В прошедшем 2013 году социально-экономическое развитие города осуществлялось в соответствии со стратегическими задачами, определенными в Послании Президента Российской Федерации и Главы Чувашской Республики.
По итогам минувшего года город демонстрирует неплохие результаты по основным показателям развития, которые свидетельствуют о сохранении положительной динамики в основных отраслях экономики и стабильности в социальной сфере. Успешно реализуется Комплексный инвестиционный план модернизации города, претворяются в жизнь социальные программы, осуществлены проекты российской программы поддержки моногородов.
Накануне совещания актива состоялись конференции в территориальных общественных советах самоуправления города, работников образования, здравоохранения, культуры, спортивной общественности, Совета ветеранов. Прошли встречи во многих трудовых коллективах организаций, с молодежным активом, в ходе которых обсуждены итоги работы за 2013 год и намечены задачи на предстоящий период, что позволяет мне остановиться в докладе на ключевых вопросах социально-экономического развития города.
Ведущим звеном экономики муниципального образования является промышленность.
За отчетный период оборот организаций города превысил 6,6 миллиардов рублей, что на 18 % выше уровня 2012 года. Объем отгруженных товаров, выполненных работ и услуг промышленными предприятиями составил 4,8 миллиардов рублей, темп роста - 117,5 %.
Рост отмечался практически по всем видам экономической деятельности предприятий.
Наилучшую динамику производства имели ОАО «Завод «Электроприбор», ОАО «Электроавтомат», ОАО «5 арсенал», ОАО «Алатырский завод низкотемпературных холодильников», ООО «Алатырская бумажная фабрика», ОАО «Алатырский механический завод»
Финансовые результаты работы организаций также позитивны. За 2013 год сальдированный финансовый результат составил 344,5 млн. рублей прибыли. Доля прибыльных предприятий обрабатывающих производств достигла 89%. Все основные промышленные предприятия города работают прибыльно.
Сумма налоговых платежей, перечисленных предприятиями и организациями в бюджеты всех уровней, составила почти 800 млн. рублей, или 107% к уровню 2012 года.
В то же время следует отметить, что город в течение года получил из государственных централизованных источников на реализацию инвестиционных программ, пенсионное обеспечение граждан средства в сумме более 2 млрд. рублей.
Задача на 2014 год – сохранить положительную динамику в промышленном производстве, продолжить модернизацию предприятий.
В 2013 году на территории муниципалитета в целом оставалась достаточно высокая инвестиционная активность.
За счет всех источников финансирования инвестиции в целом по городу превысили 1 млрд. рублей, из них:
- более 300 миллионов руб. – это вложения крупных и средних предприятий в модернизацию и техническое перевооружение мощностей, создание новых производств, реконструкцию и капитальный ремонт производственных площадей;
- более 385 миллионов рублей – собственные средства и кредитные ресурсы, вложенные предпринимателями в строительство и развитие объектов потребительского рынка и услуг, а также средства, направленные на индивидуальное жилищное строительство;
- более 376 млн. рублей направлено на реализацию инвестиционных проектов Комплексного инвестиционного плана модернизации города.
Отмечу, что итоги реализации Комплексного инвестиционного плана модернизации города были рассмотрены в ходе совещания с активом города, которое провел в декабре прошлого года Глава Чувашской Республики М.В. Игнатьев, находясь с рабочим визитом в Алатыре.
Опыт Алатыря по модернизации моногорода получил положительную оценку в ходе работы межрегионального форума для муниципальных образований Приволжского федерального округа «Территория бизнеса – территория жизни», который прошел в г. Киров 17 декабря.
Одним из основных направлений деятельности администрации города является работа с бюджетом и эффективным использованием бюджетных средств.
Первоначально бюджет города был принят в объеме 316,4 млн. рублей, с учетом 5 внесенных изменений к концу года в плановых показателях он увеличился почти в 2,2 раза и составил 690 млн. рублей. Фактическое исполнение по расходам составило 91 %. Недоосвоено межбюджетных трансфертов в сумме 8,3 млн. рублей, это в основном субсидии на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилфонда, обеспечение жилыми помещениями детей – сирот. Проведены торги. Недоосвоенные средства поступят в 2014 году. Заявки направлены. Основное увеличение произошло за счет роста безвозмездных перечислений из вышестоящих бюджетов. Бюджет исполнен по собственным доходам на 101,4%. В 2013 году в местный бюджет поступило в виде налоговых и неналоговых платежей 184,7 млн. рублей.Рост к 2012 году составил 5,6%.
Серьезное внимание уделялось оптимизации бюджетных расходов. Проведена реструктуризация двух учреждений культуры – школы искусств и художественной школы, централизация бухгалтерий в системе образования.
В 2014 году основной задачей остается сохранение темпов роста собственных доходов, эффективное расходование бюджетных средств, дальнейшая оптимизация расходов.
Обеспечение эффективного расходования бюджетных средств осуществляется и через систему муниципального заказа.
За 2013 год муниципальными заказчиками города заключено контрактов и гражданско-правовых договоров на общую сумму 397,4 млн. руб. По итогам проведения конкурентных процедур размещено заказов на сумму 331,1 млн. руб., что составляет 83,3 % от суммы всего заказа.
Бюджетная эффективность при размещении муниципального заказа составила 4,6 %. Благодаря проведению аукционов и запросов котировок сэкономлено более 16 млн. руб. средств городского бюджета.
В соответствии с законом о контрактной системе в администрации города Алатыря создана контрактная служба, которая обеспечит процесс закупки, начиная от стадии планирования и заканчивая исполнением контракта сторонами.
В 2014 году муниципальным заказчикам в целях эффективного расходования бюджетных средств необходимо продолжить размещение заказов преимущественно путем проведения конкурентных процедур, обеспечить размещение заказа у субъектов малого предпринимательства в размере от 10 до 20 % от стоимости размещенных заказов.
Один из главных источников пополнения городского бюджета – имущество и земля.
Одна четвертая часть собственных доходов бюджета города формируется за счет использования муниципального имущества и земельных участков.
В 2013 году в бюджет поступило 36,12 млн. рублей, в том числе от продажи имущества и земельных участков - 22,1 млн. рублей, это на 4,4 млн. руб. больше, чем в 2012 году.
В настоящее время в рамках муниципального земельного контроля ведётся целенаправленная работа по регистрации объектов муниципальной собственности, расположенных на земельных участках общего пользования; переводу земель сельскохозяйственного использования в разряд земель, предназначенных для размещения многоэтажных жилых домов и объектов индивидуального жилищного строительства. Данные меры позволят уменьшить площадь земель, государственная собственность на которые не разграничена. Их площадь составляет 2600 га, из них более 603 га возможны для использования через аренду и приватизацию.
В то же время задолженность от аренды земли составляет 2,5 млн. рублей. Значительная часть земельных участков не используется, либо их использование не оформлено. Речь, прежде всего, идет о земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, и находящихся в государственной собственности. Часто здесь образуются несанкционированные свалки, растет сорняк. Яркий пример - земельный участок площадью 0,6 га по ул. Лермонтова, в центральной части города, принадлежащий Минобороны России, многолетняя переписка о его передаче муниципалитету пока не дала положительных результатов. А это серьезный резерв.
Отделу имущественных и земельных отношений администрации города в текущем году необходимо улучшить работу по вовлечению в хозяйственный оборот неиспользуемого муниципального имущества и земельных участков, взысканию задолженности по арендным платежам, повысить эффективность от приватизации имущества с целью пополнения муниципального бюджета.
Малый и средний бизнес играет заметную роль в экономике.
Онформирует почти 22 % собственных доходов городского бюджета. В Алатыре к концу 2013 года насчитывалось 150 малых предприятий и 1093 индивидуальных предпринимателя. По сравнению с прошлым годом количество субъектов малого и среднего бизнеса уменьшилось на 17,6%, в том числе малых предприятий – на 1,3%, индивидуальных предпринимателей – на 17%. В то же время доля численности работающих в малом бизнесе к общему числу занятых в экономике города увеличилась до 28,8% (против 28% за 2012 год). За истекший год здесь создано 127 новых рабочих мест.
Общий объем отгруженных товаров, работ и услуг по предприятиям малого бизнеса за 2013 год составил 834 млн. рублей, или 120% к объему 2012 года.
В городе продолжило работу представительство некоммерческой организации «Агентство по поддержке малого бизнеса». В 2013 году выдано 115 займов на сумму около 39 млн. рублей.
Динамично развивался потребительский рынок. Темп составил 117,3%, оборота общественного питания - 103,1%. Представителями бизнеса построено и реконструировано 11 объектов потребительского рынка общей площадью около 5 тыс. кв. метров. Общая торговая площадь по городу составляет 23,8 тыс. кв. м., данный показатель по сравнению с прошлым годом увеличился на 20,5%. Уровень обеспеченности торговыми площадями на тысячу жителей превышает норматив более чем в 1,3 раза и составляет 600 кв.м.
В городе систематически проводится мониторинг розничных цен на социально значимые товары, на большинство продуктов цены в магазинах города сложились на уровне среднереспубликанских, а по некоторым позициям были ниже.
Отделу экономики администрации города в текущем году необходимо реализовать дополнительные мероприятия по поддержке малого предпринимательства, сохранить влияние на ценовую политику через конкуренцию среди организаций торговли, повышать культуру обслуживания и обеспечить защиту прав потребителей. Продолжить работу по выявлению организаций и предпринимателей, использующих «серые» схемы оплаты труда, использовать по отношению к ним более жесткие меры. Эту работу необходимо проводить системно и поступательно.
В Алатыре реализуется 20 целевых программ, в том числе и в области улучшения жилищных условий граждан.
В прошедшем году построен трехэтажный 24-х квартирный жилой дом по улице Горького. Новоселами стали 39 человек, ранее проживавшие в домах, признанных непригодными для жилья по причине ветхости.
С 2013 года в Алатыре начала действовать программа переселения граждан из аварийного жилищного фонда. В соответствии с данной программой до 2016 года в городе планируется построить 11050 кв.м. жилья, расселить 63 многоквартирных дома, где проживает 294 семьи. В текущем году в эксплуатацию будет сдано 8 многоквартирных домов общей площадью 3298 кв.м. Это даст возможность переселить 84 семьи из 17 домов, признанных аварийными.
В прошлом году государственная поддержка позволила обеспечить жильем 6 детей-сирот. В настоящее время состоит на учете 41 ребенок-сирота, из них у 25 наступило право на обеспечение жильем, для 11 детей–сирот проведен конкурс на строительство и приобретение жилья, еще для 9 будет проведен в текущем году. Предоставление детям–сиротам жилья ожидается в 2014 году.
В прошедшем году улучшили жилищные условия 42 молодые семьи, 22 ветерана Великой Отечественной войны. Не обеспеченными жилыми помещениями остались 5 ветеранов. Работа по оказанию поддержки будет продолжена в текущем году.
Целенаправленная работа проводилась по обеспечению многодетных семей земельными участками для индивидуального жилищного строительства. С начала действия закона Чувашской Республики «О предоставлении земельных участков многодетным семьям в Чувашской Республике» на учет было поставлено 69 семей, из них 52-м - предоставлены земельные участки для индивидуального строительства. Работа в данном направлении продолжается, и в настоящее время сформированы еще 12 участков.
Однако проблема улучшения жилищных условий горожан остается серьезной. Очередность составляет 1700 человек. На вторичном рынке имеется в продаже более 14 тысяч кв.м. жилья, в то же время требует развития рынок первичного жилья. Решение этой проблемы возможно через индивидуальное жилищное строительство, строительство жилья экономического класса и государственного жилья. В аренде для индивидуального жилищного строительства находится 382 земельных участка. Сформирован земельный участок площадью 2,2 гектара в микрорайоне «Западный», который передан в аренду ипотечной корпорации, его планируется освоить в течение 2014-2016 годов, построить более 20 тысяч кв. м. жилья.
В городе создан единый информационный ресурс о свободных от застройки земельных участков для строительства жилья экономкласса и размещения инвестиционных объектов. Единая база насчитывает 13земельных участков площадью 27 га. Предстоит серьезная работа по их освоению.
Всего же в 2013 году за счет всех источников финансирования введено в эксплуатацию 26,4 тыс. кв.м. общей площади жилья, или 97,6% к уровню 2012 года. В расчете на душу населения - 0,71 кв. м. Стоит задача – обеспечить в 2014 году ввод жилья в размере 29 тыс. кв. м. что составляет 109,9% к уровню прошлого года.
Мы активно занимались дорогами и благоустройством города в целом.
Проведена реконструкция и строительство дорог протяженностью 3,2 километра по улицам Б. Хмельницкого, Гончарова, Гоголя, Жуковского, Пушкина, более 5 километров тротуаров. Параллельно велась реконструкция уличного освещения. Проведено благоустройство дворовых территорий 5-ти многоквартирных домов.
В этом году планируем начать реконструкцию дорог по улицам Гончарова, Советская, Школьный проезд, Осипова, привести в порядок еще 5 дворовых территорий.
Но, несмотря на проведённые и планируемые работы, доля дорог с усовершенствованным покрытием в городе остаётся невысокой - не более 50% от общей протяжённости улично-дорожной сети. Имеется проектно-сметная документация на строительство и реконструкцию многих дорог. Предстоит серьезная работа по привлечению инвестиций на эти цели.
Жилищно-коммунальное хозяйство – это сфера, которая волнует многих жителей, и где больше всего вопросов.
В 2013 году мы продолжили участие в республиканской адресной программе по капитальному ремонту многоквартирных домов. С начала ее реализации в городе отремонтировано 95 многоквартирных домов на сумму свыше 180 млн. рублей. В прошедшем году выполнен капитальный ремонт двух многоквартирных домов.
Удельный вес отремонтированных домов по городу составляет 45%. Этого недостаточно. От горожан поступает еще немало нареканий и жалоб, обращений и просьб. Эти вопросы требуют решения.
С 2014 года вводятся новые правила проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Ежегодно по городу при размере взноса 5,2 рубля за кв. м. будет аккумулироваться около 27 млн. руб. средств, предназначенных для капитального ремонта многоквартирных домов. Это позволит ремонтировать по 7 домов в год.
На данном этапе важно проводить целенаправленную разъяснительную работу с жильцами и советами многоквартирных домов о вариантах капитального ремонта, правах и ответственности собственников.
В городе продолжилась модернизация инженерной, коммунальной инфраструктуры.
В рамках российской программы поддержки моногородов завершилось строительство канализационных сетей и очистных сооружений мощностью 17 тыс. куб. м. в сутки, что обеспечит нормативную очистку канализационных сбросов и решит важную экологическую проблему.
Ввод в эксплуатацию водопроводных сетей протяжённостью 15,6 км. улучшит качество водоснабжения потребителей города.
Следует отметить, что реализация данных проектов стала возможной благодаря содействию депутатов всех уровней партии «Единая Россия».
В 2014 году предстоит работа по проведению модернизации оборудования станции водоподготовки в ООО «Вода». Планируется перевод на новую технологию обеззараживания питьевой воды с использованием гипохлорита натрия. Данный проект рассмотрен и одобрен для поддержки на заседании Совета по инвестиционной политике Чувашской Республики.
Продолжается работа по модернизации системы теплоснабжения. За последние 6 лет в городе было построено и введено 9 блочно-модульных котельных. В 2014 году планируется ввести в эксплуатацию ещё две котельные и улучшить качество теплоснабжения 11 многоквартирных домов.
Предстоит решать еще одну серьезную проблему. В связи с тем, что сроки эксплуатации действующего полигона ТБО исчерпаны, в рамках частно-государственного партнёрства администрации города совместно с ОАО «ЧЭСК» решает вопрос реализации проекта «Мусоросортировочный и перерабатывающий комплекс с полигоном ТБО». Разработан бизнес – план. Проект одобрен на заседании СИПа Чувашской Республики. В 2014 году планируется начать работу по подготовке ПСД.
Говоря о жилищно-коммунальной сфере, не могу не затронуть такую тему, как задолженность за потребленные жилищно-коммунальные услуги. На 1 февраля 2014г. просроченная задолженность составила 29,9 млн. рублей. Управляющая компания за последнее время усилила претензионную работу в отношении неплательщиков, идя на крайние меры по отключению электрической энергии. Между администрацией города и Межрегионгазом заключено соглашение о реструктуризации долгов, однако задолженность остается высокой и создает проблемы в устойчивом функционировании ресурсоснабжающих предприятий. Долг теплоснабжающих организаций за потребленный газ увеличился и составил более 39 млн. рублей. Это недопустимо.
Отделу ЖКХ администрации города, управляющей компании совместно с ресурсоснабжающей организацией необходимо усилить работу по увеличению уровня собираемости платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги и принять меры по погашению задолженности за топливно-энергетические ресурсы.
В истекшем году продолжилась работа по реализации комплекса мер по модернизации системы общего образования.
Работы по капитальному ремонту были проведены в двух школах. Технологическое оборудование и мебель для столовых получили еще четыре школы города. Сейчас мы ставим задачи по повышению качества организации питания, 100%-му охвату питанием обучающихся. Работаем над внедрением безналичной системы оплаты за питание.
Однако хочется обозначить такую проблему, как востребованность в специалистах технического профиля на предприятиях города. В этой связи считаю важным направлением работы укрепление связей с Чувашским государственным университетом по подготовке таких специалистов на целевой бюджетной основе.
Совместно с руководством ВУЗа и руководителями промышленного комплекса недавно мы обсудили формы сотрудничества, которые позволят после обучения в ЧГУ привлечь молодых специалистов на предприятия города.
Вопрос обеспечения доступности дошкольного образования находится на особом контроле муниципалитета.
Дошкольные образовательные учреждения посещают 1830 детей. Очередность составляет 199 детей.
В 2013 году в четырех дошкольных учреждениях после капитального ремонта открыты 4 группы на 95 мест.
Замечательный подарок получат юные алатырцы и их родители в этом году. По улице Димитрова строится новый детский сад на 240 мест в рамках проекта партии «Единая Россия» - «Детские сады – детям». Строительство ведется по графику, это будет красивое современное здание, которое, несомненно, украсит этот уголок города.
В итоге в 2014 году мы полностью решим проблему с местами в детских садах.
В 2013 году в Алатыре наблюдалась положительная тенденция увеличения рождаемости.
Родилось 417 малышей, на 23 больше, чем в 2012 году. Отрадно отметить, что в городе растет число семей, в которых воспитываются по двое, трое и более детей. В первую очередь такая положительная демографическая особенность связана с мерами государственной поддержки, которые сегодня оказываются на федеральном и республиканском уровне. В прошедшем году республиканский материнский капитал получили 50 семей, получателями средств из федерального бюджета стала 261 семья.
В городе зарегистрировано снижение смертности. Число умерших по сравнению с 2012 годом уменьшилось на 100 человек.
К сожалению, пока демографическая ситуация характеризуется ростом естественной убыли, превышением общей смертности над уровнем рождаемости.
В целях стабилизации демографической обстановки в городе и снижения смертности необходимо принять меры по формированию у населения приоритета здорового образа жизни и решению комплекса социальных вопросов.
Согласно проведенному социологическому опросу у горожан невысокий уровень удовлетворенности состоянием городских дорог и благоустройством дворовых территорий, ростом платежей за услуги ЖКХ, низкой заработной платой, качеством медицинского обслуживания.
Эти проблемы формировались годами, в последнее время их решению уделяется серьезное внимание, реализуются инвестиционные программы, но пока этого явно недостаточно. Работа в данном направлении должна стать приоритетной в деятельности администрации города и руководителей этих сфер.
К сожалению, ключевой проблемой здравоохранения города остается дефицит врачебных кадров и растущая доля работников пенсионного возраста.
Наша задача – предусмотреть меры социальной поддержки медицинских работников, в том числе по решению социально-бытовых вопросов.
2014 год объявлен в России Годом культуры.
У города значительный культурный потенциал, богатая история и традиции. Функционируют 7 учреждений культуры, республиканский центр русской культуры, на территории города - 90 памятников истории и культуры.
Ежегодно город принимает участников Всероссийского фестиваля русского народного творчества «Звучи, российская глубинка!». Традиционно мы проводим межрегиональные фестивали «Провинциальные ассамблеи», творчества инвалидов «Во имя жизни». В городе проходят Дни славянской письменности и культуры, Дни семьи «Семья - начало начал».
Очень хотелось бы, чтобы Год культуры стал отправной точкой для развития меценатства, благотворительности, поводом для формирования в нашем обществе нового отношения к культуре, а также ко всем, кто ей служит.
Одним из важнейших направлений в деятельности муниципалитета является развитие физкультуры и спорта.
В общей сложности в течение года проведено более 80 общегородских спортивных мероприятий, в которых приняли участие более 12 тысяч горожан. Мы продолжили работу по развитию массового спорта, укреплению материальной базы учреждений физической культуры и спорта, в том числе и за счет привлечения внебюджетных источников, в частности, на средства которых была открыта и функционирует школа бокса на базе Дворца культуры.
В Алатыре 34% горожан систематически занимаются физической культурой и спортом.
В текущем году нам предстоит завершить подготовку проектно-сметной документации и согласовать сроки реконструкции стадиона «Труд».
Важный показатель - среднее значение заработной платы и регулярность ее выплаты.
Увеличение заработной платы отмечается практически во всех секторах экономики города. За 2013 год она сложилась в размере 17490 рублей. Однако, по-прежнему остаётся ниже среднегородского уровня заработная плата работников промышленных предприятий обрабатывающих производств. Средний её размер составил 17050 руб., рост к 2012 году - 17,5 %.
По городу в течение 2013 года обеспечено поэтапное повышение оплаты труда работников бюджетной сферы.
К сожалению, средняя заработная плата по экономике пока остается ниже среднереспубликанской. Руководителям промышленных предприятий необходимо продолжить работу по повышению заработной платы.
В 2013 году стабильной оставалась ситуация на рынке труда города.
В настоящее время регистрируемая безработица в городе насчитывает 112 человек, а ее уровень составляет 0,51 %. В банке вакансий службы занятости - 345 предложений работодателей.
В текущем году мы продолжим контроль за работой предприятий и организаций в части выполнения установленных квот по трудоустройству граждан из числа инвалидов, будем способствовать сохранению стабильной ситуации на рынке труда в городе.
Одним из главных направлений деятельности администрации города является совершенствование системы предоставления муниципальных услуг по принципу «одного окна», направление потока обращений граждан через многофункциональный центр.
В настоящее время на базе МФЦ предоставляется 89 услуг, в том числе 16 государственных, 48 республиканских и 25 муниципальных услуг. В 2013 году за услугами в центр обратилось 5795 граждан. Ежемесячно количество обращений увеличивается.
В 2014 году необходимо продолжить реализацию мероприятий поэтапного предоставления наиболее социально значимых услуг через МФЦ, активизировать работу в системе межведомственного электронного взаимодействия.
В завершении своего выступления хочу сказать, что спектр задач, стоящих перед нами в этом году разнообразен и все они крайне важны для жизни города. При этом нам нужен не сам по себе процесс, а конкретный положительный результат. Не только решение текущих проблем, а прежде всего создание условий для повышения качества жизни людей, для устойчивого развития города, должно стоять во главе всей нашей деятельности.