Редкий гость доедет до Алатыря
Туристические странички в Интернете выдают внушительный список достопримечательностей Алатыря. В городе с населением чуть больше 35 тысяч человек насчитывается около 90 памятников истории и культуры, два из них — федерального значения. А сколько здесь храмов, старинных особнячков!
Казалось бы, сюда должны рваться туристы, однако в отделе местного краеведческого музея в разгар отпусков всего два посетителя, пустынно в Свято-Троицком мужском монастыре — визитной карточке Алатыря. Стоит ли винить в этом прохладное лето или причина в чем-то другом? Ответ на этот вопрос попытались найти участники прошедшего на неделе пресс-тура по этому старинному городу.
«Вы ни за что не поверите, какой толщины здесь стены в монастыре и какого огромного размера дыры в асфальте. Город контрастов», — делится в сети своими впечатлениями об Алатыре один из путешественников. Действительно, избалованного заграницами среднестатистического туриста сегодня трудно заманить в российскую глубинку. Дороги, инфраструктура, сервис — не всегда этим могут похвастаться крупные города, что уж говорить о небольших, для которых въездной туризм — понятие пока экзотическое.
Почти три часа в пути, около 200 км от Чебоксар — и вот Алатырь. На въезде в город встречает стилизованная под крепость стела. Естественное желание любого туриста — сфотографироваться на ее фоне. Однако чтобы до нее добраться, нужно как минимум нарушить ПДД — перейти дорогу в неположенном месте. «Пешеходного перехода как такового здесь нет», — как бы извиняясь, комментируют местные. К таким перебежкам здешные водители, похоже, привыкли, да и дежурившие рядом сотрудники ДПС не обратили никакого внимания на «туристов».
В городе, равном по площади Канашу, Ядрину и Шумерле, множество старинных зданий, отовсюду виднеются маковки храмов. И если положение местных культовых объектов можно назвать хорошим — за территорией ухаживают, реставрируют старые, строят новые, то состояние бывших купеческих особняков едва ли не критическое. Заросшие травой и кустарниками, с облупившимися мемориальными табличками, разрушающиеся от времени или вовсе отделанные сайдингом, они производят грустное впечатление. В историческом здании дома алатырских купцов Поповых, например, за последние двадцать лет сменилось несколько собственников, но ни один из них не предпринял даже попытки спасти здание. Сейчас в нем хозяйничает московская фирма, но, судя по облезлому фасаду некогда роскошного особняка, москвичей мало заботит сохранение его исторической ценности.
— Одно время у нас действовала федеральная программа «Памятник за рубль», когда частному инвестору передаются в аренду объекты культурного наследия почти безвозмездно, — говорит Вероника Исаева, начальник отдела культуры администрации Алатыря. — Одним из условий аренды является восстановление здания и дальнейшее его поддержание за счет собственных средств. Но желающих не нашлось. Эта программа хорошо работает в крупных городах, где расположенные в центре памятники архитектуры очень востребованы.
- Фото Ольги Казаковой: В местном краеведческом музее собрана уникальная коллекция самоваров — 178 штук: от миниатюрного «Эгоиста» до огромного, в несколько ведер. «Богатая коллекция, достойная отдельного музея. Так почему бы вам его не создать?», — предложили гости-чебоксарцы.
Вообще, считают алатырские чиновники, если историческое здание удается «пристроить» — это уже большое счастье. «Старинные здания — это и наша гордость, и большое бремя, — рассказывают они. — Периодически, раз в два-три года, выделяются средства от республики, но очень небольшие. Их хватает от силы на восстановление одного здания, а у нас их больше 90».
Повезло в этом плане нынешнему зданию отдела ИЗО Алатырского краеведческого музея. Здание 1911 года постройки — памятник деревянного зодчества в стиле модерн. К столетию чувашской автономии в ближайшие три года на его реставрацию будет выделено 18,5 млн. рублей. Это событие заметно всколыхнуло культурное сообщество городка. Музейщики рассчитывают, что благодаря ощутимому вливанию новый импульс получит и сам музей. Помимо серьезной реставрации на площадке рядом со зданием, где сейчас непроходимые чащобы, планируется разбить музейный сад, который станет продолжением музейного пространства. По словам сотрудников, в нем появятся арт-объекты, а сам сад, надеются они, станет еще одной точкой притяжения туристов. «Нас ждут великие дела, — вдохновлены алатырские музейщики. — Справимся, выживем. Это здание хотелось бы сохранить для потомков».
Впрочем, хорошо известно, что в Алатырь в основном устремляются не «обычные» туристы, а паломники — в городе расположено около 20 православных храмов, мужской и женский монастыри, известные далеко за пределами Поволжья. Но паломники к инфраструктуре в общем-то непритязательны: не останавливаются в гостиницах, не питаются в кафе. Соответственно, эта сфера в городе не развивается.
Хотя попытки были. Как-то один из городских предпринимателей изъявил желание открыть кафе русской кухни, где бы блюда готовились в печке. Но, оценив туристический поток, в конце концов передумал. Еще один бизнесмен заинтересовался развитием водного туризма по Суре, однако также посчитал это дело рискованным с точки зрения окупаемости.
В городской администрации между тем уверены: туризм — это прежде всего сфера интересов частного бизнеса. Но одним алатырским предпринимателям его не вытянуть. Неплохо бы, рассуждают местные власти, установить какие-то послабления на республиканском и федеральном уровнях представителям бизнеса, проявившим инициативу в этой сфере. Да и муниципалитетам, обладающим таким большим культурным наследием, не помешает дополнительное финансирование. «Бюджет города однозначно не потянет. Максимум, что мы сможем сделать в этом году, — отремонтировать дорогу на улице Ленина, чтобы хотя бы там можно было ездить».
Фото Ольги Казаковой: В нескольких километрах от Алатыря расположен «православный колхоз» — Рождественский скит. Он был построен в чистом поле почти 20 лет назад. Братья ведут хозяйство на 570 га земли и полностью обеспечивают себя сами. Здесь выращивают домашний скот, возделывают поля, разводят рыбу в трех рукотворных прудах. В теплицах выращивают цветы и овощи, а в загоне содержат даже страусов. Есть своя мельница. А из муки делают свои монастырские макароны.
Возлагали надежды в Алатыре и на федеральный проект «Живые уроки» — экскурсии школьников во время каникул по интересным местам. В городе даже подготовили и защитили два туристических маршрута — исторический и патриотический. Но ни одной экскурсии по сей день так и не состоялось. В прошлом году проект проходил обкатку, а в этом увяз в бюрократических проволочках, связанных с ужесточением условий перевозки детей. После нескольких случаев, когда оштрафовали директоров школ, многие школы вообще отказались куда-либо вывозить детей. «Мы рассчитывали на чебоксарцев», — признаются в Алатыре.
Восторгаясь историческим богатством Алатыря, его уникальным культурно-историческим наследием, участники пресс-тура в то же время не могли не заметить его туристических «недочетов». У краеведческого музея, например, вообще нет сайта, а по воскресеньям он не работает, есть проблемы с размещением и питанием туристов (даже на автовокзале не работает кафе). Нет указателей городских достопримечательностей, давно не обновлялся городской путеводитель, не всегда можно попасть в монастырь — для этого нужно заранее договариваться о времени своего приезда. Нет интересных арт-объектов («Посадите хотя бы купца при въезде в город», «Дайте людям возможность сделать селфи на колокольне»).
Неплохо бы установить туристические указатели по пути следования в Алатырь, не помешали бы «гастрономические» точки, где бы гости могли купить местную продукцию… В общем, «минусы» от заезжих туристов сыпались как из рога изобилия. В городе обещали взять их на вооружение. Потеряет или выиграет от этого тихий уездный городок, привлекательный именно своей умиротворяющей провинциальностью, покажет время.
Газета "Советская Чувашия от 22 июня 2017 г. №89