ИСПОЛНЯЕТСЯ 20 ЛЕТ НАЧАЛУ ВОЗРОЖДЕНИЯ СВЯТО-ТРОИЦКОГО МУЖСКОГО МОНАСТЫРЯ В АЛАТЫРЕ
Началом возрождения монашеской жизни в обители стало назначение 6 октября 1995 года Священным Синодом Русской Православной Церкви по ходатайству архиепископа Чебоксарского и Чувашского Варнавы первого после долгого перио-да гонений наместника Свято-Троицкого мужского монастыря города Алатыря – иеромонаха Иеронима (Шурыгина). Будущий наместник, постриженник Псково-Печерского монастыря, до своего назначения – благочинный афонского монастыря святого великомученика Пантелеимона. Долгое время он подвизался на Святой Земле, которую всем сердцем полюбил. Только по приглашению Владыки Варнавы, которого отец Иероним всегда особенно почитал, он вместе с несколькими братьями, тоже будущими насельниками алатырского монастыря, приехал в Чувашию. Недоброжелательно его встретило новое место служения. Клевета, поношения и гонения, угрозы и даже покушения на жизнь стали спутниками «чужаков» на новых приходах, где, несмотря на это, они постоянно служили, восстанавливали церкви, утешали любовью страждущий народ. Но главное дело – возрождение монашеской жизни на месте разоренной обители – началось, когда получил иеромонах Иероним, впоследствии игумен и архимандрит, после 20 октября 1995 года соответствующий указ архиерея всего за несколько дней до дня тезоименитства чудотворца Алатырского схимонаха Вассиана, почитавшегося в Свято-Троицкой Алатырской обители.
Не может укрыться город, стоящий на верху горы (Мф. 5, 14). Новая обитель стала благодатным местом, куда удивительным Промыслом Божиим под старческое окормление наместника-духовника стала собираться братия со всех уголков России. Началось возрождение из руин некогда славного и благоустроенного монастыря, начался новый период монастырской истории.
Объем работ предстоял огромный. Но особый подвижнический дух зажигал сердца всех приехавших потрудиться во славу Божию. Самоотверженными трудами творились чудеса. В монастыре не оставалось ни одного здания, пригодного для жилья. В течение короткого времени были восстановлены первые братские кельи, и с весны 1996 года начался ремонт церкви Казанской иконы Божией Матери. Первоначально планировалось возвести небольшой деревянный храм. Представлялось, что в нем, в отличие от сильно разрушенных каменных монастырских церквей, можно будет начать служить гораздо быстрее. Однако все получилось иначе. На вопрос о деревянной церкви протоиерей Николай Гурьянов, известный всей Православной России духоносный старец с острова Залит, ответил: «Стройте, стройте, только каменный-то – лучше». И действительно, возведение деревянного храма как-то не сложилось, а каменный Казанский храм был восстановлен и освящен архиепископом Варнавой уже 25 июля 1996 года, после чего в обители установилась ежедневная чреда уставных богослужений.
Второй восстановленной церковью стала пещерная, где находилась ранее гробница угодника Божия схимонаха Вассиана. Много было надежд у братии обрес-ти нетленные мощи чудотворца, но вмес-то того с правой стороны церкви было обретено небольшое помещение, где били несколько ключей непосредственно внут-ри храма. Увидев такое чудо, братия монастыря устроила мраморный колодец – колодец схимонаха Вассиана с удивительной целебной водой. 25 декабря 1997 года работы были закончены, и храм был освящен в честь великого угодника Божия и чудотворца земли Русской преподобного Серафима Саровского, обещавшего в свое время всегда молиться за Алатырскую обитель.
Обитель становилась все более известной, росло число братии и паломников, приезжавших в монастырь даже из зарубежья. По праздникам Казанская церковь уже не вмещала всех молящихся, и весной 1997 года было начато восстановление самого большого храма в честь покровителя русского монашества преподобного Сергия Радонежского. Работы продолжались более года, помещение церкви было особенно разрушено и перестроено. После многочисленных пожаров потолок обвалился, слой строительного мусора, залитого сверху асфальтом, занимал более метра, кирпичные стены мес-тами сгнили. Крышу удерживали уродливые стальные фермы, на месте алтаря была подземная емкость, полная мазута. Братия и паломники вручную носилками вынесли из храма мусор, разобрали бе-зобразные промышленные конструкции, очистили оскверненный алтарь, заново выложили поврежденные стены. Интерь-ер храма был спроектирован заново, крыша разобрана, устроен купол. И наконец, просторный, светлый, с изящными линиями снаружи, словно корабль, увенчанный византийским куполом с позолоченным крестом, храм был освящен 3 октября 1998 года.
За короткий срок были восстановлены и заново построены братские корпуса, трапезная, гостиница вне монастыря и трапезная для паломниц, склады, мастерские – швейная, иконописная, просфорня, пекарня. Монастырь преображался на глазах. Глядя на возрождавшуюся обитель, с трудом можно было уловить сходство с фотографиями из монастырского архива двух-трехлетней давности с печальными руинами посреди грязного, непроходимого, заваленного хламом двора.
Алатырцы явно не ожидали такого быст-рого возрождения монастыря, и общест-венное сознание долго не могло объяснить необычного «феномена», происходившего на их глазах. Только со временем районные и городские власти увидели и оценили благотворное влияние обители и уже лично стали общаться с наместником и братией монастыря, стараясь по возможности помогать возрождению святыни.
Вместе с возрождением храмов в обители возрождался и весь уклад монас-тырской жизни, постепенно складывался особый духовный облик монастыря, где в основу духовной жизни были положены отцом – наместником архимандритом Иеронимом жертвенная братская любовь и исповедническое служение православной Матери-Церкви. Приснопамятный старец говорил: «Основа нашей жизни – это любовь к Богу, это любовь к ближним. В чем же любовь к ближним проявляется? Это самопожертвование. Все, что мы можем дать, мы должны отдавать от чистого сердца, несмотря ни на время, ни на здоровье, потому что в наше тревожное время много нуждающихся. Цель монас-тырей – это не только созидать внешние обители, которые разрушены, а созидать внутренний свой храм, внутреннюю свою обитель и через это созидание как можно больше потом помочь скорбящим, плачущим и нуждающимся – не только телесно, но и, самое главное, духовно. И любовь – это основа моей жизни, и ради любви можно пойти на смерть. Только за кого – за Веру, за Церковь, за славу Божию и, конечно, за ближних».
Архидиакон Свято-Троицкого монастыря Корнилий (УЛАНОВ).