МКУ «Отдел образования и молодежной политики администрации города Алатыря Чувашской Республики» по итогам 2013 года.
В системе образования города Алатыря действуют 10 дошкольных образовательных организаций, 7 общеобразовательных организаций, 3 организации дополнительного образования детей.
Приоритетные и перспективные цели и задачи системы образования в городе решаются в соответствии с муниципальной программой города Алатыря Чувашской Республики «Развитие образования» на 2014 -2020 годы, утвержденной постановлением администрации города Алатыря от 13.01.2014 года №7. Основополагающие стратегические документы государственного уровня - «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», Стратегия развития образования в Чувашской Республике до 2040 года.
В городе проведена эффективная работа по оптимизации сети образовательных организаций. В 2012 году реорганизованы МБВ (С) ОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №1» путем присоединения к МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №11 имени Героя Советского Союза В.Ф. Ветвинского», МКВ (С) ОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2» - к АУ НПО «Профессиональное училище №3», МБОУДОД «Детско-юношеская спортивная школа по футболу, тяжелой атлетике и видам единоборств» - к МБОУДОД «Детско - юношеская спортивная школа №1», МБОУДОД «Детско - юношеская спортивная школа № 2» - к АОУДОД «Физкультурно - спортивный комплекс».
Все образовательные организации города укомплектованы кадрами. В системе образования трудятся 377 педагогических работников, из них 199-в общеобразовательных организациях, 146- в дошкольных образовательных организациях, 32-в организациях дополнительного образования детей. Средний возраст педагогических работников составляет 47 лет (в Чувашской Республике - 48 лет). В школах работают 15 учителей в возрасте до 35 лет (6,5 процента от общей численности учителей; в Чувашской Республике – 14,8 процента). Квалификационные категории имеет 291 педагогический работник (77,2 процента), из них высшую квалификационную категорию- 37 человек (9,8 процента), первую квалификационную категорию- 174 человека (46,2 процента), вторую квалификационную категорию-80 человек (21,2 процента).
В целях обеспечения исполнения приказа Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 года № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования») в 2013 году 25 руководителей, заместителей руководителей образовательных организаций города прошли очно - заочные курсы профессиональной переподготовки по программе «Основы инновационного менеджмента», организованные БОУ ДПО (ПК) С «Чувашский республиканский институт образования». Выданы документы установленного образца о профессиональной переподготовке. На 01.01.2014 года 3 руководителя ОУ, принятые на работу в 2013 году, не имеют профессиональной переподготовки. 2 из них зачислены на соответствующие курсы в ноябре 2013 года в педуниверситет.
Средняя заработная плата педагогических работников общеобразовательных организаций в 2013 году составила 21640 рублей (в 2012 году-17090 рублей, в 2011 году – 12682 рубля), средняя заработная плата педагогических работников дошкольных образовательных организаций в 2013 году составила 17091,20 рубля (в 2012 году - 8842 рубля, в 2011 году – 6449 рублей), средняя заработная плата педагогических работников организаций дополнительного образования детей в 2013 году составила 14181, 90 рубля (в 2012 году -7721 рубль, в 2011 году – 6764 рубля).
Средняя заработная плата педагогических работников общеобразовательных организаций в январе 2014 года составила 22484,70 рубля, средняя заработная плата педагогических работников дошкольных образовательных организаций в январе 2014 года составила 17345,40 рубля, средняя заработная плата педагогических работников организаций дополнительного образования детей в январе 2014 года составила 17027,90 рубля.
С целью привлечения молодых педагогов в образовательные организации формируется система моральных и материальных стимулов: нормативно определена сумма денежных поощрений победителям и призерам муниципального конкурса «Учитель года» (первое место – 30 тыс. рублей, второе место – 20 тыс. рублей, третье место – 15 тыс.рублей), муниципального конкурса «Воспитатель года» (первое место – 15 тыс.рублей, второе место – 10 тыс.рублей, третье место – 5 тыс.рублей). Недостаточное финансирование затрудняет процесс реализации системы материальных стимулов.
Повышению престижа педагогического труда способствуют профессиональные конкурсы. Лучшие школы и учителя, дошкольные образовательные организации и воспитатели успешно участвуют в профессиональных конкурсах. В 2013 году воспитатель МБДОУ «Детский сад № 3» Шведова О.В., лауреат Республиканского конкурса «Воспитатель года», имела возможность участвовать в IV Всероссийском профессиональном конкурсе «Воспитатель года».
Дошкольные образовательные организации посещают 1830 воспитанников (85 процентов) в возрасте от 1,5 до 6,5 лет. В списке на получение места в дошкольных образовательных организациях зарегистрировано 199 детей в возрасте от 1,5 до 6, 5 лет, их них в возрасте от 3 до 7 лет – 8 человек.
В 2013 году открыто 4 группы на 95 мест в МБДОУ «Детский сад № 5 «Берёзка», МБДОУ «Детский сад № 6 «Колосок», МБДОУ «Детский сад № 10 «Сказка», МБДОУ «Детский сад № 13 «Солнышко».
Завершен нулевой цикл строительства дошкольной образовательной организации на 240 мест. Общая стоимость строительства составляет 120,9 млн.рублей. Начало строительства – сентябрь 2013 года. Окончание сроков строительства в соответствии с муниципальным контрактом – 01.10.2014 года. В 2013 году из федерального бюджета на строительство детского сада выделено 3 млн.рублей, из республиканского бюджета – 32 млн.рублей. Освоено 35 млн.рублей. В 2014 году в республиканском бюджете на строительство предусмотрено 10 млн.рублей.
В 2013 -2014 учебном году в общеобразовательных организациях открыто 147 классов-комплектов. 3298 обучающихся охвачены общим образованием (в 2012-2013 учебном году – 3252 обучающихся), из них первоклассников – 358 (в 2012-2013 учебном году – 363). Все общеобразовательные организации имеют лицензию на осуществление образовательной деятельности, свидетельство о государственной аккредитации образовательной деятельности.
Город подключился к реализации республиканского проекта для детей - инвалидов «Доступная среда».Базовая школа – муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 9 имени Героя Советского Союза П.Г. Макарова» города Алатыря. Осуществляется дистанционное обучение детей-инвалидов в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 имени Героя Советского Союза П.Г.Макарова», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №11 имени Героя Советского Союза В.Ф. Ветвинского».
За счет реализации приоритетного национального проекта «Образование» удалось обеспечить школы новой компьютерной техникой и повысить информационную компетентность учащихся и педагогов. В общеобразовательных организациях 389 современных компьютеров. Сегодня 1 компьютер приходится на 8,3 обучающихся (в 2012 году – на 10 обучающихся, в 2011 году – на 13,5 обучающихся). Все школы подключены к электронной почте, сети Интернет, имеют сайты.
Сайты действуют и во всех дошкольных образовательных организациях, АУ ДОД «Физкультурно-спортивный комплекс», МБОУ ДОД «ДДТ». Однако далеко не во всех образовательных организациях структура и содержание сайта соответствует нормативным требованиям МО и науки РФ, МО и МП ЧР в 2013 -2014 учебном году акцентирует особое внимание на обозначенной проблеме. Управление по надзору и контролю в сфере образования в период проверки в ноябре 2013 года отметило сайт ОО и МП как соответствующий всем нормативным требованиям
В общеобразовательных организациях вводятся электронные дневники, электронные журналы. Однако лишь в МБОУ «Гимназия №6» действует комплексная информационная система «NetSchool»: электронные дневники и журналы введены в 1-11 классах.
С 2009 года действует Положение о муниципальной системе оценки качества образования, которое определяет цели, задачи, принципы функционирования системы оценки качества образования города Алатыря, ее организационную и функциональную структуру.
Создается система независимой оценки качества образования.
Выпускники 9 классов участвуют в государственной (итоговой) аттестации с участием независимой территориальной экзаменационной комиссии, 11(12) кл. – в ЕГЭ.
В 2013 году средний балл ЕГЭ по математике - 49,6 (в Чувашской Республике – 56,8), по русскому языку – 64,6 (в Чувашской Республике – 67,5). Успешно сдали обязательные экзамены в форме ЕГЭ 97,1 процента выпускников (в Чувашской Республике – 97,97 процента)
Проблемы самореализации, самоопределения и социальной адаптации учащихся, обозначенные в образовательных стандартах, решаются в городе через организацию профильного обучения.
Охват обучающихся старшей ступени профильным образованием составляет 97 процентов по 7 направлениям. Профильное обучение осуществляется через сетевое взаимодействие школ, интеграцию их с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования. Кроме того, в рамках дистанционного обучения МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» не один год успешно взаимодействует с Томским государственным университетом. С 2012 года город Алатырь является экспериментальной площадкой по реализации республиканского проекта «Инженерное образование».
Доля охвата выпускников 2013 года высшим образованием составляет 87,4 процента (в 2012 году – 89 процентов, в 2011 году – 82 процента).
Стабильно действует система поиска и поддержки талантливых детей.
С 2002 года в городе реализуется муниципальная программа «Одаренные дети». Ежегодно на ее реализацию из муниципального бюджета выделяется более 400 тыс. рублей. В 2013 году 17 обучающихся общеобразовательных организаций города признаны победителями и призерами регионального этапа предметных олимпиад, 2 – призерами республиканской интеллектуальной игры младших школьников; кроме того, 5 обучающихся стали призерами региональной олимпиады по основам православной культуры (итого 24 призовых места) (в 2012 году в число победителей и призеров региональных олимпиад вошло 19 обучающихся, в 2011 году – 12). Завершается региональный этап всероссийской олимпиады школьников. Несмотря на введение в 2014 году в ЧР жесткого рейтинга в отборе участников, на сегодняшний день школьники города Алатыря заняли 14 призовых мест ( по биологии, химии, математике, физике, ФЗК, обществознанию, технологии, ОПК).Это представители СОШ №7 (5 чел), Гимназии (4 чел), СОШ 11 (2 чел.), СОШ 2 (2 чел.), СОШ 5 (1 чел).
В 2013-2014 учебном году в 24 олимпиадах муниципального уровня приняли участие 1178 учащихся общеобразовательных учреждений. Определено 213 победителей и призеров. По итогам олимпиад лидирует гимназия №6 (61призовое место; директор Федоров В.А.). Среди школ, работающих в традиционном режиме, первое место принадлежит средней общеобразовательной школе №7(35 призовых мест; директор Кольдина Л.Н.). Второе место заняла средняя общеобразовательная школа №11 (28 призовых мест; директор Михалева С.И.).Третий результат имеет средняя общеобразовательная №5 (24 призовых места; директор Филянин П.А.).
Ежегодно до 3000 обучающихся общеобразовательных организаций города Алатыря активно включаются в международные и всероссийские интеллектуальные игры и конкурсы. По итогам этих состязаний юные эрудиты систематически входят в десятку лучших школьников Чувашской Республики по различным учебным дисциплинам.
Традиционным стало участие школьников в республиканских и федеральных научно- практических конференциях.
Дополнительным образованием в системе образования охвачено 2828 обучающихся, что составляет 85,7 процента от общего количества обучающихся (в 2012 – 2013 учебном году – 2756 обучающихся (84,7 процента)).
Растет число юных спортсменов, достойно проявляющих себя в различных видах спорта. Медали разного достоинства в активе МБОУ ДОД «ДЮСШ № 1», АОУ ДОД «ФСК»: чемпионатов и первенств России, Чувашской Республики, межрегиональных турниров. Так, в 2013 году 144 обучающихся МБОУ ДОД «ДЮСШ № 1» приняли участие в 18 спортивных соревнованиях регионального, межрегионального и всероссийского уровней, по итогам которых 73 обучающихся получили дипломы победителей и призеров. 537 обучающихся АОУ ДОД «ФСК» участвовали в 19 соревнованиях регионального, межрегионального и всероссийского уровней, по итогам которых 130 обучающихся получили дипломы победителей и призеров. На базе АОУ ДОД «ФСК» в 2013 году проведено 7 соревнований по различным видам спорта регионального и межрегионального уровней. Традиционно в городе организуются акции «За здоровый образ жизни», соревнования по баскетболу, волейболу, футболу, легкой атлетике, шашкам, шахматам с массовым охватом детей.
Восемь представителей молодежи города получают в 2014 году стипендию Главы Чувашской Республики за особую творческую устремленность, 34 представителя молодежи – стипендию главы администрации города Алатыря в размере 300 рублей каждый, 10 - стипендию депутата Государственного Совета Чувашской Республики Ю.М. Кислова в размере 300 рублей каждый.
Для постановки работы на качественно новый уровень необходимо поставить на качественно новый уровень систему выявления и сопровождения одарённых детей в образовательных организациях.
Совершенствование системы физической подготовки школьников осуществляется через увеличение количества часов, отводимых на занятия физической культурой, проведение межшкольных физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятий.
В учебные планы общеобразовательных организаций города введен третий час физической культуры в форме подвижных игр, уроков ритмики. На базе АО ДОД «Физкультурно-спортивный комплекс» для учащихся общеобразовательных организаций проводится третий час физической культуры в форме уроков плавания. В учебный план кадетского класса МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» включено 4 часа физической культуры.
На начало 2014 года в организациях дополнительного образования детей спортивной направленности действуют 74 спортивно-оздоровительные, учебно - тренировочные группы, группы высшего спортивного мастерства с охватом 1027 человек.
Повышается качество школьного питания. Во всех школах организовано горячее питание. Охват обучающихся горячим питанием - 97,9 процента (в 2012-2013 учебном году – 96,4 процента, в 2011-2012 учебном году – 93 процента).
Духовно-нравственное просвещение на основе отечественных ценностей - одно из приоритетных направлений в Стратегическом плане развития города Алатыря до 2020 года, где его миссия определена как культурно-исторический русский православный центр на юге Чувашии.
Весомый вклад в совершенствование содержания духовно – нравственного обучения и воспитания, создание системного воспитательного пространства вносит городской кабинет духовно-нравственного обучения и воспитания, открытый при отделе образования и молодежной политики в 2006 году.
Кабинет работает в тесном сотрудничестве с Алатырским благочинием. Закреплено кураторство священников за образовательными учреждениями города, найдены формы взаимодействия.
Алатырское благочиние оказывает благотворительную помощь в создании учебно-методического библиотечного фонда, включающегося в себя программы, учебно-методические материалы, в том числе и аудио-видеоматериалы.
Приоритетное направление в деятельности кабинета связано с внедрением духовно-нравственной программы «Социокультурные истоки». Программа «Истоки» реализуется в урочной деятельности в гимназии №6, школе №7 (1-8 классы), школе № 9 (1, 5, 6 классы), школе №5 ( 1-4 классы).
Особое внимание методический кабинет духовно – нравственного обучения и воспитания уделяет подготовке кадров: организует и направляет работу городского методического объединения учителей основ православной культуры, курирует апробацию в дошкольных и общеобразовательных учреждениях программы духовно-нравственного воспитания «Социокультурные истоки», проводит семинары для педагогов межрегионального, регионального, муниципального уровней.
Повсеместное признание участников образовательного процесса, общественности города получили Дни семьи, Дни славянской письменности и культуры, завершающиеся Праздником просвещения и Балом выпускников, фестиваль «Радуга истоков», летний православный краеведческий лагерь «Благовест», во время экспедиций которого собираются, изучаются фольклорно-этнографические материалы. По итогам экспедиций исследовательские работы представляются на городской конкурс «Живая старина».
В городе сложилась эффективная система работы по воспитанию у молодёжи гражданской ответственности, формированию патриотических чувств на основе культурно-патриотических ценностей трудовых и боевых традиций российского народа. Особую роль в воспитании патриотов страны, своего города играют школьные музеи–центры гражданско-патриотического воспитания учащихся школ. Музеи патриотической направленности функционируют в общеобразовательных учреждениях № 2, №3, №5, №6, №7, №9. Однако в последние годы возможности музеев как в урочной, так и во внеурочной деятельности используются не в полной мере, неактивно пополняются музейные фонды, требует обновления содержания поисковая работа.
С 2011 по 2013 годы в рамках реализации федеральных и республиканских проектов город получил государственную поддержку на общую сумму 40 млн. 614 тыс. 543 рубля, из них в 2013 году для общеобразовательных организаций - 5 млн. 427 тыс. 500 рублей на капитальный ремонт фасада в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7 имени Героя Советского Союза З.И.Парфеновой», спортивного зала МБОУ «Гимназия № 6 имени академика – кораблестроителя А.Н.Крылова», а также в форме оборудования для кабинетов, школьной мебели, кухонного оборудования, учебно-методической литературы; на строительство детского сада – 20 млн. рублей, для дошкольных образовательных организаций – 7 млн. 153 тыс. 243 рубля на ремонтные работы, приобретение мебели, игрового оборудования. Из муниципального бюджета в течение трех лет в рамках модернизации системы дошкольного и общего образования выделено 2 млн. 220 тыс.800 рублей.
Констатируя достижения в системе образования города Алатыря, необходимо акцентировать внимание на факторах, сдерживающих её развитие, препятствующих созданию необходимой образовательной среды, обеспечивающей доступное качественное образование, достижение новых образовательных результатов.
Имеет место недостаточное финансирование для укрепления и развития материально-технической базы дошкольных образовательных организаций, организаций дополнительного образования детей. Серьёзные трудности испытывают образовательные организации в содержании инженерных сетей. Недостаточно оборудованы медицинские кабинеты, спортивные залы. На качественно новый уровень необходимо поставить систему повышения квалификации управленческих и педагогических кадров через использование Интернет- ресурсов. Наблюдается недостаточный уровень правовой и юридической грамотности руководителей образовательных организаций
Приоритетные проблемы в развитии муниципальной системы образования города, требующие решения в 2014 году:
- недостаточный приток молодых педагогических кадров.
С целью привлечения молодых педагогов в образовательные организации формируется система моральных и материальных стимулов.
- сохраняется очередность в дошкольные образовательные организации.
Для решения проблемы очередности планируется завершить строительство детского сада на 240 мест до 01.10.2014 года.
- внедрение современных форм в организацию питания школьников.
Для решения проблемы планируется дальнейшая модернизация школьных столовых, внедрение современных форм организации питания школьников.