Утверждено
приказом председателя
Контрольно-счетной палаты
города Алатыря Чувашской Республики
от 31.07.2015 г. № 3
СТАНДАРТ ВНЕШНЕГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
«Проведение оперативного (текущего) контроля
за исполнением местного бюджета»
1.Общие положения
1.1. Стандарт внешнего муниципального финансового контроля «Проведение оперативного (текущего) контроля за исполнением местного бюджета» (далее – Стандарт) предназначен для регламентации деятельности контрольно-счетной палаты (далее – КСП) по осуществлению оперативного (текущего) контроля за исполнением решений о бюджете на текущий финансовый год и на плановый период (далее – оперативный контроль) в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Положением о контрольно-счетной палате, Регламентом контрольно-счетной палаты.
1.2. Стандарт разработан в соответствии с Общими требованиями к стандартам внешнего государственного и муниципального финансового контроля, утвержденными Коллегией Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 12.05.2012 года № 21К(854).
1.3. Целью Стандарта является установление единых принципов, правил и процедур организации оперативного контроля, осуществляемого КСП.
1.4. Задачами Стандарта являются:
- определение основных этапов проведения оперативного контроля;
- установление требований к содержанию комплекса экспертно-аналитических и контрольных мероприятий, осуществляемых в рамках оперативного контроля;
- определение структуры, содержания и основных требований при подготовке и оформлении результатов оперативного контроля.
1.5. При организации и проведении оперативного контроля должностные лица КСП руководствуются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 07.02.2011 года №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Положением о КСП, бюджетным законодательством, другими законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Чувашской Республики, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, иными нормативными документами и настоящим Стандартом.
2.Содержание оперативного (текущего) контроля
2.1. Оперативный (текущий) контроль – это система мероприятий внешнего муниципального финансового контроля, позволяющая осуществлять оценку исполнения Решений о бюджете на текущий финансовый год и на плановый период.
2.2. Задачами оперативного (текущего) контроля являются:
- определение полноты и своевременности налоговых поступлений денежных средств и их расходования в ходе исполнения бюджета;
- определение объема и структуры муниципального долга, размера дефицита (профицита) бюджета, источников финансирования дефицита бюджета;
- определение полноты неналоговых доходов бюджета от приватизации, распоряжения и использования муниципальной собственности;
- проведение анализа фактических показателей в сравнении с показателями, утвержденными Решением о бюджете на очередной финансовый год и на плановый период, сводной бюджетной росписью расходов бюджета и источников финансирования дефицита бюджета на текущий финансовый год и плановый период, а также с показателями кассового плана исполнения бюджета (по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета) в текущем финансовом году, выявление и анализ отклонений от этих показателей;
- выявление нарушений в ходе исполнения бюджета, внесение предложений по их устранению.
2.3. В процессе проведения оперативного (текущего) контроля осуществляется анализ:
– основных показателей социально – экономического развития муниципального образования;
– рисков невыполнения бюджета по доходам и по расходам в текущем периоде вследствие изменения социально-экономической ситуации, бюджетного, налогового и таможенного законодательства Российской Федерации;
– хода исполнения бюджета по доходам, по расходам, по источникам финансирования дефицита, объемов резервного фонда, муниципального долга по итогам исполнения бюджета за 1 квартал, первое полугодие, 9 месяцев, подготовка предложений по корректировке и исполнению в полном объеме показателей бюджета по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита;
– формирования резервного фонда, использования и управления средствами фонда;
– формирования и использования бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства;
– нормативно-правовой базы по вопросам управления, использования и распоряжения муниципальной собственностью с целью определения эффективности и целесообразности принимаемых в этом отношении вопросов;
– качества финансового менеджмента главных администраторов средств бюджета;
– составления и ведения сводной бюджетной росписи;
– составления и ведения кассового плана;
– обоснованности изменений, вносимых в сводную бюджетную роспись;
- анализ внесения изменений в бюджетную роспись на сумму остатков средств бюджета муниципального образования (городского округа), числящихся на счетах бюджета на конец финансового года.
2.4. Предметом оперативного (текущего) контроля, осуществляемого КСП, являются:
– показатели исполнения доходных и расходных статей бюджета;
– показатели источников финансирования дефицита бюджета;
– показатели сводной бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств, документы по доведению бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, изменения, внесенные в сводную бюджетную роспись;
– показатели кассового плана;
– показатели бюджетной отчетности участников бюджетного процесса;
– муниципальные (нормативные) правовые акты по реализации Решения о бюджете на текущий финансовый год и плановый период, а также по вопросам управления, распоряжения и использования муниципального имущества;
– основные показатели социально – экономического развития;
– размер и структура муниципального долга;
– объем расходов на погашение и обслуживание муниципального долга;
– программы внутренних заимствований по привлечению, погашению и использованию кредитов;
– программы муниципальных гарантий.
2.5. Объектами оперативного (текущего) контроля являются:
– финансовый орган муниципального образования;
– орган уполномоченный осуществлять полномочия в сфере имущественных и земельных отношений;
– главные администраторы доходов бюджета, осуществляющие контроль за полнотой и своевременностью поступлений налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет, а также за сокращением задолженности по их уплате;
– главные распорядители, распорядители и получатели бюджетных средств, осуществляющие операции со средствами бюджета;
– главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета;
– иные организации вне зависимости от видов и форм собственности, получающие, перечисляющие и использующие средства бюджета, или использующие муниципальную собственность, а также имеющие предоставленные законодательством льготы и преимущества.
3.Нормативная правовая и информационная основы оперативного (текущего) контроля
3.1. Нормативной правовой и информационной основой оперативного (текущего) контроля являются:
– Бюджетный кодекс Российской Федерации;
– Налоговый кодекс Российской Федерации;
– Федеральный закон от 07.02.2011 года №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований»;
– Решения о бюджете на текущий финансовый год и плановый период;
– муниципальные (нормативные) правовые акты, принимаемые во исполнение Решения о бюджете на текущий финансовый год и плановый период;
– Положение о КСП, Регламент КСП и план работы;
– утвержденная сводная бюджетная роспись и изменения, вносимые в нее;
– утвержденные лимиты бюджетных обязательств;
– кассовый план;
– бюджетная и статистическая отчетность;
– данные, получаемые по запросам КСП;
– результаты контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, осуществляемых КСП.
4.Основные этапы оперативного (текущего) контроля
Оперативный (текущий) контроль осуществляется в соответствии с Регламентом КСП.
Оперативный (текущий) контроль за ходом исполнения бюджета проводится в три этапа:
а) первый этап – подготовительный, включающий подготовку необходимых форм и документов;
б) второй этап – непосредственное проведение оперативного (текущего) контроля;
в) третий этап – завершающий, включающий подготовку и оформление результатов оперативного (текущего) контроля.
5.Подготовка к проведению оперативного (текущего) контроля
5.1. Должностное лицо КСП после принятия Решения о бюджете на текущий финансовый год и плановый период:
а) разрабатывает проекты форм оперативного (текущего) контроля:
– оперативных данных об исполнении бюджета, составляемых ежемесячно;
– оперативного анализа об исполнении бюджета, составляемого ежеквартально;
– сведений о результатах проведения мониторинга социально-экономического развития муниципального образования, составляемых ежеквартально.
(Формы и сроки разрабатываются и устанавливаются КСП)
б) согласовывает проекты форм оперативного (текущего) контроля в соответствии с Регламентом КСП;
в) обеспечивает представление на рассмотрение и утверждение Председателя КСП проектов форм оперативного (текущего) контроля.
6.Непосредственное проведение оперативного (текущего) контроля
6.1. В соответствии с планом работы КСП:
6.1.1. Ежемесячно проводится проверка и анализ хода исполнения бюджета, состояния муниципального долга и использования кредитных ресурсов, использования и распоряжения муниципальной собственности, формирования, использования и управления средствами резервного фонда в текущем финансовом году.
6.1.2. Ежеквартально проводится мониторинг социально-экономической ситуации.
7.Подготовка и оформление результатов оперативного (текущего) контроля
7.1. По результатам оперативного (текущего) контроля подготавливаются следующие документы:
а) оперативные данные (ежемесячно нарастающим итогом)о ходе исполнения бюджета за соответствующий период текущего финансового года в сравнении с показателями, утвержденными Решением о бюджете на текущий финансовый год и на плановый период, сводной бюджетной росписью, а также кассового плана (далее – ежемесячные оперативные данные);
б) оперативный анализ (ежеквартально нарастающим итогом)и сводная аналитическая записка о ходе исполнения бюджета за соответствующий период текущего финансового года в сравнении с показателями, утвержденными Решением о бюджете на текущий финансовый год и на плановый период, сводной бюджетной росписью, а также кассового плана (далее – ежеквартальный оперативный анализ);
в) отчет о результатах проверки соблюдения сроков составления, утверждения и доведения показателей сводной бюджетной росписи, лимитов бюджетных обязательств, соответствия утвержденной сводной бюджетной росписи Решению о бюджете на текущий финансовый год и на плановый период;
г) сведения о результатах мониторинга социально-экономической ситуации (ежеквартально нарастающим итогом).
7.2. Должностные лица КСП в течение текущего финансового года:
7.2.1. Подготавливают ежеквартально (в сроки установленные КСП):
– нарастающим итогом оперативные данные о ходе исполнения бюджета за соответствующий период текущего финансового года в сравнении с показателями, утвержденными Решением о бюджете на текущий финансовый год и на плановый период, сводной бюджетной росписью;
7.2.2. Подготавливают ежеквартально:
7.2.2.1. Нарастающим итогом оперативный анализ о ходе исполнения бюджета за соответствующий период текущего финансового года в сравнении с показателями, утвержденными Решением о бюджете на текущий финансовый год и на плановый период, сводной бюджетной росписью и аналитическую записку;
– ежеквартально не позднее, чем через 3 рабочих дней с момента представления отчета об исполнении бюджета за квартал, полугодие или 9 месяцев, должностные лица КСП представляют оперативный анализ о ходе исполнения бюджета с аналитической запиской.
При подготовке оперативного анализа о ходе исполнения бюджета используются результаты мероприятий внешнего муниципального финансового контроля.
В сводной аналитической записке к ежеквартальному оперативному анализу о ходе исполнения бюджета за соответствующий период текущего финансового года отражаются:
– особенности исполнения Решения о бюджете на очередной финансовый год и на плановый период;
– результаты анализа исполнения доходов бюджета по объемам и структуре, финансирования и исполнения расходов по разделам и подразделам классификации расходов бюджетов, включая результаты анализа по подразделам наиболее значительных отклонений кассовых расходов от бюджетных назначений, повлиявших на исполнение расходов в целом по разделу, и результаты анализа исполнения указанных подразделов главными распорядителями бюджетных средств, имеющих в них наибольший удельный вес, поступлений из источников финансирования дефицита бюджета и погашения источников финансирования дефицита бюджета в сравнении с показателями, утвержденными Решением о бюджете на очередной финансовый год и на плановый период, сводной бюджетной росписью;
– результаты анализа отклонений показателей исполнения бюджета от показателей, утвержденных Решением о бюджете на очередной финансовый год и на плановый период, сводной бюджетной росписью;
– результаты анализа реализации муниципальных программ;
– результаты анализа обоснованности внесенных в сводную бюджетную роспись изменений;
– результаты анализа качества финансового менеджмента главных администраторов средств бюджета;
– результаты анализа итогов тематических проверок, в том числе выявленных нарушений бюджетного и налогового законодательства Российской Федерации, фактов нецелевого использования средств бюджета, иных нарушений и недостатков;
– результаты анализа нарушений бюджетного и налогового законодательства;
– результаты анализа эффективности исполнения Решения о бюджете на очередной финансовый год и на плановый период;
– результаты анализа объема и структуры муниципального долга, размеров дефицита (профицита) бюджета;
– результаты анализа формирования и использования резервного фонда;
– выводы и предложения (при необходимости).
Ежеквартальный оперативный анализ подготавливаются по формам, утверждаемым Председателем КСП.
7.2.2.2. Информацию о результатах осуществления мониторинга социально-экономического развития по форме, утвержденной Председателем КСП.
7.3. Должностное лицо КСП осуществляет свод данных и представляет Председателю КСП:
- ежеквартальные оперативные отчеты о ходе исполнения бюджета с аналитической запиской, а также сводную информацию о результатах осуществления мониторинга социально-экономической ситуации;
- ежемесячные сводные оперативные данные о ходе исполнения бюджета.
7.4. Заключение о результатах в установленном порядке вносится на рассмотрение Председателя КСП.
Одновременно с заключением о результатах подготавливается проект информационных писем в представительный орган местного самоуправления.