Уважаемые депутаты!
Уважаемые участники заседания!
Прошедший 2014 год для города был напряженным. Деятельность администрации города Алатыря осуществлялась в соответствии с задачами, определенными в Послании Главы Чувашской Республики Государственному Совету Чувашии. Продолжалась работа по реализации Комплексного инвестиционного плана модернизации города, программ, направленных на улучшение качества жизни населения.
Социально-экономическое развитие города в прошедшем году характеризовалось бесперебойным функционированием инфраструктуры жизнеобеспечения, снижением уровня безработицы и социальной напряженности. За отчетный период оборот крупных и средних предприятий и организаций города превысил 6,8 млрд. рублей, что на 1,6 % выше уровня 2013 года.
В 2014 году развитие города обеспечивали 320 организаций и 1085 предпринимателей. Ведущим звеном экономики является промышленность, которую представляют 12 крупных и средних предприятий.
Положительную динамику обеспечили такие предприятия, как ОАО «Завод «Электроприбор», ОАО «Электроавтомат», ООО «Молочное дело-Ивня». Прирост производства продукции отмечен в ОАО «Алатырский хлебозавод», ООО «Алатырская бумажная фабрика», федеральном учреждении «Исправительная колония №2».
Предприятия города продолжают модернизацию промышленного производства, увеличивается доля производства пищевых продуктов, комбикормов, целлюлозно-бумажной продукции в общем объеме отгруженных товаров. На предприятиях растет производство продукции двойного назначения и импортозамещающих изделий электротехнического направления. Прирост здесь составил более 15,4%. Это очень важное направление деятельности.
В течение года сохранялась нестабильная загрузка производства в открытых акционерных обществах «Алатырский механический завод», «5 арсенал», «Алатырский завод низкотемпературных холодильников», ООО «СКМ».
Прибыль предприятий возросла и составила 562 миллиона рублей, что на 59 % больше, чем в 2013 году.
Важнейшим инструментом социально-экономического развития города являются инвестиции.
По предварительной оценке, в прошедшем году они составили 610 млн. рублей, из них:
- 246 млн. рублей – это ассигнования из бюджетов всех уровней, направленные на реализацию программных мероприятий;
- 214 миллионов рублей предприятиями вложено в модернизацию и техническое перевооружение мощностей, что на 98 миллионов больше, чем в 2013 году.
- более 150 миллионов рублей структурами малого предпринимательства вложено в строительство и развитие объектов потребительского рынка, населением - в индивидуальное жилищное строительство.
В 2014 году по итогам рейтинга инвестиционной активности городов Чувашии Алатырю присуждено первое место. Денежная премия, полученная за результативное участие в конкурсе, была направлена на реконструкцию освещения детского парка «Сказка» и городского парка.
Поступления налоговых платежей, уплаченных предприятиями и организациями города в 2014 году в бюджеты разных уровней, увеличились на 6,1 % и составили 848,6 млн. рублей. В федеральный бюджет зачислено налогов больше на 10%, в республиканский – на 13 %. В то же время в бюджет города Алатыря налоговых платежей поступило меньше на 26 млн. рублей, чем в 2013 году. В основном это произошло за счет снижения отчислений по налогу на доходы физических лиц. Другими видами налогов имущественного характера, неналоговыми доходами перекрыть разрыв в доходной части бюджета не удалось.
В результате снижения сумм поступления закрепленных доходов не были своевременно оплачены ранее принятые расходные обязательства по капитальному и текущему ремонту дорог, объектов социальной сферы.
В течение 2014 года бюджет города увеличился 1,6 раза. В бюджет поступило доходов в сумме 573,9 млн. рублей. Объем бюджета увеличен в основном за счет безвозмездных целевых поступлений из федерального и республиканского бюджетов. Они составили 412,9 млн. рублей, то есть около 78 % налогов, собранных на территории города, и отчисленных в вышестоящие бюджеты, возвращены в Алатырь на реализацию целевых государственных и муниципальных программ.
В 2015 году в целях привлечения дополнительных доходов в бюджет города предстоит работа по выявлению резервов и увеличения налогооблагаемой базы по налогам на доходы физических лиц путем выявления фактов «серой» заработной платы, ее легализация и повышение эффективности управления муниципальной собственностью. Будут предприняты меры, направленные на погашение кредиторской заложенности путем оптимизации бюджетных расходов.
Одна четвертая часть собственных доходов бюджета города формируется за счет использования муниципального имущества. В прошедшем году в бюджет в результате такой деятельности поступило 39 млн. рублей, что на 2,7 млн. рублей больше, чем в 2013 году.
В настоящее время в рамках муниципального земельного контроля ведется целенаправленная работа по регистрации объектов муниципальной собственности, расположенных на земельных участках общего пользования; переводу земель сельскохозяйственного использования в разряд земель, предназначенных для размещения жилых домов.
В рамках проводимой в городе «народной инвентаризации» было выявлено 53 земельных участка. Все они будут включены в Единый информационный ресурс о свободных земельных участках и вовлечены в хозяйственный оборот, в том числе использованы под социальные нужды.
В настоящее время в Едином информационном ресурсе города содержатся сведения о 14 земельных участках общей площадью 27 га.
В целях более эффективного управления муниципальным имуществом и земельными ресурсами необходимо обеспечить их передачу в аренду по рыночной стоимости посредством проведения торгов.
Важной составляющей развития экономики города является малый и средний бизнес.
На сегодняшний день в городе действуют 150 малых предприятий и 1085 индивидуальных предпринимателей. С каждым годом численность работающих в сфере малого бизнеса увеличивается, и на сегодняшний день составляет 4247 человек.
Объем реализованной продукции и оказанных услуг субъектами малого и среднего бизнеса в 2014 году увеличился на 6,6 % и составил 889,7 млн. рублей.
40 % собственных доходов бюджета города формируется за счет поступлений от деятельности малого и среднего бизнеса. За 12 месяцев прошедшего года поступило налогов в сумме 37,1 млн. рублей и 26,8 млн. рублей неналоговых доходов от передачи субъектам предпринимательства в аренду муниципального имущества и от его продажи.
Основная часть предпринимателей занята в сфере торговли. Необходимо больше ориентировать бизнес-сообщество на создание новых производств, развивать сферу услуг. Необходимо создать реальные возможности населению для самореализации и занятия индивидуальным бизнесом. Один из вопросов, требующих решения, – увеличение размера микрозаймов, выдаваемых Агентством по поддержке малого бизнеса предпринимателям без поручителя.
Несмотря на кризисные явления в экономике потребительский рынок города продолжал активно развиваться.
В городе складываются достаточно высокие темпы прироста по обороту розничной торговли – 18, 2 %, общественного питания - 4,3 %.
В прошедшем году реконструировано и введено в эксплуатацию 14 объектов потребительского рынка общей площадью 3174 кв. метров. В строительство и приобретение оборудования субъектами малого предпринимательства вложено инвестиций в сумме около 70 млн. рублей.
В связи с эмбарго на продукты, импортируемые из стран, которые присоединились к санкциям в отношении России, в городе ежедневно проводится мониторинг цен на социально значимые продукты питания. Определена так называемая социальная группа товаров, состоящая из 40 наименований. Цены контролируются в федеральных и локальных сетях, магазинах шаговой доступности, на рынке и в нестационарных торговых объектах.
Важным фактором, влияющим на сдерживание роста цен, является развитие конкуренции, увеличение количества объектов потребительского рынка, исключение дополнительных звеньев «производитель-покупатель». С этой целью продолжается строительство магазинов шаговой доступности.
Улучшение жилищных условий граждан
В 2014 году в городе за счет всех источников финансирования построено более 11,2 тыс. кв. метров жилья, из них 3297 кв. м. - в рамках реализации первого этапа республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда». В 2015 году в рамках второго этапа программы планируется переселить 99 жителей 10-ти аварийных домов.
В прошедшем году на территории города действовали и другие государственные программы, которые помогли улучшить отдельным категориям граждан жилищные условия. 10 молодых семей получили социальные выплаты на приобретение жилья, 36 семей данной категории - средства на уплату процентов за пользование ипотечными кредитами. Из республиканского бюджета на эти цели было выделено 3300 тыс. рублей.
Новые квартиры получили 24 человека из категории детей-сирот и одна многодетная семья.
Продолжается работа по предоставлению земельных участков многодетным семьям. 70 % семей, поставленных на учет, уже обеспечены участками. После завершения землеустроительных работ в районе «Кульковка» будет сформировано около 100 земельных участков для данной категории граждан, что позволит решить эту проблему на ближайшую перспективу.
Ежегодно в городе вводятся в эксплуатацию индивидуальные жилые дома. В аренде для строительства индивидуального жилищного строительства находится 287 земельных участков. В 2014 году построено 2400 кв. м. коммерческого жилья, на вторичном рынке имеется в продаже более 18 тыс. кв. м. жилья (около 320 объектов недвижимости).
Однако проблема улучшения жилищных условий горожан остается актуальной. На сегодняшний день в городской очереди на улучшение жилищных условий значится 1722 человека. И здесь одним из вариантов сокращения очередности является строительство государственного жилья и жилья экономического класса.
Для этих целей отмежеван земельный участок по улице Березовая площадью 2800 кв.м. для передачи в федеральный Фонд содействия развитию жилищного строительства. Земельный участок площадью 2,2 га в микрорайоне «Западный» находится в аренде у ипотечной корпорации Чувашской Республики для строительства жилья экономкласса.
В городе актуальными на сегодняшний день остаются проблемы, связанные с подключением строящегося жилья к инженерным коммуникациям. Для освоения новых земель и строительства жилых районов предстоит разработка проектов планировки, обеспечение земельных участков инженерной и транспортной инфраструктурой.
Определяющее влияние на качество жизни людей оказывает состояние дел в сфере ЖКХ. Одними из самых сложных и проблемных остаются вопросы содержания и ремонта общедомового имущества многоквартирных домов.
В 2014 году начала действовать новая система капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов. На собственников помещений возложена обязанность по ежемесячной оплате взносов, а на орган власти в лице республиканского фонда капитального ремонта многоквартирных домов – по организации проведения капитального ремонта домов. Ежегодно по городу при размере взноса 5 руб.50 коп. за квадратный метр будет аккумулироваться около 27 млн. руб. средств, предназначенных для капитального ремонта домов.
С целью информирования населения об изменениях в системе капитального ремонта администрация города инициировала проведение собраний собственников жилья многоквартирных домов, специалисты проводили разъяснительную работу с жильцами.
В прошедшем году при поддержке Правительства Чувашской Республики была продолжена работа по переходу на современные технологии в сфере теплоснабжения. Построены 2 квартальные блочно-модульные котельные по улицам Горького и Герцена, обслуживающие в настоящее время 11 многоквартирных домов. На сегодня из 18 квартальных котельных город имеет 14 новых – в блочно-модульном исполнении. Однако остаются еще 4 крупные котельные, являющиеся нерентабельными. В ближайшее время предстоит найти источники финансирования для их модернизации.
Говоря о сфере ЖКХ, нельзя не затронуть такую важную проблему, как погашение задолженности за потребленные жилищно-коммунальные услуги. Просроченная задолженность теплоснабжающих организаций за потребленный природный газ составила около 55 млн. рублей, на 39% больше, чем за аналогичный период 2013 года. На рост задолженности существенное влияние оказывает несвоевременная оплата населением жилищно-коммунальных услуг.
Постепенно в городе улучшается состояние дворов многоквартирных домов. В прошедшем году были отремонтировано 4 дворовые территории, охватывающие 5 домов. На эти цели было направлено 2,6 млн. рублей. Эта работа будет продолжена, в 2015 году в утвержденном списке значится 3 дворовые территории многоквартирных домов, расположенных в разных микрорайонах нашего города.
Актуальной для Алатыря проблемой является состояние и ремонт дорог, тротуаров. Протяженность автомобильных дорог общего пользования местного значения по городу составляет 189 км, из них с твердым покрытием – 93 км (49 % от общей протяженности дорог). Решение этой проблемы требует значительного объема финансирования.
В 2014 году был построен участок дороги по улице Гончарова от улицы Горького до улицы Пролетарская. Текущий ремонт был выполнен на участках ряда дорог города общей площадью 7430 кв.м.
Важной задачей, над которой мы будем работать в текущем году, является выполнение работ по капитальному ремонту дорог по улицам Чайковского, Транспортная, Ленинградская.
В городе в полной мере реализуется государственная политика в области социальной защиты населения.
На территории муниципалитета в полном объеме выполняются все социальные обязательства по отношению к льготным категориям населения, в соответствии с законодательными актами Российской Федерации и Чувашской Республики. Более 10 тысяч жителей города, а это 70% граждан старше трудоспособного возраста, являются получателями мер социальной поддержки по различным основаниям. В 2014 году на предоставление им ежемесячных денежных выплат из средств республиканского и федерального бюджетов было выделено 98,6 млн. рублей.
Согласно Указу Главы Чувашской Республики в 2014 году снижена возрастная планка для присвоения звания «Ветеран труда Чувашской Республики» на 2,5 года. Всего с 2012 года такое звание присвоено 649 жителям города, в том числе 131 человек стал ветераном по трудовому стажу в 2014 году.
В прошлом году 40 многодетных семей в городе получили сертификаты на республиканский материнский капитал, с 2012 года было выдано 118 сертификатов.
В течение 2014 года практически во всех секторах экономики города отмечалось увеличение заработной платы.
Среднемесячная заработная плата по крупным и средним организациям города составила 18,5 тыс. рублей, или 105,6 % к соответствующему периоду 2013 года.
Однако по-прежнему ниже среднереспубликанского уровня остается средняя заработная плата по предприятиям обрабатывающих производств. Ее размер составил 17574 рубля, рост 104,8 % к уровню 2013 года.
Новая система оплаты труда в учреждениях образования и культуры позволила за последние три года за счет дополнительных выплат стимулирующего характера увеличить размер оплаты труда учителям на 30 % , в два раза повысить зарплату педагогам дошкольных образовательных учреждений, работников учреждений дополнительного образования и культуры (заработная плата учителей составила 21871 рубль, воспитателей детских садов – 18124 руб., дополнительного образования – 17565 руб., культуры – 13748 руб.)
Сегодня в целях стабилизации ситуации и обеспечения мероприятий по своевременной выплате заработной платы необходим более экономный рациональный подход к использованию бюджетных средств.
Достойные результаты достигнуты в сфере образования города.
В системе образования города Алатыря трудятся 462 педагогических работника. В 2014 году лучшие педагоги успешно участвовали в профессиональных конкурсах республиканского уровня: «Воспитатель года Чувашии», «Учитель года Чувашии», «Социальный педагог года Чувашии».
В настоящее время в городе функционирует 10 дошкольных образовательных учреждений. В прошлом году построен новый детский сад на 240 мест. На строительство было направлено 115 миллионов рублей. Это позволило снять напряженность с очередностью в детские сады. В результате охват детей в возрасте от 1,5 до 6,5 лет дошкольным образованием в Алатыре составляет 97 процентов. В 2013 году этот показатель был равен 83,4 %. Очерёдность для детей старше 3 лет ликвидирована.
Хороший уровень технологической обеспеченности общеобразовательных организаций за счет государственной поддержки в рамках федеральных и республиканских проектов способствовал развитию общего образования.
Проблемы самореализации, самоопределения старшеклассников решаются через организацию профильного обучения, охват которым составляет 98 %. Город Алатырь является республиканской экспериментальной площадкой по реализации проекта «Инженерное образование».
Создаются условия для инклюзивного обучения детей-инвалидов. Город успешно участвует в реализации республиканского проекта «Доступная среда». На базе четырех общеобразовательных учреждений осуществляется дистанционное обучение детей-инвалидов. В 2014 году в рамках проведения мероприятий по формированию сети базовых общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для инклюзивного обучения детей-инвалидов, получена государственная поддержка в размере 1 млн. 652 тыс. рублей для школы № 7. Целенаправленно создается и развивается адаптивная среда для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и в общеобразовательном учреждении №3. Здесь также необходима финансовая поддержка из республиканского бюджета.
За последние годы многое сделано для укрепления материально-технической базы двух загородных муниципальных лагерей «Янтарный» и «Изумрудный», однако с каждым годом требования к организации летнего отдыха детей возрастают в плане обеспечения санитарных норм, правил пожарной безопасности. Направлять дополнительные средства на оснащение и ремонт оздоровительных учреждений только за счет местного бюджета и средств, полученных от реализации путевок, становится все сложнее.
Прошедший год для культуры Алатыря был непростым, но в целом успешным.
В рамках Года культуры в городе реализовано множество ярких и масштабных мероприятий. В прошедшем году город был удостоен звания «Территория культуры Чувашской Республики».
За счет средств республиканского бюджета была проведена серьёзная работа по укреплению материально-технической базы учреждений культуры. Один из проектов – замена кресел в концертном зале Дворца культуры. К настоящему времени все ремонтные работы здесь завершены, и концертные программы проходят в обновленном зале.
Школе искусств были выделены новые музыкальные инструменты: аккордеоны, баяны, скрипки и балалайки.
В Алатыре с каждым годом растет количество людей, постоянно занимающихся физической культурой и спортом.
На сегодняшний день это более 12 тысяч человек, или 34 % населения. Для этого в городе создана хорошая материально-техническая база. Результативно решают вопросы оздоровления детей физкультурно-спортивный комплекс, детско-юношеская спортивная школа №1. В спортивных секциях занимается более 800 учащихся. Ежегодно увеличивается количество спортивно-массовых мероприятий. В течение года проводится более 80-ти соревнований, турниров.
В текущем году мы продолжим работу по созданию условий для занятий горожан физической культурой и спортом.
В 2014 году продолжилась работа по совершенствованию системы предоставления муниципальных услуг по принципу «одного окна» в многофункциональном центре.
В настоящее время действует 4 «окна». На базе МФЦ предоставляется 124 услуги, в том числе 36 государственных, 46 республиканских и 40 муниципальных услуг. Ежемесячно увеличивается количество обращений жителей города в центр. В 2014 году в МФЦ обратились 12589 человек, в 2 раза больше, чем в 2013 году.
В этом году необходимо продолжить реализацию мероприятий поэтапного предоставления наиболее социально значимых услуг через МФЦ в соответствии с утвержденными стандартами, активизировать работу в системе межведомственного электронного взаимодействия.
С этой целью необходимо в ближайшее время решить вопрос об увеличении штатной численности МФЦ и расширения площадей для обслуживания граждан.
Уважаемые депутаты!
Безусловно, за истекший год сделано немало. Хочу искренне поблагодарить вас и в вашем лице всех алатырцев за конструктивную и созидательную деятельность.
В текущем году нам предстоит продолжить развитие городской инфраструктуры, укреплять бюджетную сферу, находить нужные решения и последовательно реализовывать их в соответствии с Комплексным инвестиционным планом модернизации города и целевыми программами.
Социальная защита населения также остается приоритетной задачей городской власти.
В этом году мы будем отмечать славную дату - 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. Для нашей страны это первостепенный праздник, очень важная дата. Ветеранов, к сожалению, из года в год становится все меньше, и наш долг сделать все, чтобы ни один ветеран в Алатыре не остался без внимания, поблагодарить каждого из них за Великую Победу.
Благодарю за внимание.