Об Алатыре раньше слыхал только то, что Самару основал алатырский воевода. Следовательно, этот город древнее Самары. Уже потом я узнал, что годом "рождения" Алатыря значится 1552-й. Именно в это время здесь был основан Свято-Троицкий мужской монастырь. Проходя мимо сих мест во время похода на Казань, царь Иван Грозный дал обет, что если победит татар, то, дабы возблагодарить Бога, обоснует здесь Святую обитель. Так оно и случилось.
Земля слухами полнится. Вот и об алатырском мужском Свято-Троицком монастыре впервые я узнал из разговора с тольяттинским священником Вячеславом Карауловым. "Как-то ко мне приехали мои друзья на машине, - поведал отец Вячеслав, - и предложили съездить с ними в Алатырь. Там, говорят, монастырь изумительный и старец прозорливый. Честно говоря, к молве о прозорливости того или иного священника я относился всегда скептически, потому что часто не в меру экзальтированные прихожане выдают желаемое за действительное. Но подумал: "отчего же не съездить?" - и поехал. И не пожалел. Старцем оказался наместник монастыря, отец Иероним, еще далеко не старый мужчина лет 60-ти. Знаешь, как зашел я к нему, так он все о моей жизни и высказал - то, о чем могли знать только я и моя супруга... Будет возможность - обязательно посети Алатырь. Дивная там обитель!"
Об Алатыре раньше слыхал только то, что Самару основал алатырский воевода. Следовательно, этот город древнее Самары. Уже потом я узнал, что годом "рождения" Алатыря значится 1552-й. Именно в это время здесь был основан Свято-Троицкий мужской монастырь. Проходя мимо сих мест во время похода на Казань, царь Иван Грозный дал обет, что если победит татар, то, дабы возблагодарить Бога, обоснует здесь Святую обитель. Так оно и случилось.
...По дороге, наслушавшись рассказов о том, как бедно живут местные жители, что все предприятия города встали и много безработных, которые спасаются одними огородами, я сошел на станции Алатырь. Было промозглое зимнее утро и серое, мрачное небо. Под стать невеселым рассказам моих попутчиков. Под эту же стать показался мне и город. Ровно и не город, а деревня. Потемневшие от времени деревянные дома. Редкие, словно прокопченные, коробки пятиэтажек.
Обитель я распознал по сиявшему в самом небе золотому кресту. Тогда я воспринял это как должное и уже потом удивился: откуда среди совершенно серого неба этот солнечный отсвет? Обитель встала передо мной, словно невеста в белом подвенечном платье, во всей своей чистоте и скромной величественности. Контраст с окружающей действительностью был разительный.
В этот момент я еще не знал, что всего четыре года назад на месте монастыря была разруха еще большая, чем в округе. Здания были полуразрушены, как после артобстрела. Горы строительного мусора и хлама. Ржавые столбы с покосившейся перекладиной вместо ворот. Повсюду разлит мазут. Положение изменилось, когда наместником монастыря назначили отца Иеронима (Шурыгина), прибывшего сюда со Святой Земли. Со всех уголков России потянулись в Алатырь боголюбцы, собралась братия. Откуда-то в этом нищем городке появились средства, и немалые, для восстановления, вернее, строительства обители. То, что здесь сделал за четыре с небольшим года отец Иероним с братией, - настоящее чудо! Подобное мне приходилось видеть только в поселке Саракташ Оренбургской епархии, в семейной обители отца Николая Стремского, который усыновил 50 детей-сирот.
- При желании можно было бы построить и больше, - заметил отец Иероним во время нашей беседы, состоявшейся позже. - Но дело ведь не столько в восстановлении этих внешних стен, сколько в созидании своего внутреннего храма, чтобы через это созидание потом как можно больше помочь скорбящим и нуждающимся -не только телесно, но и, самое главное, духовно.
Меня приятно удивила та внимательность и чуткость, с которой монахи относятся к посетителям монастыря - будь то паломник, прихожанин или случайно заглянувший человек. Увы, во многих наших "титульных" монастырях порой отмахиваются от простого человека как от надоевшей мухи. А ведь Сын Божий совершенно определенно сказал: имейте любовь друг ко другу, и по этой любви узнают люди, что вы Мои ученики.
Любовь, которую отец Иероним излучает к каждому приходящему к нему, передается братии монастыря. Чрезвычайно редкий в монастырской практике, случай: батюшка не только настоятельствует, занимаясь весьма хлопотной хозяйственной и финансовой деятельностью, не только служит многочасовые богослужения, но и принимает в своей кеде как духовник десятки людей ежедневно - с утра до вечера, И это - несмотря на тяжелую болезнь, которая в последнее время особенно прихватила его. Бывало, полдня батюшка лежит под капельницей, а другое полдня, сжалившись над людьми, приезжающими к нему со всей России, принимает посетителей, сострадая каждому и при этом преодолевая собственные недомогания и боль.
История жизни архимандрита Иеронима, как мне рассказали насельники монастыря, удивительна. Постриженик Псково-Печерского монастыря, духовное чадо старца Иоанна Крестьянкина, отец Иероним долгие годы подвизался на Афоне. Потом был отшельником в Иудейской пустыне, в Палестине, питался только пустынной травой. Со Святой Земли в Россию он был привезен владыкой Варнавой, митрополитом Чебоксарским и Чувашским (он же - настоятель Свято-Троицкого монастыря). Шесть раз батюшка обращался с просьбой к Священному Синоду и неисчислимое количество раз - к владыке Варнаве, с тем, чтобы его отпустили обратно в пустыню. Но каждый раз ему было отказано. И каждый раз, когда он пытался сойти с этого послушания, как признавался сам отец Иероним, его постигали скорби и неудачи. Однажды он даже попал в автокатастрофу и получил тяжелые травмы. А после того как Господь ему открыл во время молитвы, что, если он останется здесь, то сподобится пострадать за Христа, отец Иероним решил, что на то Божия воля: "Буду здесь до конца. Никогда не оставлю обитель".
Необходимо отметить, что мало кому известный алатырский монастырь за историю своего существования впитал в себя самые драгоценные и великие течения внутри русского Православия. В древности монастырь начинался и долгое время был составной частью Троице-Сергиевой Лавры, когда в ней был особенно силен дух преподобного Сергия. В начале XIX века настоятелем обители стал сподвижник преподобного Серафима архимандрит Авраамий, перенесший в Алатырь изумительную атмосферу Саровской пустыни того времени. Начало XX века - вновь мощный духовный поток, на этот раз с Русского Севера, обусловливает очередной расцвет обители: один из самых замечательных игуменов за всю историю Валаамского монастыря отец Гавриил становится архимандритом Свято-Троицкой обители. И, наконец, наше время - отец Иероним, привнесший сюда традиции Святой Горы Афон.
Но, конечно же, древняя история обители богата и своими собственными воспитанниками. И самый великий из алатырских святых - схимонах Вассиан, подвизавшийся здесь в XVII веке. Через пару сотен лет его мощи были обретены совершенно нетленными, от них происходило множество исцелений и чудес. Пропали после варварского закрытия монастыря большевиками. Зато остался чудотворный источник Вассиана, куда он перед смертью сбросил свои вериги. Источник этот находится прямо в храме. Вода из него очень помогает людям, страдающим желудком, печенью и почками. Есть в монастыре и две чудотворные иконы -"Нерукотворный Спас" и Божией Матери Казанская, которая спасла город от эпидемии холеры в 1748 году В честь этой иконы в монастыре назван один из храмов, аналогов которому не сыскать, пожалуй, не только в Поволжье. Потолок и стены храма покрыты резной дубовой обшивкой очень тонкой и высокохудожественной работы, которую выполняли мастера совершенно бесплатно в течение полутора лет.
Иеромонах Антоний рассказывает, что во время восстановительных работ в конце 90-х годов братия наткнулась на массовые захоронения людей практически на всей территории монастыря. Выяснилось, что в 30-х годах красноармейцами свозились сюда православные христиане - священнослужители и миряне с детьми - со всей губернии. Здесь их некоторое время содержали, издевались над ними, а потом расстреливали. Каждая пядь монастырской земли пропитана их кровью. Монахи свидетельствуют, что, когда обретали мощи Новомучеников, от них исходило дивное благоухание. К мощам прикладывались множество паломников, а одержимые злым духом при этом кричали, словно их резали.
В обители сейчас - около 100 насельников, половина из которых - монахи. Люди разные, порой самой необычной судьбы. Много интеллигенции, особенно из Питера. Один из схимников в недавнем прошлом - гендиректор крупного предприятия города Новороссийска. А один из иеромонахов монастыря - бывший наркоман, очистивший свою душу от этого тяжкого греха глубочайшим покаянием. А к покаянию и вере он пришел через испытанное им состояние клинической смерти. После того как он с другом изрядно "ширнулся", вдруг видит, что идут они рядом по раскаленным углям, а впереди - пламя, как в огненной печи. И на фоне этого пламени стоит отвратительный бес и, указывая пальцем на друга, говорит: "Иди сюда... А ты останься". Он тут же приходит в чувство и видит, что находится в реанимации. И узнает, что друг его умер от передозировки. Этот случай так потряс молодого человека, что после того как он выписался из больницы, тут же уехал в монастырь... Врач обители, отец Зосима, рассказывает, что случаи излечивания наркоманов в монастыре, увы, не так часты, как хотелось бы. Все дело в том, что для того, чтобы получить Божию помощь, нужно большое желание и искреннее раскаяние. Но в основном наркоманов сюда привозят чуть ли не силком родители. И никакого желания отстаивать длинные монастырские службы и молиться у них нет. С другой стороны -монастырь находится в самом Алатыре. И даже до этого провинциального городка дошла зараза: наркодилеры привозят героин из Тольятти, а точки, где можно приобрести смертоносное зелье, известно всем местным наркоманам. Бывали случаи, когда приехавшие в монастырь на излечение наркозависимые "срывались". Поэтому с недавних пор решение о приеме наркомана в обитель принимается редко и очень взвешенно: только если больной действительно раскаялся и уверовал. А вот исцелениям алкоголиков, по признанию отца Зосимы, несть числа. Ведь с ними гораздо проще. Если наркоманы -в основном молодые люди (среди тех, кто "подсел" на героин мало кто доживает до 30 лет), то алкоголики - это публика солидная, перешагнувшая 40-летний рубеж Причем среди пьяниц, прошедших за эти годы через обитель, очень много представителей творческих профессий: художники, музыканты, артисты ...
- С пьяницами, как это ни хлопотно, мы "боремся" до конца, - рассказывает отец Зосима. - Бывали случаи, когда они не только искореняли в себе эту страсть, но и становились монахами... С отцом Иеронимом я сподобился побеседовать лишь к концу дня.
- Батюшка, вы долгое время прожили на Святой Земле. Сейчас там льется кровь. Предвещает ли это нам грядущие грозные события? - задал я свой первый вопрос.
- Вся суть происходящего сегодня в мире, в том числе и в Палестине, заключается в том, что многие закулисные правители пытаются развязать Третью мировую войну. Для чего и ищут козлов отпущения - в лице ли Бен Ладена или кого бы то ни было. Но для нас не это должно быть главное. Главное - Господь нас еще терпит, любит и ждет от нас покаяния. Но, увы... Мне приходится часто ездить по России. И я вижу, что народ все больше и больше падает духовно и нравственно. Разгул преступности и растления. Полнейшая безнаказанность по отношению к тем, кого нужно сурово наказывать. Ну, а к Богу по-настоящему обращаются только единицы.
- То есть, с одной стороны, храмы восстанавливаются и строятся, а с другой...
- Восстановление храмов - это еще не показатель. Показатель - наше духовное состояние, которое мы проявляем и в обществе, и в своей семье.
- А как же пророчества святых отцов о том, что перед концом света Россия возродится?
- Бог может пророчества и упразднить за беззакония народа. В нашей воле - или упразднить существование этого мира, или продлить. И в этой связи очень важный вопрос - единство Церкви, епископата. К сожалению, сейчас порой доходит до того, что каждый озабочен своими региональными проблемами и не поддерживает своего соседа. Соборный разум и единство Церкви сейчас важны как никогда. И не нужно идти на поводу у разного рода крикунов и истериков... Получив благословение от отца Иеронима, наутро я причастился Святых Христовых Тайн и, распрощавшись с обителью, вышел за ворота.
- Какая благодать вокруг, -подумал я, обозревая с холма вокруг этот тихий, уютный городок с лесом и речкой неподалеку. - Как должно быть здесь замечательно летом! И с этими мыслями - вот ведь удивительно! - я покинул Алатырь, произведший вначале на меня столь гнетущее впечатление.
429800, Чувашская республика, г. Алатырь, улица Троицкая, 22, Свято-Троицкий православный мужской монастырь.
ИНН 2122002489 ОКПО 35956485 ОКОНХ 98700 р/с 40703810175070000057,
Чувашское ОСБ № 8613, г. Чебоксары БИК 049706609, к/с 30101810300000000609.
Андрей Викторович Полынский
Публикация взята из журнала «Русский Дом» № 4 2002 г.