Совершенствование системы образования, реализация стратегических целей и задач ее инновационного развития невозможны без поиска и апробации новых образовательных технологий, внедрения новых моделей управления и, без сомнения, создания необходимых организационно-экономических и финансовых условий качественно нового уровня, что на данном этапе является одной из приоритетных задач.
Для оптимального достижения желаемого результата в России запущен механизм реализации приоритетного национального проекта «Образование». Постановлением Кабинета Министров ЧР в июне 2005 года утверждена Республиканская целевая программа развития образования в Чувашской Республике на 2006-2010гг, направленная на обеспечение современного качества образования, развитие инновационной культуры выпускника школы в соответствии с актуальными и перспективными потребностями общества и государства. В октябре 2005 года подписан Указ Президента Чувашской Республики «О дополнительных мерах по поддержке и развитию инновационного, творческого и духовного потенциала системы образования в Чувашской Республике».
В мае 2006 года решением Собрания депутатов г. Алатыря IV созыва утвержден городской план реализации приоритетного национального проекта «Образование» на 2006-2010гг. С учетом реальных возможностей местного бюджета предусмотрено финансирование различных мероприятий по поддержке и развитию инновационного потенциала системы образования города: гранты, премии, стипендии, доплаты, надбавки, денежные поощрения. Наиболее значимые мероприятия плана - создание и развитие городских экспериментальных площадок по внедрению в учебно-воспитательный процесс инновационных технологий, эффективных образовательных моделей, стимулирование общеобразовательных учреждений, осуществляющих экспериментальную и проектную деятельность, педагогов-новаторов, активно внедряющих инновационные образовательные программы, поддержка школ – призеров предметных состязаний, одаренных детей, талантливой молодежи, создание стабильной и устойчивой материально-технической базы, в том числе оснащение образовательных учреждений компьютерной техникой.
Анализ результатов и опыта развития образования в городе подтверждает, что в последние годы удалось совершить инновационный прорыв по целому ряду системообразующих направлений благодаря внедрению эффективных механизмов ресурсного обеспечения Чувашской Республики, увеличению доли расходов на образование в городском бюджете (2004 год – 30%, 2005 год – 32,4%, 2006 год – 37,4%).
Укрепляется и обогащается материально-техническая база: за 8 мес. 2006г. на ремонтные работы затрачен 1 млн. руб (для сравнения: в 2005 году –419 тыс. руб).
Отдельные руководители образовательных учреждений в рамках подготовки к новому учебному году активно использовали внебюджетные средства на ремонт. Комиссия по приемке школ отмечает высокий уровень подготовки к учебному году Центра образования №5 (директор Филянин П.А.), СОШ №11 (директор Кондратьева Л.Н.), педагогического колледжа (директор Фадеева С.П.).
На приобретение компьютерной техники в 2005-2006 учебном году из городского бюджета выделено 235 тыс.руб., из федерального и республиканского бюджетов – около 140 тыс.руб.
В общеобразовательных учреждениях города 119 современных компьютеров (1 компьютер приходится на 32 ученика; в 2004 году – на 38 учащихся), в республике в 2005 году – 1 компьютер приходился на 34 ученика. Все школы подключены к электронной почте, сети Интернет, имеют сайты.
Оснащение школ учебной литературой составляет 71% (в 2004-2005 учебном году – 68%). Имеются проблемы в обеспечении школ учебниками по ОБЖ, технологии, чувашской литературе, краеведению. Доля внебюджетных средств, используемых на приобретение учебников, увеличивается из года в год. В 2003-2004 учебном году на приобретение учебной литературы затрачено 65% внебюджетных средств, в 2004-2005 учебном году – 85%, в 2005-2006 – 89%. В управление образования поступило 606 экземпляров электронных учебников по различным учебным дисциплинам. В каждом общеобразовательном учреждении в настоящее время имеется по одному комплекту электронных учебников, что радует, но не удовлетворяет в полной мере запросов педагогов и школьников.
За последние 2 года получен спортивный инвентарь на сумму 136 тыс.руб
В 2004 году был приобретен школьный автобус, в 2005 году - «Газель».
Концепция развития образовательного пространства города предусматривает реструктуризацию системы образования. Ежегодно сокращается количество учащихся в школах. До 2007 – 2008 учебного года прогнозируется сокращение на 30% к уровню 2002 – 2003 учебного года. Соответственно происходит снижение наполняемости классов и числа учащихся на одного учителя. В целях экономической целесообразности была разработана муниципальная Программа реструктуризации общеобразовательных учреждений.
С 2004 года в городе реорганизовано 2 средних общеобразовательных школы: №1 и № 8 путем присоединения соответственно к средним общеобразовательным школам № 11 и 9. В настоящее время функционируют 10 средних общеобразовательных школ: 8 дневных и 2 вечерних. В дневных обучается 3814 школьников, в вечерних – 311. Наполняемость классов – 23,5 чел (в 2005 году – 23); в республике – 19,9.
В 2005 году осуществлен переход пяти дневных общеобразовательных школ на новый финансово-экономический механизм, в 2006 году остальные три дневные школы переведены на финансовую самостоятельность. По словам Президента ЧР Н.В.Федорова, «России нужна конкурентоспособная образовательная система. В противном случае мы столкнемся с реальной угрозой отрыва качества образования от современных требований… Не нужно бояться расширять финансовую самостоятельность учебных заведений с одновременным повышением их ответственности за все составляющие качества учебного процесса и за его конечный результат». С введением нормативного бюджетного финансирования не все образовательные учреждения оказались готовы к эффективному использованию потенциальных возможностей нового экономического механизма: недостаточно квалифицированных бухгалтеров, руководители не всегда профессионально оценивают финансовое состояние своих учреждений, планируют доходы и расходы, медленно увеличивается объем привлечения в школы внебюджетных средств, неактивно создается механизм платных дополнительных образовательных услуг: не разработаны или неграмотно разработаны нормативно-правовые акты по вопросам введения платных услуг, оказание образовательных услуг не во всем соответствует требованиям, низок процент охвата детей платными образовательными услугами. За истекший учебный год доход от них в общеобразовательных учреждениях составил всего 500тыс.руб.
Реализации приоритетного национального проекта «Образование» должны способствовать программы муниципального уровня. Их 10. Они не только регламентируют различные направления образовательной деятельности, но и в пределах бюджетных ассигнований обеспечивают развитие системы образования. Однако целевое финансирование осуществляется только по программе «Одаренные дети».
В сфере научного обеспечения развития системы образования сформирован банк данных опытно-экспериментальной работы, инновационной и проектной деятельности таких образовательных учреждений, как гимназия №6, СОШ № 3, 7, 9, 11. Опыт работы этих учреждений изучается, распространяется.
Школа №11 – участница проекта «Расширение сети школ России с демократическим укладом школьной жизни» по Программе малых грантов Посольства США в Москве. В 2003 году учреждению присвоен статус экспериментальной площадки по правовому образованию на муниципальном уровне. С 2004 года школа успешно реализует задачи республиканской экспериментальной площадки по развитию детского общественного движения. Она неоднократный победитель и призер различных конкурсов федерального и республиканского уровней по вопросам правового образования, гражданского воспитания, социализации личности, в 2005 году заняла II место в республиканском конкурсе детских общественных организаций.
Данные многочисленных научных исследований и официальной статистики свидетельствуют о неблагоприятной динамике основных показателей здоровья детей школьного возраста. В последние годы в республике принимались меры по созданию условий, направленных не сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей средствами физической культуры и спорта. Каждое общеобразовательное учреждение города 3 года назад изыскало возможность ввести в учебные планы третий час физической культуры. Кстати, Чувашская Республика в числе первых реализовала эту идею. С 2003 года проводится городская олимпиада по физической культуре. Команда победителей участвует в республиканской олимпиаде. К сожалению, далеко не во всех школах в системе проводятся утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные игры во время перемен, что не позволяет обеспечивать 6-8 –часовую двигательную активность. По обозначенной выше проблеме заслуживает внимания опыт экспериментальной работы школы № 7. С 2004 года учреждение активно внедряет федеральный профилактический проект ХОУП «Полезные привычки», «Полезные навыки», «Полезный выбор», участвует в республиканском эксперименте по совершенствованию структуры и содержания физической культуры.
Экспериментальная деятельность требует немалых затрат, однако и оправдывает себя. Так, в ходе экспериментов школа № 7 обогатила учебно-методическую и спортивную базы (приобретены учебники, рабочие тетради, методическая литература соответствующей тематики, а также спортивное оборудование на общую сумму 37,5 тыс.руб. из республиканского бюджета, спортивная форма – на внебюджетные средства (спонсорская помощь). В 2006 году СОШ №7 присвоен статус республиканской экспериментальной площадки по реализации проекта «Создание и апробация модели «Школьные попечительские, управляющие и другие советы». В этом экспериментальном режиме с 2006 года работает и СОШ №3, в которой накоплен определенный опыт общественного управления образовательным процессом через попечительский совет. В июне 2006 года администрация школы разработала и утвердила необходимые локальные акты, регламентирующие деятельность управляющего совета. Результативно участвуя в республиканских проектах по вопросам гражданского воспитания и социализации личности, СОШ №3 получила финансовую поддержку со стороны Чувашской Республики в объеме 10 тыс.руб.
С 2005 года школа №9 является республиканской экспериментальной площадкой «Возрастная школа ступеней обучения». Основная задача, которую участники образовательного процесса решают в рамках эксперимента,- адаптация детей начальных классов к школе, личностный подход к их обучению и воспитанию.
В 2005 году в гимназии №6 начала действовать экспериментальная площадка школьного уровня по углубленному изучению русской культуры, истории, языка.
В этом учебном году детские сады города впервые приняли участие в республиканском конкурсе проектов по благоустройству территорий дошкольных учреждений. Проект «Зеленая фантазия» детского сада № 1 «Теремок», как отмечает республиканская комиссия, предусматривающий озеленение территории и благоустройство игровых участков, отличается оригинальным планом реализации.
Создание и развитие экспериментальных площадок предполагают в соответствии с требованиями приоритетного национального проекта «Образование», городским планом реализации проекта финансовую поддержку образовательных учреждений, педагогов- новаторов. Эта перспективная задача должна иметь под собой реальную основу.
Внедрение в учебно-воспитательный процесс эффективных образовательных моделей, участие в экспериментальной, проектной деятельности, целенаправленное оснащение школ компьютерной техникой, без сомнения, обеспечивают доступ школьников к качественным образовательным ресурсам.
Одним из важных инновационных проектов для системы образования республики, города стал эксперимент по введению ЕГЭ, который расширил границы единого образовательного пространства и предоставил реальную возможность каждому выпускнику в рыночных условиях, независимо от места жительства, материального уровня, за счет получения качественного образования в школе выйти на уровень качественного профессионального образования.
В условиях г. Алатыря из года в год растет востребованность формы. В 2006 году в первом этапе обязательного ЕГЭ по математике приняли участие 252 выпускника 11 кл. Качество знаний – почти 70% (в 2005 году – 68%), средний балл – 55% (в 2005 году – 59%) (в республике – 54,5%).
Ежегодно повышается качество знаний на ЕГЭ по математике учащихся гимназии №6: в 2006г.- 93% гимназистов выполнили тесты на «4» и «5» (в 2005 году – 86%), средний балл – 63; высокое качество знаний демонстрирует и СОШ №7: в 2006 году – 86% (в 2005 году – 79%), средний балл – 60%. Лучший результат – 80 баллов у двух выпускников гимназии (более 80 баллов не набрал никто). К сожалению, в 2006 году число неудовлетворительных оценок выросло вдвое: в 2005 году – 3,5% выпускников получили «2», в 2006 – 6%. Наибольшее количество неудовлетворительных оценок в ЦО №5, СОШ №12, СОШ №2. Вероятно, есть смысл говорить о том, что в школах акцентируют внимание на подготовке к ЕГЭ успешных учащихся 11кл. и недостаточно целенаправленно готовят к экзамену учащихся низких и средних интеллектуальных способностей. Педагоги объясняют это явление просто: такие дети не стремятся поступать ни в средние специальные, ни в высшие учебные заведения. Может быть, потому большинство учителей и родителей выступают против обязательного ЕГЭ.
257 выпускников сдавали ЕГЭ по выбору по 7 учебным дисциплинам (в 2005 году – 209)
В ЕГЭ по русскому языку участвовало 66% от общего числа выпускников (в 2005 году – 61%), качество знаний – 78%, средний балл – 56%. В гимназии №6 качество знаний – 100%, средний балл – 64. Хороший результат в СОШ №11: на «4» и «5» сдали ЕГЭ по русскому языку 83%, в СОШ №7 - 83% выполнили тесты на «хорошо» и «отлично». В отличие от прошлого года 100 баллов на ЕГЭ по русскому языку не набрал ни один выпускник. 97 и 93 балла у учащихся гимназии №6. Неудовлетворительных оценок на ЕГЭ по русскому языку нет.
Эксперимент по введению ЕГЭ позволяет увидеть слабые и сильные стороны всех участников образовательного процесса, дает возможность адресно выстраивать систему повышения квалификации учителей. Каждый год Чувашский республиканский институт образования приглашает учителей на курсы повышения квалификации по вопросам подготовки к ЕГЭ, однако управление образования, отправляя педагогов на курсы, не имеет возможности оплатить суточные.
По результатам ЕГЭ и итоговой аттестации 37 выпускников школ города (14% от общего числа учащихся 11 кл) награждены золотыми и серебряными медалями «За особые успехи в учении». Результативное решение проблемы совершенствования модели выпускника позволяет ежегодно выпускникам 11 кл успешно поступать в ВУЗы РФ и ЧР. Так, в 2006 году 153 выпускника (58%) будут обучаться в высших учебных заведениях (в 2005г. – 59%, в 2004г. – 57%).
Постановлением главы администрации утверждена муниципальная Программа сетевого взаимодействия ресурсных центров с общеобразовательными учреждениями на 2005 – 2007 годы, предусматривающая предпрофильную подготовку учащихся 9 кл. и профильное обучение учащихся 10 – 11 кл.
Деятельность общеобразовательных учреждений в рамках предпрофильного обучения и профильной подготовки позволяет расширить качество предлагаемых образовательных услуг, создать условия для личностного и профессионального самоопределения школьников.
Во исполнение приказа Министерства образования и молодежной политики ЧР от 10 июня 2005 года № 473 «О базисном учебном плане» с сентября 2005 года 494 школьника 9-ых классов общеобразовательных учреждений города (100%) были охвачены предпрофильной подготовкой. СОШ №11 на протяжении нескольких лет успешно сотрудничает с сельскохозяйственным техникумом: учащиеся 9-11 кл. на его базе за счет школьного компонента приобретают профессии продавца, оператора ЭВМ. В учебные планы общеобразовательных учреждений в соответствии с индивидуальными потребностями учащихся введены элективные курсы, способствующие профилизации.
В течение нескольких лет в гимназии успешно осуществляется профильное обучение через реализацию задач гуманитарного, социально-экономического и естественно-научного профилей. Профильным обучением в гимназии охвачено 94 ученика 10-11 классов (100%). С сентября 2006 года во всех школах города в соответствии с приказом Министерства образования и молодежной политики ЧР в 10 классах школ города осуществляется переход на новый учебный план, позволяющий учитывать образовательные запросы и профессиональные интересы старшеклассников.
В мае-июне 2006 года в городе опробированы элементы новых подходов к организации итоговой аттестации выпускников 9 кл общеобразовательных учреждений с участием муниципальной экзаменационной комиссии, в состав которой входили представители УО и МП, начального и среднего профессионального образования, попечительских советов, родительской общественности. Определены единые подходы к новым формам оценивания учебных достижений выпускников по предметам профильного обучения в классах III ступени общего образования. Задачи муниципальной комиссии:
способствовать созданию открытой, объективной и дифференцированной процедуры оценивания предметных компетентностей выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений; обеспечивать учет результатов исчисления образовательного рейтинга выпускников 9 кл. (портфель достижений) при зачислении в профильные классы III ступени общего образования, а также в учреждения системы среднего профессионального образования.
В соответствии с Программой сетевого взаимодействия ресурсных центров с общеобразовательными учреждениями определена модель профильного обучения на базе МОУ «Гимназия №6». В каждом общеобразовательном учреждении проведено анкетирование учащихся 10 кл по вопросам профильной подготовки. Учащихся школ, желающих посещать занятия в гимназии №6 в рамках сетевого взаимодействия, крайне мало. Проблема в консервативной психологии не только родителей и детей, но и управленцев, педагогов, для которых дети – собственность, взращенная и воспитанная школой. На наш взгляд, недостаточно ответственно подходят к организации профильного обучения на городском уровне и администрация базовой гимназии №6, информационно-методический центр УО и МП: не разработана нормативно-правовая база, не организованы необходимые консультации и практикумы для педагогов, не проведена разъяснительная работа для родителей и старшеклассников. Понять и принять профильное обучение как одно из важных направлений образовательной политики – наша задача. Только в этом случае мы можем говорить о результатах профильного обучения в масштабах города.
В системе образования действуют 3 учреждения дополнительного образования, охват учащихся – 56% (в 2005 – 57%).
Кроме того, в 80 школьных объединениях занимаются 2546 учащихся (67% от общего количества детей).
Всего системой дополнительного образования охвачено 3637 учащихся (95%), (в 2005 году – 78%).
Исходя из приоритетных направлений образовательной политики, учреждения дополнительного образования должны обеспечивать условия для успешной социализации воспитанников, развития их социальной компетентности, способствовать профилизации школьников. Эти задачи выполнимы при условии введения в учебные планы Дома детского творчества, общеобразовательных школ соответствующих занятий, участия в проектах, формирующих гражданские компетенции детей, подростков и молодежи. Актуально и сетевое взаимодействие учреждений дополнительного образования, в частности Дома детского творчества, с общеобразовательными учреждениями по вопросам социального развития детей.
Дополнительные образовательные программы успешно реализуются во время летнего отдыха детей и молодежи. Пришкольными лагерями труда и отдыха, трудовыми объединениями и трудоустройством подростков охвачено 2249 человек (63% от количества учащихся 1-10 кл.), в 2005 году – тоже 63%.,
Кстати, в летний период 70 детей работников образования имели возможность отдохнуть в загородных лагерях «Янтарный» и «Изумрудный».
В течение учебного года благодаря содействию Фонда социального страхования РФ по ЧР, представительству Фонда в г. Алатыре для детей работников образования было выделено 16 путевок в санатории ЧР, 31 путевка в детские оздоровительные лагеря республиканского значения.
Следует отметить, что процессы качественных изменений в системе дополнительного образования замедляют следующие факторы: преобладание традиционных технологий воспитания, отсутствие повышения квалификации специалистов, системных исследований рынка дополнительных образовательных услуг, пассивность в выстраивании новых отношений с потенциальными партнерами.
Социализация, гражданское становление личности – одно из направлений воспитательной работы образовательных учреждений города. В каждой школе имеются детские общественные объединения определенной направленности. В ДДТ создан Совет лидеров детского движения, которое объединяет 55% школьников в возрасте 10-15 лет. Ежегодно организуются городские слеты детского движения. В 2006 году в г. Алатыре проведен Республиканский фестиваль детских общественных организаций, в котором приняло участие более 700 юных активистов республики (35 делегаций из различных районов и городов ЧР).
В рамках системы воспитания особое внимание уделяется и патриотическому воспитанию, в том числе и через музеи боевой славы школ № 2, 3, 7, 9, профилактике безнадзорности, правонарушений, наркомании, формированию здорового образа жизни, художественно-эстетическому воспитанию.
Результативно выступили в различных конкурсах республиканского уровня в2005-2006 учебном году представители школ № 2,3,7,9,11, ДЮСШ №1. Юные спортсмены приняли участие в Республиканской спартакиаде школьников, заняв 13 место (для сравнения: в 2005 году г. Алатырь имел 24-ый
результат).
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» в 2006 году заняла 3 место в республиканском конкурсе «Организация воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях». Решением МО и МП Чувашской Республики портфолио призеров республиканского конкурса направлены в Москву для участия в VII Всероссийском конкурсе «Организация воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях».
III место в республиканском конкурсе учреждений дополнительного образования заняла ДЮСШ №1.
Учителя СОШ №2, СОШ №11, гимназия № 6, центра образования №5, педагоги ДДТ приняли участие в республиканских конкурсах «Лучший классный руководитель – 2006», «Методическая ярмарка» (в области дополнительного образования).
Президент ЧР Н.В.Федоров считает, что «достичь существенного прорыва в экономике страны, материальном благополучии граждан без роста духовной просвещенности – невозможно!».
В марте 2006 года на базе гимназии №6 проведена республиканская конференция «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи» в которой приняли участие более 180 человек: представители Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики, Чувашской епархии, администрации и духовенства города, образовательных учреждений различных районов и городов республики. В апреле 2006 года по рекомендации Министерства образования и с учетом опыта сотрудничества образовательных учреждений города и духовенства решено было открыть при управлении образования городской методический кабинет духовно-нравственного обучения и воспитания. Основными задачами кабинета являются формирование и повышение духовно-нравственного уровня руководителей и педагогов, организация методической работы в сфере духовно-нравственного образования детей и молодежи. В июне организованы курсы повышения квалификации учителей основ православной культуры. Занятия курсов посещали и педагоги из Алатырского и Порецкого районов. С 1 сентября с учетом интересов детей и их родителей в учебные планы школ вводится курс «Основы православной культуры» в форме уроков, факультативных и кружковых занятий.
В проекте «Образование» большое внимание уделено поддержке потенциала интеллектуального развития детей.
В городе сложилась эффективная система выявления и поддержки одаренных детей
Успешно реализуется городская программа «Одаренные дети» на 2005-2007гг. С 2002 года действует Положение о порядке премирования одаренных детей, с января 2006 года – Положение о стипендии главы города.
В 2005-2006 учебном году организовано 18 предметных состязаний, в которых приняло участие 1506 учащихся общеобразовательных учреждений. Число участников олимпиад, творческих предметных конкурсов, лингвистических и математических игр растет из года в год. Так, в 2002 году их насчитывалось 1114.
В олимпиадах 2006 года лидирует гимназия № 6 (директор Федоров В.А.). Качество подготовки гимназистов к олимпиадам растет из года в год. Так, в 2005 году в гимназии было 38 победителей и призеров, в 2006 - 55. Среди школ, работающих в традиционном режиме, первое место принадлежит СОШ №7 – 18 призовых мест (в 2005 году – тоже 18) (директор Кольдина Л.Н.). Второй результат имеет ЦО №5 (13 призовых мест) (директор Филянин П.А.), третий результат – СОШ №11 (12 призовых мест) (директор Кондратьева Л.Н.).
Совершенствование системы работы с одаренными детьми позволяет из года в год повышать результативность участия в предметных состязаниях республиканского и федерального уровней.
145 победителей и призеров защищали честь города на предметных олимпиадах, научно-практических конференциях, конкурсах РФ и ЧР (в 2004-2005 учебном году – 91).
По итогам предметных мероприятий РФ 8 школьников награждены дипломами победителей и призеров Куруленко Дмитрий, учащийся 11 кл. гимназии №6, – дипломом II степени в Российской олимпиаде по экологии; 7 учащихся дипломами I и II степени во Всероссийской конференции по экологии «Молодежь и экология - XXI век». Каюкова Нелли, учащаяся 11 кл. гимназии №6, по итогам Всероссийской олимпиады по обществознанию получила диплом в номинации «За умение применять обществоведческие понятия».
27 юных алатырцев признаны лучшими в республиканских предметных мероприятиях (в 2004-2005 учебном году – тоже 27). Из них 9 учащихся стали победителями и призерами республиканских олимпиад (для сравнения: в 2004-2005 учебном году было 4 победителя и призера республиканских олимпиад), 18 юных исследователей заняли призовые места в различных конференциях, в том числе «Excelsior - 2006», научно-практической конференции по экологии. Кроме того, 3 учащихся вошли в число призеров республиканской дистанционной олимпиады по русскому языку и математике.
По итогам учебного года успешные школы, одаренные дети награждены дипломами и денежными премиями на сумму 22 тыс. руб. На организацию участия одаренных детей во всевозможных олимпиадах и научных конференциях федерального и республиканского уровней в прошедшем учебном году затрачено 44 тыс. руб.
Для поддержки инновационной активности молодежи, достигшей значительных результатов в различных сферах научной деятельности, экономики, бизнес-проектировании, в чувашской Республике было учреждено более 1000 президентских премий и стипендий. 25 представителей талантливой молодежи города, в основном студенты, получают премии Президента Чувашской Республики (по 1000 руб. в месяц).
На фоне сформировавшейся системы поддержки и развития одаренных детей наиболее актуальной является проблема повышения качества образования в массовой общеобразовательной школе: немало школьников имеют невысокий уровень учебной мотивации, испытывают серьезные трудности в обучении, далеко не у всех старшеклассников сформирован необходимый уровень социальной зрелости. По итогам 2005-2006 учебного года не завершили начальное общее образование 1,4% детей, основное общее образование – 11,6%, в том числе в вечерних школах – 10%, не закончили среднюю школу 2% учащихся, в том числе в вечерних школах – 1,4%.
Несомненно, участники образовательного процесса в условиях современной образовательной среды особенно нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении. Для этого с 1 сентября 2006 года планируется открыть при управлении образования психолого-педагогический центр, специалисты которого смогут с учетом социальных запросов, возрастных и индивидуальных особенностей детей проводить профилактическую и консультационную работу, выстраивать модели образовательных потребностей.
Организация предшкольной подготовки детей является важным условием решения проблемы выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоёв населения для получения общего образования.
Предшкольным образованием в детских садах охвачено около 92% детей 5-7 –летнего возраста. Перед дошкольными образовательными учреждениями стоит проблема не только полного охвата детей 5-7 летнего возраста организованными формами подготовки к школе, но и качества предшкольного образования, а именно:
создание условий, переподготовка кадров, разработка программ и учебных планов предшкольной подготовки в соответствии с задачами начальной ступени обучения, приобретение учебных пособий.
Для решения этих проблем сделаны первые шаги:
- пять педагогов детских садов №10 «Сказка» и №14 «Родничок» побывали на первом обучающем семинаре по апробации моделей образования детей старшего дошкольного возраста в г.Чебоксары, в ходе которого познакомились с Концептуальными основами воспитания, развития и обучения детей старшего дошкольного возраста с учётом их психологических особенностей и Программой образования детей старшего дошкольного возраста;
- в детских консультациях микрорайонов «Стрелка», «Западный», «Центр» размещены рекламные стенды с фотоматериалами и информацией о работе с детьми дошкольного возраста в ДОУ, работают консультационные пункты;
- в детском саду №8 «Звёздочка» оборудовано специальное помещение для занятий с детьми предшкольного возраста с одноместными партами и стульями, в котором пяти- и шестилетки будут заниматься с 1 сентября;
- в детских садах оказываются дополнительные услуги для развития детей старшего дошкольного возраста: раннее обучение чтению (д/с №5), обучение английскому языку (д/с №№8,14), ведётся музыкально-эстетический курс (д/с №14), функционируют различные кружки.
Однако в дошкольных образовательных учреждениях крайне мало уделяется внимания изучению вопроса предшкольного образования и использованию здоровьесберегающих технологий в работе с детьми 5-6 лет, недостаточно развивающих игр для детей старшего дошкольного возраста, эстетично оформленного наглядного материала, слабо приобретаются учебно-методические пособия и Программы для подготовки детей к школе. Руководители ДОУ не проявляют должной инициативы по созданию специально оборудованных помещений для занятий с детьми старшего дошкольного возраста и осуществления качественного предшкольного образования.
В современном обществе востребованы молодые люди, способные самостоятельно решать нестандартные задачи, разрабатывать и проверять гипотезы, умеющие работать в проектном режиме. Достижение этих результатов возможно при переходе от знаниевого подхода к компетентному и другим инновационным подходам. Одним из вариантов решения проблемы является создание условий для развития ключевых умений учащихся в информационной сфере деятельности.
В УО и МП реализуется «Программа сетевого взаимодействия ресурсных центров с общеобразовательными учреждениями г. Алатыря» на 2005-2007гг.
В 2005-2006 учебном году школы города пополнились компьютерной техникой. Через Республиканский фонд поддержки образования получены компьютеры, мультимедийный проектор, проекционный экран, которые эффективно используются в учебно-воспитательном процессе. Педагоги и учащиеся из года в год повышают уровень компьютерной грамотности (70% педагогов владеют навыками работы с компьютерной техникой, 35% активно внедряют ИТК в учебно-воспитательный процесс). Разработана программа «Развитие единой образовательной среды в городе на 2006-2010гг» В целях популяризации информационного ресурса Интернет школы приняли активное участие в месячнике Интернет. Обновляются сайты общеобразовательных учреждений, периодически организуется конкурс сайтов. Активизируется участие школьников в дистанционных курсах, олимпиадах, конкурсах. Учителя общеобразовательных учреждений приняли участие в дистанционном конкурсе «Педагогические инновации». 8 из них, представители гимназии №6, СОШ №3,7,11,12, стали победителями и призерами. В 2006 году проводился городской фестиваль компьютерного творчества учащихся и педагогов «Форт Диалог». Победители защищали честь города на республиканском фестивале. Традиционными становятся практикумы, семинары для руководителей, педагогов по проблемам информатизации образования в городе.
Качественные изменения в содержании образования обуславливают новые подходы к кадровой политике. Нужны педагоги, способные к взаимодействию с детьми на основе личностно – ориентированной модели, необходимо стимулировать творческую активность педагогов через вооружение их современными технологиями обучения, внедрять новые критерии оценки деятельности педагогических работников.
Общее количество педагогических и руководящих работников с совместителями – 651 человек. Средний возраст педагогов – 42 года. Имеют квалификационные категории 599 человек (92%), из них высшую – 37 чел (6%), I - 275 чел (42%), II – 287 чел (44%).
В 2005-2006 учебном году прошли аттестацию 88 педагогических и руководящих работников образовательных учреждений города (13,5 %). (В 2004-2005 учебном году – 135 чел (около 20 %).
Высшая квалификационная категория в текущем году присвоена пяти педагогам, первая - сорока двум, вторая – сорока одному.
Организованы выездные курсы воспитателей ДОУ, учителей начальных классов, русского языка и литературы, истории. В 2005-2006 учебном году 36 учителей школ (13%) прошли курсы повышения квалификации в ЧРИО. Педагоги принимают активное участие в различных профессиональных конкурсах. Патраева И.Г., победитель республиканского конкурса «Учитель года», участвовала в Российском конкурсе в г. Калининграде.
В республиканском фестивале «Уроки методических идей физики и математики в современной школе» приняли участие 3 учителя, из них 2 стали победителями, 1 – призером.
В республиканском конкурсе «Психолог года – 2006» Чередниченко Н.Е., психолог МОУ «Гимназия №6», заняла III место.
В целях реализации приоритетного национального проекта «Образование», объявленного Президентом РФ В.В.Путиным, стимулирования образовательных учреждений, активно внедряющих инновационные программы, поощрения лучших учителей принят Указ Президента Чувашской Республики «О дополнительных мерах по поддержке и развитию инновационного, творческого и духовного потенциала системы образования Чувашской Республики», разработаны Положения о порядке присуждения ежегодных грантов Президента Чувашской Республики педагогическим работникам и образовательным учреждениям. Несомненно, реализация национального проекта, учреждение федеральных и республиканских грантов и премий, финансовая поддержка из городского бюджета дадут новый стимул инновационному развитию школ. По итогам конкурсного отбора МОУ «Гимназия №6» получила государственную поддержку в объеме 200 тыс. руб. Это обязывает гимназию быть современным методическим центром, транслятором передовых технологий. В рамках национального проекта четверо учителей участвовали в конкурсном отборе на премию Президента РФ: Львова И.М., учитель русского языка и литературы гимназии №6, Буга В.В., учитель начальных классов гимназии №6, Черная Е.Б., учитель русского языка и литературы СОШ №7, Дмитриева Т.В., учитель истории и права СОШ №11. По итогам отбора в число победителей вошли Львова И.М., (гимназия №6), Дмитриева Т.В., (СОШ №11), которые должны получить по 100 тыс. руб.
Разработан проект Порядка установления и предоставления оплаты за классное руководство. Из федерального бюджета классным руководителям общеобразовательных учреждений города выплачено 1млн.419тыс.руб., финансовая поддержка местного бюджета с января 2006 года составляет почти 95 тыс.руб. С сентября 2006 года в соответствии с планом реализации приоритетного национального проекта «Образование» планируется за счет средств местного бюджета повысить зарплату руководителям образовательных учреждений на 25%.
Развитие системы образования невозможно без поиска, апробации и внедрения новых моделей управления. Актуальные вопросы управленческой деятельности находят отражение в программах различных семинаров, организуемых управлением образования и молодежной политики, руководителями образовательных учреждений.
Так, в целях повышения качества управленческой деятельности и обмена опытом в 2005-2006 учебном году для администраторов общеобразовательных учреждений были организованы городские семинары «Мотивационные основы здоровьесберегающих технологий» (на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7») и «Организационные основы эффективного управления образовательным процессом» (на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2»).
Директора СОШ №2, 7 заместители директоров по учебной и воспитательной работе, представители педагогических коллективов продемонстрировали высокий уровень профессионализма в рамках реализации программных мероприятий семинаров.
Все большую значимость в системе управления приобретает развитие мониторинга как формы инспектирования. В целях изучения состояния мониторинга образовательной деятельности, совершенствования и развития системы контроля качества образования в общеобразовательных учреждениях в прошедшем учебном году была проведена инспекционная тематическая проверка «Состояние мониторинга образовательной деятельности».
Анализ нормативно – правового обеспечения мониторинговой деятельности, изучение направлений образовательной деятельности, по которым ведется мониторинг, знакомство с системой мероприятий, методов, средств, направленных на совершенствование качества образования, позволяют констатировать, что по сравнению с 2004-2005 учебным годом проблема активизации мониторинговой деятельности начала успешно решаться. Во всех общеобразовательных учреждениях система мониторинга включает такие традиционные в области образования вопросы, как качество знаний, уровень обученности школьников, результаты ЕГЭ, количество выпускников, награжденных золотой и серебряной медалями «За особые успехи в учении», охват выпускников учебной и трудовой деятельностью, итоги работы с одаренными детьми и др. Разносторонне представлен электронный вариант мониторинга в МОУ «СОШ № 3», «СОШ № 12». По отдельным направлениям воспитательной работы ведется мониторинг в МОУ «СОШ № 3», «ЦО № 5», «СОШ № 7», «СОШ № 11», «СОШ № 12» (охват учащихся дополнительным образованием, состояние здоровья детей, характеристика социума и др.).
Недостаточно в рамках мониторинга уделяется внимания вопросам кадрового обеспечения образовательного процесса. Не демонстрируется уровень профессионализма педагогов, степень обученности и качество знаний школьников по конкретным учебным дисциплинам.
Инспекционная проверка показала, что в общеобразовательных учреждениях отсутствуют локальные акты, регламентирующие мониторинговую деятельность (Положение о мониторинговой деятельности и др.). Результаты мониторинга не находят отражения в управленческих решениях, редко включаются в повестки дня педагогических советов, совещаний, методических объединений.
Крайне медленно создаются в образовательных учреждениях условия для широкого привлечения к управлению образованием общественности из числа родителей, представителей предприятий и организаций города, предпринимателей. Так, в СОШ №3 не один год работал попечительский совет, в настоящее время действует управляющий совет. Формально управляющий совет создан в СОШ №2, попечительские советы - в СОШ №7,12. Но необходимая нормативно-правовая база, отвечающая требованиям законодательства и обеспечивающая результативную деятельность, существует лишь в школе №3. В других общеобразовательных учреждениях отсутствуют какие-либо формы общественного управления образованием. Проблема по-прежнему решается медленно.
Итак, необходимо констатировать, что дальнейшее развитие системы образования в целом напрямую зависит от грамотного включения управленцев в новый финансово-экономический механизм, принятия общественных форм управления школой, глубокого осознания всеми участниками образовательного процесса приоритетных задач образовательной политики, корректировки позиций по отношению к образованию муниципалитета, Собрания депутатов. Именно такой подход позволит достичь желаемого результата.
Накануне нового учебного года хочется поздравить Вас, уважаемые коллеги, с Днем знаний и пожелать здоровья, оптимизма и творческих успехов в работе.