Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Архив

2014.08.28 Выступление заместителя администрации города Алатыря по социальным вопросам - начальника отдела образования и молодежной политики В.Н.Самойлова на городской конференции работников образования

Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта - http://galatr.cap.ru/
 Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного обучения. Внедрение компетентностного подхода  – важное условие выполнения этой задачи. Приобретение жизненно важных компетентностей дает человеку возможность ориентироваться в современном обществе, формирует способность личности быстро реагировать на запросы времени.  Именно поэтому компетентностный подход в образовании связан с личностно – ориентированным подходом к образованию.
 Эффективность образовательного процесса, без сомнения, определяют учебные компетенции, их свойства и качества.  «Умение учиться» выступает существенным фактором повышения эффективности освоения обучащимися предметных знаний и формирования других компетенций, целостной картины мира, что позволяет в итоге перейти к учебно – профессиональной и трудовой деятельности.
 Внедрение компетентностно ориентированного подхода в учебный  процесс включает такие ключевые компетентности, как
 - познавательная компетентность (учебные достижения, интеллектуальные задания, умение учиться и оперировать знаниями),
 - личностная компетентность (развитие индивидуальных способностей и талантов, знание своих сильных и слабых сторон, способность к рефлексии, динамичность знаний),
 - самообразовательная компетентность (способность к самообразованию, организации собственных приемов самообучения, ответственность за уровень личной самообразовательной деятельности, гибкость применения знаний, умений и навыков в условиях быстрых изменений, постоянный самоанализ, контроль своей деятельности),
 -социальная компетентность (сотрудничество, работа в команде, коммуникативные навыки, способность принимать собственные решения, стремиться к осознанию собственных потребностей и целей, социальная целостность, умение определить личностную роль в обществе, развитие личностных качеств, саморегулирование).
   В последние годы государственные приоритеты в сфере образования нацелены на активное создание необходимых условий для формирования динамичного, восприимчивого к требованиям времени образования.
  В результате  реализации приоритетного национального проекта «Образование», Комплекса мер модернизации общего образования  кабинеты  в общеобразовательных организациях оснащены современным  учебным и компьютерным оборудованием, автоматизированными  рабочими местами учителя. Создан и постоянно пополняется банк электронных и цифровых образовательных ресурсов.
  В условиях обновления содержания образования и повышения его качества образовательные организации не могут, не имеют право быть ветхими. Руководители  демонстрируют все большую ответственность при подготовке учреждений к новому учебному году.
Так, в преддверии 2014 -2015 учебного года во всех образовательных организациях  проведены косметические ремонты классных помещений, библиотек, медицинских пунктов, спортивных залов, коридоров, столовых, лестниц и лестничных проемов, мест общего пользования, благоустроены территории.
   Всего на ремонт образовательных организаций затрачен 1 млн. 964 тыс. 600  рублей, из них 906 тыс. 600 рублей - бюджетные средства, 1 млн. 58 тыс. рублей  -  внебюджетные источники, добровольные пожертвования.
  Качественную подготовку провели все образовательные организации, за исключением МБОУ «Средняя общеобразовательная школа  №2»: руководитель Петров А.Л.  нарушил плановые сроки приемки, не устранив своевременно замечания  территориального отдела Управления Роспотребнадзора. Была организована повторная приемка, в ходе которой школа принята к новому учебному году с замечаниями: не отремонтирован пищеблок.
  В современных условиях только педагог, имеющий высокий социальный статус и материально защищенный,  может быть проводником современных образовательных технологий. Учитывая исключительную важность педагогической профессии,  в 2011 году государство определило  задачу довести  заработную плату учителей  общеобразовательных организаций  до средней заработной платы в экономике региона.
  В течение 2011 – 2014 годов зарплата педагогических работников школ Чувашской Республики повысилась почти в 2 раза, дошкольных образовательных организаций - в 2,8 раза, организаций    дополнительного образования  детей - в 2,2 раза.
Так, средняя заработная плата педагогических работников  общеобразовательных организаций города Алатыря на  конец 2013 года составляла 21 тыс.640 рублей, за I полугодие 2014 года – 21  тыс. 599 рублей (в Чувашской Республике 21 тыс.194 рубля).
   Средняя заработная плата педагогических работников дошкольных  образовательных организаций на  конец 2013 года составляла 17 тыс. 99  рублей, за I полугодие 2014 года – 18 тыс.651 рубль (в Чувашской Республике – 19 тыс.242 рубля).
   Средняя заработная плата педагогов дополнительного образования детей на конец 2013 года  составляла 14 тыс. 182 рубля, за I полугодие 2014 года – 16 тыс.943 рубля (в Чувашской Республике – 17 тыс.577 рублей).
   С точки зрения долгосрочных социальных и образовательных эффектов вклады в сферу дошкольного образования наиболее результативны.  Именно поэтому на развитие этой сферы  направляются немалые государственные инвестиции, есть огромный  интерес родителей к развитию своих детей именно в дошкольном образовании, и, наконец, в октябре 2013 года  утверждён Федеральный государственный образовательный стандарт  дошкольного образования, который  направлен на повышение статуса дошкольного образования, обеспечение государственных гарантий его уровня и качества на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ, их структуре и результатам их освоения.
  Систему дошкольного  образования города представляют 10 дошкольных образовательных организаций.  Численность детей, охваченных дошкольным образованием, составляет  1875 воспитанников  в возрасте от 1,5 до 6,5 лет  (85 процентов). По сравнению с прошлым годом количество детей, получающих услуги дошкольного образования, увеличилось на  109 человек.    В списке на получение места в дошкольных образовательных организациях   зарегистрировано 258 детей в возрасте от 1,5 до 6, 5 лет, из них детей старше 3 лет – 14 человек. Решая проблему доступности дошкольного образования, администрация города и отдел образования и молодежной политики приняли ряд мер, направленных на устранение  дефицита мест.  В 2013 году для организации дошкольного образования дополнительно создано 95 мест   за счет открытия    в четырех дошкольных образовательных организациях   4 групп.  Активно ведется строительство детского сада на 240 мест. Окончание сроков строительства в соответствии с муниципальным контрактом – 1 октября 2014 года.  С  завершением строительства  детского сада  проблема очередности в дошкольных образовательных организациях будет решена.
  В настоящее время в детских садах по–прежнему отдается предпочтение знаниевому содержанию образования. В связи с введением стандарта дошкольного образования министр образования Чувашской Республики Иванов В.Н. на августовском совещании педагогических работников призвал педагогов дошкольного образования изучать и внедрять личностно-ориентированный и  социально-педагогический подходы, что  «дает лучшие результаты не столько в дальнейшем обучении ребенка в начальной школе, сколько в долгосрочной перспективе: дети вырастают инициативными, творческими, самостоятельными и уверенными в себе». Он поручил Чувашскому республиканскому институту образования пересмотреть программы повышения квалификации воспитателей детских садов: во всех программах должно быть предусмотрено освоение воспитателями указанных технологий. Соответственно, к решению обозначенной задачи должны активно подключиться отдел образования города и  руководители дошкольных образовательных организаций. 
  Министр образования Чувашской Республики отметил, что в целом система дошкольного образования Чувашской Республики дает хорошие результаты. Об этом свидетельствуют материалы первого республиканского исследования о готовности первоклассников к обучению. В исследовании участвовало более 12 тыс. первоклассников Чувашской Республики и их родителей, в том числе 300 первоклассников города Алатыря, а также 734 учителя, из них  15 учителей города Алатыря. При норме 50 баллов обучающиеся первых  классов городских школ Чувашской Республики набрали 50,2 балла.
  В результате обследования была получена очень подробная информация по индивидуально-личностным особенностям каждого ученика и направлена во все общеобразовательные организации города. Надеемся, что педагоги, родители квалифицированно воспользуются этими важными материалами для обеспечения дальнейшего целенаправленного формирования учебных компетенций детей начальных классов.
    Итак, дети начальных классов в основном удовлетворительно  подготовлены к школе, у них имеется интерес к знаниям. Результаты других  исследований показывают, что если более 70 процентов детей
в 1-2 классах своим любимым предметом называют, например, математику, то уже в 4 классе таких только 55 процентов, в 7 классе – менее 30 процентов. На протяжении обучения в школе интерес к знаниям в целом утрачивается. Многие старшеклассники хотят учиться там, где легче. Они не желают мыслить самостоятельно и действовать без опоры на результаты чужого труда.
   Какова причина? Дело в том, что у детей с рождения отсутствует страх сделать ошибку. Ребенок не думает, что ошибка может привести к чему-то негативному. Дети с достойными стартовыми возможностями приходят в школу, где за каждую помарку в тетради, ошибку в решении задачи, неправильное ударение в слове учитель его корректирует и осуждает, да и вся  система образования тоже. А к выпуску из школы школьник подходит с целым «багажом непонятных комплексов», и прежде всего, мыслительных. Вот наглядный пример. По итогам 2014 года в школах города  на этапе начального общего  образования отличников значительно больше - 220  (15 процентов),  чем на этапе основного общего образования - 197 (13  проценто), а обучающихся, оставленных на повторный год обучения, наоборот, меньше: в начальных классах  - 7 человек (0,5 процента),  в 5-9 классах – 18 человек  (1,2%).
    Педагоги, повышая требования, должны  взвешивать силы тех, кому они адресованы. Непосильные требования могут подорвать веру ребенка  в свои силы, привести к разочарованиям или к поверхностному выполнению требований. Обычно в таких случаях вырабатывается привычка обходиться полудостигнутым.
  Особенно внимательно педагоги должны следить за изменением главных личностных качеств – направленности ценностных ориентаций, жизненных планов и поведения, оперативно корректируя процесс образования, направляя его на удовлетворение личностных и общественных потребностей.
   Некоторые учителя ошибочно полагают, что индивидуальный подход требуется лишь по отношению к «трудным» школьникам, нарушителям правил поведения и неуспевающим по учебным дисциплинам. Бесспорно, эти ученики нуждаются в повышенном внимании. Но нельзя забывать и о «благополучных». За внешним благополучием могут скрываться и неблаговидные мысли, мотивы, поступки. Подозревать в этом никого и никогда не следует, но внимание следует уделять всем. В этом случае особую ценность обретает сотрудничество таких субъектов педагогического процесса, как учитель, воспитатель, классный руководитель, психолог, социальный педагог. Следует заметить, что из семи  общеобразовательных организаций  города только в четырех  (МБОУ «СОШ №3», МБОУ «СОШ №7», МБОУ «СОШ №9», МБОУ «Гимназия №6») работают психологи и только в  двух (МБОУ «СОШ №9», МБОУ «СОШ №11») социальные педагоги. Проявление   равнодушия руководителей общеобразовательных организаций  к осознанию важности психолого – педагогического сопровождения образовательного процесса может привести к многим неразрешимым проблемам в педагогическом процессе, а значит и  в  учебно – воспитательном процессе, личностно – ориентированном развитии .
 Одним из оптимальных условий, соответствующих новым образовательным результатам, являются федеральные государственные образовательные стандарты, внедренные в школы три года назад. Сегодня образование в соответствии с требованиями новых стандартов получают  1082 обучающихся начальных классов общеобразовательных организаций города. В основе стандартов лежит общественный договор как тип взаимоотношений между личностью, се­мьей, обществом и государством, кото­рый в наиболее полной мере должен реализовать права человека и гражданина на образование.
 Главный принцип ФГОС общего образования – принцип вариатив­ности, предполагающий соз­дание «личных пространств» на основе выбора. В условиях ФГОС формируется свободная и творческая личность, наученная осознавать и развивать  свои способности, быть востребованной в жизни.
  Федеральный государственный стандарт нового поколения направлен на обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, особенно тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, - одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.
  Не один год в городе реализуется республиканский проект для детей - инвалидов «Доступная среда». Осуществляется дистанционное обучение детей-инвалидов в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 имени Героя Советского Союза П.Г. Макарова»,  МБОУ «Средняя общеобразовательная  школа №11 имени Героя Советского Союза В.Ф. Ветвинского» и МБОУ «Средняя общеобразовательная  школа №7 имени Героя Советского Союза З.И. Парфёновой». В МБОУ «Средняя общеобразовательная  школа №3» целенаправленно создается и развивается адаптивная среда для получения детьми с ограниченными  возможностями здоровья, детьми VIII вида,  инклюзивного образования. По итогам плановой проверки «Состояние организации индивидуального обучения на дому, обучения по программам  VIII вида в общеобразовательных организациях», организованной отделом образования и молодежной политики, руководителям рекомендовано привести учебно – методическое сопровождение, кадровое обеспечение обучения на дому, обучения по программам VIII вида в соответствие с требованиями нормативных правовых актов, активизировать работу по внедрению различных форм образовательной интеграции, обеспечить комплексное психолого – педагогическое сопровождение детей инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья.
  Высокая мотивация на формирование учебных компетенций у одаренных учащихся. В течение ряда лет в системе образования города Алатыря ведется  целенаправленная работа по созданию оптимальных условий   для развития каждого ребенка с учетом индивидуальных способностей, склонностей, дарований.  Обогащается опыт работы с картами  индивидуального развития обучающихся в рамках реализации муниципальной программы «Одаренные дети», успешно действующей на протяжении 12 лет. 100 процентов обучающихся общеобразовательных организаций имеют  «портфолио» учебных достижений.  Не один год в отдельных общеобразовательных организациях успешно реализуются проекты, нацеленные на развитие одаренности: в МБОУ «Гимназия № 6 имени академика-кораблестроителя А.Н.Крылова» - проекты «Умами Россия богата», «Интеллектуальная игра «Совенок», «Научно-практическая конференция «Гимназическая весна», в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3»  - проект «Ломоносовские чтения», в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» - проект «Успешное чтение», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №9 имени Героя Советского Союза П.Г.Макарова» - проект «Возрастная модель ступеней образования».
 Самой демократичной формой для проявления талантов и их дальнейшего продвижения является республиканская многоуровневая предметная олимпиада. Кроме того, предметные олимпиады - одна  из оценочных процедур, позволяющих выявить отдельные характеристики качества образования. В 2013 – 2014 учебном году Чувашия перешла на рейтинговую систему отбора участников регионального этапа. По каждому предмету был установлен проходной бал, позволяющий получить статус участника. По этой причине снизилось количество школьников  города Алатыря, которые приняли участие в региональном этапе. Однако это не повлияло на результативность участия. Так, в публичном докладе министра образования Чувашской Республики « О состоянии и результатах деятельности системы образования Чувашской Республики в 2013 – 2014 учебном году» определен рейтинг победителей и призеров региональных олимпиад, где город Алатырь по – прежнему занимает третью позицию после городов Новочебоксарск и Чебоксары. В  2014 году 16 обучающихся общеобразовательных организаций  города признаны победителями и призерами регионального этапа предметных олимпиад (в 2013 году в число победителей и призеров региональных олимпиад вошло 24 обучающихся, в 2012 году – 19, в 2011 году – 12). Уверены, у нас достаточно ресурсов не только для удержания, но и для улучшения результата . 
  Из 1147 участников олимпиад муниципального этапа   213  признаны  победителями  и призерами.  Бесспорно, ежегодно по числу призовых мест лидирует МБОУ «Гимназия №6». В течение 8 лет   МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №11 имени Героя Советского Союза В.Ф.Ветвинского»  ежегодно входит в число победителей или призеров.   Из года в год демонстрируют высокие достижения в учебной деятельности обучающиеся МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7 имени Героя Советского Союза З.И.Парфеновой». В течение 8 лет школа № 7 семь  раз становилась победителем  или призером. МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5 имени Героя Советского Союза А.М.Осипова» третий год подряд входит в тройку лидеров  среди общеобразовательных организаций. Руководители обозначенных  школ, педагоги демонстрируют высокий уровень ответственности по вопросам  организации работы с одаренными детьми, обеспечивая качество подготовки к олимпиадам.
  Результаты участия победителей школьного этапа  предметных олимпиад в муниципальном этапе позволяют констатировать низкий уровень подготовки обучающихся общеобразовательных организаций по таким учебным дисциплинам, как  математика, физика, астрономия,  так как по итогам проверки олимпиадных работ жюри муниципального этапа не определило ни победителей, ни призеров. Нет победителей и призеров и в интеллектуальной игре младших школьников по математике (3 класс). Ситуация повторяется из года в год. Для управления системой обеспечения результатов участия в олимпиадах руководителям крайне важно выявить комплекс факторов, сдерживающих результативность участия, вплоть до индивидуального результата каждого школьника  по каждому предмету.
  Из года в год развивается система не только моральных, но и материальных стимулов. Победители и призеры олимпиад регионального и муниципального уровней, спортивных состязаний регионального, межрегионального и федерального уровней премируются. Так, по итогам 2013 -2014 учебного года общая сумма премирования составила 106 тыс. 50 руб.  34 представителя молодежи  получают стипендию главы администрации города Алатыря, 10 - стипендию депутата Государственного Совета Чувашской Республики Ю.М. Кислова.
  Предстоящее внедрение новых ФГОС в основной и старшей школе прогнозирует весомую роль в личностно – ориентированном развитии исследовательской деятельности.
Благодаря исследовательской деятельности, интеллектуальным играм, в которые каждый год вовлечено свыше трех тысяч школьников города, предметные универсальные учебные действия,  формируемые на уроках,  обретают качественно новую форму и стимулируют  личностное развитие ученика.
  В дальнейшем  необходимо  совершенствовать систему выявления, диагностирования и сопровождения одарённых детей в образовательных организациях, грамотно  отбирать те формы, методы и приёмы, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества, расширять возможности для участия способных и одарённых обучающихся  в предметных и творческих состязаниях.
   Основным показателем качества в модернизации современного образования является компетентность, которая характеризует умение школьника мобилизовать в конкретной ситуации все полученные знания и опыт. К концу обучения в школе в соответствии с компетентностным подходом обучающийся должен овладеть учебными компетенциями, которые помогут  ему сделать профессиональный выбор и стать квалифицированным специалистом.
  В текущем году в городе Алатыре в едином государственном экзамене приняли участие 159 выпускников одиннадцатых классов общеобразовательных организаций. Средний балл  по ЕГЭ по русскому языку составил 66,2   (в ЧР - 67,4), по математике – 42,5  (в ЧР - 47,6). В 2014 году уровень освоения образовательного стандарта для получения документа о среднем общем образовании в дневных общеобразовательных организациях  города Алатыря  выше показателя города Алатыря  2013 года на 4,7 процента (2013 год - 94,8 процента, 2014год  – 98,1 процента) и ниже показателя Чувашской Республики 2014 года на 0,4 процента (город Алатырь – 98,1 процента, Чувашская Республики – 98,5 процента).
  14 выпускников  набрали на ЕГЭ по русскому языку от 90 баллов и выше, наибольшее количество - 98 баллов в ЕГЭ по русскому языку набрали 3 выпускника (в 2013 году - 1).
Все участники единого государственного экзамена, представлявшие общеобразовательные организации города, справились с контрольно-измерительными материалами. Неудовлетворительных результатов  по русскому языку нет (в 2013 году  4 выпускника не смогли преодолеть минимального количества баллов, определенного Управлением Рособрнадзора).
  А вот тенденция низких результатов ЕГЭ по математике сохраняется во всех общеобразовательных организациях города по сравнению с другим обязательным экзаменом –   русским языком, как и в Чувашской Республике. На ЕГЭ по математике наибольшее количество баллов - 93  набрал 1 выпускник  (в 2013 никто не набрал более 90 баллов). «Двойка» по математике чаще является причиной неполучения аттестата, чем «двойка» по русскому языку.  Трое выпускников текущего года  МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» не сдали ЕГЭ по математике и, соответственно, не получили аттестата. В 2013 году таких выпускников в городе было семь.
  На ЕГЭ в 2014 году наиболее востребованный предмет по выбору,  как и в прошлом учебном году, обществознание. 109 выпускников сдавали ЕГЭ по обществознанию,  что составляет  69 процентов (в 2013 – 126 выпускников (66 процентов)). В  рейтинге востребованных предметов  и биология, история, физика.
  В мире уже давно обсуждается проблема технологизации образования. Вектор развития мировой экономики направлен на технологизацию и наноиндустрию. Не случайно на конференции работников образования Чувашской Республики рассматривались проблемы развития математического, естественнонаучного образования.
  Руководство страны поручило разработать педагогическому и научному сообществу Концепцию развития математического образования в Российской Федерации, которая была утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации 
в декабре  2013 года. Основной целью Концепции является выведение российского математического образования на лидирующие позиции в мире. Математика должна стать передовой и привлекательной областью знания и деятельности, получение математических знаний – осознанным и внутренне мотивированным процессом.
  Но одна Концепция ничего не перевернет в образовании. Она нужна, чтобы привлечь внимание к проблемам математического образования, выработать единые принципы и подходы к преподаванию предметов математического и естественнонаучного цикла, опираясь на специфику образовательной организации. Однако в отношении сложившейся ситуации  по решению типичных проблем для  учителей математики этот документ должен обрести статус «настольного».
 Проблема математического и естественнонаучного образования для города Алатыря более чем актуальна. Мы уже констатировали низкие результаты участия школьников города Алатыря в течение нескольких лет  в олимпиадах  по математике, физике, химии,  а также результаты ЕГЭ по обозначенным предметам.  Исключение – всем известный и,  без сомнения, одаренный Симатов Дмитрий, выпускник 2014 года школы №7. Вот далеко неполный перечень его личностных результатов: ежегодный победитель муниципального этапа, победитель и призер регионального этапа олимпиад по математике, физике, химии, неоднократный победитель республиканской олимпиады «Юные дарования», республиканской научно-практической конференции «Наука. Юность.Творчество», Международной математической олимпиады «Турнир городов» , призер Международной олимпиады по основам наук, Всероссийской физико-математической олимпиады  «Физтех». У Димы исключительно высокие результаты ЕГЭ по физике – 98 баллов, химии – 98 баллов,  математике – 93 балла и, несмотря на технический склад ума, по русскому языку – 95 баллов. При наличии таких высоких учебных достижений  выпускник имел право выбора любого ВУЗа, а предпочтение отдал Балтийскому государственному техническому университету «Военмех». Вот уж поистине «Учителями славится Россия – ученики приносят славу ей!».
    Проблемы самореализации, самоопределения и социальной адаптации обучающихся, обозначенные в образовательных стандартах,  решаются в городе и через организацию профильного обучения.
  Карты индивидуального развития обучающихся на ступени основного общего образования учитываются при организации профильного обучения на ступени среднего общего образования.  Несмотря на то, что самым популярным для обучающихся старшей ступени общего образования остается социально – экономический профиль, в  2013 – 2014 учебном году приоритеты  в выборе профильных классов сместились в сторону естественнонаучного образования. Так,  из восьми действующих профилей пять профилей представляют область естественных наук: естественнонаучный (гимназия №6), химико – биологический (школы  №2,7,9), физико -  математический (школы №3,7), биолого – медицинский (школа №2), физико – химический  (школа №9)
    Каковы результаты участия выпускников города в ЕГЭ по соответствующим предметам?
  В ЕГЭ по физике принял участие 51 человек (32,5 процента) (в 2013 году – 56 человек (29,2 процента)), средний балл  составил 46,3, что ниже республиканского показателя и выше федерального (Чувашская Республика – 48,4, Российская Федерация – 45,8). Учащийся МБОУ «СОШ №7» набрал 98 баллов.
  В ЕГЭ по химии приняли участие 26 человек (16,6 процентов) (в 2013 году – 24 человека (12,5 процента)), средний балл  составил  61  (в Чувашской Республике – 61,1, в России – 55,6). 2 человека набрали 98 баллов, 6 человек – от 70 до 83 баллов.
  В ЕГЭ по биологии приняли участие 35 человек (22,3 процента) (в 2013 году – 37 человек (19, 3 процента)), средний балл  составил  58,6  (в Чувашской Республике – 58,1,  в России – 54,0).  8 человек набрали от 70 до 86   баллов.
  Анализ ситуации наглядно демонстрирует невысокий уровень обученности выпускников по этим предметам, как на федеральном, республиканском, так и на муниципальном уровнях. По причине  низкого уровня знаний математики, физики, химии выпускники годами не могут поступать на бюджетные места по инженерным специальностям. Результаты ЕГЭ намного ниже проходного балла ЧГУ. Значит, выпускники не могут удовлетворить свое право бесплатного получения высшего образования, учителя не выполняют свои обязательства по удовлетворению запроса детей. А ведь город Алатырь является республиканской пилотной площадкой по апробации модели функционирования профильных инженерно-технических классов.
 Необходимо принять исчерпывающие меры  по повышению качества математического и естественнонаучного образования и потенциала педагогических кадров.
Несколько слов в рамках рассматриваемой темы о  новшествах, которые ждут нас в 2014-2015 учебном году на ЕГЭ. В декабре выпускники будут писать итоговое сочинение. По мнению министра образования Чувашской Республики Иванова В.Н.,  «большинство педагогов, родителей, да и всех неравнодушных к образованию граждан эту новацию восприняли с радостью и воодушевлением….Математика и языки очень тесно взаимосвязаны. В школе мы должны научить детей двум вещам – говорить и думать! Говорить учат языки, литература, думать – математика и другие предметы. Только гармоничное сочетание чувственно-эмоционального отношения ребенка с рассудительно-логической деятельностью дает воспитательный эффект».
   Немного статистики по этому вопросу: ЕГЭ в 2014 году по литературе  в городе сдавало всего 3,2 процента выпускников (в Чувашской Республике  -  3,5 процента, в России -  5,5 процента). Повсеместная невостребованность предмета на ЕГЭ.
  Министр образования призывает руководителей образовательных организаций  при проведении педсоветов в начале учебного года обратить внимание педагогов на существующую проблему. «Нам всем важно помнить, что навык письменно выражать свои мысли должен формироваться у ребенка
с детства. Это означает, что учиться писать сочинение ученики должны уже в начальной школе: именно на этом этапе обучения им необходимо читать вслух, учить излагать услышанное короткими текстами, развивая дальше этот навык в средней и старшей школе. Те, кто хорошо пишет сочинения, чаще всего также грамотно и ясно излагают мысли в устной речи. Эти компетенции важны для каждого человека, политика, бизнесмена, юриста, педагога, инженера».
 И еще одно ожидаемое новшество. Реализация нового Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования должна заканчиваться обязательной сдачей иностранного языка на итоговой аттестации обучающегося. Таким образом, все четвероклассники этого учебного года в рамках реализации нового Федерального государственного образовательного стандарта будут сдавать  в 2022 году экзамен  по иностранному языку. Для того, чтобы обеспечить достойные результаты, министерство образования Чувашской Республики планирует  предпринять ряд действий, одно из которых - проведение обязательного республиканского мониторинга по иностранному языку на территории всей Республики, начиная с 2015 года.
  Для информирования: в основном государственном экзамене приняли участие 267 выпускников девятых классов общеобразовательных организаций. В этом году впервые на ОГЭ присутствовали представители Государственной экзаменационной комиссии Республики. Средняя отметка  по результатам экзамена   по русскому языку -  4,4  (в Чувашской Республике - 4,26), по математике – 3,9  (в Чувашской Республике - 3,87).
  Главный показатель профильного обучения – успешная реализация профессиональных и социальных ориентиров выпускников общеобразовательных организаций. За последние 10 лет в 2 раза увеличилось число выпускников,  поступающих в высшие учебные заведения. В течение трех лет поступаемость в ВУЗы стабильно высокая. Доля охвата выпускников  общеобразовательных организаций  2014 года высшим образованием составляет 87,4 процента (в 2013 г – 87,4 процента, в 2012 году – 89 процентов, в 2011 году – 82 процента).
  Качество профильной подготовки на старшей ступени общего образования определяется,  исходя из следующих позиций: соответствие заявленного профиля спектру предметов, выбираемых выпускниками для сдачи ЕГЭ, и соответствие профилей обучения специфике выбранных учреждений профессионального образования. Наиболее популярные специальности для выпускников 2014 года: экономист, юрист, военный, инженер, финансист, врач, строитель. Как видим, наблюдается   соответствие  профильного образования в городе специфике учреждений профессионального образования,  куда поступили выпускники. Широка география ВУЗов, которым отдают предпочтение выпускники: города Москва, Санкт – Петербург, Нижний Новгород, Казань, Саранск, Саратов, Екатеринбург, Ульяновск, Чебоксары.
  Кстати, приоритеты государственной политики постепенно меняются. Перестали уже судить об успешности школ только по поступлению в вузы! Экономике нужны высококвалифицированные рабочие. Нужна эффективная профориентационная работа на этапе среднего общего образования, результатом которой может стать рациональное формирование десятых  классов. Назрела необходимость государственного масштаба активизировать работу по поступлению  выпускников 11 класса в учреждения среднего профессионального образования. Непререкаема позиция министра образования Чувашской Республики  по этому вопросу: «10-11 классы,  – считает он, -  это не институт социальной защиты, а профильные классы,  сформированные для удовлетворения потребностей молодого человека, нацеленного на получение элитного, востребованного образования». Желание педагогических коллективов любыми путями заполнить 10-11 классы, по мнению министра образования, -  антипедагогическая  и антигосударственная позиция: «Надо думать об интересах молодых людей и их семей, о скорейшем получении ими соответствующего профессионального образования и обретении возможности быть экономически самостоятельными». Согласитесь, это оправданное мнение, подкрепленное логическим рассуждением, тем более, что система современного среднего профессионального образования предоставляет все  условия для решения существующей проблемы.
Необходимо тщательно проанализировать результаты итоговой аттестации и провести инвентаризацию с тем, чтобы у ребят, которые не собираются идти в ВУЗы, формировать нацеленность на получение среднего профессионального образования.
 В связи с обозначенными  проблемами  в современном педагогическом процессе существенно возрастает роль профессионально компетентных педагогов в формировании учебных компетенций обучающихся.
  Требования к учителю современной школы четко обозначены в Комплексной программе повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций, утвержденной в мае 2014 года заместителем Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю.Голодец.
  Свободно и активно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и соответственно моделирующий воспитательно-образовательный процесс педагог является гарантом решения поставленных задач.
   В 2013-2014 учебном году повышение квалификации педагогических работников образовательных учреждений  осуществлялось через интерактивные семинары,  очные семинары  и курсы,  организованные БОУ ДПО ПК (С) «Чувашский республиканский институт образования», ФГОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова»; дистанционные курсы, организованные  ФГОУ ВПО «Чувашский педагогический университет имени И.Я.Яковлева», Педагогическим университетом "Первое сентября" при ФГОУ ВПО «Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова».
  Удостоверение установленного образца о повышении квалификации получили  29 процентов педагогических работников (в 2012-2013учебном году –  18 процентов). Из них: учителей -25 процентов, работников дошкольных образовательных организаций -37 процентов, работников организаций дополнительного образования детей -19 процентов. Растет число педагогов, повышающих квалификацию с использованием дистанционной формы обучения - 53 процента (в 2012-2013 учебном году – 40 процентов). Наиболее активно обучение через интернет-ресурсы используют воспитатели детских садов- 37 процентов   (учителя  - 9 процентов).
  В условиях перехода    на  новые государственные образовательные стандарты в системе образования города решаются вопросы профессиональной подготовки кадров. В настоящее время  100% учителей начальных классов общеобразовательных организаций  прошли профессиональную подготовку и успешно внедряют Федеральный образовательный стандарт в начальных классах. В сентябре 2014 года планируем   работу  выездных курсов  повышения  квалификации  учителей русского языка и литературы, в январе 2015 года -  выездные курсы учителей математики  по подготовке к работе в условиях введения  ФГОС в основной школе.
 Сегодня 95 процентов руководителей, 83 процента  заместителей руководителей образовательных организаций  имеют дипломы по специальности «Инновационный менеджмент».
 Рассуждая по теме конференции, нельзя обойти вниманием урок как основной элемент образовательного процесса. В системе личностно – ориентированного обучения меняется его функция, форма организации.
  Ряд программ и учебников перегружены фактами, что вызывает сложности в усвоении материала. Имеется немало школьников, которые занимаются только на «удовлетворительно». Они просто добросовестно посещают уроки, выполняют практические занятия, но при этом не проявляют особой активности и творчества. Формирование познавательной самостоятельности идет стихийно. Школьники не умеют анализировать, обобщать, сравнивать, отделять главное от второстепенного, организовывать самостоятельную деятельность. Одна из приоритетных функций учителя состоит в том, чтобы научить детей учиться и осознано определять дальнейшую образовательную траекторию.     
  В общеобразовательной школе предметы изучаются только в пределах обязательного минимума. Учащиеся ощущают объемность недостаточно систематизированных знаний. Решить эту проблему позволяет интеграция предметов.
    Учитывая возросший уровень знаний современных школьников, их разнообразные интересы, педагог и сам должен всесторонне развиваться не только в области своей специальности, но и в области политики, искусства, общей культуры, должен быть для своих воспитанников высоким примером нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей.      
   В решении задач формирования социальных компетенций подрастающего поколения, развития его творческого потенциала важную роль играют организации дополнительного образования детей. В городе общий охват дополнительным образованием детей от 5 до 17 лет составляет 2843 человека, из них в системе образования – 2063 человека.
   К сожалению, оптимизация и реорганизация, сокращение штатов и групп в системе дополнительного образования детей, которыми мы так увлеклись  в городе,  как оказалось, совсем не способствуют решению финансовых проблем: учреждения финансируются по – прежнему по остаточному принципу.
          
Уважаемые коллеги! Формирование учебных компетенций – важная составляющая личностно-ориентированного развития каждого ребенка, независимо от его социального статуса, места проживания и наклонностей. Реализация задач, которые мы перед собой ставим, зависит от всех, кто неравнодушен к системе образования, вносит достойный вклад в ее успешность.   
                                                                       
Позвольте  поблагодарить всех присутствующих за плодотворную совместную работу и в преддверии нового учебного года пожелать дальнейших профессиональных достижений,  здоровья, благополучия.

 

 

       

 
Информационное наполнение сайта
Отдел информационного обеспечения и взаимодействия со СМИ администрации города Алатыря
Каляканова Т.Н., Латыпов Р.И.
тел. 8-83531-2-06-85

отправить письмо по e-mail galatr@cap.ru
Администрации городов и районов Чувашской Республики
Система управления контентом
429826, г.Алатырь, ул.Первомайская, д.87
Телефон: 8(83531) 2-02-70
Факс: 8(83531) 2-04-25
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика