Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Архив

Итоги работы археологической экспедиции по изучению памятников древности "Утюж"

Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта - http://galatr.cap.ru/

Седьмой год подряд на берегу Суры под Алатырем проводила изучение памятников древности археологическая экспедиция. Сама история открытия этих памятников, названных «Утюжскими» по протекающей здесь речке, весьма интересна и даже драматична. Первые находки в этих местах сделал ещё в 1973 году директор Алатырского краеведческого музея Юрий Борисович Новиков. Об открытии он сообщил археологу, сотруднице Института археологии АНССР Майе Павловне Зиминой. В 1974 году последовало ответное письмо, хранящееся сегодня в фондах Алатырского краеведческого музея,  которое мы считаем необходимым привести  полностью:

«Уважаемый Юрий! Извините, вынуждена обратиться к Вам по имени, поскольку не знаю Вашего отчества.

Вы сообщили в своём письме интересные сведения о неолитических стоянках, обнаруженных Вами.

Поскольку я специализируюсь в области каменного века Европейской части СССР, то заинтересовалась Вашим сообщением и хотела бы ознакомиться с собранными Вами материалами и, возможно, включить указанный район в экспедиционные планы этого или будущего года.

  Было бы интересно узнать, кто Вы, каковы Ваши занятия, почему занялись поисками и обследованием археологических памятников. Каковы Ваши дальнейшие намерения.

Кандидат исторических наук /подпись/

  8.02.1974.

Институт Археологии АНСССР

Зимина Майя Павловна.»

Следующий документ, повествующий об истории открытия Утюжских памятников,  - черновик статьи Юрия Борисовича, также хранящийся в фондах  краеведческого музея, в котором он рассказывает уже о результатах совместных с Майей Павловной разведочных работ. К сожалению, черновик статьи не датирован, и мы можем только предполагать, что работы состоялись в 1974 — 1975 годах. Текст этого черновика мы также приводим полностью:

«В прошедший археологический сезон на территории Алатырского района работала экспедиция Института археологии Академии наук СССР. Научным руководителем экспедиции была кандидат исторических наук, сотрудник секции неолита и бронзы Московского Института археологии Зимина Майя Павловна.

Целью экспедиции было выяснение сохранности памятников и возможность проведения в дальнейшем археологических раскопок.

Основным объектом работ был выбран район Стемасской поймы, где на небольшой площади по берегу протоки Утюж и по берегам озёр в 1973 году было открыто около тридцати древних поселений. Экспедицией были заложены разведочные шурфы на большинстве поселений, а также проведены сборы подъёмного материала. Проведённые работы позволили установить сохранность культурного слоя поселений. По мнению научного руководителя экспедиции М.П. Зиминой, в дальнейшем перспективно развёртывание археологических раскопок на трёх стоянках.

Из предварительной обработки собранного материала можно сделать вывод, что на территории Стемасской поймы жили племена, различные по своему происхождению. Уже в неолите здесь встретились племена культуры ямочно — гребенчатой керамики, Волго — Камской и Днепро- Донецкой культур. Наиболее сильное влияние на развитие местного неолита оказали племена, изготавливающие ямочно — гребенчатую керамику.

В бронзовом веке кроме развития культуры на основе местного неолита и влияния пришедших племён Волосовской энеолитической культуры, приходят племена Срубной и Балановской культур. Наиболее сильное влияние на развитие производительных сил местного населения Стемасской поймы в бронзовом веке оказали племена Срубной культуры.

Развитие раннего железного века связано с появлением племён Ананьинской культуры. В начале 1 тысячелетия н.э. В Стемасской пойме появляются племена Именьковской и Позднегородецкой культур, а уже к началу 2 тысячелетия н.э. Приходят Булгары, а затем и славяне.

Дальнейшие археологические работы в Стемасской пойме могут дать ответ на многие, пока ещё не решённые, вопросы в истории Среднего Поволжья».

Последующая история открытия и изучения Утюжских памятников археологии имеет весьма длительный перерыв. По неясным причинам Майя Павловна Зимина дальнейших экспедиций не предпринимала, судьба находок, сделанных в описываемый Ю.Б. Новиковым период неизвестна.  После его скоропостижной кончины в 1995 году большая часть материалов и записей была утеряна. С 2000 года Алатырский Краеведческий музей возобновил работу по изучению археологии края. У семьи Юрия Борисовича удалось приобрести остатки полевых сборов и разрозненные дневниковые записи с набросками схем полевых маршрутов.

Ещё несколько лет потребовалось на тщательные полевые исследования по привязке схем Новикова Ю.Б. к местности, уточнению координат находок и фактически переоткрытию открытого Юрием Борисовичем. Наконец, в 2005 году сотрудниками музея был заложен шурф, вскрывший богатейший неолитический культурный слой Утюжских стоянок. Материалы из этого шурфа, показанные известным исследователям неолита немедленно вызвали живейший научный интерес.

С 2006 года по инициативе Алатырского краеведческого музея начались целенаправленные систематические раскопки этих памятников. Их оказалось достаточно много, более 20. И представляют они историю края начиная от памятников каменного века (6 тысячелетие до нашей эры) до средневековья (14 век нашей эры).

Для организации экспедиции потребовалось объединение усилий целого коллектива учёных из разных исследовательских учреждений: Московского института археологии, Чувашского государственного института гуманитарных наук, Ульяновского государственного университета, Пензенского государственного университета, Поволжской социально — гуманитарной академии (г.Самара), Института истории Академии наук Республики Татарстан (г.Казань).

Для прохождения стажировки в работе экспедиции принимали участие студенты — историки из Европы (Англии, Швейцарии, Словении, Польши, Чехии).

До начала работы археологов эта территория оставалась наименее исследованным регионом Восточно — Европейской части России.

На сегодняшний момент достигнуты значительные результаты,  и можно с уверенностью утверждать, что  на основании стоянки «Молёбное озеро 2»  самые ранние свидетельства появления здесь человека относятся к эпохе мезолита (средний каменный век), около 8 тысяч лет назад. На стоянке древних охотников обнаружены каменные орудия, сделанные из кремня: ножи, скребки, резцы и др. Главным оружием этого времени становятся появившиеся лук и стрелы.

Вслед за эпохой мезолита наступает время неолита (новый каменный век). В это время появились первые керамические сосуды. На стоянках Вьюново озеро 1 и Утюж 1 были исследованы остатки жилищных построек Елшанской ранненеолитической культуры, основной ареал распространения которой Самара — Оренбург — Поволжье. Здесь впервые обнаружены и изучены для этой культуры остатки жилищ с керамической посудой и кремневыми орудиями. Эта древнейшая керамика почти не имела орнамента, хотя была искусно слеплена. На сегодняшний день можно уверенно говорить, что елшанское население пришло на эту территорию с Самарского Поволжья. Благодаря сделанным радиоуглеродным датировкам в Аризонском университете (США) и Познанском университете в Польше мы знаем,что эти стоянки появились 7220 лет назад, то есть во второй половине 6 тысячелетия до нашей эры.

В начале пятого тысячелетия до нашей эры в этом крае появились небольшие группы охотников и собирателей, изготавливавших глиняные сосуды, украшенные накольчатым орнаментом, иначе говоря, орнаментированную наколами, наносимыми тонкой палочкой, оставлявшей вдавления треугольной или овальной формы.

Подобные сосуды были характерны для обширной территории южных и юго-западных районов Дона, Днепра и Нижней Волги.

В позднем неолите, в начале 4 тысячелетия до нашей эры с Волги, района Марийского Поволжья, сюда начали проникать племена лесных охотников и рыболовов, изготовлявших глиняные сосуды с ямочно-гребенчатым орнаментом, когда по сырой глине наносились ямки с помощью белемнита (известного в народе как чёртов палец) и гребенчатые оттиски.

С этими племенами связано появление новых форм каменных орудий — дротиков, каменных топоров, тёсел и др. К сожалению, в песчаном грунте не сохраняется кость и другая органика, но по материалам торфяниковых стоянок мы знаем, что из кости (хорошего поделочного материала) древние охотники изготавливали гарпуны, проколки, рыболовные крючки, украшения — амулеты, а из дерева ёмкости для хранения, ложки, лыжи и многое другое.

Очень важным открытием археологов стало обнаружение стоянок с остатками жилищных сооружений с характерным набором каменного инвентаря и керамики так называемой Хвалынской культуры. Основная территория её распространения в южных пустынных и полупустынных территориях Самарской, Саратовской и Астраханской областей. Именно с этими племенами и можно связать первое появление в регионе производящего хозяйства, и в частности скотоводства. В стадах этой культуры известны лошади, козы.

Весьма примечательно, что среди орудий труда населения Хвалынской культуры обнаружено несколько наконечников стрел, типичных для Кельтеминарской культуры Средней Азии, территории Семиречья. Они небольших размеров с характерной выемкой для лучшего прикрепления к древку стрелы.

Ножи и наконечники копий и дротиков Хвалынцы изготавливали на крупных, длинной до 200 мм. и шириной до 30 — 50мм. ножевидных пластинах, полученных усиленным отжимом с крупных нуклеусов (ядрищ). Сосуды лепили ещё без гончарного круга, но искусно. Это были большие круглодонные горшки с цилиндрической и раструбовидной шейкой с валиком по краю. Украшены они были в верхней части плотным оттиском витой  верёвочки. В глиняное тесто добавляли толчёную раковину.

Есть неоспоримые данные, что у Хвалынцев появился металл — медь, и потому эту культуру относят к энеолиту (медно — каменному веку).

Время появления здесь Хвалынцев совпадает с существованием Льяловских племён. Контакты льяловцев и хвалынцев  проявляются в появлении новых форм керамики, присущих хвалынцам.

Следующей культурно- хронологической группой этих мест являются племена, характерные для более северной территории — Марийского лесного Поволжья. Это памятники финального неолита -  Красномостовская археологическая культура. Сейчас мы знаем, что они жили в последней четверти четвёртого тысячелетия до нашей эры.  Их керамика отличается более разреженным орнаментом, выполненным овальным и зубчатым штампами. Сохраняются в орнаменте и глубокие круглые ямки, характерные для Льяловской культуры. Эти поздненеолитические племена стали основой для Волосовской культуры энеолита. Они уже умели добывать и обрабатывать медь, хотя каменные орудия ещё долгое время оставались главными в трудовых операциях. Технология обработки камня у них достигает совершенства. Появляется большое разнообразие каменных тёсел и топоров, наконечников стрел, дротиков и крупных копий для охоты на дичь. В районе Утюжа археологами изучены несколько жилищ волосовцев. Это были большие прямоугольные полуземлянки. В центре — костровые ямы, по краям пологи для отдыха. При изготовлении посуды в глину добавляли большое количество пуха водоплавающей птицы и толчёной раковины,что отличает её от сосудов других эпох и культур. Украшали сосуды вдавлением крупных зубчатых штампов, в виде ёлочки, зигзагов вертикальной и горизонтальной направленности. Со временем примесь раковины выщелачивалась, пух выгорал ещё при обжиге, и фрагменты сосудов становились рыхлыми, пористыми и лёгкими.

Рядом с жилищами было обнаружено  святилище волосовцев, где археологи исследовали постройку и костище — скопление обожжённых костей медведей. Судя по фрагментам, кости принадлежат более чем тридцати медведям. Такие святилища волосовской культуры известны на верхней Волге на стоянках Сахтыш  и в Марийском Поволжье.

В костище и в постройке обнаружены разной величины обломки глиняных горшков. Святилища такого типа отражают мировоззрение древних охотников, у которых культ Медведя зародился ещё в глубокой древности.

Кроме памятников Волосовской культуры здесь изучены остатки построек и керамика энеолита, близкие Волосовской культуре, которые отражают развитие местного энеолитического населения. В это время осуществлялись контакты с южным населением,что выражалось в появлении здесь специфической керамики с округлым туловом и высокой раструбообразной шейкой. Особенность вооружения этого этапа — небольшие треугольные черешковые наконечники . Особенность архитектуры стоянок — наличие прямоугольных и квадратных ям, вырытых в полу жилищ и за их пределами.

На рубеже III и II тысячелетий до н.э. в крае появляются племена, владевшие технологиями изготовления орудий из меди и бронзы, которые существовали здесь на протяжении практически всего II-ого тысячелетия до н.э. На р. Утюж были обнаружены следы поселений балановской, поздняковской и срубной археологических культур эпохи бронзы. Именно с этими культурами связано появление здесь зачатков земледелия и скотоводства, колесного транспорта, навыков металлообработки, т.е. производящего хозяйства, хотя еще долгое время охота, рыболовство и собирательство будут важной частью жизни этих племен. Каждая из этих культур имеет свою историю.

Следует отметить, что балановская культура была впервые изучена на территории Чувашии, у с. Баланово Козловского района. Балановцы относятся к т.н. кругу культур шаровидных амфор и боевых топоров, распространенных на обширной территории Восточной Европы, от Балтики до Каспия. Изготовлявшаяся ими керамическая посуда имела округлое тулово, иногда с высокой раструбообразной шейкой. Искусно изготовленная посуда была украшена вдавленным по сырой глине богатым геометрическим орнаментом из сочетания линий, треугольников, ромбов и т.д.

Срубная культура относится к позднебронзовому веку. Ученые сегодня выделяют ее в крупную историко-культурную общность, распространенную между Днепром и Уралом, объединяющую несколько археологических культур. Территория Чувашского Поволжья является северо-восточной периферией. Посуда срубников была плоскодонной, баночных и горшковидных форм, украшена геометрическим орнаментом.

На многослойном поселении Утюж I также были выявлены остатки средневекового поселения золотоордынской эпохи (XIV века н.э.). Археологами изучены остатки домов с припечными ямами, найдено большое количества глиняной обмазки от глинобитных печей.  Из важных находок того времени следует упомянуть серебряный дирхем (XIV в.),  несколько железных игл, ножей, целый навесной замок и дужка болгарского производства, кованые гвозди, большое количество керамики, в которой выделяются фрагменты местной лепной древнемордовской посуды, древнерусской керамики, золотоордынских гончарных сосудов. Эти находки позволяют предположить нахождение здесь крупного торгового поселения того времени, расположенного на сухопутном пути из Болгара в Киев. Однако, население здесь было в основном местным мордовским. Болгарское же участие здесь было в основном представительским или торговым.

Таким образом, за семь лет работы Утюжской экспедиции благодаря труду большого коллектива учёных, студентов и энтузиастов, принимавших активное участие в раскопках, не только история Алатырской земли получила новое, интереснейшее освещение в глубь веков и тысячелетий, но и мировая сокровищница знаний о древнейшей истории человечества получила множество новых ценных фактов и материалов. Благодаря систематической предварительной поисковой работе Алатырского краеведческого музея территория исследований за семь лет расширилась далеко за пределы небольшой речки Утюж. Практически каждый сезон работ знаменуется новыми открытиями, которые дают ответы на некоторые важные моменты древнейшей истории, ставят перед учёными новые вопросы.

Кооллектив исследователей выражает единодушную благодарность гостеприимной Алатырской земле, администрации города Алатыря за постоянную помощь в работе экспедиции и понимание важности задач археологических исследований края.

Утюжская экспедиция продолжится, и  мы впредь будем подробно знакомить с её результатами.

 

                                                                                                      Березина Н.С (Чебоксары)

                                                                                                      Выборнов А.А.(Самара)

                                                                                                      Королёв А.И.(Самара)

                                                                                                      Коноваленко А.В.(Алатырь)

 
Информационное наполнение сайта
Отдел информационного обеспечения и взаимодействия со СМИ администрации города Алатыря
Каляканова Т.Н., Латыпов Р.И.
тел. 8-83531-2-06-85

отправить письмо по e-mail galatr@cap.ru
Администрации городов и районов Чувашской Республики
Система управления контентом
429826, г.Алатырь, ул.Первомайская, д.87
Телефон: 8(83531) 2-02-70
Факс: 8(83531) 2-04-25
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика