В муниципальной системе образования функционируют 24 учреждения. В дневных общеобразовательных школах обучаются 3814 учащихся (в 2004 году – 4086), в двух вечерних (сменных) школах – 311 учащихся, в дошкольных учреждениях воспитываются 1424 ребенка (в 2004 году - 1500).
Деятельность УО и МП, образовательных учреждений была направлена на выполнение следующих задач:
1) обогащение здоровьесберегающей среды;
2) приобретение компьютерной и множительной техники;
3) постановка на качественно новый уровень экспериментальной и проектной деятельности;
4) дальнейшее развитие системы работы с одаренными детьми;
5) целенаправленное введение информационных технологий в управленческий и образовательный процессы;
6) научно – методическое обеспечение профильной подготовки и предпрофильного обучения учащихся;
7) активизация героико – патриотического воспитания детей и молодежи.
В системе образования реализуются такие муниципальные программы, как:
- «Развитие образования г.Алатырь»,
- «Формирование установок толерантного сознания»,
- «Развитие системы дополнительного образования детей»,
- «Информатизация системы образования»,
- «Одаренные дети»,
- «Дети - сироты»,
- «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»,
- «Развитие физкультуры и спорта в системе образования г. Алатырь»,
- «Развитие образовательного пространства г.Алатырь»,
- «Программа сетевого взаимодействия ресурсных центров в общеобразовательных учреждениях г.Алатырь»,
- «Программа подготовки кадров по использованию информационно – коммуникационных технологий в образовательном процессе»,
- Концепция развития образовательного пространства г. Алатырь.
9 дошкольных учреждений представляют собой детские сады общеразвивающего вида, детский сад с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников - 1 (д/с № 10 «Сказка»).
Основные задачи и направления работы ДОУ в 2005 году:
1) активизация деятельности по привлечению детей в детский сад и обеспечению наиболее полного охвата детей дошкольным образованием;
2) совершенствование физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ;
3) проведение целенаправленной работы по оказанию платных дополнительных услуг.
Организована работа по пропаганде дошкольного образования среди населения через средства массовой информации. В детских консультациях размещены рекламные щиты. В каждом учреждении оформлены информационные стенды и альбомы о деятельности д/с. Систематически проводятся Дни открытых дверей. Во всех ДОУ составлены планы мероприятий по привлечению детей в детский сад, созданы базы данных о детях дошкольного возраста, не посещающих детский сад, выявлены причины отказа от услуг ДОУ, изучаются родительские запросы. В детских садах № 3, 4 открыты разновозрастные группы (42 ребенка). Охват детей от 3 до 6,5 лет дошкольным образованием в городе - 97,3% (детей от 3 до 6,5 лет - 1113, охвачено дошкольным образованием - 1083).
Важнейшей характеристикой качества дошкольного образования является состояние здоровья воспитанников. На заседаниях методических объединений медсестер, инструкторов по ФЗК рассматривались вопросы организации питания, закаливания детей, обсуждались проблемы совместной работы медсестры и инструктора по ФЗК по коррекции здоровья, снижению заболеваемости. В 2005 году одним ребёнком в год по болезни пропущено 8,8 дней (предыдущий показатель – 8,9 дней).
Открытые занятия по двигательной деятельности на свежем воздухе, создание и использование нестандартного спортивного оборудования, проведение Недель здоровья, изучение и обсуждение программ по физкультурно – оздоровительной работе, семинары-совещания по организации и проведению спортивного досуга, развлечений, занятий кружков ритмической гимнастики способствовали совершенствованию физкультурно – оздоровительной работы.
Детские сады активно используют различные дополнительные образовательные услуги. 371 ребенок (26%) охвачен дополнительными услугами, из них 86 человек (23%) – платными.
В ДОУ в настоящее время работает 150 педагогов, из них 36 (24%) – с высшим образованием, 114 (76%) – со средним специальным. Имеет высшую квалификационную категорию 1 чел. (0,7%), 1-ую категорию – 31 чел. (21%), 2-ую – 83 чел. (55%) (без категории – 35 чел. (23,3%)).
Современные требования к организации дошкольного образования предполагают новые подходы к управленческой деятельности. Заведующие детскими садами в Центре общественного доступа администрации обучались основам компьютерной грамотности по программе «Основы ИКТ для руководителя». В 2005 году 27 воспитателей детских садов прошли курсы повышения квалификации на базе Алатыря на тему «Развитие творческой активности и способности педагога к адекватной деятельности в условиях инновационного развития дошкольного образования».
С целью изучения состояния планирования в ДОУ и оказания методической помощи организована тематическая проверка «Состояние документационного обеспечения образовательного процесса в детском саду», по итогам которой состоялся городской семинар для старших воспитателей ДОУ на тему «Образовательный процесс, его организация и документационное обеспечение», с целью изучения состояния организации трудового воспитания в ДОУ, совершенствования деятельности по воспитанию трудолюбия у воспитанников детских садов - тематическая проверка «Организация трудовой деятельности в детском саду».
В 2005 году проведены городские семинары:
- «Организация различных форм физического воспитания в ДОУ» (вне занятий) (для инструкторов по ФЗК),
- «Организация работы по укреплению здоровья детей в детском саду и снижению заболеваемости» (для медсестер ДОУ),
- «Образовательный процесс, его организация и документационное обеспечение» (для старших воспитателей ДОУ).
В системе общего образования результативно решались приоритетные задачи образовательной политики РФ, ЧР, города.
В 2005 году продолжалась работа по реструктуризации общеобразовательных учреждений. МОУ «Основная общеобразовательная школа № 8» реорганизована путем присоединения к МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9». 5 общеобразовательных учреждений и педагогический колледж переведены на финансовую самостоятельность.
С сентября 2005 г. 494 школьника 9 кл. общеобразовательных учреждений (100%) охвачены предпрофильной подготовкой.
В соответствии с Программой сетевого взаимодействия ресурсных центров с общеобразовательными учреждениями определена модель профильного обучения на базе МОУ «Гимназия № 6», МОУ «СОШ № 9».
В течение нескольких лет успешно осуществляется профильное обучение в 10 – 11 кл. МОУ «Гимназия № 6» через реализацию задач гуманитарного, социально – экономического и естественно – научного профилей.
Все учащиеся 2 – 4 кл. школ города охвачены ранним обучением иностранному языку. В дневных общеобразовательных школах 119 современных компьютеров. На 1 компьютер приходится 32 школьника (в ЧР – 28). 52,6% учащихся 2 – 4 кл. изучают информатику.
В целях реализации республиканской и городской программ «Одаренные дети» в 2004 – 2005 учебном году управлением образования и молодежной политики администрации г.Алатыря организовано 18 предметных состязаний, в которых приняли участие 1628 школьников. Число участников олимпиад, творческих предметных конкурсов, лингвистических и математических игр растет из года в год (2001 – 2002 учебный год – 1114, 2002 – 2003 учебный год – 1308, 2003 – 2004 учебный год – 1506) .
547 учащихся демонстрировали знания на олимпиадах. Определены 103 победителя и призера. Ежегодный бесспорный лидер – гимназия № 6 (38 призовых мест; директор Федоров В.А.). II место по праву принадлежит сош № 7 (18 призовых мест; директор Кольдина Л.Н.). Следует отметить, что за последние 10 лет этому учреждению 8 раз сопутствовала удача. III результат имеет сош № 2 (9 призовых мест; директор Петров А.Л.). Активно повышают статус знаний в городе общеобразовательные учреждения № 3, 12. На счету каждого из них в 2005 г. 8 призовых мест.
20 интеллектуалов лидировали в нескольких олимпиадах по различным школьным дисциплинам. Это Марсальская Е. (гимназия № 6, 10 кл.; 6 мест), Слесаревская А. (гимназия № 6, 10 кл.; 4 места), Тузкова М. (гимназия № 6, 9 кл., 4 места), Засимов Д. (сош № 7, 11 кл.; 4 места), Скоморохов В. (сош № 12, 11 кл.; 3 места), Ильинова А. (ЦО № 5, 11 кл.; 3 места), Лачугина И. (сош № 3, 9 кл.; 3 места) и другие.
Совершенствование системы работы с одаренными детьми позволяет из года в год повышать результативность участия в предметных состязаниях республиканского уровня. В 2005 году 90 школьников защищали честь города на республиканских олимпиадах, конкурсах творческих и исследовательских работ, научно-практических конференциях, 111 – на дистанционных олимпиадах. 27 из них получили дипломы победителей и призеров. Эрудиты достойно представили Алатырь на олимпиадах по экологии (Демина Юлия, сош № 7, 11 кл. – I место; Филиппова Алена, гимназия № 6, 10 кл. – III место), истории (Киреева Мария, сош № 3, 11 кл. – I место), биологии (Семенова Наталья, сош № 7, 9 кл. – II место). Высокой оценки удостоены на конференциях работы юных исследователей сош № 3, гимназии № 6, сош № 7, сош № 9, ДДТ в области педагогики, истории, русского языка, экологии, психологии, граждановедения.
Демина Юлия, учащаяся 11 кл. сош № 7, вновь поднялась на высшую ступень Олимпа Всероссийской общественной научно-практической конференции «Молодежь и экология – 21 век». У Семеновой Натальи, воспитанницы ДДТ, IV результат на Всероссийской биологической олимпиаде в сфере дополнительного образования детей.
В соответствии с Положением о порядке премирования, утвержденным в 2002 году распоряжением главы администрации города, успешные школы, одаренные дети по итогам учебного года награждены дипломами, денежными премиями на сумму 15600 рублей.
В 2005 году 231 учащийся школ города принял участие в I этапе обязательного ЕГЭ по математике. Качество знаний – 67,96%, средний балл – 58,96%. Высокое качество знаний продемонстрировали учащиеся МОУ «Гимназия № 6» - 86,1% (средний бал – 66,6), МОУ «СОШ № 7» - 79,4% (средний бал – 63,7). Неудовлетворительные оценки получили 8 учащихся (3,5%) (для сравнения: в 2004 году выполнили задания ЕГЭ на «2» 4,6%).
211 выпускников сдавали ЕГЭ по выбору по 6 учебным дисциплинам. В ЕГЭ по русскому языку участвовал 141 школьник. Качество знаний – 87,9%, средний балл – 63,87.
Двое учащихся гимназии № 6 и сош № 7 набрали по 100 баллов соответственно по русскому языку и истории.
Анализ таблицы результатов единого экзамена Центра новых образовательных технологий ЧР по итогам I и II этапов свидетельствует о том, что город Алатырь в рейтинге среди районов и городов занимает достаточно высокое место, а именно: первое из 28 по русскому языку, биологии, истории, третье – по обществознанию, четвертое – по математике, физике.
39 выпускников 11 кл. школ города (17%) по результатам ЕГЭ и итоговой аттестации награждены золотыми (20 учащихся) и серебряными (19 учащихся) медалями «За особые успехи в учении».
Результативное решение проблемы совершенствования модели выпускника позволяет ежегодно увеличивать количество выпускников, поступивших в ВУЗы. Так, в 2005 году 140 учащихся 11 кл. (59,6%) реализуют свои профессиональные ориентиры в высших учебных заведениях (для сравнения: в 2003 году – 50,9%, в 2004 году – 57%). Из них обучаются на бюджетной основе 53,6% человек, на коммерческой – 46,4%. Необходимо отметить, что 100% выпускников – гимназистов поступили в ВУЗы, 65% выпускников сош № 7, 56,5% - сош № 3, 54% - сош № 9.
Активизируется участие общеобразовательных учреждений в инновационной и проектной деятельности. С 2004 года МОУ «СОШ №7» внедряет федеральный профилактический проект ХОУП «Полезные привычки», «Полезные навыки», «Полезный выбор», участвует в республиканском эксперименте по совершенствованию структуры и содержания физической культуры. МОУ «СОШ №11» является экспериментальной площадкой по проблемам правового образования на муниципальном уровне, республиканской экспериментальной площадкой по развитию детского общественного движения. Школа – неоднократный победитель и призер различных конкурсов федерального и республиканского уровней по вопросам правового образования, заняла II место в 2005 г. в республиканском конкурсе детских общественных организаций. С 2005г. МОУ «СОШ № 9» определена республиканской экспериментальной площадкой «Возрастная школа ступеней обучения», МОУ «Гимназия №6» - школьной экспериментальной площадкой по углубленному изучению русской культуры, истории и языка.
В течение 2005 года управление образования и молодежной политики поддерживало и расширяло информационную базу учебной литературы, адаптировало использование программных средств (электронный каталог учебников) для подбора учебных изданий, базу данных АИБС для каталогизации учебного фонда литературы, проводило консультации по вопросам формирования заказов и инвентаризации учебных фондов школ, семинары по вопросам ведения библиотечного делопроизводства, создания нормативно-правовой базы школьных библиотек и использования ИКТ в библиотечном деле, занималось совершенствованием базы данных контингента учащихся, в том числе и нуждающихся в государственной поддержке, участвовало в реализации программы МО и МП ЧР, РГУП «Учколлектор» «Школьный учебник». Приобретено 5400 экземпляров учебников на сумму 489839,82 руб., в том числе из средств республиканского бюджета для детей, нуждающихся в социальной защите, – 542 экземпляра (26996,6 руб.), местного бюджета – 321 экз. (15718 руб.), на родительские средства - 4537 экз. (447125,2 руб.). При этом общая обеспеченность составила 70,8% - 32527 экз. (в начальной школе – 68,1%, в основной – 67,01%, средней – 76,9%).
В 2005 году организована учеба библиотекарей по вопросам информационно-коммуникационных технологий. Проведены курсы библиотекарей и учителей гуманитарного цикла «Основы духовной безопасности» с привлечением духовенства города.
Целенаправленно велась работа по повышению профессионального мастерства педагогов. По итогам аттестации педагогических и руководящих кадров 6 чел. получили высшую квалификационную категорию, 51 – первую. 30 педагогов прошли курсы повышения квалификации в ЧРИО. В системе посещаются семинары по английскому языку, проводимые МО и МП ЧР и Английским ресурсным центром. Активизируется участие в дистанционном обучении учителей начальных классов, иностранного языка.
Продолжается деятельность по информатизации управленческого и образовательного процессов. Все общеобразовательные учреждения и УО и МП подключены к электронной почте и сети Интернет, обновили сайты, приняли участие в Интернет – педсовете, форуме «Образование», Всероссийской телекоммуникационной олимпиаде юных журналистов. Через Центр общественного доступа в 2005 году обучены компьютерной грамотности 10 заведующих детскими садами, 26 учителей школ города. Владеют компьютером на уровне пользователей 148 учителей (51,2%). Внедряют ИКТ в образовательный процесс 44 учителя (16,4%).
В целях повышения уровня управленческой деятельности, совершенствования педагогического мастерства, обмена опытом в 2005 году организованы городские семинары для администраторов общеобразовательных учреждений «Мотивационные основы здоровьесберегающих технологий» (на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7») и «Организационные основы эффективного управления образовательным процессом» (на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2»), практикум для заместителей директоров по учебной работе «Программное обеспечение образовательного процесса».
Качественно выступили в 2004 – 2005 учебном году в республиканских профессиональных конкурсах педагогические коллективы, отдельные педагоги. Так, сош № 3 стала призером конкурса «Лучшая школа года – 2005» (директор Клементьева М.В.). Патраева И.Г., учитель истории и экономики сош № 3, признана победителем конкурса «Учитель года – 2005». Новиков И.А., учитель информатики гимназии № 6, занял I место в конкурсе «Лучший урок с применением информационно-коммуникационных технологий». Селезнева Е.В. (сош № 12) награждена дипломом II степени по итогам участия в конкурсе педагогических идей учителей русского языка и литературы.
Лучший результат в разнообразных ученических предметных состязаниях и учительских конкурсах, организованных в Чувашской Республике, показала в 2005 г. сош № 3 (7 призовых мест; директор Клементьева М.В.). Достижения школы отмечены грамотой управления образования и молодежной политики и денежной премией.
В последнее время большое внимание уделяется попечительским советам как общественной форме управления. Названная форма начала вносить реальный вклад в поддержку одаренных детей и талантливых учителей.
С 2003 года попечительский совет активно действует в МОУ «СОШ № 3». В 2005 году созданы попечительские советы в МОУ «СОШ № 7», «СОШ № 12». Стимулирование создания советов в других образовательных учреждениях – одна из приоритетных задач как управления образования и молодежной политики, так и руководителей образовательных учреждений.
Программными документами в системе воспитания являются Послание Президента Чувашской республики Н.В.Федорова Государственному Совету Чувашской Республики «Путь к благополучию – через духовность и здоровый образ жизни» и Указы «О Годе молодежи и здорового образа жизни» и «О Годе парков и садов».
Реализуя Указ Н.В.Федорова «О Годе парков и садов», учреждения образования посадили более 500 деревьев и кустарников, оформили цветочные клумбы общей площадью 1500 кв.м. Учащиеся осуществляют реконструкцию и развитие существующих парков, скверов, аллей, садов, участвуют в благоустройстве территорий учебных заведений. Студенты педагогического колледжа разработали макеты школьных парков, проекты оформления городских аллей, цветочных клумб и газонов, санитарно-защитных зон. В смотре – конкурсе на лучший пришкольный участок, лучшую территорию учреждения образования 1 место заняло МОУ «Центр образования №5».
Особую роль в воспитании патриотов играют школьные Музеи Боевой Славы. В целях совершенствования содержания, форм и методов музейного дела, обобщения опыта работы школьных музеев был проведен городской смотр-конкурс музеев общеобразовательных учреждений, посвященный 60-летию Победы в Великой Отечественной войне, победители которого достойно заявили о себе на республиканском смотре-конкурсе школьных музеев. Музеи школ № 2, №7 признаны победителями.
В январе 2005 г. в городе организована Неделя «Музей и дети». Учащиеся посещали музеи, встречались с ветеранами Великой Отечественной войны, участвовали в городских конкурсах «Юный экскурсовод», «Видео-интервью с ветеранами Великой Отечественной войны», «Равнение на знамена», «Ратные страницы истории Отечества» и др. Победители городской Недели имели возможность поделиться опытом работы на республиканской Неделе «Музей и дети». Киреева Мария, учащаяся школы № 3, заняла I место в конкурсе исследовательских работ учащихся «Равнение на победу» (учитель Манушина Л.Ф.); в конкурсе авторских программ музеев образовательных учреждений Н.В.Городецкая, руководитель Музея Боевой Славы школы № 2, признана лауреатом.
В феврале 2005 года в рамках V республиканского фестиваля детского художественного творчества «Цветы Чувашии», посвященного 60-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., в городе состоялся смотр художественной самодеятельности «Вечной Славы в веках достойны», в котором представили свое мастерство около 60 коллективов и более 40 исполнителей сольных номеров. Самые яркие выступления были отобраны на зональный смотр-конкурс. Жюри отметило высокий исполнительский уровень солистов ЦО № 5, сош № 11, чтецов сош № 8, 11, хореографических коллективов Дома детского творчества, сош № 7, гимназии № 6, Центра образования № 5. Учащиеся этих учреждений стали лауреатами финальных мероприятиях фестиваля «Цветы Чувашии».
В три тура проходили городские соревнования военно-спортивных игр «Зарница» и «Орленок», лидером признано МОУ «Гимназия №6».
Системой дополнительного образования детей в городе охвачено 78,3% от общего числа учащихся. В учреждениях дополнительного образования занимаются 1816 человек, что составляет 40,7%.
Спортсмены ДЮСШ №1 и ДЮСШ №2 были неоднократными призерами чемпионатов России по спортивной гимнастике, первенств Чувашской республики и России по плаванию, чемпионами Чувашии в эстафетном плавании. ДЮСШ №1 и ДЮСШ №2 подготовили 6 мастеров спорта России, 2 кандидатов в мастера спорта, 212 спортсменов массовых разрядов.
В рамках летней оздоровительной кампании организованными формами отдыха и занятости охвачено 2311 школьников, что составляет 60%.
Развивается детское общественное движение. Из 8 школ в 6 функционируют детские общественные организации с охватом более 1300 детей (36%). В двух школах действуют творческие объединения и клубы с программной деятельностью. В Доме детского творчества работает Совет лидеров детских школьных общественных организаций «Крылья». Детская организация «Наследники» школы №11 в 2005 году заняла II место в республиканском смотре детских общественных организаций. Ежегодно в городе проводятся фестивали детских общественных объединений, на которых подводятся итоги участия в различных городских конкурсах.
Реализуется городская целевая программа «Молодежь г.Алатырь».
В декабре 2005 г. создан городской молодежный Совет при главе города из лидеров общеобразовательных, средних специальных и высших учебных заведений. В целях недопущения правонарушений и преступности совместно с представителями администрации школ, КДН, ПДН в системе проводятся профилактические операции «Двор», «Рынок», «Быт», «Общежитие», рейды в компьютерные игровые салоны, места массового пребывания молодежи. В летний период 9 подростков с девиантным поведением были направлены в республиканский лагерь «Суворовская школа». Регулярными стали информационные дни в образовательных учреждениях по противодействию наркомании, спортивные встречи между субъектами профилактики и несовершеннолетними, состоящими на учете в ПДН и КДН, дворовые турниры по футболу на снегу в микрорайонах «Стрелка», «Западный», «Северо-восточный», «Центр» для подростков, состоящих на учете. В рамках подготовки к 60 – летию Победы в Великой Отечественной войне организованы городские турниры по баскетболу на призы Героев Советского Союза З.И.Парфеновой, П.Г.Макарова, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами - интернационалистами.
В 2005 году выявлено 42 ребенка, оставшихся без попечения родителей, 8 – устроены в Дом ребенка, школы-интернаты, 3 – в приемные семьи, 27 отданы под опеку (попечительство).
На 01.01.2006 года под опекой (попечительством) находятся 77 детей, 56 из них получают детское пособие, выплачиваемое на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В городе две приемные семьи, где воспитываются 5 несовершеннолетних.
16 детей переданы на усыновление, 7 малышей усыновлены гражданами России и 9 – гражданами иностранных государств.
За отчетный год подготовлено 38 заключений в суд о лишении родительских прав.
В 2005 году на текущий ремонт образовательных учреждений затрачено 234,500 руб. из местного бюджета. На приобретение компьютерной техники из местного бюджета выделено 235,200 руб., из республиканского - 139,826 руб. Получено спортивное оборудование на сумму 252,087 руб. из республиканского бюджета. Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики в рамках реализации проекта «Реформа системы образования» безвозмездно передало управлению образования и молодежной политики города автотранспорт: в 2004 г. - автобус САРЗ – 3280 (стоимость – 469,5 руб.), в 2005 г. - микроавтобус «Газель», для централизованной бухгалтерии - программу «1С - бухгалтерия» (стоимость - 21,0 руб.).
Начальник УО и МП В.Н.Самойлов