использования имущества, находящегося в муниципальной собственности города Алатыря Чувашкой Республики.
Цель (цели) мероприятия:
- соблюдение порядка сдачи в аренду муниципального имущества образовательными учреждениями города Алатыря; проверка правильности определения размера арендной платы за пользование муниципальным имуществом образовательными учреждениями;
- проверка своевременности поступления арендных платежей от арендаторов за пользование муниципальным имуществом;
- анализ дебиторской задолженности по договорам аренды, работы проводимой учреждениями по ее снижению и проведения претензионно – исковой работы.
Объекты мероприятия: образовательныеучреждения города Алатыря Чувашской Республики.
Исследуемый период: 2016-2017 годы, 7 месяцев 2018 года.
Сроки проведения мероприятия: с 16.08.2018 по 18.09.2018 года.
Результаты мероприятия:
1. Анализ нормативно-правовых актов и иных распорядительных документов, регулирующих порядок сдачи в аренду муниципального имущества города Алатыря Чувашской Республики.
Правовое регулирование процедуры сдачи зданий и помещений в аренду осуществляется в рамках норм, установленных Гражданским Кодексом Российской Федерации. При этом ст. 608 ГК РФ наделяет правом сдачи имущества в аренду его собственника, а также лиц, уполномоченных законом или собственником сдавать имущество в аренду.
Согласно части 3 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа относится к вопросам местного значения городских округов.
В силу статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации:
- автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним собственником или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества.
- бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом.
- казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества.
Аналогичные положения закреплены в федеральных законах от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
Полномочия собственника от имени муниципального образования город Алатырь Чувашской Республики по управлению и распоряжению муниципальным имуществом осуществляет Отдел имущественных и земельных отношений администрации города Алатыря Чувашской Республики (далее – Отдел имущества).
Отдел имущества реализует свои полномочия в соответствии с законодательством Чувашской Республики, а также Уставом города Алатыря, Положением об отделе имущественных и земельных отношений администрации города Алатыря.
Решением собрания депутатов города Алатыря Чувашской Республики от 04.03.2014 г. № 04/30-5 «О вопросах управления и распоряжения муниципальной собственностью города Алатыря Чувашской Республики» утверждено Положение об управлении и распоряжении муниципальной собственностью города Алатыря Чувашской Республики (далее – Положение 04/30-5).
В соответствии с пунктом 6.2 Положения об управлении и распоряжении муниципальной собственностью города Алатыря Чувашской Республики, передача муниципального имущества в аренду, безвозмездное пользование, по иным договорам, предусматривающим переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества, а также в залог осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Чувашской Республики и нормативными правовыми актами города Алатыря. При этом Отдел имущества выступает от имени Муниципального образования город Алатырь Чувашской Республики при проведении торгов, а также при заключении договоров аренды, безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества, а также договора залога, за исключением случаев, передачи муниципального имущества в безвозмездное пользование без проведения конкурсов (аукционов) на право заключения договора безвозмездного пользования.
Передача муниципального имущества в безвозмездное пользование осуществляется по решению администрации или отдела имущества в форме распоряжения в случае, если законодательством Российской Федерации допускается передача муниципального имущества в безвозмездное пользование без проведения конкурсов (аукционов) на право заключения договора безвозмездного пользования.
Согласно пункту 4.12 Положения учреждения распоряжаются муниципальным имуществом, закрепленным на праве оперативного управления, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, законодательством Чувашской Республики и нормативными правовыми актами города Алатыря.
Заключение договоров аренды имущества может быть осуществлено только по результатам проведения торгов на право заключения этих договоров, за исключением случаев, установленных статьей 17.1. Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
В соответствии со статьей 153 Гражданского кодекса Российской Федерации сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
За объекты муниципальной собственности, переданные в аренду, взимается арендная плата, которая устанавливается в денежной форме и не включает плату за коммунальные услуги и налог на добавленную стоимость (НДС).
Порядок определения размера арендной платы за пользование имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Алатыря Чувашской Республики, утвержден решением Собрания депутатов г. Алатыря Чувашской Республики от 25 апреля 2013 г. N 24/23-5 "О порядке определения размера арендной платы за пользование имуществом, находящимся в собственности города Алатыря Чувашской Республики" (с изменениями и дополнениями от 30.10.2014, от 28.10.2016 года).
Согласно пункта 2 статьи 609 ГК РФ договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом. В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» с заявлением о государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества может обратиться одна из сторон этого договора.
Доходы, полученные от сдачи имущества в аренду, а также приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетных и учреждений.
В ходе проведения экспертно – аналитического мероприятия Контрольно – счетной палатой города Алатыря Чувашской Республики были направлены письменные запросы по представлению информации в адрес Отдела имущественных и земельных отношений администрации города Алатыря Чувашской Республики, Отдела образования и молодежной политики администрации города Алатыря Чувашской Республики.
От Отдела имущественных и земельных отношений администрации города Алатыря
получен ответ, что они не имеют информацию по муниципальному имуществу, сдаваемому в аренду образовательными учреждениями в 2016 – 2017 году и истекший период 2018 года (таблица № 1).
Отделом образования и молодежной политики администрации города Алатыря представлена информация о сдаваемом в аренду помещений образовательными учреждениями ( таблица № 2).
Кроме того, были проведены встречные проверки в учреждениях образования города Алатыря Чувашской Республики по вопросам соблюдения порядка сдачи в аренду муниципального имущества, своевременности поступления арендных платежей от арендаторов.
На основании данных, поступивших от вышеперечисленных отделов, Контрольно-счетной палатой проведен анализ, по результатам которого установлено следующее.
2. Соблюдение порядка сдачи в аренду муниципального имущества учреждениями образования города Алатыря Чувашской Республики за 2016-2017 годы, за 7 месяцев 2018 года.
Согласно информации от 13.09.2018 года № 01-05-778-10, поступившей от Отдела имущества, за проверяемый период от учреждений образования города Алатыря обращений о согласовании передачи в аренду муниципального имущества находящегося в муниципальной собственности не поступало, имеется только согласование передачи муниципального имущества в безвозмездное пользование.
В рамках проведенного анализа соблюдения требований ГК РФ и Положение 04/30-5, что 4 учреждениями образования заключено 14 договоров аренды на общую сумму 461,8 тыс. рублей, не прошедших процедуру согласования с Отделом имущества.
Так, МБОУ «СОШ № 7» имени Героя Советского Союза З.И. Парфеновой» города Алатыря договоров аренды от 31.03.2016 № 21.38.030, заключен в 2016 году на один день с ЧРОВПП «Единая Россия не согласовано с Отделом имущества (или 100%);
МБОУ «СОШ № 5» имени Героя Советского Союза А.М. Осипова» города Алатыря, договоров аренды от 31.03.2016 № 21.38.031, заключен в 2016 году на один день с ЧРОВПП «Единая Россия не согласовано с Отделом имущества (или 100%);
АОУ ДО «ФСК» города Алатыря заключено семь договоров не прошедших согласование: четыре договора с ИП Набокин С.Н., три договора с ИП Фирсовым А.В.
МБОУ ДО «Детско – юношеская спортивная школа № 1 имени летчика-космонавта А.Г. Николаева» города Алатыря из 4 договоров не прошли согласования 2 договора (или 50 %), а 2 договора аренды от 06.12.2011 № 798 с ИП Кувандиков Г.М. и от 06.12.2011 № 799 с ИП Кувандиков Г.М. были переданы с отдела имущественных и земельных отношения администрации города Алатыря на основании акта приема-передачи договоров аренды от 04.03.2014. В дальнейшем в 2016 году два договора с ИП Кувандиком Г.М. заключена на новый срок (5 лет) без проведения конкурса.
Согласно части 9 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 – ФЗ «О защите конкуренции» (с изменениями и дополнениями), по истечении срока договора аренды, указанного в частях 1 и 3 настоящей статьи, заключение такого договора на новый срок с арендатором, надлежащим образом исполнившим свои обязанности, осуществляется без проведения конкурса, аукциона, при одновременном соблюдении следующих условий:
1) размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации, если иное не установлено другим законодательством Российской Федерации;
2) минимальный срок, на который перезаключается договор аренды, должен составлять не менее чем три года. Срок может быть уменьшен только на основании заявления арендатора.
Таким образом, проведенный анализ показал, что в нарушение статей 298 ГК РФ бюджетными учреждениями образования города Алатыря Чувашской Республики допускаются случаи распоряжения имуществом, являющимся муниципальной собственностью Чувашской Республики без согласия собственника имущества – Отдела имущества.
На территории города Алатыря действует 7 средних общеобразовательных школ, на территории школ организовано горячее питание учащихся. Учреждениями образования города Алатыря заключены договора с индивидуальными предпринимателями по оказанию услуг по организации школьного питания или договора о передаче муниципального имущества в безвозмездное пользование. В соответствии с заключенными договорами Учреждения приняли на себя обязанности безвозмездного предоставления помещения, оборудование, мебель, а исполнитель обязуется предоставить горячее питание учащимся.
Организации которые организуют горячее питание учащихся оплачивают стоимость фактически потребленной электроэнергии на основании приборов учета установленных отдельно в школьных столовых в соответствии со счетами, выставляемых школами.
В соответствии с пунктом 4 Приказа Минобразования Чувашской Республики, Минздрава Чувашской Республики, Минэкономразвития Чувашской Республики от 19 января 2005 г. N 12/18/01-05/5 "Об утверждении стандарта организации питания в общеобразовательных учреждениях Чувашской Республики" - организация питания возлагается на образовательные учреждения и должно осуществляться в школьных столовых, состав и площади помещений которых соответствуют проектному количеству классов и численности учащихся в них.
Образовательное учреждение может самостоятельно организовывать работу школьных столовых или на конкурсной основе определять предприятия общественного питания для организации питания в образовательном учреждении.
Образовательное учреждение предоставляет предприятию, организующему питание в школах, помещение, отвечающее обязательным санитарно-техническим требованиям, оснащенное пожарно-охранной сигнализацией. Производит своевременно капительный и текущий ремонты, технический надзор, охрану имущества школьной столовой и продуктов питания.
- обеспечивает школьную столовую теплоснабжением, электроэнергией, горячей и холодной водой, торговым, технологическим и холодильным оборудованием. Осуществляет техническое обслуживание, текущий и капитальный ремонт оборудования.
Учреждения образования (школы) самостоятельно определяю предприятия общественного питания для организации питания в общеобразовательном учреждении, без проведения конкурсных процедур.
На основании пункта 2, части 3.2., статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 – ФЗ «О защите конкуренции» (с изменениями и дополнениями) – заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования в отношении государственного или муниципального имущества государственных или муниципальных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется без проведения конкурсов или аукционов в случае заключения этих договоров с организациями общественного питания для создания необходимых условий для организации питания обучающихся и работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Кроме того в семи школах города организовано медицинское обслуживание учащихся, для этого представлены кабинеты и передано медицинское оборудование. Договора о передаче муниципального имущества в безвозмездное пользование помещений и оборудования заключены со всеми школами.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждения «Детский сад № 6 «Колосок» города Алатыря Чувашской Республики безвозмездно предоставляет нежилые помещения, а именно:
- для размещения отделения врача общей практики (семейной медицины) № 2, к проверке представлен договор о передаче в безвозмездное пользование муниципальное имущество, закрепленного на праве оперативного управления от 12.01.2015 г.;
- в здании дошкольного учреждения до 2017 года располагалось муниципальное бюджетное учреждение культуры «Алатырская централизованная библиотечная система» со слов заведующей помещение предоставлялось безвозмездно, однако договор к проверке не представлен;
- на момент проверки в здании дошкольного учреждения располагается Территориальное общественное самоуправление «Северо-западный» без оформления договорных отношений.
Согласно статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 – ФЗ «О защите конкуренции» (с изменениями и дополнениями), заключение договоров безвозмездного пользования может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на имущество: муниципальным учреждениям (пункт 3), медицинским организациям (пункт 6), общественным организациям (пункт 4).
В нарушение абзаца второго пункта 6.2., части 4 Положение 04/30-5, передача муниципального имущества в безвозмездное пользование осуществляется по решению администрации или Отдела Имущества в форме распоряжения в случае, если законодательством Российской Федерации допускается передача муниципального имущества в безвозмездное пользование без проведения конкурсов (аукционов) на право заключения договора безвозмездного пользования. Согласование о передаче в безвозмездное пользование с Отдела имущества имеется не со всеми образовательными организациями (нет согласования у МБОУ «Гимназия № 6», МБОУ «СОШ № 11» имени Героя Советского Союза В.Ф. Ветвинского, МБОУ «СОШ № 3».
Таким образом, по мнению Контрольно-счетной палаты города Алатыря Чувашской Республики имеет место факт передачи муниципального имущества города Алатыря без оформления договорных отношений и безвозмездно, без согласования с администрацией и собственником имущества. Соответственно действия должностных лиц учреждения привели к вышеперечисленным нарушениям нормативных правовых актов и созданию рисков несения расходов учреждением в случае использования помещения не по назначению, содержание в не надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, порчи и несения всех расходов на его содержание. А именно факты предоставления в пользование имущества без заключения договора и предъявления стоимости понесенных затрат от предоставления коммунальных услуг МБУК «Алатырская централизованная библиотечная система» в 2016 – 2017 годы и ТОС «Северо-западный» за весь проверяемый период.
МБДОУ «Детский сад № 6 «Колосок» города Алатырь с БУ «Центральная районная больница Алатырского района» Минздравсоцразвития Чувашии (далее – БУ «ЦРБ Алатырского района») заключило договор о передаче в безвозмездное пользование муниципальное имущество, закрепленного на праве оперативного управления от 12.01.2015 г. для размещения отделения врача общей практики (семейной медицины) № 2.
Согласно п.2.3.1. ЦРБ Алатырского района обязуется поддерживать помещение, полученное в безвозмездное пользование, в исправном состоянии, включая осуществление текущего ремонта, и нести все расходы на его содержание. В результате за 2016 год учреждением дошкольного образования получен доход от возмещения расходов по оплате коммунальных услуг в сумме 23,9 тыс. рублей. В 2017 году и по состоянию на 01.08.2018 год от БУ «ЦРБ Алатырского района» не поступало дохода от возмещения расходов по оплате коммунальных услуг, т.к. учреждением дошкольного образования не предъявлялась стоимость понесенных затрат от предоставления коммунальных услуг в БУ «ЦРБ Алатырского района» и тем самым упущена возможность получения дополнительных доходов в 2017-2018 гг. в сумме 47,8 тыс. рублей (если за 2016 год возмещение коммунальных услуг составляло 23,9 тыс. рублей, то ориентировочно в 2017-2018 годы могло бы составлять 23,9 тыс. рублей в год: 23,9 * 2 = 47,8 тыс. рублей.
На основании анализа договоров представленных с учреждений образования города Алатыря Чувашской Республики за 2016-2017 годы и 7 месяцев 2018 года , 4 учреждения предоставляли имущество в аренду. Всего за указанный период заключено 14 договоров аренды, в том числе:
сроком менее года (11 месяцев 29 дней) – 10 договоров, что составляет 71,4 % от общего количества заключенных договоров;
сроком менее года (1 день) – 2 договора, что составляет 14,3 % от общего количества заключенных договоров;
сроком более года - 2 договора или 14,3 % от общего количества заключенных договоров.
Анализ показал, что учреждениями образования в 2016-2017 г.г. в основном заключались договора аренды государственного имущества на срок менее одного года (83,34 %) по МБОУ «СОШ № 7» имени Героя Советского Союза З.И. Парфеновой», МБОУ «СОШ № 5» имени Героя Советского Союза А.М. Осипова» города Алатыря, договора аренды в 2016 году заключены на один день с ЧРОВПП «Единая Россия, по МБОУ ДОД «Детско – юношеская спортивная школа № 1 имени летчика-космонавта А.Г. Николаева» города Алатыря заключено три договора, по АОУ ДО «ФСК» 5 договоров на 11 месяцев 29 дней и тем самым договора не проходили процедуру регистрации. Вместе с тем, МБДОУ ДОД «ДЮСШ № 1 имени летчика – космонавта А.Г. Николаева, АОУ ДО «ФСК» города Алатыря при заключении договоров аренды менее одного года упущена возможность ежегодной корректировки размера арендной платы с учетом изменения среднегодового индекса потребительских цен на товары и услуги.
Одновременно, заключая договора аренды сроком менее одного года, МБДОУ ДОД «ДЮСШ № 1 имени летчика – космонавта А.Г. Николаева, АОУ ДО «ФСК» города Алатыря по окончании срока их действия продолжает сдавать в аренду помещения на условиях, ранее заключенных договоров, то есть без определения рыночной стоимости
МБДОУ ДОД «ДЮСШ № 1 имени летчика – космонавта А.Г. Николаева заключено два договора сроком на 5 лет. В нарушении Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», пункта 2 статьи 609 ГК РФ договора аренды недвижимого имущества не прошли государственную регистрацию.
3. Проверка правильности определения размера арендной платы за пользование имуществом образовательными учреждениями города Алатыря за 2016-2017 годы и истекший период 2018 года.
Порядок определения размера арендной платы за пользование имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Алатыря Чувашской Республики, утвержден решением Собрания депутатов г. Алатыря Чувашской Республики от 25 апреля 2013 г. N 24/23-5 "О порядке определения размера арендной платы за пользование имуществом, находящимся в собственности города Алатыря Чувашской Республики" (с изменениями и дополнениями от 30.10.2014, от 28.10.2016 года).
- МБОУ ДО «Детско – юношеская спортивная школа № 1 имени летчика-космонавта А.Г. Николаева» города Алатыря к проверке представлено 2 договора аренды сроком более года (5 лет):
1) договор № 1 на сдачу в аренду имущества, являющегося муниципальной собственностью города Алатыря (нежилое помещение – киоск на территории стадиона «Труд» площадью 20 кв. м. для ремонта обуви) от 16.02.2017 с ИП Кувандиком Г.М., срок аренды с 06.12.2016 по 05.12.2021. Годовой размер арендной платы составляет 32000,0 рублей.
Арендная плата складывается из доходной части размера арендной платы, которая определяется на основании отчета об оценке рыночной стоимости арендной платы 30000,0 рублей + сумму затрат на проведение независимой оценки 2000,0 рублей. Однако согласно Порядка определения размера арендной платы к субъектам малого и среднего предпринимательства нужно применить корректирующий коэффициент 0,9.
В связи с этим арендная плата в 2017 году должна составлять: 30000,0 + 2000,0 * 0,9 = 28800,0 рублей, или завышена в сумме 3200,0 рублей (32000,0 – 28800,0)
На 2018 год арендная плата также определена в сумме 32000,0 рублей, среднегодовой индекс потребительских цен на товары и услуги, установленный в прогнозе социально-экономического развития Чувашской Республики на 2018 год не применялся.
Арендная плата на 2018 год должна составлять: 28800,0 * 100,3 % = 28886,4 рублей.
Возмещения коммунальных услуг не производилось, т.к. в киоске имеется отдельный счетчик на электроэнергию.
1.1)В 2011 году Отделом имущества заключен договор № 799 на сдачу в аренду имущества, являющегося муниципальной собственностью города Алатыря от 06.12.2011 г. нежилое помещение - киоск на стадионе «Труд» 22 кв.м. – ИП Кувандиков Г.М. Согласно условий договора установлено, что договор заключен на основании аукциона. На основании распоряжения Отдела имущества «О передаче муниципального имущества в оперативное управление» от 04.03.2014 № 27 передано в оперативное управление в МБОУ ДО «ДЮСШ № 1» нежилые здания – 2 киоска и тем самым передали договора аренды. До того момента, пока договора числились в Отделе имущества, в адрес арендатора направлялись претензионные письма, о погашении задолженности.
При проверке правильности начисления арендной платы установлено, что в 2015 году к годовому размеру арендной платы не применялся среднегодовой индекс потребительских цен в размере 107,1 %, в результате арендная плата в 2015 году должна составлять: 28275,8 * 107,1 % = 30283,38 рублей, недоплата за 2015 год составила 3683,38 рублей (30283,38 – 26600,0).
В 2016 также к годовому размеру арендной платы не применялся среднегодовой индекс потребительских цен в размере 107,9 %, в результате арендная плата в 2016 году должна составлять: 30283,38 * 107,9 % = 32675,76 рублей, недоплата за 2016 год составила 6075,76 рублей (32675,76 – 26600,0).
В связи с выше изложенным недополучен доход от аренды за 2015-2016 годы в сумме 9759,14 рублей (в т.ч. 2015 год – 3683,38 рублей; 2016 год – 6075,76 рублей).
1.2) Такая же ситуация сложилась и по договору № 798 на сдачу в аренду имущества, являющегося муниципальной собственностью города Алатыря от 06.12.2011 г. нежилое помещение - киоск на стадионе «Труд» 31,1 кв.м. – ИП Кувандиков Г.М.
При проверке правильности начисления арендной платы установлено, что в 2015 году к годовому размеру арендной платы не применялся среднегодовой индекс потребительских цен в размере 107,1 %, в результате арендная плата в 2015 году должна составлять: 41019,04 * 107,1 % = 43931,4 рублей, недоплата за 2015 год составила 8343,4 рублей (43931,4 – 38588,0).
В 2016 также к годовому размеру арендной платы не применялся среднегодовой индекс потребительских цен в размере 107,9 %, в результате арендная плата в 2016 году должна составлять: 43931,4 * 107,9 % = 47401,98 рублей, недоплата за 2016 год составила 8813,98 рублей (47401,98 – 38588,0).
В связи с выше изложенным недополучен доход от аренды за 2015-2016 годы в сумме 17157,38 рублей (в т.ч. 2015 год – 8343,4 рублей; 2016 год – 8813,98 рублей).
2) договор № 2 на сдачу в аренду имущества, являющегося муниципальной собственностью города Алатыря (нежилое помещение – киоск на территории стадиона «Труд» площадью 31,1 кв. м. для ремонта обуви) от 16.02.2017 с ИП Кувандиком Г.М., срок аренды с 06.12.2016 по 05.12.2021. Годовой размер арендной платы составляет 52300,0 рублей.
Арендная плата складывается из доходной части размера арендной платы, которая определяется на основании отчета об оценке рыночной стоимости арендной платы 50300,0 рублей + сумму затрат на проведение независимой оценки 2000,0 рублей. Однако согласно Порядка определения размера арендной платы к субъектам малого и среднего предпринимательства нужно применить корректирующий коэффициент 0,9.
В связи с этим арендная плата в 2017 году должна составлять: 50300,0 + 2000,0 * 0,9 = 47070,0 рублей, или арендная плата завышена на сумму 5230,0 рублей (52300,0 – 47070,0)
На 2018 год арендная плата также определена в сумме 52300,0 рублей, среднегодовой индекс потребительских цен на товары и услуги, установленный в прогнозе социально-экономического развития Чувашской Республики на 2018 год не применялся.
Арендная плата на 2018 год должна составлять: 47070,0 * 100,3 % = 47211,21 рублей.
Возмещения коммунальных услуг не производилось, т.к. в киоске имеется отдельный счетчик на электроэнергию.
Со слов директора, договор № 2 от 16.02.2017 с ИП Кувандиком Г.М. по состоянию на 01.03.2018 года – расторгнут. Дополнительное соглашение о расторжении договора к проверке не представлено.
С 01.03.2018 года по 31.01.2019 года (на данный киоск площадью 31,1 кв.м) заключен новый договор № 1 на сдачу в аренду имущества, являющегося муниципальной собственностью города Алатыря от 01.03.2018. Договор заключен с ИП Николаевым С.А. на аренду нежилого помещения – киоск на территории стадиона «Труд», площадью 31,1 кв.м. Договор заключен с нарушением статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 – ФЗ «О защите конкуренции», т.е. без проведения конкурса или аукциона на сдачу муниципального имущества в аренду, без проведения рыночной оценки стоимости помещения в 2018 году.
3) в 2016-2017 годы ежегодно на 11 месяцев 29 дней заключались договора аренды с Чувашским региональным отделением Всероссийская политическая партия «Единая Россия». МБОУ ДО «Детско – юношеская спортивная школа № 1 имени летчика-космонавта А.Г. Николаева» города Алатыря, ежегодно с 2015 года продолжает сдавать в аренду помещения на условиях ранее заключенных договоров, то есть без определения рыночной стоимости.
Договора на возмещение расходов по оплате коммунальных услуг по содержанию сданного в аренду помещения к проверке представлены от 16 марта 2015 года (срок действия с 16.03.2015 по 13.03.2016), и от 14 марта 2016 года (срок действия с 14.03.2016 по 12.03.2017). Согласно приложения к договору, расчет ежемесячного размера расходов по оплате коммунальных услуг рассчитывается ориентировочно.
В течение года по фактически предоставленным счет - фактурам с предприятий ЖКХ по оплате коммунальных услуг, бухгалтер, коммунальные услуги рассчитывает самостоятельно согласно занимаемой площади и предоставляет счет – фактуры в ЧРОВПП «Единая Россия».
Согласно информации предоставленной с отдела образования и молодежной политики администрации города Алатыря доходы от возмещения коммунальных услуг в 2016 году поступили в сумме 16,6 тыс. рублей, в 2017 году в сумме 16,6 тыс. рублей, что подтверждено отчетами о состоянии лицевого счета МБДОУ ДО «ДЮСШ № 1 имени летчика – космонавта А.Г. Николаева» города Алатыря по состоянию на 01.01.2017 с финансового отдела администрации города Алатыря и на 01.01.2018 с федерального казначейства соответственно.
- МБОУ «СОШ № 7» имени Героя Советского Союза З.И. Парфеновой».
К проверке представлен договор аренды от 31.03.2016 № 21.38.030 на сумму 7000,0 рублей, в т.ч. НДС в сумме 1067,8 рублей. Предметом договора является, что Учреждение предоставляет ЧРОВПП «Единая Россия» за плату во временное пользование нежилое помещение общей площадью 49,71 кв.м., срок аренды один день. Оплата произведена в полном объеме на сумму 7000,0 рублей, платежными поручениями от 18.04.2016 № 625 на сумму 5932,20 рублей - арендная плата, от 18.04.2016 № 626 на сумму 1067,8 оплачена сумма НДС по договору аренды.
Расчет арендной платы произведен на основании выписки из отчета оценщика об оценке рыночной стоимости № 074-2016 от 22.03.2016 года. Расходы на проведение оценки имущества оплачены за счет собственных средств Учреждения в сумме 2000,0 рублей платежным поручением от 12.05.2016 № 4870.
Арендная плата складывается из доходной части размера арендной платы, которая определяется на основании отчета об оценке рыночной стоимости арендной платы и сумму затрат на проведение независимой оценки.
С учетом вышеизложенного в договоре аренды занижена сумма арендной платы на 2000,0 рублей, т.е. арендная плата должна составлять не 5932,20 рублей, а в сумме 7138,98 рублей (5932,20 рублей (рыночная стоимость арендной платы с учетом коммунальных платежей без учета НДС согласно отчета оценщика) + 2000,00 рублей (затраты на проведение независимой оценки) и нужно было применить корректирующий коэффициент 0,9, т.к. в соответствии пп. «б» п.1 ст. 32 Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях» политическим партиям помещения государственной и муниципальной собственности предоставляются на условиях, аналогичных условиям их предоставления государственным и муниципальным учреждениям.
Корректирующий коэффициент для государственных и муниципальных учреждений установлен в размере 0,9 (согласно порядка определения размера арендной платы за пользование имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Алатыря Чувашской Республики, утвержденного решением Собрания депутатов г. Алатыря Чувашской Республики от 25 апреля 2013 г. N 24/23-5 "О порядке определения размера арендной платы за пользование имуществом, находящимся в собственности города Алатыря Чувашской Республики" (с изменениями и дополнениями от 30.10.2014, от 28.10.2016 года).
В результате МБОУ «СОШ № 7» не дополучен доход в сумме 1206,78 рублей (7138,98 – 5932,2).
- МБОУ «СОШ № 5» имени Героя Советского Союза А.М. Осипова» города Алатыря.
К проверке представлен договор аренды от 31.03.2016 № 21.38.031 на сумму 7000,0 рублей, в т.ч. НДС в сумме 1067,8 рублей. Предметом договора является, что Учреждение предоставляет ЧРОВПП «Единая Россия» за плату во временное пользование нежилое помещение общей площадью 265,0 кв.м., срок аренды один день. Оплата произведена в полном объеме на сумму 7000,0 рублей, платежными поручениями от 18.04.2016 № 627 на сумму 5932,20 рублей - арендная плата, от 18.04.2016 № 631 на сумму 1067,8 оплачена сумма НДС по договору аренды.
Расчет арендной платы произведен на основании выписки из отчета оценщика об оценке рыночной стоимости № 073-2016 от 22.03.2016 года. Расходы на проведение оценки имущества оплачены за счет собственных средств Учреждения в сумме 2000,0 рублей платежным поручением от 10.05.2016 № 4584.
Арендная плата складывается из доходной части размера арендной платы, которая определяется на основании отчета об оценке рыночной стоимости арендной платы и сумму затрат на проведение независимой оценки.
С учетом вышеизложенного в договоре аренды занижена сумма арендной платы на 2000,0 рублей, т.е. арендная плата должна составлять не 5932,20 рублей, а в сумме 7138,98 рублей (5932,20 рублей (рыночная стоимость арендной платы с учетом коммунальных платежей без учета НДС согласно отчета оценщика) + 2000,00 рублей (затраты на проведение независимой оценки) и нужно было применить корректирующий коэффициент 0,9, т.к. в соответствии пп. «б» п.1 ст. 32 Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях» политическим партиям помещения государственной и муниципальной собственности предоставляются на условиях, аналогичных условиям их предоставления государственным и муниципальным учреждениям.
Корректирующий коэффициент для государственных и муниципальных учреждений установлен в размере 0,9 (согласно порядка определения размера арендной платы за пользование имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Алатыря Чувашской Республики, утвержденного решением Собрания депутатов г. Алатыря Чувашской Республики от 25 апреля 2013 г. N 24/23-5 "О порядке определения размера арендной платы за пользование имуществом, находящимся в собственности города Алатыря Чувашской Республики" (с изменениями и дополнениями от 30.10.2014, от 28.10.2016 года).
В результате МБОУ «СОШ № 5» не дополучен доход в сумме 1206,78 рублей (7138,98 – 5932,2).
- АОУ ДО «Физкультурно-спортивный комплекс» города Алатыря Чувашской Республики (далее – ФСК).
1) ФСК сдает во временное пользование помещения для использования кофейного аппарата с ИП А.В. Фирсов, договора заключаются сроком менее года (11 месяцев 29 дней) за весь проверяемый период, и тем самым договора не проходили процедуру регистрации. Годовая арендная плата определена в сумме 7200,0 рублей, стоимость коммунальных услуг входит в арендную плату, расчет отсутствует. Договор на 2016 год к проверке не представлен.
Расчеты, возникающие между бюджетным учреждением арендодателем и арендатором, за коммунальные, эксплуатационные услуги регулируются соответствующими договорами, заключенными в соответствии с Письмом Минимущества РФ от 17.09.2001 № НГ – 30/16725 «О рекомендуемых условиях договоров аренды и безвозмездного пользования». Согласно данному письму коммунальные и эксплуатационные расходы в состав арендной платы не включаются. Платежи за коммунальные и эксплуатационные расходы должны производиться арендатором по отдельным договорам на коммунальные и эксплуатационные услуги, заключенным с организацией-арендодателем. Таким образом, оплата коммунальных и эксплуатационных услуг не должна включаться в договоры аренды муниципального имущества. ФСК при заключении договоров аренды менее одного года упущена возможность ежегодной корректировки размера арендной платы с учетом изменения среднегодового индекса потребительских цен на товары и услуги.
Одновременно, заключая договора аренды сроком менее одного года, по окончании срока их действия продолжает сдавать в аренду помещения на условиях, ранее заключенных договоров, то есть без определения рыночной стоимости.
2) Также ФСК в 2016 заключено 2 договора, в 2017 году также заключено 2 договора (менее года) на предоставление в аренду помещения ИП Набокин С.Н. и тем самым договора не проходили процедуру регистрации. Годовая арендная плата определена в сумме 13500 рублей по одному договору и 20000,0 рублей по другому договору, возмещение коммунальных не производилось. Договора на 2016 год к проверке не представлен.
Согласно представленной информации с АОУ ДО «ФСК» города Алатыря по вышеперечисленным договорам от ИП Набокина А.Н. поступило денежных средств в общей сумме 40500,0 рублей (в т.ч. в 2016- 20500,0 рублей, в 2017 – 20000,0 рублей). Арендные платежи поступают только в отопительный период, когда осуществляется учебный процесс, при размещении терминалов для продажи жевательных резинок в здании ФСК, а также продажи выпечки и напитков в бассейне расположенного по адресу: улица Жуковского, д. 63. Возмещения коммунальных услуг не производилось, договор не заключался.
ФСК при заключении договоров аренды менее одного года упущена возможность ежегодной корректировки размера арендной платы с учетом изменения среднегодового индекса потребительских цен на товары и услуги.
Одновременно, заключая договора аренды сроком менее одного года, по окончании срока их действия продолжает сдавать в аренду помещения на условиях, ранее заключенных договоров, то есть без определения рыночной стоимости.
Кроме того следует отметить, что определение годового размера арендной платы произведено не в соответствии с утвержденным Порядком определения размера арендной платы за пользование имуществом, находящимся в собственности города Алатыря Чувашской Республики утвержденного решением Собрания депутатов г. Алатыря Чувашской Республики от 25 апреля 2013 г. N 24/23-5.
Следует отметить, что платежи по договорам аренды в ФСК, за проверяемый период от арендаторов поступали в кассу ФСК, как доходы от оказания платных услуг (работ) по статье 130, в нарушении инструкции Приказ Минфина России от 1 июля 2013 г. N 65н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации", доходы полученные от арендной платы
должны учитываться по статье 120 «Доходы от собственности», на данную статью аналитической группы подвида доходов бюджетов относятся доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, в том числе доходы от аренды.
3. Проверка своевременности поступления арендной платы и возмещение коммунальных расходов от арендаторов за пользование муниципальным имуществом за 2016-2017 годы, 7 месяцев 2018 года.
В проверяемом периоде учреждениями образования получено доходов от сдачи имущества в аренду на общую сумму 286,9 тыс. рублей, в том числе:
за 2016 год – 135,9 тыс. рублей;
за 2017 год – 119,3 тыс. рублей;
за 7 месяцев 2018 года – 31,7 тыс. рублей.
По состоянию на 01.01.2016, на 01.01.2017, на 01.01.2018 по данным Сведений по дебиторской и кредиторской задолженности (форма 0503769) по счету 205.21 «Расчеты по доходам» у учреждений образования не числится.
Одновременно в ходе проведения экспертно-аналитического мероприятия проведен анализ дебиторской задолженности по возмещению коммунальных и эксплуатационных платежей от сдачи в аренду муниципального имущества за 2016 – 2017 годы.
Всего в проверяемом периоде учреждениями образования получено дохода по возмещению коммунальных и эксплуатационных платежей в общей сумме 1498,3 тыс. рублей, в том числе:
за 2016 год – 608,7 тыс. рублей;
за 2017 год – 590,2 тыс. рублей;
за 2018 год – 299,4 тыс. рублей.
За весь проверяемый период дебиторской и кредиторской задолженности по возмещению коммунальных платежей не числится, т.к. начисление возмещения коммунальных услуг производится по методу кассового поступления, т.е. сколько поступило, столько и начислено. Выше перечисленное свидетельствует о не применении метода начислений доходов (поступлений), начисленных в момент возникновения требований к их плательщикам (п.3 Инструкции № 157н).
За весь проверяемый период установлено, что доходы от поступления арендных платежей по МБОУ ДО «ДЮСШ № 1» начисляются не с применением метода начисления, а в момент кассового поступления. Кроме того, в договоре аренды с ЧРОВПП «Единая Россия» (которые заключены сроком менее года) не указан пункт по начислению пеней за просрочку платежа.
Проведен анализ поступления арендных платежей по договорам заключенным сроком на 5 лет по МБОУ ДО «ДЮСШ № 1» с ИП Кувандиковым Г.М (договор № 1 от 16.02.2017 по аренде нежилого здания – киоск, договор № 2 от 16.02.2017 по аренде нежилого здания - киоск).
Согласно предоставленным кассовым поступлениям за 2017 год и 7 месяцев 2018 года установлено, что арендная плата поступает в одной сумме по двум договорам, раздельный учет в разрезе договоров не ведется.
Согласно пункта 3.1 договоров № 1, № 2 от 16.02.2017, годовой размер арендной платы устанавливается 32,0 тыс. рублей и 52,3 тыс. рублей соответственно, и оплачивается равными долями, за каждый месяц вперед до 10 числа текущего месяца.
В нарушение указанного пункта арендная плата ежемесячно не уплачивается, пени за нарушение сроков по договорам не предъявлялись, претензионная работа в не проводилась
Согласно пункта 4.1.1. договоров за каждый день просрочки по оплате арендной платы Арендатор уплачивает пени в размере 0,1 процента от суммы недоимки.
Контрольно-счетной палатой города Алатыря произведено начисление пеней по договорам № 1 и № 2 от 16.02.2017 года за период с 04.03.2017 по 28.02.2018 года по ИП Кувандиковым Г.М. Отдельно сделан расчет по договору № 1 от 16.02.2017 года за период с 01.03.2018 по 01.08.2018 года На момент проверки числится основной долг по арендной плате в сумме 31,4 тыс. рублей и не начислены пени в сумме 9,2 тыс. рублей.
Таким образом, проведенный анализ показал, что со стороны отдела образования и молодежной политики администрации города Алатыря отсутствует должный контроль за полнотой поступления арендных платежей и платежей компенсационного характера (коммунальных (эксплуатационных) платежей), что способствует возникновению рисков образования дебиторской задолженности.
4. Результаты проведения выборочных выездных проверок в учреждения образования.
В ходе проведения экспертно - аналитического мероприятия специалистами Контрольно - счетной палаты проведены выборочные выездные проверки в учреждении образования. По результатам проведенных выездных проверок установлено следующее:
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7 им. Героя Советского союза З.И. Парфеновой».
На момент проведения проверки помещения в аренду не сдавались, в безвозмездное пользование переданы помещения столовой и оборудование и помещение под медицинский кабинет и оборудование.
АОУ ДОД «Физкультурно- спортивный комплекс».
На момент проведения встречной проверки в фойе здания АОУ ДОД «Физкультурно-спортивный комплекс» по адресу г. Алатырь, ул.Комарова,д.5 находилась кофе – машина.
В ходе выездных проверок в образовательные организации города Алатыря, не выявлены пустующие помещения в образовательных учреждениях.
Образовательные учреждения города Алатыря от аренды имущества получают дополнительный доход. В результате Отделу образования и молодежной политики администрации города Алатыря необходимо:
- провести инвентаризацию заключенных договоров на сдачу в аренду имущества, их правовую основу и соответствие действующему законодательству;
- усилить контроль за правильностью установления арендной платы, полнотой и своевременностью ее внесения;
- МБУ «Цент бухгалтерского учета и финансовой отчетности» города Алатыря проводить контроль за бюджетными и автономными учреждениями за расчетами по арендной плате.
Выводы.
1.В нарушение статей 298 ГК РФ бюджетными учреждениями образования города Алатыря Чувашской Республики допускаются случаи распоряжения имуществом, являющимся муниципальной собственностью Чувашской Республики без согласия собственника имущества – Отдела имущества.
2. В нарушение абзаца второго пункта 6.2., части 4 Положение 04/30-5, передача муниципального имущества в безвозмездное пользование осуществляется по решению администрации или Отдела Имущества в форме распоряжения в случае, если законодательством Российской Федерации допускается передача муниципального имущества в безвозмездное пользование без проведения конкурсов (аукционов) на право заключения договора безвозмездного пользования. Согласование о передаче в безвозмездное пользование с Отдела имущества имеется не со всеми образовательными организациями (нет согласования у МБОУ «Гимназия № 6», МБОУ «СОШ № 11» имени Героя Советского Союза В.Ф. Ветвинского, МБОУ «СОШ № 3».
3. Имеет место факт передачи муниципального имущества города Алатыря без оформления договорных отношений и безвозмездно, без согласования с администрацией и собственником имущества. Соответственно действия должностных лиц учреждения привели к вышеперечисленным нарушениям нормативных правовых актов и созданию рисков несения расходов учреждением в случае использования помещения не по назначению, содержание в не надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, порчи и несения всех расходов на его содержание. А именно факты предоставления в пользование имущества без заключения договора и предъявления стоимости понесенных затрат от предоставления коммунальных услуг МБУК «Алатырская централизованная библиотечная система» в 2016 – 2017 годы и ТОС «Северо-западный».
4. МБДОУ «Детский сад № 6 «Колосок» города Алатыря не предъявлялась стоимость понесенных затрат от предоставления коммунальных услуг в БУ «ЦРБ Алатырского района» и тем самым упущена возможность получения дополнительных доходов в 2017-2018 гг. в сумме 47,8 тыс. рублей.
5. При заключении договоров аренды менее одного года упущена возможность ежегодной корректировки размера арендной платы с учетом изменения среднегодового индекса потребительских цен на товары и услуги. Одновременно, заключая договора аренды сроком менее одного года, МБОУ ДОД «ДЮСШ № 1 имени летчика – космонавта А.Г. Николаева, АОУ ДО «ФСК» города Алатыря по окончании срока их действия продолжает сдавать в аренду помещения на условиях, ранее заключенных договоров, то есть без определения рыночной стоимости.
- В нарушении Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», пункта 2 статьи 609 ГК РФ договора аренды недвижимого имущества заключенные на срок более года не прошли государственную регистрацию.
7. В 2015 – 2016 годы по договорам с ИП Кувандиковым Г.М по договорам № 798, № 799 от 16.12.2011 к годовому размеру арендной платы не применялся среднегодовой индекс потребительских цен, в связи с выше изложенным недополучен доход от аренды за 2015-2016 годы в сумме 26916,52 рубля.
8. Определение годового размера арендной платы по договорам с ИП Кувандиковым Г.М. по вновь заключенным договорам в 2017 году № 1, № 2 от 16.02.2017 произведено не в соответствии с утвержденным Порядком определения размера арендной платы за пользование имуществом, находящимся в собственности города Алатыря Чувашской Республики утвержденного решением Собрания депутатов г. Алатыря Чувашской Республики от 25 апреля 2013 г. N 24/23-5 и тем самым завышена сумма арендной платы в общей сумме 8430,0 рублей (стр. 7-8 акта).
9. В нарушение статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 – ФЗ «О защите конкуренции», МБОУ ДО «ДЮСШ № 1 имени летчика – космонавта А.Г. Николаева в 2018 году заключило договор на сдачу недвижимого имущества в аренду без проведения конкурса или аукциона на сдачу муниципального имущества в аренду, без проведения рыночной оценки стоимости помещения.
10. При определении арендной платы при сдаче помещения в аренду по МБОУ «СОШ № 7», МБОУ «СОШ № 5» не дополучен доход в сумме 2413,56 рублей (стр. 9-10 акта).
11. За весь проверяемый период установлено, что доходы от поступления арендных платежей и возмещения коммунальных услуг учитываются не с применением метода начисления, а в момент кассового поступления. Выше перечисленное свидетельствует о не применении метода начислений доходов (поступлений), начисленных в момент возникновения требований к их плательщикам (п.3 Инструкции № 157н).
12. Согласно пункта 3.1 договоров № 1, № 2 от 16.02.2017 с ИП Кувандиковым Г.М., годовой размер арендной платы устанавливается 32,0 тыс. рублей и 52,3 тыс. рублей соответственно, и оплачивается равными долями, за каждый месяц вперед до 10 числа текущего месяца.
В нарушение указанного пункта арендная плата ежемесячно не уплачивается, пени за нарушение сроков по договорам не предъявлялись, претензионная работа не проводилась. Задолженность по основному долгу и пеням составляет в сумме 40,7 тыс. рублей.
13. АОУ ДО «ФСК» города Алатыря доходы от сдачи имущества в аренду учитывать по статье 120 «доходы от собственности» согласно инструкции Приказ Минфина России от 1 июля 2013 г. N 65н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации".
14. АОУ ДО «ФСК» города Алатыря с арендаторами помещений заключить договора по возмещению коммунальных (эксплуатационных) услуг.
- Проведенный анализ показал, что со стороны отдела образования и молодежной политики администрации города Алатыря отсутствует должный контроль за полнотой поступления арендных платежей и платежей компенсационного характера (коммунальных (эксплуатационных) платежей), что способствует возникновению рисков образования дебиторской задолженности.
16. Со стороны отдела образования и молодежной политики администрации города Алатыря отсутствует контроль по заключению договоров аренды и безвозмездного пользования имуществом находящимся в оперативном управлении у подведомственных учреждений.
17. Отделом имущества и земельных отношений администрации города Алатыря отсутствует контроль за сохранностью и использованием по назначению имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Алатыря переданного в оперативное управление образовательным учреждениям.
Кроме того не ведется контроль за правильностью применения Порядка определения размера арендной платы за пользование имуществом, находящимся в собственности города Алатыря Чувашской Республики утвержденного решением Собрания депутатов города Алатыря Чувашской Республики от 25 апреля 2013 г. N 24/23-5 (с изменениями и дополнениями).
18. Отделу образования и молодежной политики администрации города Алатыря необходимо:
- провести инвентаризацию заключенных договоров на сдачу в аренду имущества, их правовую основу и соответствие действующему законодательству;
- усилить контроль за правильностью установления арендной платы, полнотой и своевременностью ее внесения;
- МБУ «Цент бухгалтерского учета и финансовой отчетности» города Алатыря проводить контроль за бюджетными и автономными учреждениями за расчетами по арендной плате.
Председатель И.В. Егорова