В 2016 году оборот организаций города составил 8,4 млрд рублей, что на 2,7 % выше уровня 2015 года. Доля промышленного сектора в общем обороте занимает 68%. Несмотря на непростую экономическую ситуацию в прошедшем году, удалось удержать индекс промышленного производства на уровне 94 %.
Объем отгруженных товаров, выполненных работ и услуг организациями города составил 6 млрд рублей, что также больше, чем в 2015 году.
Основные промышленные предприятия города в отчетном периоде обеспечили прирост объема отгруженных товаров. Наилучшую динамику показали акционерные общества «Электроавтомат», «Завод «Электроприбор», «Алатырский механический завод», «Завод «ЭЛЕТЕХ», ООО «Алатырская бумажная фабрика», ООО «СКМ».
В то же время с начала текущего года наблюдалось снижение производства на «Алатырском заводе низкотемпературных холодильников». Из-за недостатка собственных оборотных средств и за отсутствия заказов коллектив находился в вынужденном простое. На сегодняшний день на предприятии введена одна из процедур банкротства – наблюдение. Руководство ПАО «АЗНХ» продолжает поиск выхода из-за создавшейся ситуации. На сегодняшний день на предприятии работают цеха по производству панелей и металлоконструкций. Сформирован портфель заказов, но остается проблема с приобретением материалов.
Промышленные предприятия города продолжили реализацию инвестиционных проектов, направленных на реконструкцию и модернизацию производства. Активнее других в этом направлении работали «Завод Электроприбор», «Электроавтомат», «Алатырская бумажная фабрика».
В текущем году «Завод Электроприбор» планирует провести работы по реконструкции гальвано-штамповочного участка и очистных сооружений на сумму 92 млн рублей.
На внедрение новых технологий и приобретение оборудования «Электроавтомат» направит около 70 млн рублей.
На бумажной фабрике продолжается реализация проекта по модернизации бумагоделательной машины, что позволит увеличить производительность труда на предприятии. Общая стоимость проекта составляет 40 млн рублей.
В 2016 году сальдированный финансовый результат организаций города составил 968 млн рублей прибыли, что почти на 55% больше, чем в 2015 году. Доля прибыльных организаций увеличилась до 75 процентов.
Сумма налоговых платежей, перечисленных предприятиями и организациями города в бюджеты всех уровней, составила более одного млрд рублей, превысив на 14 % уровень 2015 года.
Важнейшим инструментом социально-экономического развития города является инвестиционная деятельность.
По предварительной оценке, в прошедшем году инвестиции за счет всех источников финансирования составили 711 млн рублей или 125 % в сравнении с 2015 годом, в т.ч.:
- 188 млн рублей бюджетных средств направлены на реализацию программных мероприятий. Это на 89 млн больше, чем в 2015 году;
- 118 млн рублей предприятиями города вложено в модернизацию производства;
- 320 млн рублей субъектами бизнеса, обособленными подразделениями организаций инвестировано в основной капитал. (102 млн рублей – малый бизнес, 216 млн рублей – ООО «Агрохолдинг ЮРМА»)
В текущем году необходимо сохранить положительную динамику в промышленном секторе экономики, продолжить модернизацию предприятий, усилить внимание к вопросам роста выплаты заработной платы, налоговых отчислений.
Являясь одним из 319 моногородов России, Алатырь активно подключился к реализации программы «Пять шагов по благоустройству», которая разработана в целях улучшения качества городской среды. В этой связи очень важно поддерживать диалог с горожанами, узнавать их мнение и сотрудничать с ними, ведь эта программа, в первую очередь, направлена на улучшение комфортного проживания в городе.
С целью реализации данной программы жителям города предложено представлять свои инициативы на платформе моногородов.
В течение прошлого года средний уровень безработицы в городе составлял 0,69 %, среднегодовая численность безработных – 130 человек. Ежемесячно банк вакансий центра занятости населения насчитывал порядка 300 вакансий.
На 1 января 2017 года уровень официально зарегистрированной безработицы увеличился до 1,29 % по причине ликвидации войсковой части. (В результате чего произошло высвобождение работников предприятия).
В прошлом году в Алатыре реализовывались мероприятия республиканской программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда. Участие в них приняло более 100 человек. На эти цели из республиканского и федерального бюджетов было направлено более двух млн рублей. Программа продолжит свое действие и в текущем году.
Увеличивается, но еще недостаточными темпами среднемесячная заработная плата на предприятиях и в организациях города. В 2016 году она составила 20674 рубля, что на 6,2 % выше показателя 2015 года.
Малый бизнес играет важную роль в экономике города.
За 2016 год объем отгруженной продукции предприятиями малого бизнеса составил 956 млн рублей, что соответствует уровню предыдущего года.
Субъектами малого и среднего бизнеса в отчетном периоде было создано дополнительно 92 рабочих места, инвестировано в экономику города 102 млн рублей собственных и кредитных средств, что на 65% больше, чем в 2015 году.
Субъектами бизнеса реконструировано и введено в эксплуатацию 8 объектов потребительского рынка общей площадью 4,5 тыс. кв.м.
В Алатыре продолжает успешно действовать Агентство по поддержке малого бизнеса, которое специализируется на предоставлении субъектам предпринимательства микрозаймов под льготные проценты.
В прошедшем году государственной поддержкой воспользовались 76 предпринимателей на сумму 42255 тыс. рублей, что на 19% больше, чем в 2015-м году.
В настоящее время представители малого бизнеса реализуют 6 инвестиционных проектов. Это:
- реконструкция и модернизация кирпичного завода,
- строительство цеха по производству тротуарной плитки,
- цеха изготовления металлоконструкций,
- здания бытового обслуживания,
- и другие проекты.
Планируется построить и реконструировать 7 объектов потребительского рынка.
В настоящее время разрабатывается Программа комплексного развития города Алатыря, которая предусматривает создание к концу 2018 года свыше четырехсот новых рабочих мест, не связанных с деятельностью градообразующих предприятий и привлечение около 880 млн рублей инвестиций в основной капитал.
Одним из основных направлений деятельности администрации города является работа, связанная с пополнением доходной части бюджета.
За 2016 год в бюджет города Алатыря поступило доходов в сумме 519 млн рублей, что на 2 млн больше, чем в 2015 году.
Наибольший удельный вес в доходах бюджета города - 70% составляют безвозмездные поступления из федерального и республиканского бюджетов. Собственные доходы составили 160 млн рублей и по сравнению с прошлым годом увеличились на 2%.
Если по имущественным налогам ситуация стабилизировалась и рост к 2015 году составил 11%, то приостановить падение по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов предпринимательской деятельности пока не удается, оно составило 13%. Это связано с переходом налогоплательщиков на упрощенную систему налогообложения. (При этом в консолидированный бюджет республики налоговые платежи от субъектов малого бизнеса возросли на 10,3%).
Одной из основных задач по обеспечению сбалансированности бюджета в этом году является разработка мер, направленных на увеличение поступления налога на доходы физических лиц. В структуре собственных доходов НДФЛ занимает наибольшую долю - 46%.
Для этого необходимо активизировать работу межведомственной комиссии по взысканию недоимки в бюджет и выявлению случаев неформальной занятости, выплаты «серой» заработной платы, фактов сокрытия доходов от сдачи в аренду жилых помещений, от осуществления предпринимательской деятельности без регистрации в налоговых органах.
В 2016 году совместно с представителями прокуратуры и налоговых органов проведено 23 рейда, проверено 167 хозяйствующих субъектов. 24 материала направлены в Государственную инспекцию по труду Чувашской Республики, по 19 материалам приняты решения.
В целях увеличения поступлений налоговых и неналоговых доходов в бюджет города необходимо продолжить инвентаризацию муниципального имущества и вовлечение в хозяйственный оборот свободных земельных участков.
Жесткая работа с недоимкой по платежам за аренду имущества и земли позволила в два раза снизить недоимку, увеличить доходы от использования муниципального имущества на 8 %.
В целях реализации мероприятий, связанных с актуализацией сведений, необходимых для формирования базы данных, используемых для исчисления имущественных налогов, в администрации города создана рабочая группа по выявлению объектов недвижимости, на которые не зарегистрировано право собственности, а также заброшенных и неиспользуемых объектов. В настоящее время рабочая группа проводит сплошную инвентаризацию всех объектов, на которые за последние 6 лет получено разрешение на строительство, с целью выявления индивидуальных жилых домов фактически введенных в эксплуатацию, но не оформленных. Утвержден план-график осмотра 73 заброшенных объектов недвижимости.
Проводимая работа по увеличению доходной части бюджета дала некоторые результаты. Однако ежегодный рост расходов на обеспечение жизнедеятельности городского хозяйства (уличное освещение, содержание дорог в нормативном состоянии), а также объем софинансирования, который необходимо предусмотреть для объектов капитального строительства, оплата кредиторской задолженности по ранее принятым обязательствам ставит нас в условия экономии, рационального использования бюджетных средств и оптимизации бюджетных расходов.
Так, в течение последних трех лет в городе идет планомерная оптимизация расходов по содержанию бюджетной сферы. С этой целью художественный и краеведческий музеи объединены в один, дом детского творчества присоединен к школе искусств, реорганизована библиотечная система, исключено дублирование направлений деятельности учреждений дополнительного образования, что позволило сэкономить 3,3 млн рублей бюджетных средств.
В дальнейшем необходимо продолжить мониторинг деятельности муниципальных учреждений города с целью проверки эффективности использования ими финансовых ресурсов и выполнения установленных муниципальных заданий.
Одним из инструментов повышения результативности расходов и их ориентированность на достижение целей являются муниципальные программы.
В настоящее время в городе приняты и реализуются 13 муниципальных программ, в 2016 году на их реализацию направлено около 565 млн рублей.
Широкий спектр мероприятий финансировался за счет средств, переданных из республиканского бюджета. Более 395 млн рублей было направлено на оплату труда работников образования, строительство автомобильных дорог, приобретение жилья для переселения граждан из аварийных домов, выплаты по уходу за детьми, на мероприятия по повышению доступности объектов для инвалидов.
Нам необходимо внедрить систему ответственности за достижение поставленных целей и исключить формальный подход к контролю за выполнением мероприятий муниципальных программ. Нельзя допускать со стороны ответственных исполнителей нарушений сроков внесения изменений в муниципальные программы в целях их актуализации.
Обеспечение эффективного использования бюджетных средств осуществляется через систему муниципального заказа.
Доля заключенных контрактов по результатам проведения конкурентных процедур в 2016 году составила 81,2 %. Основная их часть заключена по итогам проведения электронных аукционов.
Увеличилась доля осуществления закупок у субъектов малого предпринимательства.
По результатам проведенных закупок экономия бюджетных средств составила 5,3 млн рублей или 2,4 %.
В 2017 году необходимо продолжить работу по увеличению бюджетной эффективности.
Продолжается работа по совершенствованию системы предоставления муниципальных услуг в Многофункциональном центре города. В настоящее время здесь действуют 8 «окон». На базе МФЦ предоставляется 145 государственных и муниципальных услуг. В прошедшем году за получением услуг обратились 12730 человек.
В 2017 году предстоит работа по созданию более удобных условий для обслуживания населения города, планируется открытие еще одного «окна» по предоставлению комплекса услуг для предпринимателей.
В 2016 году за счет всех источников финансирования в городе построено и введено в эксплуатацию более 10 тыс. кв.м. жилья, что на 3,4 больше, чем в 2015 году. В том числе 5 многоквартирных домов возведено в рамках программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда.
Новоселами стали 183 семьи, ранее проживавшие в 44 непригодных для жилья домах. Высвобождаемые земельные участки под аварийными домами планируется передать с торгов под индивидуальное жилищное строительство.
Однако проблема улучшения жилищных условий граждан в городе остается актуальной. Несмотря на завершение реализации программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда», на территории города имеются 7 многоквартирных домов, признанных аварийными после 2012 года, и не вошедших в данную программу.
Актуальными на сегодняшний день остаются вопросы, связанные с подключением строящегося жилья к инженерным коммуникациям. (Существует дефицит электрических мощностей, требуется установка дополнительных трансформаторных подстанций). Для застройки новых жилых микрорайонов предстоит разработка проекта планировки.
В 2016 году в городе продолжилась работа по развитию городской инфраструктуры, были проведены мероприятия по реконструкции и строительству дорог, тротуаров, благоустройству дворов многоквартирных домов.
Было отремонтировано около 2,5 км автомобильных дорог и 2,4 км тротуаров по улицам 40 лет Победы, 141 Стрелковая дивизия, Ленина (участок дороги). На эти цели направлено более 31 млн рублей.
В этом году дорожные работы продолжатся по улице Комиссариатская. Предстоит выполнить строительство участка дороги от ул. Стрелецкая до ул. 141 Стрелковой дивизии. Реализация проекта началась в прошлом году, здесь были установлены опоры электроосвещения. Объект планируется сдать в эксплуатацию в июне 2017 года.
Также в планах - продолжение ремонта по улице Ленина.
В прошедшем году было отремонтировано 5 дворов многоквартирных домов в разных микрорайонах города на сумму 3,8 млн рублей. В этом году за счет Дорожного Фонда предусматривается ремонт также не менее пяти дворовых территорий.
В настоящее время ведется формирование муниципальной программы «Современная городская среда». Сформирована городская общественная комиссия, разрабатывается порядок обсуждения и утверждения проектов, проводится работа по разъяснению жителям города вопросов, касающихся их участия в принятии решений по комплексному благоустройству и развитию городской среды.
До 1 апреля т.г. программа должна быть утверждена, и уже в июне начнется реализация проектов. Планируем благоустроить еще ряд дворовых территорий многоквартирных домов. Есть задумка построить многофункциональную спортивно-игровую площадку рядом с детским парком «Сказка».
Определяющее влияние на качество жизни людей оказывает состояние дел в сфере ЖКХ. В числе самых сложных и проблемных остаются вопросы содержания и ремонта общедомового имущества многоквартирных домов.
На территории города продолжает действие республиканская программа капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов. В программе принимают участие 176 домов (из них 156 - формируют фонды капремонта на счете Регионального оператора, 20 – на специальных счетах).
С начала реализации программы капитального ремонта в городе отремонтировано 37 многоквартирных домов, в том числе 27 - в 2016 году. В этом году планируется провести ремонт еще в 14 многоквартирных домах на общую сумму более 28 млн рублей.
Для ускорения реализации данной программы необходимо продолжить разъяснительную работу с жителями многоквартирных домов о необходимости своевременного внесения платежей за капитальный ремонт. На сегодняшний день собираемость средств на капитальный ремонт в городе увеличилась до 75 процентов.
Надлежащее качество содержания общедомового имущества многоквартирных домов, своевременность проведения ремонтных работ зависит от повышения уровня собираемости платежей с населения за жилищно-коммунальные услуги и содержание дома. Просроченная задолженность по состоянию на 1 января 2017 года составляла 37,1 млн рублей.
Низкий уровень собираемости платежей за коммунальные услуги и, как следствие, рост задолженности за потребленный природный газ и электроэнергию привел к приостановке операций по расходованию средств со счетов муниципального предприятия объединенных котельных и тепловых сетей. По состоянию на 1 января т.г. просроченная задолженность за природный газ превысила 112 млн рублей, и по отношению к началу отопительного сезона выросла на 9 млн рублей (8%). (На 1.02.2017 г. - 112,2 млн рублей).
В целях изменения ситуации в конце 2016 года завершен переход МУП «АПОК и ТС» на прямые платежи, что позволило провести оплату текущего потребления за природный газ в декабре в размере 96 %, в январе – 100%. В настоящее время утвержден план-график по погашению просроченной задолженности.
Сложной остается ситуация по расчетам за электроэнергию. Несмотря на то, что в течение 2016 года снижение просроченной задолженности составило 38%, в целом по предприятиям сферы ЖКХ сумма задолженности остается значительной – более 31 млн рублей. В связи с этим необходимо продолжить претензионную работу, выявление потерь, внедрения энергоэффективных технологий на предприятиях коммунальной сферы.
К настоящему времени в МУП «Водоканал» завершаются работы по переходу на обеззараживание воды безопасным реагентом - гипохлоритом натрия взамен опасного жидкого хлора. Это позволит полностью гарантировать промышленную безопасность производства, повысить экологическую безопасность.
2017 год объявлен в России Годом экологии. В Послании Главы Чувашии Государственному Совету Чувашской Республики отмечается, что предстоит еще немало сделать для сохранения природы родного края.
В рамках этого направления работы мы определили приоритеты дальнейшей деятельности. Это привлечение внимания населения к проблемам экологии, последовательная реализация мероприятий по охране окружающей среды, в первую очередь – организация сбора и вывоза ТБО в частном секторе,пропаганда бережного отношения к природе.
В 2016 году в системе образования города продолжилась работа по реализации Комплекса мер по модернизации системы общего образования в Чувашской Республике.
В течение последних лет велась работа по укреплению материально-технической базы общеобразовательных организаций. Ремонтные работы проведены в школах №9, №3, №5. В прошлом году капитально отремонтирована кровля школы №7. На эти цели из республиканского бюджета было направлено 4 млн рублей, средства городского бюджета составили 1 220 тыс. рублей.
В плане этого года значится капитальный ремонт здания школы №2. На эти цели выделяется 22 млн рублей, в том числе 20 млн из республиканского бюджета. Ремонтные работы планируется начать в июне 2017 года.
Экономике нужны высококвалифицированные кадры, которые нужно готовить еще в школе. Исходя из приоритетов современных реалий, в Алатыре разработана муниципальная программа «Комплекс мер по развитию инженерного и технического образования и творчества детей и молодежи» до 2020 года. Профильное обучение старшеклассников в соответствии с ключевыми задачами государственной политики в сфере образования смещается в сторону математического и естественнонаучного образования. Увеличивается доля выпускников 11 классов, поступивших в ВУЗы технической направленности.
В четырех школах города во внеурочной работе используется оборудование по робототехнике, авиа-судо-моделированию, технологии, поставленное в рамках реализации Комплекса мер по модернизации системы общего образования.
В Год Матери и Отца в Чувашской Республике в образовательных организациях города продолжится работа по духовно-нравственному воспитанию учащихся, пропаганде ответственного родительства и благополучия семьи. На решение этих задач направлена программа «Социокультурные истоки», которую реализуют в образовательном процессе школы и детские сады города. В прошлом году школа №7 стала победителем республиканского конкурса и была удостоена гранта Главы Чувашской Республикина поддержку и развитие инновационного, творческого и духовного потенциала. Гимназия №6 является экспериментальной площадкой по внедрению программы «Истоки» в Чувашской Республике.
Культура
Прошедший Год российского кино для нас, алатырцев, стал знаменательным. В городе был открыт современный кинотеатр «Космос». По итогам конкурсного отбора, проведенного Фондом кино, ООО «ВИВА» был получен грант в размере 4,7 млн рублей из федерального бюджета. Организацией было вложено еще 20 млн рублей собственных средств на реализацию этого проекта. И сейчас два кинозала, которые рассчитаны на 100 человек, ничем не уступают кинозалам, расположенным в более крупных близлежащих городах. Кроме кинотеатра на этаже также размещены кафе и развлекательно-игровые центры для детей, торговые точки, которые, безусловно, делают поход в кино семейным отдыхом.
Не снижается интерес горожан к занятиям в кружках Дворца культуры, а на концертах, которые проходят здесь в красивом, уютном зале, почти всегда аншлаг. В этом году Дворец культуры стал участником проекта «Местный дом культуры», инициированного партией «Единая Россия», и получит 487,5 тысячи рублей на модернизацию. Это позволит сделать мероприятия еще более яркими и зрелищными, привлечь большее количество зрителей.
В целях расширения площадей для экспозиций было завершено объединение двух музеев и начат первый этап реорганизации. Отдел изобразительных искусств переведен в историческое здание по улице Комсомола.
В целях создания продуктов культурного туризма в феврале 2017 года разработан и вынесен на общественное обсуждение проект по созданию на площадке, прилегающей к зданию музея Территории арт-пространства «Музейный сад».
В городе традиционно проводится много мероприятий с Алатырской епархией – Рождественские, Пасхальные праздники, Дни славянской письменности, Дни семьи и другие.
Важным направлением в деятельности муниципалитета является развитие физкультуры и спорта.
В 2016 году в городе было проведено более 80 спортивных мероприятий. В спортивных школах действуют десять отделений по различным видам спорта, в которых занимается более 800 ребят.
Однако остается низкой доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом. Поэтому основными задачами в этой сфере являются привлечение жителей города к здоровому, спортивному образу жизни, работа по подготовке к сдаче норм Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО.
В этом году планируем построить многофункциональную спортивную площадку на стадионе «Труд», которая будет оборудована уличными тренажерами и малыми формами. Реализация данного проекта направлена на приобщение населения всех возрастов к спорту, популяризацию здорового образа жизни.
Прорабатывается вопрос по обустройству стадиона «Спутник», планируется при реализации данного проекта использовать механизм частно-муниципального партнерства.
Приоритетными направлениями деятельности администрации города Алатыря в текущем году будут:
- обеспечение сбалансированности местного бюджета за счет мобилизации доходов, повышения уровня собираемости платежей,
- проведение народной инвентаризации объектов недвижимости,
- борьба с неформальной занятостью,
- взаимодействие с населением по вопросам создания комфортной городской среды, привлечение активных горожан к принятию решений по благоустройству города,
- улучшение экологической обстановки в городе,
- обеспечение условий для нормализации демографической ситуации.