Сегодня Государственный пожарный надзор отмечает свой 90-летний юбилей. Точкой отсчета стало утверждение органами власти РСФСР в 1927 году «Положения о государственном пожарном надзоре», основными задачами которого являются снижение риска возникновения пожаров и их количества, минимизация ущерба, а также снижение гибели людей на пожарах.
Положение «О Государственном пожарном надзоре» 1927 года стало руководящим документом для дальнейшего развития противопожарной службы страны, законодательно закрепив за ней сферу деятельности, в том числе – проведение предупредительных мероприятий. Развиваясь и совершенствуясь, эта структура взяла под надзор всю работу по предупреждению пожаров и соблюдению правил пожарной безопасности. Однако в начале своей деятельности государственный пожарный надзор испытывал ряд трудностей, не позволяющих осуществлять свою деятельность с требуемой эффективностью. В частности, на тот период остро недоставало нормативно-правовой основы для осуществления надзорной деятельности, ощущалась острая нехватка квалифицированных специалистов, практически отсутствовало научно-техническое обеспечение, лабораторная база. Решить эти задачи предстояло в кратчайшее время.
На вновь созданные органы Госпожнадзора были возложены функции разработки противопожарных мероприятий в области предупреждения пожаров и их тушения, надзор за состоянием пожарной безопасности организаций, техническая нормализация пожарного инвентаря, снаряжения и оборудования, руководство делом автоматического огнетушения и пожарной сигнализации, рассмотрение уставов добровольных пожарных организаций и содействие развитию пожарно-технического образования в стране.
Началось планомерное осуществление профилактических мероприятий: на всех крупных промыслах и предприятиях стали проводиться пожарно-технические обследования. Вопросы пожарной безопасности стали предметом широкой агитации и пропаганды. В цехах, на предприятиях, в жилом секторе создавались специальные ячейки по предупреждению пожаров и борьбы с ними.
Последующее десятилетие государственный пожарный надзор (с 1934 года в составе Главного управления пожарной охраны НКВД СССР) продолжал вести работу по совершенствованию деятельности, повышению пожарной безопасности объектов и территорий. В этот период выходит ряд основополагающих нормативно-правовых документов. Важным шагом в последующем развитии пожарно-профилактической деятельности стало Постановление ЦИК и СНК от 7 апреля 1936 года № 52/654, которое утвердило новое Положение «О государственном пожарном надзоре», определившее основные функции и права органов ГПН. Этим Постановлением на Главное управление пожарной охран НКВД СССР и его органы возлагались функции по разработке нормативно-правовых документов в области пожарной безопасности осуществлению мероприятий по контроль подготовке заключений по проектам и типа противопожарного оборудования и ряд других. Данное Постановление действовало без изменений более 40 лет.
Но уже к этому времени ряды пожарной охраны пополнили сотни молодых квалифицированных пожарных техников и выпускников высших пожарно-технических курсов, нехватка которых в первые послевоенные годы особенно ощущалась в сфере предупреждения пожаров.
С середины 80-х годов страна вступает в новую эпоху социально-политических реформ. Практически во всех отраслях народного хозяйства происходит резкий спад. Социальные проблемы населения выразились в халатности и пренебрежении к вопросам пожарной безопасности. Изменение форм собственности ряда предприятий повлекло к потере статуса многих ведомственных нормативных актов в области пожарной безопасности, резко снизило эффективность работы при осуществлении функций государственного пожарного надзора.
Все эти обстоятельства явились причиной катастрофического роста количества пожаров в Российской Федерации.
Указом № 1309 Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 года Государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации с 1 января 2002 года преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
С этого периода начинается отсчет времени нового этапа развития государственного пожарного надзора. Впервые праздник отмечался всеми сотрудниками органов ГПН в 2007 году.
Ежедневно инспекторским составом Госпожнадзора осуществляется комплекс мероприятий по контролю и надзору. Особенно пристальное внимание уделяется объектам с массовым пребыванием людей, объектам здравоохранения и образования. Профилактика пожаров и пропаганда в сфере пожарной безопасности – еще одно из важнейших направлений деятельности ГПН. Инспекторы работают в школах, беседуют с детьми, проводят тематические конкурсы детского творчества, встречаются с населением. До наступления пожароопасного периода ведется проверка населенных пунктов, расположенных в непосредственной близости к лесным массивам. Летом в зоне особого внимания – оздоровительные лагеря.
В последнее время все чаще приходится слышать о системном внедрении нового метода осуществления контрольно-надзорной деятельности – так называемого, риск-ориентированного подхода. Эта новая модель планирования проверок ориентирована на предотвращение ущерба, а не на осуществление наказания за выявленные нарушения. Новый подход направлен на активное использование методов оценки рисков для снижения общей административной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности, что позволит повысить эффективность контрольно-надзорной деятельности. Риск-ориентированный подход предполагает классификацию подконтрольных объектов в зависимости от степени возможной угрозы безопасности для общественных отношений и применение для каждой категории контрольно-надзорных мероприятий с разной степенью интенсивности. Важным последствием внедрения данного подхода станет полное прекращение плановых проверок для объектов с низкой степенью риска.
Так, плановые проверки в области пожарной безопасности проводятся в соответствии с риск-ориентированным подходом уже с 1 января текущего года, а переход на риск-ориентированную модель контроля в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от ЧС запланирован на следующий год.
Необходимо отметить, снижение административной нагрузки как на малый бизнес, так и все поднадзорные объекты. Планомерно с 2013 года проводится работа по снижению количества плановых проверок, и в общей сложности их количество было снижено почти в 8 раз (с 3100 в 2013 году до 389 проверок в 2017 году).
Можно сказать, что работа инспектора круглосуточная. Выезд по тревоге на пожары – еще одна неотъемлемая часть работы инспектора ГПН. Опросить очевидцев, подготовить документы, провести осмотр места пожара. По крупицам восстанавливают дознаватели события, предшествовавшие пожару. А чтобы установить его причину, порой, в прямом смысле слова, приходится разгребать пепел. Нужно не просто установить виновника пожара, но и доказать его вину.
Результаты профилактической работы, как правило, не видны на первый взгляд, но вся её важность и нужность отражена в первом слове девиза МЧС России: «Предупреждение, спасение, помощь». Предотвратил беду – значит уже спас чье-то имущество, здоровье или жизнь. И эта нелегкая задача полностью лежит на плечах сотрудников государственного пожарного надзора.
В настоящее время в МЧС России проводится работа по внедрению и развитию современных форм и методов работы по оценке соответствия объектов требованиям пожарной безопасности. Одной из форм соответствия является независимая оценка риска. Если в ходе проведения независимой оценки рисков выдано положительное заключение о соответствии объекта защиты установленным требованиям пожарной безопасности, то инспекторами пожарного надзора МЧС России в период действия указанного заключения проверка объекта проводиться не будет.
Так, на территории нашей республики аккредитовано 8 экспертных организаций. Всего данными организациями выдано уже 221 заключение о независимой оценке рисков.
Оценить работу инспектора ГПН по всем направлениям деятельности невозможно, методика оценки эффективности надзорно-профилактической работы задача ближайшего будущего. На сегодняшний день благодаря профилактической работе, возглавляемой органами ГПН, и проведенной всем личным составом пожарной охраны Чувашской Республики работа за последние 10 лет количество пожаров снижено на 38% (2006 г. – 1517, 2016 г. – 941), количество погибших на 32% (2006 г. – 136, 2016 г. – 93).
За 6 месяцев 2017 года на территории Чувашской Республики зарегистрировано 429 пожаров (АППГ – 457, снижение на 6%), на которых погибло 33 человека (АППГ – 54, снижение на 39%), травмировано 37 человек (АППГ– 50, снижение на 26%), материальный ущерб от пожаров составил более 58 млн. руб. (АППГ– более 63 млн. руб., снижение на 9%).
За 6 месяцев 2017 года на территории г. Алатырь и Алатырского района Чувашской Республики зарегистрировано 29 пожаров (АППГ – 34, снижение на 14,7%), на которых погибло 1 человек (АППГ – 6, снижение на 83,3%), травмировано 4 человека (АППГ– 0, рост в 4 раза), материальный ущерб от пожаров составил более 1,897 млн. руб. (АППГ– более 8,223 млн. руб., снижение на 76,9%).
За 6 месяцев 2017 года на территории Порецкого района Чувашской Республики зарегистрировано 7 пожаров (АППГ – 3, рост в 2,3 раза), факт гибели и травматизма не допущен (АППГ – 0), материальный ущерб от пожаров составил более 0,820 млн. руб. (АППГ–0,145 млн. руб., рост в 5,7 раза).
В целом, за 6 месяцев 2017 года удалось добиться снижения количества пожаров в жилом секторе на 7%, хотя общая доля их по-прежнему остается значительной (80% от общего количества пожаров). Наибольшее количество погибших людей на пожарах также приходится на жилой сектор (94%).