Об итогах проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и их проектов в 2016 году
В соответствии с требованиями Федерального закона от 17.07.2009 №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» и ст. 9.1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» Алатырской межрайонной прокуратурой организовано проведение антикоррупционной экспертизы поступающих в прокуратуру проектов нормативных правовых актов и принятых нормативных правовых акты.
За 2016 год Алатырской межрайпрокуратурой проведена антикоррупционная экспертиза 539 нормативных правовых акта и 469 проекта НПА.
В ходе экспертизы выявлено 16 правовых актов, содержащих коррупциогенные факторы.
Алатырской межрайонной прокуратурой в ходе осуществления надзорной деятельности установлено, что Положение о предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, и муниципальными служащими сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей утвержденное постановлением главы Кирского сельского поселения Алатырского района 10.03.2015 № 9 (далее - Постановление) вступило в противоречие с федеральным законодательством.
В ходе изучения Положения установлено, что указанным положением утверждена форма справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Согласно ст. 15 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» граждане, претендующие на замещение должностей муниципальной службы, включенных в соответствующий перечень, муниципальные служащие, замещающие указанные должности, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Указанные сведения представляются в порядке, сроки и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации.
Муниципальный служащий, замещающий должность муниципальной службы, включенную в соответствующий перечень, обязан представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в порядке и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 Положения о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Чувашской Республики, и государственными гражданскими служащими Чувашской Республики сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утв. Указом Президента Чувашской Республики от 29.06.2009 № 43 сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются по утвержденной Президентом Российской Федерации форме справки.
Таким образом, главой администрации форма справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера утверждена с превышением предоставленных полномочий.
Согласно пп. «д» п. 3 «Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», утв. постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. « 96 принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов является коррупциогенным фактором.
Всего по аналогичным основаниям принесено 16 протестов, которые рассмотрены и удовлетворены.
Алатырской межрайонной прокуратурой изучены поступившие в Алатырскую межрайонную прокуратуру проекты постановлений администрации 11 сельских поселений Алатырского района «О создании мобильной профилактической группы по проведению мероприятий по профилактике пожаров и гибели людей».
По результатам проверки в проектах выявлены следующие нарушения:
-отсутствует правовое регулирование деятельности мобильной профилактической группы;
не определены права и обязанности членов мобильной профилактической группы, их ответственность;
- не определен порядок проведения профилактических проверок частных домовладений и выявление асоциальных граждан, рейдов по местам проживания многодетных семей и одиноких престарелых граждан, социально неблагополучных слоев населения; лиц, ведущих аморальный образ жизни и лиц без определенного места проживания.
- не установлен порядок фиксации выявленных нарушений и использования результатов проведенных мероприятий, например передача сведений в контролирующие органы либо разъяснение требований действующего законодательства о пожарной безопасности.
В соответствии с п. «а» и «ж» части 3 «Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» утв. постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. № 96, широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность условий или оснований принятия решения, а также отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка являются коррупциогенными факторами.
Пo результатам изучения проектов в адрес 11 глав администраций сельских поселений направлено 11 информаций с указанием на выявленные нарушения, которые рассмотрены и удовлетворены.
Изучением проекта решения Собрания депутатов г. Алатырь «Об утверждении Положения о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению лиц, замещающих муниципальные должности и муниципальных служащих, осуществляющих полномочия представителя нанимателя (работодателя), и урегулированию конфликта интересов в городе Алатыре» выявлены следующие замечания.
Пунктом «б» ч. 3 проекта Положения о комиссии предусмотрено, что основной задачей комиссии является содействие органам местного самоуправления города Алатыря в осуществлении в городе Алатыре мер по предупреждению коррупции.
Пунктом «б» ч. 8 указа Президента РФ от 1 июля 2010 г. № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» органам местного самоуправления рекомендовано руководствоваться настоящим Указом при разработке Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.
Так, пунктом «б» ч. 3 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного указанным указом предусмотрено, что основной задачей комиссий является содействие государственным органам в осуществлении в государственном органе мер ио предупреждению коррупции.
Таким образом, пунктом «б» ч. 3 проекта Положения неверно определены задачи комиссии в части оказания содействие органам местного самоуправления города Алатыря в осуществлении в городе Алатыре мер по предупреждению коррупции, тогда как задачей комиссии должно являться оказание содействие органам местного самоуправления города Алатыря в осуществлении в органах местного самоуправления города Алатыря мер по предупреждению коррупции.
По направленной межрайонной прокуратурой информации нарушения устранены.
Изучением проекта решения Собрания депутатов города Алатыря «О Регламенте Собрания депутатов города Алатыря шестого созыва» выявлены следующие замечания.
Проектом нормативного правового акта не был предусмотрен запрет на принятие решения об избрании главы города Алатырь до вступления решения суда в законную силу, в случае обжалования последним в судебном порядке решения Собрания депутатов о досрочном прекращении полномочий при удалении его в отставку.
Между тем, в соответствии с ч. 8.2 ст. 36 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в случае, если избранный представительным органом муниципального образования глава муниципального образования, полномочия которого прекращены досрочно на основании решения представительного органа муниципального образования об удалении его в отставку, обжалует в судебном порядке указанное решение, представительный орган муниципального образования не вправе принимать решение об избрании главы муниципального образования до вступления решения суда в законную силу, в связи с чем Главу 1 Проекта необходимо дополнить положениями о запрете на принятие решения об избрании главы города Алатырь до вступления решения суда в законную силу, в случае обжалования последним в судебном порядке решения Собрания депутатов о досрочном прекращении полномочий при удалении его в отставку.
Статьей 4 Проекта предусмотрено, что председатель Собрания депутатов города Алатыря представляет Собрание депутатов в отношениях с населением, органами и должностными лицами государственной власти, местного самоуправления города Алатыря.
Между тем, в соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 36 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования в пределах полномочий в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями представляет муниципальное образование, в связи с чем, указание в статье 4 о представлении председателем Собрания депутатов, а не муниципального образования, не соответствует вышеуказанным требованиям федерального законодательства.
Кроме того, подлежит корректировке указание в статье 4 о представлении председателем Собрания депутатов интересов Чувашской Республики.
Статьями 13-16 главы 4 «Контрольно-счетная палата» Проекта регламентирован порядок образования и деятельности Контрольно-счетной палаты городя Алатыря, порядок избрания ее председателя.
При этом, в статье 17 указанной главы определены гарантии депутата Собрания депутатов, основания досрочного прекращения его полномочий, что свидетельствует о несоблюдении требований к внутренней структуре проекта нормативного правового акта
По направленной межрайонной прокуратурой информации нарушения устранены.