Там русский дух... там Русью пахнет!
И там я был, и мед я пил;
У моря видел дуб зеленый;
Под ним сидел, и кот ученый
Свои мне сказки говорил.
А.С.Пушкин.
Этим эпиграфом можно было бы обозначить жизнь и творчество, всю человеческую сущность нашего земляка, писателя Николая Васильевича Нарышкина (Махотина). Сам он—незаурядная личность: русский—по национальной принадлежности, гражданин Поволжско-Посурской земли—по происхождению, обаятельный и простой—по натуре, ученый—по роду занятий, писатель—по призванию, настоящий Человек—по признанию.
Простым, доступным, общительным человеком он оказался при моем знакомстве с ним в юбилейные дни, посвященные 450-летию Алатыря—нашего славного старинного русского города на Суре. Позднее, на творческих встречах писателя с представителями алатырской общественности, Николай Васильевич продолжал покорять всех присутствовавших своим обаянием, эрудицией, знанием жизни.
Для всех, кто его знает, он всегда таков: будь то частным собеседником в узком кругу своих друзей и близко знакомым, то как общественный деятель в обширной аудитории со своими слушателями или на своем рабочем месте со студентами и преподавателями и постоянно на творческих встречах с читателями его произведений, почитателями его таланта.
В своем литературном мастерстве Н.В.Нарышкин неподражаем: здесь гармонично сочетаются правда жизни и только ему присущий, по-своему необычный художественный вымысел, выраженный в такой же своеобразной поэтической прозе, словно белым стихом исполненной, что придает его сочинениям былинный характер.
Поэтическая проза звучит и звенит в любом его слоге, в каждом слове, в каждом предложении его произведений. Эти восторженные звуки превращаются в мелодию, которая раздольной песней плывет над обширной округой, над всем Поволжско-Посурским краем, который писатель беззаветно и сердечно любит и неустанно прославляет.
Сегодня Николай Васильевич Нарышкин—один из немногих русских писателей, являющийся истинным хранителем величия Русского Слова, всего богатства Великого Русского Языка.
Он осознанно возвеличивает простые понятия, предметы и явления, придавая им возвышенную окраску, священный смысл, именуя их с заглавной буквы: Природа, Родина, Отечество, Люди, Народ, Мать, Отец, Любовь, Преданность, История, Культура—это часть того, что автор относит не только к понятиям собственным, но придает им общественное звучание. Поэтому его художественная проза по-особому Возвышенна, Величава, Эпохальна, Патриотична.
Писатель таким образом воздействует на читателя, обогащает и облагораживает его чувства, интеллект. В результате казалось бы нынешняя прозаично серая или почти жизненно безликая реальность благодаря чувственному приложению автором разнообразных эпитетов к предметам и явлениям действительности окрашивается во всевозможные цвета и оттенки.
Такова сила Великого Русского Языка, из сокровенных глубин которого писатель извлек нужное слово, сумел силой и красотой его осветить нынешнее бытие, возрождая в нем истинный Русский Дух. Этой силой слова писатель отображает богатейшую природную красоту родного края, расположенного в центре России.
Этот край он называет священным, природную красоту—божественной, людей, живущих на этой земле,—красивыми, благородными, трудолюбивыми, героическими и талантливыми и что ни на есть простыми. Этим выражается его собственная любовь к своей малой родине—Посурью, к своему Отечеству, к Великой России.
Повествует ли он о родном селе Кадышеве (Покровском) в своем «Кадышевском эпосе», в предшествующих ему сочинениях «Махотин извоз», «Валяльщики», воспевает ли он Величественную красоту и прелесть Посурского края в своем очерке «Ода Суре», рассказывает ли он о творчестве выдающегося русского поэта Николая Михайловича Языкова, современника А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя, — во всех этих и других произведениях писателя выражена его огромная любовь к Отчизне, убежденная гражданская позиция, твердая, непреклонная.
Николай Васильевич пишет и говорит о том, что ближе, дороже, роднее: отчем родительском доме, родных, близких и знакомых людях, односельчанах, облаках над косогором у речного обрыва, глубокой синеве прозрачного неба над головой, благоухающих пойменных лугах с цветущим разнотравьем, земле и пашне крестьянской, хлебе насущном и плодах земных. О той Могучей Силе, которая движет вперед Историю,—людях: о самых простых, обыкновенных, самобытных своих земляках, которые жили и живут здесь же, рядом, представителях той среды, из которой он вышел сам.
Свое непосредственное отношение к родному краю писатель выразил такими словами: «Я влюблен в каждую травку, в каждое деревце, в каждую пташку и букашку, в каждую лягушку, в каждый камушек, в каждый родничок, в каждую речку и в ручеек каждый, в каждое озерцо и болотце, в каждую луговую заводь и в речной затон каждый, в каждого петуха и в каждую дворовую собачку, в каждую ромашку и в каждый ландыш, в каждую тропку и холмик каждый, в каждого суслика и ежика, в каждого ужа и зайца, в каждый кустик шиповника, боярышника, ежевичника, смородинника, в каждую камышинку и осокенку, населяющую мою Родимую Землю».
Все близкое и привычное, что писатель впитал в себя с детства, свои жизненные ощущения он передает своим читателям и собеседникам через свой талант. И вот уже в их воображении, словно наяву, возникают картины природной красоты самозабвенно любимого им Посурского Приволья.
Силой своего выразительного Слова Николай Васильевич Нарышкин сотворил свое, нарышкинское, Посурское Лукоморье, которое на полную глубину пропитано и пронизано Русским Духом. И уже не «там», а здесь «Русью пахнет». Воображение рисует, как из земли Посурской, из Сурских и Волжских вод, через Воеводские луга «и тридцать витязей прекрасных Чредой из вод выходят ясных», они идут на защиту российских городов и весей от нашествий интервентов: половцев, ногайцев, монголов и татар, шведов, поляков, французов, немцев.
В памяти народной живут образы былинных Героев—Микулы Селяниновича, Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича. Благодарная Россия чтит память Великих полководцев—Дмитрия Донского, Александра Невского, Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова. Неувядаемой славой покрыли свои имена наши современники, крупные военачальники, Герои Великой Отечественной войны Георгий Жуков, Константин Рокоссовский, Александр Василевский…
В наши дни писатель Николай Васильевич Нарышкин, следуя принципам Высокой Морали и Нравственности, осуществляет Высокую Миссию Подвижничества по возрождению Православного истинно русского Духа. И не безуспешно: на Посурской земле он приобрел множество своих последователей среди разных категорий людей, различных слоев населения.
Исходя из философских концепций и взглядов, характера Духовного паломнического Подвижничества писателя, выраженных им в своих произведениях, одного из Главных персонажей Посурского Лукоморья—Праведника в его диалоге с нечестивцем, воображение рисует и рождает имя этого Праведника: оно может быть сопричастным с образом Руслана в его новом качестве и может носить фамилию Махотин, ибо соответствует тому, о ком и о чем идет речь.
В реальной жизни писателя Н.В.Нарышкина связала судьба с Женщиной, его любимой женой Людмилой Михайловной, которую он сопоставляет с Народной исполнительницей Русских песен, песни «Течет река Волга» Людмилой Зыкиной. Кстати, обе Людмилы могли бы стать главными героинями Посурского Лукоморья наравне с Русланом, ибо их вместе с писателем роднил и роднит Русский Дух, Русская душа.
По-своему писатель видит Реальный и Духовный Мир, когда пишет и говорит о Природе-Матушке, о Посурье, о Людях, живущих здесь.
Течет время, отмеряя года, десятилетия, века, а над Посурским Лукоморьем по-прежнему встают утренние зори, дни сменяют друг друга один за другим, спускаются вечерние закаты, Дух Лукоморья плывет над широкой округой, беря свое начало от Алатырских Воеводских лугов, далее вверх по Суре-красавице до Иваньковской излучины, Сурской и Барышской поймы к Никольской горе у Промзина, над Белым ключом и Махотиным извозом. До Карсуна и Языкова, вдоль Прислонихинских меловых холмов и Тагайского перелеска вплоть до крутых берегов Волги-матушки.
Здесь же писателем услышан таинственный разговор Праведника с нечестивцем… Здесь «лес и дол видений полны», здесь сказочный и одновременно реальный мир, в котором живут людские радости и горести, зло и доброта, пороки и достоинства.
А какие люди населяют нарышкинское Посурское Лукоморье! Это «мужчины всех поколений; в своем большинстве благородны и умны, рассудительны, трудолюбивы. Особый склад людей—это Посурский Крестьянин: Он—и жнец, и швец, и на дуде игрец. Настоящий Крестьянин—это Вековечный труженик, к тому же и умный ремесленник, умевший добротно и валенки свалять, и кожу телячью выделать, и кожаные сапоги тачать, и любую столярную работу выполнить, и сруб избы или колодца сделать, и русскую печь сложить, и огородные культуры возделывать, и сено луговое в ометы сложить, и хлеб испечь, и топорище вытесать, и телегу смастерить, и лошадь запрячь, и речное судно соорудить, и бредень сплести, и рыбачить, и пахать, и сеять, и траву косить, и грузди солить, и яблоки мочить, и лапти плести, и ткать на домашнем станке полотна, и одежду шить, и варежки вязать, и из мочала плести рогожи, и веревки вить…» (Н.В.Нарышкин. Философия Русского крестьянина).
Нарышкинские женщины бесподобны: обаятельные заботливые хозяйки, своим всем домочадцам—на зависть и в пример, любящие жены, скромны, ласковы и жалостливы, добрые и нескупые, заботливые, грустные и веселые, частушечницы и песенницы… В период тяжких военных годин они голодные и холодные трудились на строительстве оборонительных укреплений, ломами и топорами долбили мерзлую землю, копали окопы и траншеи, с корня валили столетние дубы и сосны, сооружали блиндажи. Без мужчин, лишь со стариками и подростками военной поры, выполняли крестьянские заботы в коллективном хозяйстве, растили хлеб на нужды фронта, для Великой Победы. В те времена многие остались вдовами с детьми на руках, в одиночку выводили их на жизненную дорогу. Это ли не героизм Женщин-Матерей, Российских Крестьянок.
Девчата из Барышской Слободы, Сары, Полянок, Промзина, Кадышева, Астрадамовки, Карсуна, Языкова, Алатыря наделены писателем самыми лучшими качествами: они обязательно красивы, озорны и задорны. Эти девчата—лучшие невесты Посурского края.
Под стать им парни: отважные, смелые, крепкие, озорные, мужественные. За проявленный героизм в годы Великой Отечественной войны сотни их представителей удостоены звания Героя Советского Союза, тысячи—награждены орденами, медалями. И весь народ Посурский—замечательный.
Этому народу, людям Посурского Лукоморья, писатель посвящает свое творчество, он любит и боготворит этих людей независимо от их общественного положения, рассказывает о них, об их делах, помыслах. Сквозь толщу минувших лет он видит давних жителей родного села Кадышева (Покровского) и своих далеких и ближайших предков. Он восстанавливает Историческую память.
Николай Васильевич Нарышкин считает себя истинным алатырцем: его родное село Кадышево издавна причислялось к Алатырской Провинции. В Алатыре у него много друзей, еще больше почитателей его творчества со схожими взглядами и мыслями. Он постоянно и долгое время держит и сохраняет тесные связи с алатырской общественностью, Центром русской культуры, школой духовного возрождения «Жизнь», со священнослужителями алатырских храмов и монастырей и всегда желанный гость в нашем городе.
В среде близких по духу, творчеству и жизни людей он получил высокое признание как Паломник Русского Духа. В этом статусе он неустанно и кропотливо занят подвижнической деятельностью.
Сам о себе он говорит: «Я—дитя эпохи, которая дала мне жизнь, дала образование, заложила морально-нравственные основы поведения в жизни. Все это определило мою профессиональную деятельность как ученого-экономиста, мои взгляды на жизненные проблемы как человека и как общественного деятеля».
Непосредственный архитектор Посурского Лукоморья писатель Николай Васильевич Нарышкин в своих произведениях словно трудолюбивый землепашец поднял на поверхность из глубин целый пласт своих философских взглядов на современную жизнь. Он на основе тщательного анализа явлений действительности пытливо ищет ответ на один из важнейших вопросов современности: что творится в нынешней России?
В поисках ответа на главный вопрос ему приходится раскрывать и освещать ряд существенных проблем, в жизни значимых и непростых. Они, вероятнее всего, исходят из его собственного житейского опыта, помноженного на научные знания, приобретенные в академической среде.
Мое отношение к творчеству, жизненной позиции, философским воззрениям писателя Н.В.Нарышкина ассоциируется с нашим возрастом: мы почти ровесники. У обоих похожее начало сознательной жизни, затем прожитые годы совпадают по времени, и мы осознанно подмечаем, что нашему поколению уготовано жизнью—мало не покажется. В то же время ему, нашему поколению, могли позавидовать все те, кто жил до нас, нам будут завидовать те, кто будет жить после нас: и хорошего, и плохого мы получили вдосталь.
По окончании техникума я был призван на действительную военную службу и, прослужив четыре года, все последующие годы жизни посвятил селу, деревне, сельскохозяйственному производству, крестьянскому труду в структурах районного звена: в МТС, в комсомольских и партийных органах, был руководителем сельскохозяйственных предприятий. Поэтому мне близки взгляды Николая Васильевича, автора книги «Трудная жизнь Русского крестьянина» и ряда других произведений по сельской тематике.
Н.В.Нарышкин пишет о бесах, которые старательно крестьянина тащили и куда его что есть силы прут сегодня. Крестьян тащат туда, где вновь стал превалировать ручной труд. Образно говоря, Русского крестьянина вместе со всем населением страны бесы стараются вернуть к лучине. Они ловко ломают в людях всякое сопротивление даже явному абсурду. Для этого они используют гигантскую машину манипуляций-махинаций над русским сознанием, особенно над сознанием Русского крестьянства.
Нынче на просторах Руси, на земле Посурского Лукоморья из числа перевертышей появилось сатанинское племя нечестивцев, служащих интересам заморского Золотого Тельца, но не Российскому народу. Об этом сатанинском племени наш земляк талантливо рассказал в своем замечательном философском трактате «Диалог Праведника с нечестивцем». Этот трактат, несомненно, должен быть положен в основу Теоретического наследия писателя и мыслителя Николая Васильевича Нарышкина.
Главная опасность нечестивцев состоит в том, что они, потеряв Веру в Добро и Справедливость, сеют ядовитые семена зла и насилия над всем Российским народом.
Праведники видят свое предназначение в служении принципам Веры, Правды, Свободы, Разума, Добра, Справедливости, Братства, Равенства, Надежды и Любви, в служении людям, всему народу.
Посурское Лукоморье, вся Поволжско-Посурская православная земля, как и вся Великая Россия,—это особая страна, особая цивилизация.
«Огромен потенциал нашего Великого Русского Народа,—пишет Николай Васильевич,—Россия обязательно отойдет ото сна и вернет себе Былое Величие»
Михаил Дмитриевич Караваев, публицист