В системе образования города Алатыря действуют 10 дошкольных образовательных организаций, 7 общеобразовательных организаций, 3 организации дополнительного образования детей.
Приоритетные и перспективные цели и задачи системы образования в городе решаются в соответствии с муниципальной программой города Алатыря Чувашской Республики «Развитие образования» на 2014-2020 годы, утвержденной постановлением администрации города Алатыря от 13.01.2014 года № 7.
Все образовательные организации города укомплектованы кадрами. В системе образования трудятся 456 педагогических работников, из них 248-в общеобразовательных организациях, 171- в дошкольных образовательных организациях, 37- в организациях дополнительного образования детей. Средний возраст педагогических работников составляет 48 лет. В школах работают 25 учителей в возрасте до 35 лет (10,1 процента от общей численности).
Квалификационные категории имеют 259 педагогов (56,8%). В 2014 году 13 педагогических работников признаны соответствующими требованиям, предъявляемым к высшей квалификационной категории (в 2013году - 12 педагогических работников), 33 педагогических работника – соответствующими требованиям, предъявляемым к первой квалификационной категории (в 2013году - 40 педагогических работников).
328 педагогов имеют удостоверения о курсах повышения квалификации, что составляет 72 %: 77 % педагогов общеобразовательных организаций, 70 % педагогов дошкольных образовательных организаций, 59,4 % педагогов дополнительного образования детей.
Выросла доля педагогов, повышающих квалификацию с использованием дистанционной формы обучения , - 52,8% (2013году- 40,6%).В Педагогическом университете "Первое сентября" при ФГОУ ВПО «Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова» повысили квалификацию с использованием дистанционной формы обучения 13,7% учителей общеобразовательных организаций (в 2013году - 9%). Воспитатели дошкольных образовательных организаций отдают предпочтение дистанционным курсам, организованным ФГОУ ВПО «Чувашский педагогический университет имени И.Я.Яковлева» (охват курсами в 2014 году - 37%; в 2013 году – 21 %).
В 2014 году завершена подготовка учителей начальных классов к реализации Федерального государственного стандарта начального общего образования. 100% учителей начальных классов имеют удостоверение о повышении квалификации по проблеме«Современные образовательные технологии как средство реализации ФГОС НОО» и успешно внедряют Федеральный государственный образовательный стандарт. Продолжается подготовка к введению Федерального государственного стандарта основного общего образования. В декабре 2014года свидетельство о готовности к внедрению ФГОС ООО получили 15 учителей общественных дисциплин(71%).
В целях обеспечения исполнения приказа Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 года № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования») в 2013 году 25 руководителей, заместителей руководителей образовательных организаций города прошли очно - заочные курсы профессиональной переподготовки по программе «Основы инновационного менеджмента», организованные БОУ ДПО (ПК) С «Чувашский республиканский институт образования». В 2014 г. профессиональную переподготовку прошли 2 руководителя и 3 заместителя руководителя образовательных организаций по программе «Основы инновационного менеджмента». Сегодня 90% руководителей, 72% заместителей руководителей образовательных организаций имеют дипломы по специальности «Инновационный менеджмент».
В современных условиях только педагог, имеющий высокий социальный статус и материально защищенный, может быть проводником современных образовательных технологий. Задача государственной важности - выполнение требований по повышению заработной платы педагогических работников.
Средняя заработная плата педагогических работников общеобразовательных организаций в 2014 году составила 21871 рубль (в 2013 году- 21640 рублей, в 2012 году-17090 рублей, в 2011 году – 12682 рубля), средняя заработная плата педагогических работников дошкольных образовательных организаций в 2014 году составила 18124 рубля (в 2013 году -17091 рубль, в 2012 году - 8842 рубля, в 2011 году – 6449 рублей), средняя заработная плата педагогических работников организаций дополнительного образования детей в 2014 году составила 17565 рублей (в 2013году- 14182 рубля , в 2012 году -7721 рубль, в 2011 году – 6764 рубля).
Лучшие школы и учителя, дошкольные образовательные организации и воспитатели успешно участвуют в профессиональных конкурсах, что способствует повышению престижа педагогического труда. В 2014 году воспитатель МБДОУ «Детский сад №1 «Теремок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей Дубровская Л.В. признана лауреатом Республиканского конкурса «Воспитатель года Чувашии - 2014» (в 2013 году воспитатель МБДОУ «Детский сад № 3» Шведова О.В., лауреат Республиканского конкурса «Воспитатель года», имела возможность участвовать в IV Всероссийском профессиональном конкурсе «Воспитатель года»). По итогам Республиканского конкурса профессионального мастерства «Учитель года Чувашии – 2014» в число лауреатов вошел учитель английского языка МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №9 имени Героя Советского Союза П.Г.Макарова» Жуков Н.А. Социальной педагог МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №9 имени Героя Советского Союза П.Г.Макарова» Нажалкина Н.А. стала победителем республиканского конкурса «Социальный педагог года Чувашии – 2014» и получилапремию Главы Чувашской Республики в размере 50 тысяч рублей.
Воспитатель МБДОУ «Детский сад №1 «Теремок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей Николаева С.В. является победителем Российской дистанционной олимпиады для педагогов дошкольных образовательных организаций «Воспитатель – профессионал».
В течение ряда лет учителя русского языка и литературы, математики, информатики, географии принимают результативное участие в республиканских методических фестивалях. В 2014 году в число призеров вошли 6 учителей.
Методическое объединение учителей начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» - лауреат регионального этапа Всероссийского конкурса в области педагогики « За нравственный подвиг учителя».
Решающее значение для стартовых возможностей детей перед поступлением в школу имеет дошкольное образование. В настоящее время в городе функционирует 10 дошкольных образовательных организаций, которые посещает 1895 детей (в 2013 году – 1830детей).
Охват детей в возрасте от 1,5 до 6,5 лет дошкольным образованием составляет 93 % (в2013 году – 85,3 %), в том числе охват детей старшего дошкольного возраста – 100% (в2013 году – 99,5 %). Увеличение охвата детей дошкольным образованием в 2014 году произошло за счёт открытия нового детского сада № 3 «Светлячок» на 240 мест. В целях дооснащения введенного в эксплуатацию дошкольного образовательного учреждения город получил государственную поддержку в размере 2 млн.880 тыс.рублей. В очереди на получение детьми услуг дошкольного образования зарегистрировано 112 детей в возрасте от 1,5 до 6,5 лет (в2013 году – 199 детей). Очерёдность для детей старше 3 лет отсутствует.
Для полного удовлетворения потребности населения города в дошкольных образовательных услугах администрацией города Алатыря разработан и утверждён План мероприятий («дорожная карта») по ликвидации очередности и максимальному охвату детей местами в ДОУ «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования в городе Алатыре Чувашской Республики», утверждён «Сетевой график обеспечения детей местами в ДОУ города Алатыря».В течение четырех лет было открыто 10 групп на 215 мест.
В 2014-2015 учебном году в общеобразовательных организациях открыто 149 классов-комплектов. 3329 обучающихся охвачены общим образованием (в 2013-2014 учебном году – 147 классов – комплектов; 3298 обучающихся), из них первоклассников – 388 (в 2013-2014 учебном году – 358).
Не один год в городе реализуется республиканский проект для детей - инвалидов «Доступная среда». Осуществляется дистанционное обучение детей-инвалидов в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 имени Героя Советского Союза П.Г. Макарова», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11 имени Героя Советского Союза В.Ф. Ветвинского», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7 имени Героя Советского Союза З.И. Парфёновой». В 2014 году в рамках проведения мероприятий по формированию сети базовых общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для инклюзивного обучения детей-инвалидов, получена государственная поддержка в размере 1 млн. 652 тыс. 400 рублей для МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7 имени Героя Советского Союза З.И. Парфёновой». В МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» целенаправленно создается и развивается адаптивная среда для получения детьми с ограниченными возможностями здоровья (VIII вида) инклюзивного образования. По итогам плановой проверки «Состояние организации индивидуального обучения на дому, обучения по программам VIII вида в общеобразовательных организациях города Алатыря», организованной отделом образования и молодежной политики, руководителям рекомендовано привести учебно – методическое сопровождение, кадровое обеспечение обучения на дому, обучения по программам VIII вида в соответствие с требованиями нормативных правовых актов, активизировать работу по внедрению различных форм образовательной интеграции, обеспечить комплексное психолого – педагогическое сопровождение детей инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья.
В рамках реализации Государственной программы Российской Федерации «Доступная среда. Развитие дистанционной формы обучения детей-инвалидов» в прошедшем году 4 педагога МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7 имени Героя Советского Союза З.И. Парфеновой» завершили I этап обучающих курсовпо вопросам реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка - инвалида в части получения детьми-инвалидами образования в обычных образовательных организациях.
За счет реализации приоритетного национального проекта «Образование» удалось обеспечить школы новой компьютерной техникой и повысить информационную компетентность обучающихся и педагогов. В общеобразовательных организациях 353 современных компьютера (ноутбука). Сегодня 1 компьютер (ноутбук) приходится на 9,4 обучающихся (в 2013 году – на 8,3 обучающихся, в 2012 году – на 10 обучающихся, в 2011 году – на 13,5 обучающихся). Все школы подключены к электронной почте, сети Интернет, имеют сайты.
Сайты действуют во всех образовательных организациях города. Однако их структура и содержание не всегда соответствуют нормативным требованиям. Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики акцентируют особое внимание на обозначенной проблеме. Управление по надзору и контролю в сфере образования в период проверки в ноябре 2013 года отметило сайт отдела образования и молодежной политики как соответствующий всем нормативным требованиям
В общеобразовательных организациях вводятся электронные дневники, электронные журналы. Однако лишь в МБОУ «Гимназия № 6» действует комплексная информационная система «NetSchool»; электронные дневники и журналы введены в 1-11 классах. Повсеместно электронные дневники введены в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 имени Героя Советского Союза П.Г.Макарова». С учетом государственных и социальных запросов руководителям общеобразовательных организаций необходимо активизировать работу по обеспечению введения электронных дневников, электронных журналов.
Создается система независимой оценки качества образования. В прошедшем году в городе Алатыре в едином государственном экзамене приняли участие 159 выпускников одиннадцатых классов общеобразовательных организаций. Средний балл на ЕГЭ по русскому языку составил 66,2 (в Чувашской Республике - 67,4), по математике – 42,5 (в Чувашской Республике - 47,6). В 2014 году уровень освоения образовательного стандарта для получения документа о среднем общем образовании в дневных общеобразовательных организациях города Алатыря выше показателя города Алатыря 2013 года на 4,7 % (2013 год - 94,8 %, 2014год – 98,1 %) и ниже показателя Чувашской Республики 2014 года на 0,4 % (город Алатырь – 98,1 %, Чувашская Республика – 98,5 %).
14 выпускников набрали на ЕГЭ по русскому языку от 90 баллов и выше, наибольшее количество баллов – 98 набрали 3 выпускника (в 2013 году - 1).
Все участники единого государственного экзамена, представлявшие общеобразовательные организации города, справились с контрольно-измерительными материалами. Неудовлетворительных результатов по русскому языку нет (в 2013 году 4 выпускника не смогли преодолеть минимального количества баллов, определенного Управлением Рособрнадзора).
Следует отметить, что тенденция низких результатов ЕГЭ по математике сохраняется во всех общеобразовательных организациях города по сравнению с другим обязательным экзаменом – русским языком, как и в Чувашской Республике. На ЕГЭ по математике наибольшее количество баллов - 93 набрал 1 выпускник (в 2013 никто не набрал более 90 баллов). «Двойка» по математике чаще является причиной неполучения аттестата, чем «двойка» по русскому языку. Трое выпускников текущего года МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» не сдали ЕГЭ по математике и, соответственно, не получили аттестат. В 2013 году таких выпускников в городе было семь.
Наиболее востребованный предмет по выбору на ЕГЭ, как и в прошлом учебном году, - обществознание. 109 выпускников сдавали ЕГЭ по обществознанию, что составляет 69 % (в 2013 – 126 выпускников (66 %)). В рейтинге востребованных предметов и биология, история, физика.
В основном государственном экзамене приняли участие 267 выпускников девятых классов общеобразовательных организаций. Впервые на ОГЭ присутствовали представители Государственной экзаменационной комиссии Республики. Средняя отметка по результатам экзамена по русскому языку - 4,4 (в Чувашской Республике - 4,26), по математике – 3,9 (в Чувашской Республике - 3,87).
Проблемы самореализации, самоопределения и социальной адаптации обучающихся, обозначенные в образовательных стандартах, решаются в городе через организацию профильного обучения. Охват обучающихся старшей ступени профильным образованием составляет 97,9 % (в 2013 году – 97 %).
Несмотря на то, что самым популярным для обучающихся старшей ступени общего образования остается социально – экономический профиль, в 2014 – 2015 учебном году приоритеты в выборе профильных классов сместились в сторону естественнонаучного образования. Так, из шести действующих профилей четыре профиля представляют область естественных наук: естественно-математический (МБОУ «Гимназия №6»), химико – биологический (МБОУ «СОШ№2»,МБОУ «СОШ№9»), физико - математический (МБОУ «СОШ № 3»,МБОУ «СОШ№9»), физико – химический (МБОУ «СОШ№ 7», МБОУ «СОШ№9»).
Анализ результатов ЕГЭ по предметам, представляющим область естественных наук (физика, химия, биология), наглядно демонстрирует невысокий уровень обученности выпускников, хотя с 2012 года город Алатырь является республиканской пилотной площадкой по апробации модели функционирования профильных инженерно-технических классов. Необходимо принять исчерпывающие меры по повышению качества математического и естественнонаучного образования и потенциала педагогических кадров.
Главный показатель профильного обучения – успешная реализация профессиональных и социальных ориентиров выпускников общеобразовательных организаций. За последние 10 лет в 2 раза увеличилось число выпускников, поступающих в высшие учебные заведения. В течение трех лет поступаемость в ВУЗы стабильно высокая. Доля охвата выпускников общеобразовательных организаций 2014 года высшим образованием составляет 85,6 % (в 2013 г – 87,4 %, в 2012 году – 89 %, в 2011 году – 82 %).
Качество профильной подготовки на старшей ступени общего образования определяется, исходя из следующих позиций: соответствие заявленного профиля спектру предметов, выбираемых выпускниками для сдачи ЕГЭ, и соответствие профилей обучения специфике выбранных учреждений профессионального образования. Наиболее популярные специальности для выпускников 2014 года: экономист, юрист, военный, инженер, финансист, врач, строитель. Наблюдается соответствие профильного образования в городе специфике учреждений профессионального образования, куда поступили выпускники.
Однако приоритеты государственной политики постепенно меняются. Экономике нужны высококвалифицированные рабочие. Нужна эффективная профориентационная работа на этапе среднего общего образования, результатом которой может стать рациональное формирование десятых классов. Назрела необходимость государственного масштаба активизировать работу по поступлению выпускников 11 класса в учреждения среднего профессионального образования. В 2014 году охват выпускников 11 класса средними специальными учебными заведениями составил 11,9%.
Необходимо тщательно проанализировать результаты итоговой аттестации и провести инвентаризацию с тем, чтобы у обучающихся, которые не планируют идти в ВУЗы, формировать нацеленность на получение среднего профессионального образования.
В течение ряда лет в системе образования города Алатыря ведется целенаправленная работа по созданию оптимальных условий для развития каждого ребенка с учетом индивидуальных способностей, склонностей, дарований. Обогащается опыт работы с картами индивидуального развития одаренных, успешно обучающихся детей. 100 % обучающихся общеобразовательных организаций имеют «портфолио» учебных достижений. Не один год в отдельных общеобразовательных организациях успешно реализуются проекты, нацеленные на развитие одаренности: в МБОУ «Гимназия № 6 имени академика-кораблестроителя А.Н.Крылова» - проекты «Умами Россия богата», «Интеллектуальная игра «Совенок», «Научно-практическая конференция «Гимназическая весна», в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» - проект «Ломоносовские чтения», в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» - проект «Успешное чтение», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №9 имени Героя Советского Союза П.Г.Макарова» - проект «Возрастная модель ступеней образования».
Самой демократичной формой для проявления талантов и их дальнейшего продвижения является всероссийская многоуровневая предметная олимпиада. Кроме того, предметная олимпиада - одна из оценочных процедур, позволяющих выявить отдельные характеристики качества образования. В 2013 – 2014 учебном году Чувашия перешла на рейтинговую систему отбора участников регионального этапа. По каждому предмету установлен проходной балл, позволяющий получить статус участника. По этой причине снизилось количество школьников города Алатыря, которые приняли участие в региональном этапе. Однако это не повлияло на результативность участия. Так, в публичном докладе министра образования Чувашской Республики «О состоянии и результатах деятельности системы образования Чувашской Республики в 2013 – 2014 учебном году» определен рейтинг победителей и призеров региональных олимпиад, где город Алатырь по – прежнему занимает третью позицию после городов Новочебоксарск и Чебоксары. В 2014 году 16 обучающихся общеобразовательных организаций города признаны победителями и призерами регионального этапа предметных олимпиад (в 2013 году в число победителей и призеров региональных олимпиад вошло 24 обучающихся, в 2012 году – 19, в 2011 году – 12).
В 2014-2015 учебном году в школьном этапе всероссийской олимпиады школьников приняли участие 4808 обучающихся 5-11 классов. Из них 1945 обучающихся стали победителями и призерами.
1083 обучающихся 7-11 классов участвовали в олимпиадах муниципального этапа. 196 признаны победителями и призерами. Ежегодно по числу призовых мест лидирует МБОУ «Гимназия №6» (по итогам муниципального этапа в 2014 году – 69 призовых мест). В течение 9 лет МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №11 имени Героя Советского Союза В.Ф.Ветвинского» ежегодно входит в число победителей или призеров (в 2014 году лучший результат среди школ, работающих в традиционном режиме ,– 28 мест). Второй результат по числу призовых мест среди школ, работающих в традиционном режиме, имеет МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» (27 мест). Из года в год демонстрируют высокие достижения в учебной деятельности обучающиеся МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7 имени Героя Советского Союза З.И.Парфеновой». В течение 9 лет школа восемь раз становилась победителем или призером (в 2014 году третий результат по числу призовых мест - 21 место). По итогам муниципального этапа олимпиад неоднократно МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5 имени Героя Советского Союза А.М.Осипова» представляло тройку лидеров общеобразовательных организаций. В прошедшем году школа заняла четвертое место (20 победителей и призеров). Руководители обозначенных школ, педагоги демонстрируют высокий уровень ответственности по вопросам организации работы с одаренными детьми, обеспечивая качество подготовки к олимпиадам.
Результаты участия победителей и призеров школьного этапа предметных олимпиад в муниципальном этапе позволяют констатировать низкий уровень подготовки обучающихся общеобразовательных организаций по таким учебным дисциплинам, как математика, физика, астрономия, химия. Для управления системой обеспечения результатов участия в олимпиадах руководителям крайне важно выявить комплекс факторов, сдерживающих результативность участия, вплоть до акцента на индивидуальном результате каждого школьника по каждому предмету.
В рамках организации работы с одаренными и успешно обучающимися школьниками из года в год развивается система не только моральных, но и материальных стимулов. Победители и призеры олимпиад регионального и муниципального уровней, спортивных состязаний регионального, межрегионального и федерального уровней премируются. Так, по итогам 2013 -2014 учебного года общая сумма премирования составила 106 тыс. 50 руб. 34 представителя молодежи получают стипендию главы администрации города Алатыря, 10 - стипендию депутата Государственного Совета Чувашской Республики Ю.М. Кислова.
Ежегодно до 3000 обучающихся общеобразовательных организаций города Алатыря активно включаются в международные и всероссийские интеллектуальные игры и конкурсы. По итогам этих состязаний юные эрудиты систематически входят в десятку лучших школьников Чувашской Республики по различным учебным дисциплинам.
Традиционным стало участие школьников в республиканских и федеральных научно- практических конференциях.
В решении задач формирования социальных компетенций подрастающего поколения, оздоровления детей, развития их творческого потенциала важную роль играют организации дополнительного образования детей.
Дополнительным образованием в системе образования охвачено 2372 обучающихся, что составляет 72 %.
Задача приоритетной важности – сохранение и укрепление здоровья детей.
На начало 2014 года в организациях дополнительного образования детей спортивной направленности действовало 74 учебных группы с охватом 1027 человек. Оптимизация и реорганизация в системе дополнительного образования детей привели к сокращению штатов, групп и числа обучающихся. В конце 2014 года действовало 56 учебных групп с охватом 802 человека, а именно: в МБОУ ДОД «ДЮСШ № 1» - 30 учебных групп ( 404 обучающихся), в АОУ ДОД «ФСК» - 26 учебных групп (398 обучающихся).
Медали разного достоинства в активе организаций дополнительного образования детей спортивной направленности: чемпионатов и первенств России, Чувашской Республики, межрегиональных турниров. Так, в 2014 году 103 обучающихся МБОУ ДОД «ДЮСШ № 1» приняли участие в 19 спортивных соревнованиях регионального, межрегионального и всероссийского уровней, по итогам которых 56 обучающихся получили дипломы победителей и призеров. 103 юных спортсмена выполнили нормативы массовых разрядов. 317 обучающихся АОУ ДОД «ФСК» участвовали в 29 соревнованиях регионального, межрегионального и всероссийского уровней, по итогам которых 155 обучающихся получили дипломы победителей и призеров. В течение 2014 года подготовлен 1 кандидат в мастера спорта, 165 спортсменов массовых разрядов. На базе АОУ ДОД «ФСК» в 2014 году проведено 8 соревнований по различным видам спорта регионального и межрегионального уровней.
Совершенствование системы физической подготовки школьников осуществляется через увеличение количества часов, отводимых на занятия физической культурой, проведение межшкольных физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятий.
В учебные планы общеобразовательных организаций города введен третий час физической культуры в форме подвижных игр, уроков ритмики. На базе АО ДОД «Физкультурно-спортивный комплекс» для обучающихся общеобразовательных организаций проводится третий час физической культуры в форме уроков плавания. В учебный план кадетского класса МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» включено 4 часа физической культуры.
Традиционно в городе организуются соревнования по баскетболу, волейболу, футболу, легкой атлетике, шашкам, шахматам, лыжные гонки с массовым охватом детей,
Акция «Молодежь - за здоровый образ жизни!», Месячник оборонно-массовой и спортивной работы.
Повышается качество школьного питания. Во всех школах организовано горячее питание. Охват обучающихся горячим питанием в 2014-2015 учебном году составил 98,3 % (в 2013-2014 учебном году - 97,9 %, в 2012-2013 учебном году – 96,4 %, в 2011-2012 учебном году – 93 %).
Особое внимание уделяется отдыху и оздоровлению детей в каникулярное время. В городе летняя оздоровительная кампания была организована в соответствии с Постановлением администрации города Алатыря от 14.04.2014г. № 379 «Об организации отдыха детей, их оздоровления и занятости».
Всего на организацию отдыха детей из средств местного бюджета направлено 5456,5 тыс. рублей, из них 1462,8 тыс. рублей - на укрепление материально-технической базы загородных оздоровительных лагерей.
Отдыхом в летний период было охвачено 3318 человек (в 2013 году отдохнули 2927 человек): увеличение произошло за счёт пришкольных оздоровительных лагерей и трудоустройства подростков.
В загородных оздоровительных лагерях отдохнули 870 обучающихся (в 2013году – 1109), из них 328 - из города Алатыря; 243 - за счёт средств муниципального бюджета города Алатыря (в 2013году - 375). В лагерях с дневным пребыванием детей на базе общеобразовательных организаций отдохнули 1150 обучающихся, на базе КУ «Алатырский городской социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних» Минздравсоцразвития Чувашии - 140 обучающихся, в палаточном лагере - 160 обучающихся. В период летних каникул 440 обучающихся были временно трудоустроены через казённое учреждение ЧР «Центр занятости населения города Алатыря» Государственной службы занятости населения ЧР. Трудовыми бригадами охвачено 1100 обучающихся.
Средняя стоимость путевки в загородных оздоровительных лагерях составила 11748 рублей (в 2013 году - 10680 рублей, в 2012 году – 10000 рублей).
Бесплатные путёвки предоставлялись безнадзорным и беспризорным детям, детям из семей с пятью и более несовершеннолетними детьми, детям-инвалидам, детям – воспитанникам интернатных учреждений, обучающимся и студентам государственных образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 10 детей воспользовались льготами, 73 обучающихся отдохнули по пятипроцентной стоимости путёвки.
В загородных лагерях действовало пятиразовое питание, стоимость которого составляла 226 рублей в день.
Купание детей было организовано в бассейне АОУДОД «ФСК» и в бассейне ДОЛ «Янтарный».
Аварийных ситуаций в летних оздоровительных учреждениях не зарегистрировано.
В период осенних каникул (05.11.2014г.-11.11.2014г.) активно работали пришкольные оздоровительные лагеря, в которых отдохнули 330 школьников.
В течение двух лет в зимние каникулы на территории ДОЛ «Янтарный» АОУ ДОД «ФСК» активно создаются необходимые условия для семейного отдыха, оздоровления детей: проложена лыжня, залит каток, построена конструкция для катания на надувных «санках-ватрушках», «бананах», работают пункты проката лыж, коньков и другого оборудования.
Весомый вклад в совершенствование содержания духовно – нравственного обучения и воспитания, создание системного воспитательного пространства вносит городской кабинет духовно-нравственного обучения и воспитания, открытый при отделе образования и молодежной политики в 2006 году.
Кабинет работает в тесном сотрудничестве с Алатырским благочинием. Закреплено кураторство священников за образовательными организациями города, найдены формы взаимодействия.
Алатырское благочиние оказывает благотворительную помощь в создании учебно-методического библиотечного фонда, включающегося в себя программы, учебно-методические материалы, в том числе и аудио-видеоматериалы.
Приоритетное направление в деятельности кабинета связано с внедрением духовно-нравственной программы «Социокультурные истоки». Программа «Истоки» реализуется в рамках учебной деятельности (МБОУ «Гимназия №6», МБОУ «СОШ №7», МБОУ «СОШ №5», МБОУ «СОШ № 9») и внеурочной работы.
Особое внимание методический кабинет духовно – нравственного обучения и воспитания уделяет подготовке кадров: организует и направляет работу городского методического объединения учителей основ православной культуры, курирует апробацию в дошкольных и общеобразовательных организациях программы духовно-нравственного воспитания «Социокультурные истоки», проводит семинары для педагогов межрегионального, регионального, муниципального уровней.
Повсеместное признание участников образовательного процесса, общественности города получили Дни семьи, Дни славянской письменности и культуры, завершающиеся Праздником просвещения и Балом выпускников, фестиваль «Радуга истоков», летний православный краеведческий лагерь «Благовест», во время экспедиций которого собираются, изучаются фольклорно-этнографические материалы. По итогам экспедиций исследовательские работы представляются на городской конкурс «Живая старина».
В 2014 году муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия № 6 имени академика -кораблестроителя А.Н.Крылова» города Алатыря получило статус эксперементальной площадки республиканского уровня по реализации программы духовно-нравственного воспитания «Социокультурные истоки».
В городе сложилась эффективная система работы по воспитанию у молодёжи гражданской ответственности, формированию патриотических чувств на основе культурно-патриотических ценностей, трудовых и боевых традиций российского народа. Традиционными стали Месячник патриотического воспитания, Месячник правовых знаний, День призывника, торжественное мероприятие, посвященное выводу войск из Афганистана, Парад юнармейцев и другие массовые мероприятия. Популярность приобретает факельное шествие молодежи города, посвященное Победе в Великой Отечественной войне. Так, в прошедшем году в нем приняло участие более 3000 представителей молодежи . Особую роль в воспитании патриотов страны, своего города играют школьные музеи-центры гражданско-патриотического воспитания. Музеи патриотической направленности функционируют в шести общеобразовательных организациях из семи. Однако в последние годы возможности музеев как в урочной, так и во внеурочной деятельности используются не в полной мере, неактивно пополняются музейные фонды, требует обновления содержания поисковая работа.
Констатируя достижения в системе образования города Алатыря, необходимо акцентировать внимание на факторах, сдерживающих её развитие, препятствующих созданию необходимой образовательной среды, обеспечивающей доступное качественное образование, достижение новых образовательных результатов.
Имеет место недостаточное финансирование для укрепления и развития материально-технической базы дошкольных образовательных организаций, организаций дополнительного образования детей. Серьёзные трудности испытывают образовательные организации в содержании инженерных сетей. Недостаточно оборудованы медицинские кабинеты, спортивные залы. Требуется замена оборудования в отдельных пищеблоках. Планируется дальнейшая модернизация школьных столовых, внедрение современных форм организации питания школьников. На качественно новый уровень необходимо поставить систему повышения правовой и юридической грамотности руководителей образовательных организаций, систему повышения квалификации управленческих и педагогических кадров через использование Интернет-ресурсов