Еще 13 лет назад, выбирая векторы развития школы, педагогический коллектив средней школы № 7 видел своей задачей создание не обычного образовательного учреждения, а своеобразной кузницы знаний, творческой мастерской, где ребенка будут окружать красота, фантазия, чуткие и добрые учителя, помогающие ему развить свои способности, найти смысл жизни и профессионально определиться. Думаю, эта задача успешно решается, т.к., по итогам анкетирования учащихся, в МОУ «СОШ № 7» учиться интересно и престижно, потому что по многим параметрам она отвечает требованиям времени: дает прочные знания, помогающие ученикам не только быть лидерами городских и республиканских предметных состязаний, конкурсов, конференций, но и успешно поступать в ВУЗы. За 3 последних года 22 выпускника закончили школу с медалью, ежегодно более половины их на ЕГЭ получают «4» и «5». Вот данные качества знаний по математике и русскому языку за 3 года:
- 2004 год - математика – 69%, русский язык – 74%;
- 2005 год – математика – 79%, русский язык – 89%;
- 2006 год – математика – 85%, русский язык – 83%.
Высок процент поступления в ВУЗы. Цифры за последние 3 года: 2004 год – 52%, 2005 год – 62%, 2006 год – 60% .
Основой успеха школы является стабильный профессиональный коллектив педагогов, определяющий самобытность учреждения и развивающий лучшие традиции.
В школе результативно соседствуют традиционные и инновационные технологии. Мы смело участвуем в различных республиканских экспериментах. Так 2-х годичное участие в республиканском эксперименте по совершенствованию структуры и содержания физической культуры и в федеральном проекте ХОУП «Полезные привычки. Полезные навыки. Полезный выбор» позволило улучшить физическое здоровье школьников, но эксперимент закончился, у школы нет возможности профинансировать его продолжение. Поэтому, пользуясь случаем, администрация школы обращается за помощью к главе администрации г. Алатырь Марискину М.В., начальнику управления образованием и молодежной политики Самойлову В.Н.: нельзя же останавливаться на полпути, есть результаты, должно быть продолжение начатого дела.
Педагогам, работающим в школе более 20 лет, приходилось не раз участвовать в государственных акциях, направленных на совершенствование среднего образования и поддержку творческого потенциала педагогов: в 70-х годах пытались сделать это через постановления ЦК КПСС, в 80-х – через реформу, «приближая» школу к жизни, труду (тогда школа, сбросив гнет административно-командной системы, ринулась к вариативности, инновациям, авторским методикам и технологиям). Теперь разработан национальный проект «Образование». Хорош или плох он, этот проект, покажет время, но пока всем, от рядового учителя до министра понятно, как много сфер российского образования осталось за его рамками. Первый заместитель председателя Комитета Госдумы Олег Смолин во время своего выступления удачно сравнил его с лоскутным одеялом. По его словам, пока это только наброски мер (в том числе, и очень хороших), но четкой системы нет.
Если все-таки искать центральное звено национального проекта, то, пожалуй, это идея грантов – вещь хорошая, но ведь они в дополнение, а не в рамках основного финансирования, которое все больше и больше напоминает мелеющий ручей, не способный удовлетворить всех потребностей образования.
«Существенные средства выделены на мероприятия по современному материально-техническому оснащению школ», - прозвучало с высокой трибуны из уст министра образования и науки Андрея Фурсенко. Это отрадно, но хочется верить, что это коснется и обычных школ, не участвующих в конкурсе, испытывающих колоссальный дефицит дидактических средств, наглядных пособий, оборудования; может быть, национальный проект поможет обеспечить всем учителям и учащимся качественный доступ к информационным образовательным ресурсам, размещенным в сети «Интернет». Именно качественный, ибо все знают, какая связь существует сейчас, как дорого она обходится учителю, осваивающему новые технологии. Тогда не придется учителю-предметнику чувствовать себя ущербно, объясняя ученикам новую тему без современных наглядных пособий, лабораторного оборудования. Недавно в Алатыре широко праздновался день Республики. Много было сделано для того, чтобы городские здания предприятий, учреждений, организаций выглядели красиво, добротно, радовали жителей и гостей новыми яркими фасадами и черепичными крышами. Надеемся, в недалеком будущем такими станут здания всех школ УО.
Хочется верить, что в рамках национального проекта отпадет еще ряд важнейших проблем, висящих, подобно домоклову мечу, над образованием:
- у учителей появится возможность регулярно повышать свой профессиональный уровень на курсах и семинарах без ущемления семейного бюджета, участвовать в различных конкурсах, утверждая свое педагогическое мастерство;
- будет продумана система стимулирования творчески работающих педагогов;
- повысится уровень оплаты труда и социальные гарантии.
Хочется верить… Однако мы отлично понимаем, что главная идея нацпроекта – это точно не раздача денег. Поэтому школе придется еще долго вариться в собственном соку и ждать милости…, заботиться о своем финансовом благополучии, развивать платные образовательные услуги, хотя в нашем городе не высока платежеспособность родителей. По этой причине некоторые дети просто не имеют возможности пользоваться дополнительными платными услугами. Справедливости ради отмечу, что образовательному процессу все-таки чужда предпринимательская деятельность. Так считают и многие родители, которые убеждены в том, что репетитор, которому они платят живые деньги, дает их чаду гораздо больше знаний, так как он с ним занимается индивидуально.