ФИНАНСОВЫЙ ОТДЕЛ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА АЛАТЫРЯ
ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
П Р И К А З
27 декабря 2011 года № 31
Об утверждении Порядка
оценки социально-экономической
эффективности налоговых льгот и
Методики оценки социально-экономической
эффективности налоговых льгот
В соответствии с Законом Чувашской Республики "О вопросах налогового регулирования в Чувашской Республике, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации"
приказываю:
1. Утвердить Порядок оценки социально-экономической эффективности налоговых льгот (далее - Порядок) (приложение N 1);
Методику оценки социально-экономической эффективности налоговых льгот (далее - Методика) (приложение N 2).
2. Настоящий приказ вступает в силу со дня его подписания.
Начальник финансового отдела
администрации города Алатыря
Чувашской Республики Г.А. Ткачева
Порядок
оценки социально-экономической эффективности налоговых льгот бюджета города Алатыря Чувашской Республики
1.1. Оценка социально-экономической эффективности налоговых льгот, установленных и планируемых к установлению, производится в целях обеспечения контроля результативности процесса предоставления налоговых льгот и их соответствия общественным интересам.
1.2. Порядок оценки социально-экономической эффективности налоговых льгот (далее - Порядок) определяет объекты оценки социально-экономической эффективности налоговых льгот, подходы к оценке, перечень и последовательность действий при проведении оценки, состав исполнителей и их взаимодействие, а также требования к реализации результатов оценки. Применение Порядка позволит обеспечивать регулярную оценку фактических и прогнозируемых результатов предоставления налоговых льгот.
1.3. Порядок распространяется на установленные налоговые льготы, а также на планируемые к установлению налоговые льготы.
1.4. В Порядке используются следующие основные понятия и термины:
оценка социально-экономической эффективности - процедура сопоставления результатов предоставления налоговых льгот отдельным категориям налогоплательщиков в разрезе видов деятельности;
социально-экономическая эффективность - экономическая, бюджетная и социальная эффективность установленных налоговых льгот и планируемых к установлению налоговых льгот;
экономическая эффективность - результативность затрат и экономической деятельности налогоплательщиков, которым предоставлены налоговые льготы (далее - налогоплательщик);
бюджетная эффективность - оценка результата экономической деятельности налогоплательщика с позиции влияния на доходы бюджета города Алатыря и расходы результатов предоставленных налоговых льгот;
социальная эффективность - степень достижения социально значимого эффекта в результате реализации налогоплательщиком мер, направленных на развитие социальной инфраструктуры и повышение уровня качества жизни и благосостояния населения, в расчете на одного работника по отношению к расходам бюджета города Алатыря и на социальную сферу на одного жителя города Алатыря.
В отдельных случаях социальная эффективность может равняться сумме экономии бюджетных средств на прямое финансирование социальных задач, трансфертные издержки или выделение средств на социальную поддержку населения.
1.5. Основными целями предоставления налоговых льгот в городе Алатыре являются:
обеспечение экономической заинтересованности юридических и физических лиц в расширении приоритетных для города Алатыря видов экономической деятельности;
стимулирование использования финансовых ресурсов, направляемых на создание, расширение и обновление производств и технологий по выпуску необходимой для города Алатыря продукции (товаров, услуг);
экономическое поощрение индивидуальных предпринимателей, принимающих участие в реализации целевых программ ;
создание благоприятных экономических условий для деятельности предприятий, применяющих труд социально незащищенных категорий населения;
создание необходимых экономических условий для развития инвестиционной деятельности в городе Алатыре;
оказание экономической поддержки организациям в решении приоритетных для города Алатыря социальных задач.
2.1. Налогоплательщикам могут устанавливаться следующие виды налоговых льгот:
освобождение от уплаты налога отдельных объектов налогообложения;
освобождение от уплаты налога (полное или частичное);
снижение налоговой ставки.
2.2. Проекты решений о налогах, предусматривающие введение на территории города Алатыря налоговых льгот в пределах полномочий, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, вносятся на рассмотрение Собрания депутатов города Алатыря только при наличии заключения об их социально-экономической эффективности. При низкой оценке эффективности планируемые к установлению налоговые льготы не устанавливаются, а установленные налоговые льготы подлежат отмене в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
3.1. Объектом оценки является социально-экономическая эффективность установленных налоговых льгот, а также планируемых к установлению налоговых льгот, за исключением налоговых льгот, предоставляемых при привлечении инвестиций.
3.2. Оценка социально-экономической эффективности установленных налоговых льгот проводится ежегодно финансовым отделом администрации города Алатыря в разрезе отдельно взятых видов налогов, в отношении каждой из предоставленных льгот и по каждой категории их получателей в разрезе отдельных отраслей экономики (видов деятельности).
3.3. Оценку социально-экономической эффективности планируемых к установлению налоговых льгот проводит финансовый отдел администрации города Алатыря, внесший предложения по установлению налоговых льгот.
3.4. Оценка социально-экономической эффективности установленных налоговых льгот и планируемых к установлению налоговых льгот производится по Методике оценки социально-экономической эффективности налоговых льгот (приложение N 2).
3.5. Оценка эффективности установленных налоговых льгот и планируемых к установлению налоговых льгот осуществляется на основе информации, предоставляемой:
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы РФ № 1 по Чувашской Республики в рамках Соглашения по информационному взаимодействию, заключенного между Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы РФ № 1 по Чувашской Республики и финансовым отделом администрации города Алатыря;
иными источниками.
3.6. При отсутствии или недоступности необходимых для оценки социально-экономической эффективности налоговых льгот данных финансовый отдел администрации города Алатыря вправе направлять запросы налогоплательщикам.
3.7. При проведении оценки социально-экономической эффективности налоговых льгот используются следующие показатели деятельности налогоплательщика:
налоговая база по соответствующему налогу;
налоговая ставка по налогу;
льготная ставка налога;
норматив зачисления налога в бюджет города Алатыря;
фонд заработной платы;
чистая прибыль;
задолженность по заработной плате;
среднемесячная заработная плата;
динамика объема платежей по лизинговым операциям;
расходы налогоплательщика на повышение квалификации (обучение) персонала;
расходы налогоплательщика на социальные проекты;
расходы на благотворительность;
расходы из бюджета города Алатыря на социальную сферу в расчете на одного жителя.
4.1. Финансовый отдел администрации города Алатыря ежегодно проводит оценку социально-экономической эффективности установленных налоговых льгот за отчетный финансовый год и представляет в Министерство финансов Чувашской Республики аналитическую записку о результатах такой оценки.
4.2. Аналитическая записка о результатах оценки социально-экономической эффективности установленных налоговых льгот за отчетный финансовый год должна содержать:
перечень налоговых льгот, установленных на территории города Алатыря в соответствии с Законом;
сумму выпадающих доходов бюджета города Алатыря и по видам налогов вследствие предоставления налоговых льгот в соответствии с Законом;
прогноз выпадающих доходов бюджета города Алатыря по видам налогов на очередной финансовый год и плановый период вследствие предоставления налоговых льгот в соответствии с Законом;
результаты оценки социально-экономической эффективности установленных налоговых льгот;
предложения по сохранению или отмене установленных налоговых льгот;
предложения по предоставлению налогоплательщикам иных мер государственной поддержки, помимо налоговых льгот.
4.3. Информация о результатах оценки социально-экономической эффективности установленных налоговых льгот публикуется в средствах массовой информации или размещается на официальном сайте города Алатыря.
4.4. При низкой оценке социально-экономической эффективности установленной налоговой льготы финансовый отдел администрации города Алатыря готовит проект решения Собрания депутатов города Алатыря о налогах, предусматривающий его отмену.
4.5. Финансовый отдел, внесший предложения об установлении дополнительных налоговых льгот в пределах полномочий, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации, готовят заключения о социально-экономической эффективности планируемых к установлению налоговых льгот.
4.6. Заключение о социально-экономической эффективности планируемых к установлению налоговых льгот должно содержать:
расчет выпадающих доходов бюджета города Алатыря по видам налогов вследствие предоставления планируемых к установлению налоговых льгот;
прогноз оценки социально-экономической эффективности планируемых к установлению налоговых льгот в динамике по годам на среднесрочную перспективу;
обоснованные предложения по предоставлению иных мер государственной поддержки, помимо налоговых льгот
4.7. Заключение о социально-экономической эффективности планируемых к установлению налоговых льгот готовится до внесения проекта решения о налогах на Собрание депутатов города Алатыря и прилагается к соответствующему проекту решения.
Методика оценки социально-экономической эффективности налоговых льгот
1. Настоящая Методика оценки социально-экономической эффективности налоговых льгот (далее - Методика) применяется для оценки социально-экономической эффективности налоговых льгот, установленных Законом Чувашской Республики "О вопросах налогового регулирования в Чувашской Республике, отнесенных законодательством о налогах и сборах Российской Федерации к ведению субъектов Российской Федерации" (далее - установленные налоговые льготы), а также планируемых к установлению налоговых льгот в пределах полномочий, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации (далее - планируемые к установлению налоговые льготы).
2. Оценка социально-экономической эффективности установленных налоговых льгот производится один раз в год по результатам отчетного финансового года по состоянию на 1 января текущего финансового года.
3. Сумма потерь доходов бюджета города Алатыря от установленных налоговых льгот или планируемых к установлению налоговых льгот рассчитывается по видам налогов в зависимости от вида предоставляемых налоговых льгот по одной из нижеприведенных формул.
3.1. В случае предоставления налоговой льготы в виде освобождения от налогообложения отдельных элементов налоговой базы (освобождения от налогообложения части налоговой базы) сумма потерь доходов бюджета города Алатыря рассчитывается по следующей формуле:
ПБнл = (НБбл - НБл) х СНбл х НО х Ипц / 100,
где ПБнл - сумма потерь доходов бюджета города Алатыря по отдельному виду налога;
НБбл - налоговая база;
НБл - налоговая база с учетом льготы;
СНбл - ставка налога;
НО - норматив зачисления дохода от налога в бюджет города Алатыря (%);
Ипц - индекс потребительских цен за отчетный год.
3.2. В случае предоставления налоговой льготы в виде снижения налоговой ставки сумма потерь доходов бюджета города Алатыря рассчитывается по формуле
ПБнл = НБл х (СНбл - СНл) х НО х Ипц / 100,
где СНл - пониженная (льготная) ставка налога.
4. Экономическая эффективность налоговых льгот оценивается в соответствии со следующими показателями налогоплательщика - получателя налоговой льготы (далее - налогоплательщик):
рост валовой прибыли;
рост инвестиций в основной капитал;
рост платежей по лизинговым операциям;
рост среднемесячной заработной платы;
снижение задолженности по заработной плате.
Коэффициент экономической эффективности налоговых льгот рассчитывается по следующей формуле:
Сумма дельта Эк
Кээф = ────────────────,
ПБнл
где Кээф - коэффициент экономической эффективности;
Сумма дельта Эк - сумма динамики вышеуказанных показателей налогоплательщика до и после предоставления налоговых льгот.
Налоговые льготы имеют положительную экономическую эффективность, если коэффициент экономической эффективности установленных налоговых льгот (планируемых к установлению налоговых льгот) больше либо равен единице (Кээф >= 1), низкую эффективность - если значение коэффициента от 0 до 1.
5. Оценка бюджетной эффективности налоговых льгот осуществляется на основании расчета коэффициента бюджетной эффективности по формуле
n
Сумма Днси.t
t=1
Кбэф = ───────────── ,
ПБнл
где Кбэф - коэффициент бюджетной эффективности;
Днси.t - объем прироста поступлений по налогам, доходам от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности города Алатыря, за отчетный финансовый год в результате предоставления налоговой льготы;
t = 1...n - период предоставления налоговой льготы.
Налоговые льготы имеют положительную бюджетную эффективность, если коэффициент бюджетной эффективности установленных налоговых льгот (планируемых к установлению налоговых льгот) больше либо равен единице (Кбэф >= 1), низкую эффективность - если значение коэффициента от 0 до 1.
6. Оценка социальной эффективности налоговых льгот осуществляется на основании динамики следующих социально-экономических показателей налогоплательщика:
динамика средней заработной платы;
прирост расходов на обучение персонала в расчете на одного работника;
прирост суммы отчислений на социальные проекты в расчете на одного работника;
прирост суммы средств, направленных налогоплательщиком на благотворительность в расчете на одного работника.
Коэффициент социальной эффективности налоговых льгот рассчитывается по следующей формуле:
(Сумма дельта ПК)
Ксэф = ───────────────── ,
ПБнл/Е
где Ксэф - коэффициент социальной эффективности;
Сумма дельта ПК - сумма прироста вышеуказанных социально-экономических показателей;
Е - среднесписочная численность работников налогоплательщика.
Налоговые льготы имеют положительную социальную эффективность, если коэффициент социальной эффективности предоставленных (планируемых к предоставлению) налоговых льгот больше либо равен единице (Ксэф >= 1), низкую эффективность - если значение коэффициента от 0 до 1.
7. Показатель социально-экономической эффективности налоговых льгот (Кэнл) представляет собой сумму коэффициентов экономической, бюджетной и социальной эффективности:
Кэнл = Кээф + Кбэф + Ксэф.
Налоговые льготы имеют положительную социально-экономическую эффективность, если сводный показатель экономической, бюджетной и социальной эффективности установленных налоговых льгот (планируемых к предоставлению налоговых льгот) больше или равен трем (Кэнл >= 3).