Алатырь – город с многовековой историей. Возникновение города в XVI веке связано с русской колонизацией Поволжья. После основания в 1221 г. Нижнего Новгорода рубежи русских земель стали перемещаться на восток, и уже в XIV веке граница России с Золотой Ордой проходила по левобережью Суры, которая, являясь естественной водной преградой, к тому же активно застраивалась городами и острогами.
Датой основания города считается 1552 год (в некоторых источниках 4 августа), и связана она с первым летописным упоминанием. Летопись, говоря о принятии Иваном IV решения идти на Казань, упоминает Алатырь.
На первых порах «крепость» и «город» были понятия равнозначные. Без города не было крепости, без крепости не было города. Крепости для своего времени являлись грозными сооружениями.
Вот как первоначально выглядела крепость Алатырь: «В северо-восточном углу города, обращенном к устью реки Алатыря и Суры, на горе было устроено Иоанном Грозным укрепление, в форме пятиугольника, и ограждено снаружи рвом, а внутри бревенчатой стеной с дозорными и проезжими башнями».Одна из башен носила название Силинской. На них стояли или чугунная пушка, или пищаль (затинная). Башни были дубовые, рубленные в четыре угла, с чердаками, крышами и лестницами внутри».
Население города, состоявшее из военно-служилых людей (дворян и детей боярских, пушкарей, затинщиков, стрельцов и казаков и пр.), прибыло сюда «из разных мест». Здесь служили стародубцы и рославцы, в начале XVII в. переводятся военнослужащие из Рязани, Тулы, Алексина, Мценска, Новосиля, Черня, Плова, Солова и других городов.
Преобладали дворяне и дети боярские. Дворяне делились на московских, имевших поместья в Московском уезде, и городовых, которые несли военную службу по наряду. Наиболее боеспособной силой были стрельцы, которые также делились на московских и городовых.
Первоначально Алатырь входил в состав городов так называемого «Казанского разряда» и управлялся Приказом Казанского дворца.
В 1583 году в разряд входили Казань, Нижний Новгород, Астрахань, Васильсурск, Козьмодемьянск, Чебоксары, Свияжск, Тетюши, Лаишев, Алатырь, Арзамас, Курмыш, Кокшайск, Алать, Арск.
Алатырь упоминается в древних народных легендах, сказаниях, заговорах как метафора солнца – огненного камня, хранящего в себе крепость и могущество. Таким крепким и могучим «камнем» на страже рубежей Московского государства стал основанный царем Иваном Грозным в 1552 году город-крепость Алатырь. Много раз он подвергался нападениям ногайцев и бунтовщиков С. Разина, Е. Пугачева. Еще два века Алатырь воспитывал и пестовал воинов-охранителей Руси, несших дозорную службу в Алатырской засечной черте Темников – Алатырь – Тетюши. Недаром на гербовом щите города, утвержденном в 1780 году Указом Екатерины II, красуются «три золотых колчана в красном поле в знак того, что сих мест жители сие оружие с похвалою употреблять умели».
На протяжении более четырех столетий город обустраивался и формировался как административный, духовно-культурный, торговый, а с начала XIX века – промышленный центр Алатырского уезда. В разные времена город входил в состав Казанской, Нижегородской и Симбирской губерний, а с 1925 года вошел в состав Чувашии.
Из 674 объектов культурного наследия, расположенных на территории республики, 93 находятся на территории города Алатыря, в том числе два – федерального значения. Это собор Иоанна Предтечи (1703 г.) и Николо-Знаменская церковь (1770 г.).
Центром паломничества в Чувашии является Алатырский Свято-Троицкий мужской монастырь. Согласно народному преданию, он был основан в царствование Ивана IV Грозного. Главным храмом монастыря является собор Троицы Живоначальной. Его высота вместе с главным крестом составляет 46 метров, а Колокольня, соперничающая по высоте со знаменитым Иваном Великим в Москве, достигает до 83 метров.
Богатую историю имеет Киево-Николаевский Новодевичий женский монастырь. Он был основан в 1639 году, пережил нашествие на город восстаний Разина и Пугачева. Несколько раз сгорал и отстраивался заново. Со дня своего основания монастырь пользовался особым вниманием и милостью русских царей и цариц: царь Михаил Федорович, Алексей Михайлович, императрица Екатерина II, императоры Павел I и Александр I, императрицы Елизавета Алексеевна и Мария Федоровна, великая княгиня Елена Павловна жаловали его своими дарами.
Местные традиции деревянного зодчества и художественной обработки дерева в
сочетании со стилевыми приемами классицизма, модерна, эклектики создают неповторимый колорит старинных улиц и переулков города. В Алатыре сохранен старый центр города из каменных домов XVIII – начала XX веков.
Большинство объектов культурного наследия города – образцы богатых купеческих особняков. Они представляют собой ценность не только как памятники архитектуры, но и как памятники истории.