Горит свеча... я размышляю...»
о Н.В.Нарышкине
«Быть русским Патриотом—значит глубоко чтить людей всякой национальности»,—эти слова Н.В.Нарышкина выражают суть его неуемной, кипучей натуры. Он всегда в гуще событий, среди людей разных национальностей, ему до всего есть дело. Живя в многонациональном Поволжье, культивируя уважение к Человеку, он ратует за возрождение традиционной духовности, «коренных добродетелей» (Ф.Глинка) русского народа. Многочисленные встречи с писателем и публицистом никого не оставляют равнодушным, не случайно список статей и воспоминаний о нем насчитывает более двух сотен1 наименований...
Творчество Н.В.Нарышкина оформляется в разные жанры—это очерки, эссе, историко-этнографические описания, дневниковые, путевые записки—все они объединены общим пафосом любви к родной земле, не только, как теперь принято говорить, к малой родине («О как же я люблю Суру!»), но и ко всей нашей огромной России и россиянам: «Мой современник и потомок мой! Гражданин Государства Российского и всего Человечества!» К каждому и ко всем обращено эмоциональное слово писателя. Героями его произведений стали мужики-сурчане, от лица которых и произносит страстные публицистичные монологи автор: «Мы—не умираем, мы—бессмертны! Наше бессмертие—это земля наших дедов и прадедов, освященная Богом и пропитанная потом трудового народа! Наше бессмертие—это наши родники и наши реки, наши луга, поля, леса и холмы! Наше бессмертие—это русские песни, русские сказки, русские былины и легенды!..»2
«Симфонией сурских лугов», «луговыми мелодиями», «волшебным духом шиповника» веет от книг «Священная Сура», «Кадышевский эпос».
Песни и пляски отчего края особенно восхищают повествователя. «Целый кладезь народного талантища» видит автор в народных гуляниях, песнях и плясках, устных рассказах, былях, небылицах и легендах о родных местах. С болью Н.В.Нарышкин замечает: «Многое, очень многое так и остается невозвратно потеряно. Золотые крупинки народной мудрости и поэзии, рассеянные по таким селам, как мое Кадышево, никто не собирал, и они навсегда исчезли в пропасти времени»3. Поэтому сам он стремится донести до детей и внуков все, что сохранила Память, чтобы люди не забыли дорогу к родникам, как и «всю историю своего рода, племени, села, Отечества своего...»4
Творчество Н.В.Нарышкина полемично. Он зовет читателя к беседе, спору, действию, поэтому так важны для него дружеские встречи с земляками, писателями, учеными. Пережив все увлечения XX века, Н.В.Нарышкин пришел к традиционному пониманию крестьянства как хранителя подлинных нравственных ценностей и коренных устоев жизни, которые видятся ему в труде («...уважать только тех, кто трудится...»), в общинной собственности на землю, в сохранении русских традиций. Стремление писателя наполнить «каждую минуту творческим поиском, созидательной работой...»5 сродни трудолюбию крестьянина, которому и пропеты Оды во всех его книгах. Писатель уверен в том, что «Русская Деревня—Православное Гнездо Доброго Духа», а «Без исторической Памяти нет Будущего»6.
Нельзя не поверить в искренность пришедшего к молитвенному слову и пониманию праведности писателя: «Я очень Верую в То, что Всевышний защитит мой Русский народ от жестоких, кровожадных сатанинских сил! Я Верую, Верую, Верую в Силу твою, Господи!!!»7 Как неистовый Аввакум, восстав против Никона, причислил себя к святым, написав свое житие, так и Н.В.Нарышкин с тем же жаром через три столетия ведет свою беседу с нечестивцем от лица Праведника.
Примечания
1. Николай Васильевич Нарышкин. Материалы к творческой биографии писателя—подвижника, ученого и педагога.—Казань, 2002.
А.В.Бибин. Явление российского масштаба. О Николае Васильевиче Нарышкине (Махотине).—Тетюши, 2002.
Паломник Русского духа. Жизнь, творчество, подвижничество Николая Васильевича Нарышкина (Махотина).—Казань, 2003.– 304 с.
М.С.Лысов. Родник земли Посурской. Заметки о творчестве и подвижничестве Н.В.Нарышкина (Махотина).—Алатырь, 2002.
2. Н.В.Нарышкин. Ода Суре.—Казань, 2000.—С. 44.
3. Н.В.Нарышкин (Махотин). Кадышевский эпос.—Казань, 2002.—С. 183.
4. Там же.—С. 184.
5. Там же.—С. 506.
6. Н.В.Нарышкин. Разговор Праведника с нечестивцем.—Казань, 2002.—С. 151 – 152.
7. Там же.—С. 156.
Диана Владимировна Абашева, доктор филологических наук,
профессор, заведующая кафедрой литературы
Чебоксарского педагогического университета