Малое предпринимательство, помимо экономической, несет в себе и социальную функцию, особенно в регионах и на территориях с малой численностью населения и низким уровнем экономического развития.
Малое и среднее предпринимательство в России - это, в первую очередь, микробизнес.
Сектор малого и среднего предпринимательства в городе Алатыре представлен индивидуальными предпринимателями – 1108 чел. и малыми предприятиями – 150 ед., то есть около 90% от общего количества субъектов малого и среднего предпринимательства являются индивидуальными предпринимателями, 10% относятся к категории микропредприятий, малым и средним предприятиям.
Задача по развитию малого и среднего предпринимательства связана с перераспределением трудовых ресурсов, занятых в государственном, частном и неформальном секторе экономики.
Совокупная среднесписочная численность занятых у субъектов малого и среднего предпринимательства составила в 2015 году 4377 человек.
Анализируя структуру занятости города можно говорить о том, что занятость в большей степени обеспечивается средними и крупными предприятиями, тогда как малый бизнес обеспечивает 30 % рабочих мест.
В этой связи уместно отметить, что в последние годы отмечается тенденция к росту неформальной занятости в сфере малого и среднего предпринимательства.
Официальный уровень безработицы в городе Алатыре в настоящее время фиксируется на уровне 0,71 %, или 140 чел. Однако по расчётам численность экономически активных лиц в трудоспособном возрасте, не осуществляющих трудовую деятельность, в городе Алатыре составляет 4 569 чел. Большая часть этих граждан осуществляет деятельность в неформальном секторе на «сером» рынке труда.
В период 2013-2014 годов был принят ряд регуляторных решений, вводящих дополнительные требования и повышающие финансовую нагрузку на малые и средние компании. Речь идет в первую очередь об изменениях в налоговой сфере и в сфере обязательных страховых платежей (увеличение фиксированного страхового платежа для индивидуальных предпринимателей).
Проблема нестабильности законодательства в совокупности с неопределенностью экономической ситуации заставляет предпринимателей сворачивать инвестиционные планы, уходить в теневой сектор.
Поступления в бюджет города налога на совокупный доход от предпринимательской деятельности в 2015 году составил 30,7 млн. рублей или 25,3 % в общем объёме налоговых поступлений муниципалитета. Снижение налоговых платежей от субъектов малого предпринимательства в бюджет города составило 17,0 %, в консолидированный бюджет Чувашской Республики – 4,3 %.
На малый и средний бизнес приходится около 30 % от общего объема оборота продукции и услуг, производимых предприятиями города, что выражается суммой почти в 3,5 млрд. рублей.
Вместе с тем уровень обеспеченности малых и средних предприятий основными средствами пока является крайне низким. Малые и средние компании города формируют около 11,0 % от общего объема инвестиций.
И на сегодняшний день на территории города малым и средним бизнесом реализуется несколько социально-значимых инвестиционных проектов:
- реконструкция помещения торгового комплекса «Лабиринт» под кинотеатр на 80 посадочных мест, реализует проект ООО «Вива»; срок реализации – до 30 ноября 2016 года;
- строительство здания бытового обслуживания с банным комплексом по ул. Московская, 107, реализует проект ООО «Нива и К»; срок реализации 2016-2017 гг.;
- строительство объекта придорожного сервиса с гостиницей на 20 мест по ул. Промышленная, 7, реализует проект ООО «Нива и К»;
- модернизация кирпичного завода ООО «Алатырский кирпичный завод»;
- строительство завода железобетонных изделий – ООО «Инжиниринговая фирма «Большой плюс» (г. Чебоксары);
- строительство цеха по производству тротуарной плитки из бетона – ООО «АлПромметалл»;
- строительство торгового центра по ул. Гончарова, 41 – Добрышкин Е,А.
Рассматривая отраслевую структуру сектора малого и среднего предпринимательства, следует отметить, что в последнее годы происходит снижение числа малых предприятий в сфере товарообмена и рост их в отраслях производства и услуг.Так в сфере торговли на сегодняшний день сосредоточено 37,4 % малых предприятий (по сравнению с 45 % в 2012 году); в сфере услуг – 22,0 % (19,7 % в 2012 году), в строительстве 10,0 % малых предприятий (8,2 % в 2012 году); в сфере производства занято 15,3 % предприятий и их доля выросла не существенно; прочими видами непроизводственной деятельности занимаются также 15,3 % предприятий малого бизнеса.
В целях развития предпринимательства на территории города создана следующая инфраструктура:
- Автономная некоммерческая организация «Агентство по поддержке малого бизнеса в Чувашской Республике» на территории города Алатыря открыто в конце 2011 года (самый удачный проект Муниципальной программы по поддержке предпринимательства на 2011-2015 годы). Агентство осуществляет финансовую поддержку путём предоставления займов субъектам малого и среднего предпринимательства.
В 2015 году был выдан 91 займ на общую сумму 31,5 млн. рублей.
- В целях создания благоприятных условий развития малого и среднего бизнеса в отраслях промышленного комплекса, создания новых рабочих мест и эффективного использования земель, находящихся в муниципальной собственности, в 2015 году разработан нормативный документ, предусматривающий создание на территории города индустриального парка.
При этом администрация города берёт на себя следующие меры для стимулирования развития бизнеса резидентов индустриального парка:
- предоставление земельных участков по льготным ставкам арендной платы за землю для развития сферы производства.
3. Для предпринимателей, развивающий свой бизнес в сфере торговли, администрацией города готовиться нормативный документ, устанавливающий схему размещений нестационарных объектов на территории города, включающий в себя как размещение нестационарной торговой сети, в том числе сезонной торговли, так и размещение на территории города объектов по оказанию услуг.
Данное мероприятие имеет целью как поддержку предпринимательства в сфере торговли, так и наиболее оптимальное размещение торговой сети на территории города с учётом развития сферы паломничества и туризма в городе.
Проектом предусмотрено:
- размещение объектов торговли сувенирной продукцией, размещение объектов мелкорозничной торговли и общественного питания в районе Прудка – центр паломничества и туризма;
- развитие услуг по прокату спортивного инвентаря в местах летнего отдыха (на пляже), а также в местах размещения детских площадок в микрорайонах города;
- места сезонной торговлей овощами и фруктами.
Проект готовящегося правового акта пройдёт процедуру оценки регулирующего воздействия, для чего будет размещён на сайте regulations.cap.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», где вы все с ним можете ознакомиться и представить свои предложения по размещению мест нестационарной торговли и оказания услуг на территории города.
Предлагаемая идеология поддержки предпринимательства базируется на следующих основных постулатах:
предпринимательский потенциал и предпринимательская активность общества могут усиливаться и развиваться только в случае гарантированной стабильности фискальных и регулирующих условий, а также при наличии заинтересованности местных органов власти в развитии предпринимательства и их ответственности за результат.