В последние годы в условиях активного государственного инвестирования в систему образования, в частности в систему общего образования, есть логический смысл в том, чтобы на форумах подобного уровня информировать педагогическое сообщество города об итогах приемки образовательных учреждений к новому учебному году. Необходимо отметить, что руководители демонстрируют все большую ответственность в этом вопросе.
Все образовательные организации города готовы к началу нового 2015-2016 учебного года (для информации: в Чувашской Республике 16 школ не приняты к новому учебному году).
Всего на ремонт образовательных организаций в городе реализовано 10 млн. 617 тысяч рублей. Это средства федерального, республиканского бюджетов (более 8 млн. рублей), муниципального бюджета, внебюджетные источники.
По итогам приёмки образовательных организаций к новому учебному году муниципальная комиссия отметила, что руководители образовательных организаций особое внимание уделяют обеспечению безопасности образовательного процесса.
Все образовательные организации оснащены тревожными кнопками. В школах № 2, 3, 9, 11 в 2015 году установлена система видеонаблюдения за счет средств муниципального бюджета на сумму 100 тыс. рублей. В гимназии № 6 с 2013 года работает система внутреннего видеонаблюдения, установленная в рамках организации и проведения единого государственного экзамена. В учреждениях образования оформлены уголки антитеррористической безопасности, пожарной безопасности, безопасности дорожного движения. Организовано круглосуточное дежурство. Вводятся элементы пропускного режима.
В преддверии учебного года из резервного фонда Президента Российской Федерации в школе № 9 проведён капитальный ремонт фасада здания и замена оконных блоков на сумму 5 млн. 337 тысяч рублей. Школа №5 получила государственную поддержку из республиканского бюджета на сумму 1млн 500 тысяч рублей на ремонт кровли здания. В рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы проведен капитальный ремонт школы № 3 (устройство пандуса) и ремонт санузлов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на сумму 486 тысяч рублей.
Согласитесь, от того, в каких условиях осуществляется образовательный процесс, напрямую зависит его привлекательность для детей, а отчасти и качество образования.
Динамично изменяющиеся социально-экономические отношения в государстве требуют корректировки требований к профессиональному работнику как активному участнику хозяйственной системы общества. На первый план выходят такие личные качества профессионала, как интеллектуальность, уверенность в себе, ответственность, социально-профессиональная мобильность, способность принимать самостоятельные решения, предприимчивость.
Именно поэтому основополагающие, стратегические документы государственного уровня в сфере образования акцентируют особое внимание на создании системы специализированной подготовки обучающихся, обеспечении условий реализации их профессионально-образовательных ориентиров.
(С точки зрения долгосрочных социальных и образовательных эффектов вклады в сферу дошкольного образования наиболее результативны. Именно поэтому на развитие этой сферы направляются немалые государственные инвестиции. Начиная с 2010 года в Чувашской Республике дополнительно создано более 20 тысяч мест для дошкольников, построен 41 детский сад. На республиканской конференции работников образования министр образования Чувашской Республики В.Н. Иванов, отметил, что до конца года будут введены ещё 7 новых детских садов и создано дополнительно более 2 тысяч мест.
В целях обеспечения условий для реализации гарантированных прав на получение общедоступного дошкольного образования и ликвидации очерёдности в городе разработан Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в дошкольные образовательные организации», согласно которому предоставление муниципальной услуги осуществляется многофункциональным центром, отделом образования и молодёжной политики администрации города, дошкольными образовательными организациями.
В рамках реализации государственной программы Чувашской Республики «Развитие образования на 2012-2020 годы» за счет средств федерального, республиканского и местного бюджетов в конце 2014 года введён в эксплуатацию новый детский сад №3 «Светлячок» на 240 мест, в котором активно формируется современная инфраструктура дошкольного образования. В учреждении функционируют физкультурный и музыкальный залы, отвечающие образовательным запросам участников образовательного процесса, детская исследовательская лаборатория, оснащённая необходимым оборудованием для проведения опытов и экспериментов, комнаты психологической разгрузки и логопедической помощи. В работе с детьми используются интерактивная доска, современные микроскопы, компьютерная техника. У дошкольников появилось больше возможностей для получения дополнительных образовательных услуг.
Сейчас в новом детском саду функционирует 10 групп с охватом 180 детей. При условии необходимого финансирования осенью планируется открыть еще две группы численностью 30 детей.
С вводом в эксплуатацию детского сада № 3 «Светлячок» проблема очередности в дошкольные образовательные организации в городе в основном решена.
Сегодня детские сады посещает 1902 воспитанника в возрасте от 1,5 до 6,5 лет, что составляет 97 % (в 2014 году - 95%). В списках на получение места в дошкольных образовательных организациях зарегистрировано 193 ребенка в возрасте от 1,5 до 3 лет. Ликвидирована очередность детей старше 3 лет.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, вступивший в силу с января 2014 года, предполагает внедрение в образовательный процесс личностно-ориентированных и социально-педагогических подходов, создание условий, обеспечивающих развивающую среду каждому ребенку, в том числе и условий для социальной адаптации дошкольников, качественной профессиональной ориентации, когда дети примеряют на себя социальные роли, осуществляют первую профессиональную пробу, входят в мир профессии. Это дает лучшие результаты и в дальнейшем обучении ребенка в начальной школе, и в долгосрочной перспективе: дети вырастают инициативными, самостоятельными, уверенными в себе. Кстати, сотрудничество дошкольных образовательных организаций со школами, учреждениями профессионального образования позволит успешно подключиться к реализации различных проектов раннего самоопределения.
65 педагогов (более 40%) дошкольных образовательных организаций прошли курсовую подготовку по организации образовательного процесса в современной дошкольной образовательной организации в условиях введения ФГОС.
Наиболее актуальные проблемы в дошкольном образовании города Алатыря в части введения стандарта:
- слабое финансовое сопровождение для создания развивающей среды, (низкая оснащенность детских садов необходимыми средствами обучения);
- недостаточная подготовленность педагогических кадров, в том числе отсутствие отдельных профессиональных компетенций, психологических знаний, умений и навыков.
Главным центром специализированной подготовки обучающихся и профессиональной ориентации являются школы. Школьное образование в обязательном порядке должно включать в себя комплекс профориентационных мероприятий, в том числе через сотрудничество с базовыми предприятиями, профессиональными образовательными организациями, центрами профессиональной ориентации.
Необходимо ориентировать детей не только на выбор конкретных специальностей, но и обязательно показывать финансовую и социальную составляющую любой группы специальностей, востребованность профессии на местном, региональном, федеральном и международном рынке труда.
Эта идея получает развитие в школьных Федеральных государственных образовательных стандартах. По результатам федерального исследования о роли школы в выборе профессии большинство выпускников - респондентов считают, что сделали выбор самостоятельно либо по совету родителей, и только около 5 % признают вклад школы в выбор профессии.
В рамках введения стандарта в основной школе состоялись выездные очно-дистанционные курсы повышения квалификации учителей русского языка, литературы и учителей математики, позволившие через сотрудничество с Чувашским республиканским институтом образования обучить 100% учителей обозначенных специальностей. Учителя общественных дисциплин, музыки, технологии, рисования прослушали курс тематических лекций в Алатырском филиале Чувашского государственного университета. /Сегодня свидетельства о повышении квалификации имеют 229 учителей общеобразовательных школ (93%) (в 2014 году-77%). Отдельные педагоги по-прежнему повышают квалификацию в Педагогическом университете «Первое сентября» при Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова.))
Главный принцип ФГОС общего образования - принцип вариативности, предполагающий создание «личных пространств» на основе выбора. Стандарты акцентируют особое внимание на достижении личностных результатов обучающихся, подготовке их к осознанному выбору дальнейшей индивидуальной траектории образования, профессиональных предпочтений.
Выступая на конференции работников образования Чувашской Республики, министр образования В.Н. Иванов подчеркнул, что технология в школе - фактически единственный школьный учебный курс, направленный на овладение навыками конкретной деятельности, формирование технологического мышления. Именно на уроках технологии происходит знакомство с миром профессий и ориентация школьников на работу в различных сферах.
«Очень важно активнее внедрять в школах проведение интегрированных с технологий уроков алгебры и геометрии (например, при проведении расчетных операций и графических построений), физики (при изучении механических характеристик материалов, устройства и принципов работы машин), химии (при изучении свойств конструкционных и текстильных материалов, пищевых продуктов), истории и искусства (при изучении технологий художественно-прикладной обработки материалов)». Вероятно, «мало в какой школе проводятся такие уроки, мало где учитель технологии - один из главных предметников! Если мы не поменяем менталитет и педагогических коллективов, и директоров школ, и самих учителей, мы так и останемся наукообразной школой, которая плохо готовит детей к жизни, а значит, нам все время придется быть в роли догоняющих современный мир».
В мире уже давно обсуждается проблема технологизации образования. Вектор развития мировой экономики направлен на технологизацию и наноиндустрию.
Приоритетом наряду с «технологией», конечно же, являются математика, физика, химия и ориентация школьников на естественнонаучное и инженерно-техническое образование. Во всех развитых странах именно его обладатели составляют элиту среднего класса.
Проблемы математического образования подробно рассматривались на конференции в прошлом году. Что изменилось?
Три недели назад Рособрнадзор подвел итоги ЕГЭ. Для информации: в прошедшем году в городе Алатыре в едином государственном экзамене приняли участие 149 выпускников. Обязательный экзамен по русскому языку вновь сдали лучше, чем по математике, и лучше, чем в прошлом году. Неудовлетворительных результатов по русскому языку нет. Средний балл составил 69 (в 2014 году - 66). В Чувашской Республике в 2015 году - чуть более 69 (в 2014 году - 67). Высокие баллы (от 80 и выше) получили 32 выпускника (22%).
Сравнивать результаты ЕГЭ по математике этого года с прошлогодними сложно, так как с этого года предмет был поделен на два уровня: профильный (необходимый для поступления в вузы) и базовый (для получения школьного аттестата). Выпускники имели право выбрать для сдачи любой уровень. В Алатыре ЕГЭ по математике базового уровня сдавали 43 выпускника (29 процентов). Не справились с испытанием 8 выпускников (почти 19 процентов; в Чувашской Республике - 5%) (экзамен оценивался по пятибалльной шкале). Возникает вопрос: что делали эти выпускники одиннадцать лет в школе?
Ещё более проблемной оказалась профильная математика: её выбрали 139 человек (93 %) - крайне неоправданные амбиции проявили дети и их родители, выбирая профильную математику. По итогам основного дня не справился с экзаменом 21 выпускник (15 %); (в Чувашской Республике - 13%).
На повторном ЕГЭ по математике 8 обучающихся (5%) вновь получили двойку.
Таким образом, в 2015 году уровень освоения образовательного стандарта для получения документа о среднем общем образовании в городе Алатыре составил 95 процентов (в 2014 году - 98 процентов) (в Чувашской Республике - 97 процентов (в 2014 году - 98 процентов). В этой части школы города Алатыря, учителя математики в зоне самой оправданной критики.
Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики поручило Республиканскому институту образования проанализировать результаты экзаменов, организовать индивидуальные программы повышения квалификации учителей математики тех муниципалитетов, где есть проблемы и где результаты ниже среднереспубликанских.
На ЕГЭ в 2015 году наиболее востребованные предметы выпускниками города, как и в прошлом учебном году, обществознание (доля сдававших - 62%), физика, биология, история, химия.
Следует заметить, что доля выбравших ЕГЭ по физике в городе Алатыре (32%) выше республиканского показателя (27 %), как и доля охвата выпускников ЕГЭ по химии (17%) выше республиканского показателя (14%).
«Без качественного математического и естественнонаучного образования нет будущего..., - подчеркивает министр образования В.Н. Иванов, - поэтому директора школ вместе с методистами просто обязаны персонально заниматься повышением качества преподавания математики, физики, химии... не мотивируя выпускников на выбор предмета, мы закрываем дороги перед ребятами, мечтающими стать современными инженерами, врачами, военными, а может, и аэрокосмонавтами».
Основнойспособ реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся на старшей ступени общего образования -профильное обучение. По профильным программам в городе занимаются около 96 % обучающихся 10-11 классов.
Несмотря на то, что самым популярным для обучающихся старшей ступени общего образования остается социально -экономический профиль, с 2013 года профильные интересы смещаются в сторону математического и естественнонаучного образования. Так, в прошедшем учебном году из семи действующих профилей три профиля представляли область математических и естественных наук: естественнонаучный (гимназия №6), химико - биологический (школы №2,9), физико -математический (школы №3,9).
Качество профильной подготовки на старшей ступени общего образования определяется, исходя из следующих позиций: соответствие заявленного профиля спектру предметов, выбираемых выпускниками для сдачи ЕГЭ, и соответствие профилей обучения специфике выбранных учреждений профессионального образования. Однако соответствие профильного образования специфике учреждений профессионального образования, куда поступили выпускники города Алатыря, наблюдается далеко не во всех школах. Так, 97% выпускников 11 класса гимназии № 6, 95% выпускников школы № 3 поступили в учреждения профессионального образования, соответствующие специфике профильного обучения. А в школе № 7 выбрали учреждения профессионального образования в соответствии со спецификой школьного профильного обучения лишь 24%) выпускников, в школе № 9 - 33%о выпускников, в школе № 11 - 44% выпускников. Возникает вопрос, с какой целью обучающиеся в течение двух лет работали по программам профильного образования, если они не соответствовали их профессиональным запросам. В целях социально-экономической целесообразности школы и родители обязаны определить пути решения существующей проблемы.
Тенденция последних лет - стремление выпускников 11 класса к получению высшего образования. По словам министра образования В.Н. Иванова, «...система высшего профессионального образования является основой технологического уклада, но сеть высших учебных заведений и их филиалов продолжает оставаться избыточной. В настоящее время руководство Министерства образования и науки России занимает жесткую позицию по оптимизации и повышению эффективности вузов. В Чувашской Республике в стадии реорганизации находятся 6 вузов, 4 вузам запрещен прием абитуриентов на новый учебный год».
В последние пять лет в городе Алатыре от 82% до 89% выпускников поступают в высшие учебные заведения, более 30% из них - на коммерческой основе. Наиболее популярные специальности экономист, юрист, военный, инженер, финансист, врач, строитель.
Всего около 10% по окончании 11 класса поступают в учреждения среднего профессионального образования.
Руководители школ, педагогические коллективы зачастую неоправданно любым способом удерживают детей в 10 классе. Это, как считает Министерство образования Чувашской Республики, «антипедагогическая и антигосударственная позиция». В этом году от 50 до 67% выпускников 9 класса школ города продолжат обучение в школах. В среднем 45% выпускников 9 класса поступили в учреждения среднего профессионального образования (в Чувашской Республике показатель выше - 55%). Экономике нужны высококвалифицированные рабочие. Поэтому самой востребованной сферой в настоящее время становиться система среднего профессионального образования. Об этом свидетельствуют и решения руководства страны, и сам рынок труда. «Надо думать об интересах молодых людей и их семей, о скорейшем получении ими соответствующего профессионального образования и обретении возможности быть экономически самостоятельными». Согласитесь, это оправданное мнение, подкрепленное логическим рассуждением, тем более, что система современного среднего профессионального образования предоставляет все условия для решения существующей проблемы.
В 2015 году Министерство образования Чувашской Республики поставило задачу охватить 60% выпускников 9 класса средним профессиональным образованием. В системе общего образования города лишь для школы № 11 задача оказалась по силам (67% выпускников 9 класса с сентября будут обучатся по программам среднего профессионального образования). В других школах низкая поступаемость в учреждения среднего профессионального образования выпускников 9 класса - менее 45%, а в школе № 5 - 33%), гимназии № 6 - 37%.
Исходя из приоритетов современных реалий, техникумы, колледжи должны стать локомотивами системы образования, российской экономики и, в частности, экономики Республики. Соответственно, особую важность приобретают задачи предпрофильной подготовки девятиклассников как комплексной подготовки к жизненно важному выбору. Уже в 9 классе основной школы ученик должен получить информацию о возможных путях продолжения образования, осмыслить и оценить свои образовательные интересы и возможности, принять ответственное решение.
С 2012 года город активно участвует в реализации республиканского проекта «Инженерно-техническое образование».
В рамках проекта гимназия № 6, школы № 2,7,9 успешно сотрудничают с Алатырским технологическим колледжем: ученики 9 класса еженедельно посещают занятия в колледже по программам среднего профессионального образования: «Техническая эксплуатация автомобилей и основы безопасности дорожного движения», «Графическое компьютерное моделирование», «Компьютерная графика».
В специализированной подготовке для решения задач профессиональной ориентации нуждаются и дети-инвалиды, одаренные дети.
Не один год в городе реализуется республиканский проект для детей - инвалидов «Доступная среда». Осуществляется дистанционное обучение детей-инвалидов в школах № 7,9,11. В школе № 3 целенаправленно создается и развивается адаптивная среда для получения детьми с ограниченными возможностями здоровья инклюзивного образования.
Более 12 лет в системе образования города Алатыря ведется целенаправленная работа по созданию оптимальных условий для развития каждого ребенка с учетом индивидуальных способностей, склонностей, дарований. В отдельных общеобразовательных организациях успешно реализуются проекты, нацеленные на развитие одаренности через исследовательскую работу, проектную деятельность, олимпиады, творческие конкурсы: в гимназии № 6 -проекты «Умами Россия богата», «Интеллектуальная игра «Совенок», «Научно-практическая конференция «Гимназическая весна», «Годовой круг праздников», в школе № 3 - проект «Ломоносовские чтения», в школе № 2 - проект «Успешное чтение», в школе № 9 - проект «Возрастная модель ступеней образования».
Самой демократичной формой для проявления талантов и их дальнейшего продвижения является республиканская многоуровневая предметная олимпиада. Юные эрудиты города ежегодно активно участвуют в республиканской многопредметной очно-заочной школе для одаренных детей. В течение ряда лет город Алатырь в рейтинге победителей и призеров региональных олимпиад занимал третью позицию после городов Новочебоксарск и Чебоксары. В 2014 году в число победителей и призеров региональных олимпиад вошло 16 обучающихся, в 2013 году - 24 обучающихся, в 2012 году - 19, в 2011 году - 12.
В 2015 году победителями и призерами регионального этапа предметных олимпиад признаны 8 обучающихся. Каковы причины снижения результатов участия в региональном этапе олимпиад? Одна из причин - переход Чувашской Республики на рейтинговую систему отбора участников: установление проходного балла, позволяющего получить статус участника. И все-таки эта причина, на наш взгляд, не самая главная.
Для управления системой обеспечения результатов участия в олимпиадах руководителям общеобразовательных организаций необходимо выявить комплекс факторов, сдерживающих результативность участия. Почему, например, из года в год приходится констатировать низкий уровень подготовки обучающихся общеобразовательных организаций по таким учебным дисциплинам, как информатика, астрономия, математика, физика, химия, искусство, КРК. В 2015 году недостаточно качественно подготовлены школьники, представляющие отдельные возрастные группы, по таким предметам, как география, биология, обществознание, право, история, чувашский язык, технология (юноши). А ведь большинство из обозначенных предметов являются профильными предметами в отдельных школах города и на их изучение отводится больший объем учебной нагрузки .
В прошедшем учебном году из 1083 участников олимпиад муниципального этапа 197 признаны победителями и призерами. Бесспорным лидером по числу призовых мест ежегодно является гимназия № 6. В течение 10 лет результативную работу с успешно обучающимися, одаренными школьниками в части подготовки к олимпиадам демонстрируют школы № 11, 7. Так, школа № 11 становилась лучшей по количеству победителей и призеров 9 раз, школа № 7 - 8 раз.
Руководителям образовательных организаций необходимо проявлять должную заботу об обеспечении мобильности системы подготовки к олимпиадам регионального и муниципального уровней, создании условий для повышения уровня профессионализма педагогов, работающих с одаренными детьми. Уверены, у нас достаточно ресурсов не только для удержания, но и для улучшения результата.
В решении задач формирования социальных компетенций подрастающего поколения, развития его творческого потенциала важную роль играют организации дополнительного образования детей.
Представитель Министерства образования и науки Российской Федерации на республиканской конференции работников системы образования акцентировал внимание на Послании Президента Российской Федерации В.В. Путина в плане недопустимости свертывания дополнительного образования в любых его формах и проявлениях. До 2020 года 75% детей должны быть охвачены программами дополнительного образования в России. Кстати, в Чувашской Республике в 2015 году доля охвата детей программами дополнительного образования составляет 72%, в Российской Федерации - 63%, в городе Алатыре - 71 % (с учетом 906 обучающихся, посещающих занятия в Алатырской школе искусств). К сожалению, дополнительное образование в городе по -прежнему финансируется по остаточному принципу. Так, число групп в 2014-2015 учебном году в ФСК по сравнению с прошлым учебным годом сокращено на 10, количество обучающихся - на 193; в спортивной школе № 1 число групп сокращено на 14, количество обучающихся - на 130. Сокращаются и виды спорта. Так, в ФСК за последние два года количество активизируемых видов спорта сократилось с 8 до 4. А ведь число юных спортсменов, проявляющих себя в различных видах спорта, из года в год растет. Только в 2014-2015 учебном году 183 обучающихся физкультурно-спортивного комплекса, 56 обучающихся Детско-юношеской спортивной школы № 1 стали победителями и призерами в соревнованиях федерального, межрегионального, республиканского уровней.
Новшество этого года в Республике - организация профильных смен в детских оздоровительных лагерях. На базе ДОЛ «Янтарный» был организован лагерь «Индиго» естественнонаучного направления в целях поддержания программ развития одаренных детей. Совместно с одаренными детьми в лагере совершенствовали навыки участники школьных лесничеств по программе эколого-краеведческой направленности. В первую смену в лагере отдохнули 204 ребенка. В июне прошел Межрегиональный слет школьных лесничеств, в котором участвовали юные представители 9 регионов России.
(Проблемы социализации детей помогают результативно решать трудовые объединения. 1200 школьников в летний период благоустраивали город, 420 - были временно трудоустроены через Центр занятости населения города Алатыря.
Из года в год развивается муниципальная система не только моральных, но и материальных стимулов одаренных детей. Победители и призеры олимпиад, спортивных состязаний, творческих конкурсов различного уровня и статуса по итогам учебного года премируются. Так, в 2014-2015 учебном году общая сумма премирования составила 96 тысяч рублей. Кроме того, 34 представителя молодежи получают стипендию главы администрации города Алатыря, 10 - стипендию депутата Государственного Совета Чувашской Республики Ю.М. Кислова в объеме 300 рублей каждый. В 2015 году 10 представителей молодежи города удостоены стипендии Главы Чувашской Республики за особую творческую устремленность.
Проблема обеспечения мобильнойсистемы специализированного обучения как условия реализации образовательно-профессиональных ориентиров связана со многими факторами, включающими семейное воспитание, национальные семейные традиции, региональные особенности трудоустройства, доступность получения необходимой профессиональной подготовки. Помочь здесь могут активизирующие методы, в виде консультаций, тренингов, профориентационного тестирования. В связи с этим возрастает роль психологической службы в школе. К сожалению, по-прежнему из семи школ лишь в четырех работают психологи.
В современном педагогическом процессе с учетом актуальности рассматриваемых проблем существенно возрастает роль профессионально компетентных педагогов, свободно и активно мыслящих, прогнозирующих результаты своей деятельности, грамотно моделирующих воспитательно-образовательный процесс.
В 2015 году два педагога города Алатыря вошли в число лауреатов республиканских профессиональных конкурсов: учитель географии школы № 11 Аксана Григорьевна Линькова - лауреат конкурса «Учитель года», классный руководитель школы № 2 Елена Владимировна Селезнева - лауреат конкурса «Самый классный классный». Такие педагоги, несомненно, - гарант решения поставленных задач.
Коллеги! Временные рамки нашей конференции ограничены. Надеюсь, что сегодня нам удастся обсудить часть обозначенных в докладе актуальных вопросов. Другую часть целесообразно рассмотреть в коллективах каждого образовательного учреждения, чтобы выработать оптимальные модели решения насущных проблем.
Позвольте поздравить Вас с началом нового учебного года и пожелать профессиональных достижений, здоровья и благополучия.