Пояснительная записка к прогнозу социально-экономического развития г. Алатырь Чувашской Республики на 2010 год и на период до 2012 года
Основные параметры прогноза социально-экономического развития г.Алатырь на 2010 год и на период до 2012 года определены исходя из анализа социально-экономического развития города за предшествующие годы, наметившихся тенденций в текущем году, а также приоритетных направлений и стратегических ориентиров развития Чувашской Республики на перспективу, отраженных в Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года, Послания Президента Чувашской Республики Государственному Совету Чувашской Республики 2009 года «Успехи Чувашии – в инициативе каждого»/
Разработка прогноза осуществлялась на основе методических рекомендаций Министерства экономического развития и торговли Чувашской Республики в 2010 году и на период до 2012 года, материалов органов исполнительной власти Чувашской Республики.
В ходе подготовки основных показателей учтены индексы, дефляторы цен и тарифов прогнозируемые в Чувашской Республике, предложения и прогнозные расчеты хозяйствующих субъектов города.
Мировой кризис существенно изменил параметры развития, как экономики Чувашии, так и города Алатыря, в этом году впервые за последние десятилетия ожидается спад экономики. Перспективы оживления и роста экономики в последующие годы зависят в основном от действия двух групп факторов.
Первая группа факторов охватывает возможности переориентации экономики на внутренний спрос и собственные источники развития, что, очевидно, требует более длительного периода времени, чем один год и лишь частично решается реализуемым комплексом антикризисных мер и реакцией на эту поддержку частного сектора экономики.
Вторая группа факторов зависит от скорости стабилизации мировой экономики, расширения внешнего спроса и восстановления тенденции роста мировых цен на энергоресурсы.
Основные параметры прогноза разработаны в двух вариантах.
Первый вариант - основан на продолжении негативного влияния мирового финансово-экономического кризиса на экономику республики
Второй - разработан с учетом замедления спада экономики, постепенного восстановления роста основных макроэкономических показателей за счет повышения конкурентоспособности экономики, улучшения инвестиционного климата, реализации инвестиционных проектов, обеспечивающих интенсивные структурные сдвиги
Второй вариант рассматривается как основной.
Функционирование экономики Чувашской Республики в среднесрочной перспективе будет определяться внешними и внутренними условиями и факторами.
Среди внешних условий наибольшее значение для Чувашии будут иметь динамика мировых цен на товары российского экспорта, динамика развития мировой экономики и основных рынков. Несмотря на появление признаков оздоровления в некоторых секторах экономики отдельных регионов мира, перспективы восстановления мировой финансово-экономической системы остаются достаточно неопределенными.
К внутренним условиям, влияющим на темпы развития экономики, относятся следующие факторы:
реализация крупных инвестиционных проектов, однако, этот процесс замедлился в связи с финансовым кризисом. Кредитный кризис привел к снижению потребительской активности и ограничениям в потребительском спросе в ряде секторов экономики, снизилась возможность приобретения квартир и другой недвижимости;
повышение доли инновационной конкурентоспособной продукции в производственной сфере и освоение новых рынков сбыта, при этом, по мнению экспертов, анализирующих ситуацию в российской экономике, одним из результатов кризиса станет своего рода «санация бизнеса» – прежде всего малого и среднего;
повышение качества инфраструктуры в рамках реализации приоритетных национальных проектов;
состояние производственных фондов, степень их изношенности; модернизация основных фондов высокотехнологичных отраслей;
повышение эффективности использования капитальных и интеллектуальных ресурсов за счет высвобождения предпринимательской инициативы, расширения внутреннего спроса и емкости внутреннего рынка;
усиление конкуренции, как на внутренних, так и на внешних рынках;
стимулирование роста предложения товаров путем повышения уровня конкуренции (особенно на продовольственных и сельскохозяйственных рынках), развитие инфраструктуры торговли;
демографическая ситуация;
расширение налоговой базы Чувашской Республики;
реализация бюджетной политики по формированию эффективной системы бюджетных расходов и их оптимизации.
Основными целями социально-экономического развития Чувашской Республики в среднесрочной перспективе являются:
создание условий для обеспечения стабильности и перехода к экономическому росту;
повышение качества жизни населения, создание эффективной системы предоставления социальных услуг, уменьшение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума;
формирование модели экономики, обладающей долгосрочным потенциалом динамичного роста, диверсифицированной структурой производства, значительным экспортным потенциалом, инновационной восприимчивостью и ориентированностью на социальные нужды населения.
В настоящее время в республике реализуются:
Стратегия социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года;
Комплексная программа экономического и социального развития Чувашской Республики на 2003-2010 годы;
ряд указов Президента Чувашской Республики, направленных на формирование современной инфраструктуры, развитие малого предпринимательства, формирование инновационной среды и информационных технологий, рост заработной платы во всех сферах экономики, в том числе в бюджетной сфере, развитие человеческого потенциала, обеспечение опережающего развития эффективной системы непрерывного образования, физической культуры и спорта, здорового образа жизни;
Территориальная комплексная схема градостроительного планирования развития территории Чувашской Республики;
Республиканские целевые программы и комплексная программа социально-экономического развития города Алатыря на 2007-2010годы.
Данные документы являются ключевыми в системе регионального планирования, взаимоувязаны между собой, направлены на изменение стандартов жизни и повышение уровня благосостояния населения Чувашской Республики.
Итоги социально-экономического развития города Алатыря за январь-октябрь 2009года и ожидаемая оценка 2009года.
Негативные тенденции, сформировавшиеся под влиянием глобального мирового финансового кризиса, обострились в первом полугодии текущего года. В условиях продолжающейся экономической нестабильности в стране, обусловленной трудностями, испытываемыми организациями с пополнением оборотных средств, проблемами с краткосрочным кредитованием, ростом задолженности по выплате заработной платы, сложной остается ситуация в организациях промышленности.
За 10 месяцев 2009года предприятиями, не относящимися к субъектам малого предпринимательства, отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами по обрабатывающим производствам – 2,09млрд.руб (94,1% к соответствующему периоду 2008года), по производству и распределению электроэнергии, газа и воды – 139,1 млн. руб. (139,7% к соответствующему периоду 2008года). Основным фактором снижения промышленного производства стало сокращение объемов отгрузки в обрабатывающих производствах – более 130 млн. рублей к аналогичному периоду прошлого года.
Сохраняют темпы роста производства продукции такие предприятия, как: ООО «Молочное дело-Алатырь», ОАО “Завод «Электроприбор», ФГУП «5 арсенал», ООО «Фирма Трейд+», ГУП «Алатырский издательский дом», ОАО «Алатырский хлебозавод», филиал «Алатырьгаз» ОАО «Чувашгаз», МУП «Алатырское ПОК и ТС».
Наибольшее отставание в отгрузке продукции приходится на следующие предприятия города: ОАО «Алатырский завод низкотемпературных холодильников», ОАО «Электроавтомат», ООО «СКМ», ГП учреждения ЮЛ-34/2 (в совокупности более 390млн. рублей).
Наибольший удельный вес в объеме отгруженной продукции обрабатывающих производств приходится на следующие виды деятельности: производство транспортных средств и оборудования (34,9%), целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая деятельность (13,9%), производство машин и оборудования (9,6%), производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования(10,1%), производство пищевых продуктов, включая напитки (11,8%, текстильное и швейное производство(4,6%), производство спецоборудования (15,1%).
За 2009 год будет отгружено товаров собственного производства, выполнено собственными силами работ и услуг по двум видам экономической деятельности на сумму 2,6 млрд. рублей, что составляет в действующих ценах 86% к отчету за 2008год.
Особенно сложная ситуация складывается в организациях машиностроительного комплекса, которая занимает около 60% в объеме отгруженных товаров. К основным причинам, вызывающим ухудшение ситуации, можно отнести следующие:
резкое ухудшение условий и доступности банковского кредитования, снижение инвестиционной активности и объемов строительных работ;
неблагоприятная макроэкономическая конъюнктура, отразившаяся на росте себестоимости производимой продукции и снижении рентабельности выпускаемой продукции;
рост неплатежей и ухудшение расчетов с поставщиками и потребителями продукции;
потеря объемов продаж и отсутствие спроса на внутреннем рынке;
существенное изменение условий в ранее заключенных контрактах, в том числе по государственным оборонным заказам;
отсутствие авансирования работ по заключенным контрактам, уменьшение заказов в связи с пересмотром инвестиционных программ предприятиями энергетики, ОАО «РЖД»;
падение производства российского автопрома и, как следствие, отсутствие заказов на поставку автокомпонентов;
изменение курса иностранной валюты, что ривело к снижению конкурентоспособности и увеличению себестоимости продукции, выпускаемой с использованием импортных комплектующих и др.
По итогам финансово – хозяйственной деятельности за январь-cентябрь 2009года сальдированный финансовый результат работы организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства по сравнению с соответствующим периодом 2008 года снизился на 9,7 процента и составил 203,2млн. рублей. Удельный вес убыточных предприятий увеличился до 34,6%.
В 2009 году по экспертной оценке общий объем инвестиций в основной капитал уменьшится на 14,3 % по сравнению с предыдущим годом и составит 490 млн. рублей .
Более 69 млн. рублей собственных средств предприятий и организаций обрабатывающих отраслей будет направлено на реконструкцию и перевооружение производств, освоение новых промышленных изделий и технологий (за 2008год вложено 102,6млн.рублей).
По оценке адресная инвестиционная программа города за 2009год будет профинансирована на сумму более 150 млн. рублей, в том числе из средств федерального бюджета – свыше 20млн.рублей, из республиканского бюджета Чувашской Республики и городского бюджета на развитие инфраструктуры города направлено свыше 130 млн. рублей.
Наибольший объем инвестиций освоен при строительстве основного объекта текущего года- моста через реку Суру – 44,4 млн. руб., переселении граждан из ветхого и аварийного жилого фонда (строительство 60-кв.дома) - 17,8 млн. руб.
Оборот розничной торговли по организациям всех видов деятельности, не относящимся к субъектам малого предпринимательства, г.Алатырь в январе-октябре 2009 года составил 198,3млн.рублей и по сравнению с январем-октябрем 2008 года в сопоставимых ценах увеличился на 9,0%.
Основным фактором, определяющим рост оборота розничной торговли, является платежеспособность населения. Последствия мирового финансового кризиса отразились на рынке труда и потребительской активности населения уже в конце 2008 года. Снижение уровня зарплат, задержки в ее выплате, сокращение количества рабочих мест в сфере производства привели к снижению покупательского спроса и снижению темпов роста розничного товарооборота и объемов платных услуг населению.
С учетом вышеуказанных обстоятельств по прогнозным расчетам ожидается прирост в пределах 2% объема розничного товарооборота, индекс физического объема за 2009 год по отношению к 2008 году составит на уровне 102%. , ожидаемый объем розничного товарооборота во всех каналах реализации составит 2,0 млрд. рублей.
На рынке платных услуг населению города за 2008 год прирост объемов оказываемых услуг составлял 6,5 %. С учетом влияния негативных различных факторов на развитие платных услуг населению, связанных со сложной экономической ситуацией, темп роста данного показателя до конца 2009года снизится и составит лишь 100% к уровню 2008 года.
Объем платных услуг, оказанных населению по оценке за 2009год превысит 360млн.рублей.
Состояние потребительского рынка и сферы услуг является показательным фактором реального развития экономики города.
В течение прошедших 10 месяцев кризис выявил слабые и сильные стороны этой отрасли экономики. В целом можно говорить о сохранении тенденция динамичного развития материально-технической базы торговли и сферы услуг:
Открыты: стационарный объект розничной торговли общей площадью около 100 кв. метров – магазин «Олимп» ИП Варгина Е.А. по ул. Мовсковская, 106), предприятие сферы обслуживания на 5 рабочих мест – салон красоты «Жемчужина» ИП Фисунова Н.А. по ул. Комсомола, 26, предприятие по оказанию платных услуг населению – стоматологическая клиника ООО «Данила Мастер» по ул. Первомайская, 42. Ведётся дальнейшее строительство физкультурно-оздоровительного центра ИП Абубекеровым Ю.Ф. по ул. Московская (хотя темпы строительства снижены), на стадии завершения строительство магазина «СтройМир» ИП Бодрова А.Н. по ул. Б. Хмельницкого общей площадью 250 кв. метров.
Продолжается реконструкция городского рынка: за 9 месяцев текущего года проведено благоустройство территории рынка, построен торговый павильон общей площадью 80 кв. метров, установлен железобетонный фундамент павильона «Яйцо. Молоко», произведён косметический ремонт прочих торговых павильонов.
На развитие потребительского рынка города направлено инвестиций более 22 млн. рублей; создано дополнительно 20 рабочих мест.
Вместе с тем, другие торговые предприятия с целью минимизации расходов идут на сокращение торговых площадей, некоторые предприятия закрываются (магазин «Фаворит» ИП Фролова А.Г. по ул. Ленина, 38, магазин «Бережок» ООО «Бережок» в микрорайоне Стрелка, 36, бар-клуб «Зодиак» ООО «Биком» по ул. Московская, 64, и другие). Закончила свою деятельность сеть магазинов «Росинка» в связи с возможным банкротством предприятия; на её место пришла торговая сеть «Seven» («Севен») ООО «АмиКо» - по городу это 4 крупных магазина общей торговой площадью 1430 кв. метров и штатом работников 53 человека.
В целом по состоянию на 1ноября 2009 года в городе числится :
- около 16,5тыс. кв. метров торговых площадей, обеспеченность торговыми площадями 383,1 кв. метра на 1 тыс. жителей (норматив – 280), уровень обеспеченности – 136,8 %;
-3042 посадочных места на предприятиях общественного питания, обеспеченность услугами общественного питания 22,4 посадочных места на 1 тыс. жителей (норматив – 40), уровень обеспеченности – 56,0 %;
- свыше 200 человек работают в предприятиях бытового обслуживания населения, при этом обеспеченность жителей города бытовыми услугами составляет 4,25 рабочих места на 1 тыс. жителей (норматив – 9), уровень обеспеченности – 47,2 %.
Прочное место в сфере торговли и услуг занимает малый бизнес.
В 2009 году введены новые формы государственной поддержки малого предпринимательства
- возмещение части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с внесением платы кредитной организации за неполное исполнение условий кредитного договора в части требований, предъявляемых к объему имущественного обеспечения;
- возмещение части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с внесением платы страховой организации за страхование кредитного договора в части неполного имущественного обеспечения условий договора.
В республике создано и действует Агентство по поддержке малого бизнеса в Чувашской Республике, основной целью деятельности которого является обеспечение доступа субъектов малого предпринимательства Чувашской Республики к финансовым ресурсам, посредством предоставления им займов. Займы предоставляются Агентством субъектам малого предпринимательства в размере до 1 млн.рублей на срок до 1 года по действующей ставке рефинансирования.
Численность малых предприятий с образованием юридического лиц до конца 2009 года по городу составит 135-136 единиц, из них около 60% предприятий занимаются торгово-закупочной деятельностью, 14,0 % осуществляют платные и бытовые услуги, в т.ч. транспортные перевозки грузов и пассажиров, 26% - заняты производством продукции и выполнением подрядных и ремонтных работ.
За 2009год оборот малых предприятий обрабатывающих производств составит 215,9млн. рублей, в строительстве – 91млн. рублей. В целом оборот малых предприятий по всем видам экономической деятельности за 2009 год, превысит 2,1млрд. рублей, что составит к уровню 2008 года в сопоставимых ценах 100%.
В городе вступила в действие новая хлебопекарня мощностью 10т продукции в сутки, после выхода ее на полную проектную мощность численность работающих возрастет до 100человек.
Субъекты предпринимательства производят, обувь, печатную продукцию и газету, швейные изделия, мебель, пиломатериалы, брусчатку и тротуарную плитку, теплоэнергию, а также и продукты питания: хлеб и хлебобулочные изделия, мясные полуфабрикаты.
Среднесписочная численность работников малых предприятий за 2009 год составит 1740человек, или 101,8% к предыдущему году. Численность работающих в сфере малого бизнеса превысит 3332человека, доля их в общей численности занятых в экономике города превысит 23%.
Среднегодовая численность занятых в экономике города (включая численность работающих по найму и в личном подсобном хозяйстве) согласно предварительной оценке 2009 года составит 16000человек. Из них в предприятиях и организациях государственной и муниципальной формах собственности работает 6,5 тыс. человек, или 41% от численности занятых в экономике.
Уровень зарегистрированной безработицы составит в пределах 2,6 % (факт на 1.09. 2009г.- 2,08%).
По состоянию на 1октября 2009года среднемесячная заработная плата работающих на крупных и средних предприятиях города составила 9702рубля, ожидаемый прирост за 2009год к уровню 2008года составит не более 4% и достигнет 9940рублей.
Доходы населения города в целом возрастут по оценке за 2009 год на 9% и превысят 3,5 млрд. рублей), реальные располагаемые денежные доходы населения сократятся на 2%, в целом расходы и сбережения населения города увеличатся в действующих ценах на 9,6%, из них покупка товаров и оплата услуг - на 7,4%.
Согласно предварительной оценке демографические показатели по городу за 2009год улучшаются, увеличивается коэффициент рождаемости и снижается коэффициент смертности. В результате естественная убыль населения сократится более чем на 37%.
Однако смертность населения остается высокой. На 1.09.2009г коэффициент смертности составлял 14,8ед. (Канаш-14,1; Шумерля-17,5). Численность постоянного населения города уменьшится за 2009год в пределах 100-150 человек (по состоянию на 1.01.2009г. численность населения города составляла 41787 человек)
Прогноз экономического и социального развития города Алатыря на 2010год и на период до 2012года.
Ведущее место в экономике города по-прежнему будет занимать промышленный комплекс, который включает два вида экономической деятельности: «обрабатывающие производства» и «производство и распределение электроэнергии, газа и воды».
В 2010-2012 годах в промышленной политике основными приоритетами будут:
повышение качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции; оптимизация структуры промышленных предприятий и сокращение издержек производства, применение энергосберегающих технологий, развитие производств и внедрение проектов, характеризующихся наиболее высоким мультипликативным эффектом; укрепление позиций машиностроительного комплекса на внутреннем и внешнем рынках.
По прогнозу развития промышленного комплекса в 2012 году ожидается прирост индекса промышленного производства на 4,4%-6,7%, в том числе по обрабатывающим производствам – 4,6%- 7,3%. Будет отгружено продукции, выполнено работ и оказано услуг на сумму 3,8-3,9 млрд. рублей, что в действующих ценах в 1,4 -1,5 раза больше, чем в 2009 году.
К 2012 году объем отгрузки транспортных средств и оборудования (ОАО «Электроавтомат», «Механический завод», ООО «СКМ») увеличится на 1,8 – 3,1%%; производство электрооборудования и светотехнического оборудования ОАО «Завод «Электроприбор», ООО «Лисма- АЭМЗ») вырастет на 12,4-15,1%. Ежегодный прирост объемов в производстве пищевых продуктов составит в сопоставимой оценке от 4,0 до 8,0% с суммой производства пищевой продукции в 2012 году 820-870 млн. рублей, прирост отгрузки продукции текстильного и швейного производства прогнозируется в пределах 7,9-10,5%, прирост производства машин и оборудования - в пределах 6-9%.
В 2010 году по прогнозу будет отгружено продукции, оказано услуг собственными силами организациями промышленного комплекса на сумму 2,9млрд. рублей по 1варианту и 3,0млрд.рублей – по 2варианту, что в действующих ценах на 10-12% больше, чем в 2009 году.
Всего индекс производства за 2010 год составит не более 98% по 1 варианту и 101,1% по второму варианту.
В объеме промышленного производства сохранит доминирующее положение бывшая отрасль машиностроения, включающая четыре вида экономической деятельности: производство готовых металлических изделий, производство машин и оборудования, производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования и производство транспортных средств и оборудования, доля которых увеличится в объеме отгруженных товаров до 80% в 2012 году.
Получат дальнейшее развитие в машиностроении компонентов и комплектующих для автомобильной и авиационной промышленности, технических средств связи и информатики, электротехнической продукции, спецоборудование для подвижного состава железнодорожного транспорта, металлоконструкций и панелей ППУ.
Одним из значительных и перспективных резервов развития экономики в городе является малое предпринимательство. В этой сфере работает 23% от численности занятых в экономике города.
Развитие малого бизнеса в городе в течение 2010 – 2012 годов предполагает сохранение и увеличение общего количества малых предприятий, в том числе в промышленности, сохранение и развитие народных промыслов и ремесел, поиск современных технологий и инноваций для создания новых производств. В 2010 – 2012 годах продолжится оказание государственной поддержки малому бизнесу в форме субсидирования лизинговых платежей и процентных ставок по кредитам, продолжится оказание организационной, консультационной и финансовой поддержки через налоговые льготы, как в отношении инвесторов, так и в отношении вновь созданных предприятий.
Общее количество малых предприятий в городе по прогнозу к 2012 году составит 145 – 150 единиц и увеличится по сравнению с 2009 годом на 10-11%. Среднесписочная численность работников на малых предприятиях достигнет 1950 человек.
Вследствие увеличения количества малых предприятий и повышения эффективности их деятельности согласно прогнозных расчетов оборот малых предприятий по всем видам экономической деятельности (включая потребительский рынок и услуги) в 2012 году составит 2,9 – 3,0 млрд. рублей.
Согласно прогнозным расчетам среднемесячная начисленная заработная плата работающих в малых предприятиях прогнозируется с ростом на 6,3% и достигнет 7210рублей (оценка 2009г- 6785рублей).
В 2010году с учетом роста оборота крупных и средних предприятий, обеспечением их прибыльности рост среднемесячной заработной платы работающих замедляется и прогнозируется ее прирост в пределах 4,0-5,0%, размер ее составит 10300-10340рублей (оценка 2009г-9930рублей)
Прогноз развития потребительского рынка на период до 2012 года разработан с учетом итоговых данных за 2005-2008 годы и 9 месяцев 2009 года по обороту розничной торговли, обороту общественного питания и объему платных услуг, оказанных населению города Алатыря.
Основным фактором, определяющим рост оборота розничной торговли, является платежеспособность населения города. Последствия мирового финансового кризиса отразились на рынке труда и потребительской активности населения уже в конце 2008 года. Снижение уровня зарплат, сокращение количества рабочих мест в сфере производства привели к снижению покупательского спроса и снижению темпов роста розничного товарооборота и объемов платных услуг населению.
С учетом вышеуказанных обстоятельств по прогнозным расчетам темп роста розничного товарооборота за 2009 год по отношению к 2008 году составит на уровне 102%. В ближайшие годы данный показатель будет постепенно увеличиваться и составит в 2010 году по первому варианту развития 100%, в 2011 году – 102,0%, в 2012 году – 103,0 % (по оптимистичному второму варианту соответственно 102,0 %, 104,0%, 105,0%).
Прогнозируемый оборот розничной торговли, по всем каналам реализации включая структуры малого бизнеса, на 2010 год составит 2,2 – 2,3млрд. рублей, оборот общественного питания достигнет 21-22млн.рублей с темпом роста в сопоставимой оценке к предыдущему году в пределах 98-100%.
На рынке платных услуг населению города за 2008 год прирост объемов оказываемых услуг составлял 6,5 %. С учетом влияния различных негативных факторов на развитие платных услуг населению города, связанных со сложной экономической ситуацией, темп роста данного показателя за 2009 снизится и составит 100% к уровню 2008 года. По прогнозным расчетам прирост объема платных услуг населению в 2010 году составит 98 %, в 2011 году – 100,0 % и в 2012 году – 101,7 % (по второму варианту соответственно 101%, 102 % и 103,6%).
Общий объем платных услуг населению прогнозируется на 2010 год в объеме 397 млн.рублей по 1 варианту, 400млн.рублей – по 2 варианту.
Среднегодовой индекс потребительских цен (инфляция) прогнозируется на 2010год в пределах 112,5-110,5процента.
В соответствии со стратегическими направлениями в области инвестиционной деятельности усилия администрации города будут направлены на масштабное изменение качества инвестиционной привлекательности города, мобилизацию имеющихся и привлечения новых инвестиционных ресурсов в реальный сектор для обеспечения необходимых темпов экономического роста.
Ожидается, что в 2010 году тенденция сокращения темпов роста объемов инвестиций в основной капитал сохранится: индекс физического объема инвестиций к предыдущему году составит 78,4 % по 1 варианту и 81,3 % по второму, к 2011 году он не на много превысит уровень 2008 года и составит по 1 варианту – 101,1 % и 103,3% - по 2 варианту, а в 2012 году его рост продолжится:111,3% и 113,5% (соответственно). Объемы инвестиций в 2010 году составят по 1 варианту – 419 млн. рублей, во 2 варианту - 433млн. рублей, в 2011 году по 1 варианту –462 млн.рублей, по 2 варианту – 486 млн.рублей, в 2012 году по 1 варианту – 558 млн. рублей, по 2 варианту – 590 млн.рублей.
Объем инвестиций, направляемых за 2010год на техническое развитие производств и внедрение новых технологий промышленными предприятиями составит 68-75млн.рублей, т.е. на 10-13% меньше предыдущего года и на 30% меньше вложенных средств за 2008го.
В новых экономических условиях, учитывая дефицит бюджетных средств, возрастает значение собственных средств предприятий, ресурсов банков, страховых и финансовых компаний, пенсионных фондов, а также сбережений населения, направляемых на инвестирование капитальных вложений в производство.
Удельный вес инвестиций в экономику за счет собственных средств предприятий в общем объеме инвестиций (без субъектов малого предпринимательства и параметров неформальной деятельности) увеличится с 30,3 % в 2009 году до 40,5 % в 2010 году, кредитов банков с 12,0% до 18,3 %, при этом произойдет значительное сокращение доли бюджетных средств – с 69 % до 41 %.
Однако в настоящее время наблюдается снижение темпов привлечения внебюджетных инвестиций, которое происходит из-за сокращения инвестиционной активности предприятий в условиях экономического кризиса, повлекшего за собой усиление инфляционных процессов, увеличение издержек и затрат, уменьшение объемов ликвидных активов, возможности пополнения собственных оборотных средств и осуществления капитальных вложений. В организациях города существенно снизились возможности модернизации, обновления основных фондов и реализации инвестиционных проектов.
Жилищное строительство. В связи с наблюдаемым процессом ужесточения инвестиционного кредитования строительных организаций – застройщиков жилья и уменьшения доступности получения ипотечных кредитов на жилищное строительство (увеличение суммы первоначального взноса по классической ипотеке программе «Молодая семья», увеличение процентной ставки по ипотечным кредитам до и после регистрации права собственности на жилье, увеличение платы за ведение ссудного счета, полное исключение ипотечного кредитования по договорам долевого строительства, увеличение обеспечения для получения ипотечного кредита) планируется снижение объемов ввода в действие жилых домов.
По оценке 2009 года прогнозируется ввод 33,5тыс.кв.метров общей площади жилья. В 2010 году за счет всех источников финансирования планируется ввести в эксплуатацию 30,3тыс.кв.метров жилья. Средняя обеспеченность населения жилой площадью в 2010 году составит 22-22,3 кв.метров на человека против 21,5 кв.метров в 2008 году.
Жилищная проблема остается одной из наиболее острых социальных проблем в городе. В улучшении жилищных условий на 01.01.2009 г. нуждаются 1433 семьи.
В рамках принятых приоритетов муниципальные инвестиции будут направляться прежде всего на развитие общественной инфраструктуры, в том числе на качественное предоставление жилищно-коммунальных услуг, ремонт дорог и тротуаров, решение проблем ветхого жилья.
Из городского бюджета прогнозируется направить свыше 5млн.рублей на капитальный ремонт и реконструкцию дорог и тротуаров , 17млн. рублей на возведение автономной газовой котельной в центре города,
Важным направлением макроэкономической политики остается последовательное повышение уровня и качества жизни населения города над чем активно продолжат свою работу учреждения здравоохранения, образования, культуры и спорта, обеспечивающие всеобщую доступность основных социальных благ.
В городе продолжится реализация целевой программы сохранения и развития культуры и искусства, модернизация библиотечного дела, внедрение новых информационных технологий.
В системе образования после структурных перестроек продолжатся функциональные изменения в соответствии с программой развития образования в городе. В рамках национальных проектов «Здравоохранение» и «Образование» получат дальнейшее развитие материально-техническая база учреждений здравоохранения и образования.
Демографическая ситуация в городе, как и в целом по Чувашской Республике, характеризуется продолжающимся процессом естественной убыли населения, связанной с превышением смертности над рождаемостью.
Реализация республиканской целевой программы демографического развития Чувашской Республики на 2008-2010 годы, республиканской целевой программы демографического развития Чувашской Республики на 2011-2020 годы, мероприятий по стимулированию рождаемости, а также приоритетного национального проекта будет способствовать замедлению темпов сокращения численности населения. По прогнозу в 2012 году ожидаемая численность постоянного населения города Алатыря составит 41,1тыс.человек и уменьшится по сравнению с 2008 годом на 700человек, или 1,7 %.
На 2010год, как и по оценке за 2009год, прогнозируется сокращение численности постоянного населения города в пределах 100-150 человек и составит к концу 2009года 41500- 41350человек.
По оценке в 2009 году показатель смертности составит 14,5 промилле, по прогнозу в 2010 году уровень смертности снизится и составит 14,3 промилле. На показатель смертности продолжает в значительной степени оказывать влияние рост числа умерших от болезней системы кровообращения, органов дыхания, пищеварения, новообразований. Динамика указанных показателей тесно связана с увеличением удельного веса лиц пожилого возраста в структуре населения.
По оценке в 2009 году показатель рождаемости повысится и составит 9,8 промилле. По прогнозу уровень рождаемости продолжает увеличиваться и в 2010 году составит 10,3 промилле.
По оценке в 2009 году естественная убыль населения составит –4,7 промилле, прогнозируется, что в 2010 году этот показатель составит –4,0 промилле.
Ситуация на рынке труда во многом будет обусловлена влиянием демографического фактора, вызванного вступлением в трудоспособный возраст группы лиц, родившихся в конце восьмидесятых годов, когда отмечался рост рождаемости.
В прогнозируемый период численность трудовых ресурсов сократится и составит 26,2-26,3 тыс.человек. Численность занятых в экономике города сокращается и составит в 2010 году 15,8-15,9 тыс.человек, по прогнозу к 2012 году численность занятых восстановится и достигнет 16,2-16,3тыс.человек, т.е. уровня 2007-2008года.
Реализация мероприятий, оказывающих влияние на ситуацию в сфере занятости населения и на рынке труда: трудоустройство незанятых граждан на постоянную и временную работу, направление безработных граждан на обучение профессиям, специальностям, востребованным на рынке труда, оказание социальной поддержки безработным гражданам будет способствовать снижению численности зарегистрированных безработных граждан с 750человек в 2009 году до 500человек в 2012 году.
Уровень общей безработицы по оценке в 2009 году составит 2,6 % и по прогнозу в 2012 году снизится до 1,9% от численности трудоспособного населения в трудоспособном возрасте.
Важным направлением макроэкономической политики будет оставаться последовательное повышение уровня жизни населения, над чем активно продолжат свою работу учреждения здравоохранения, образования, культуры и спорта, обеспечивающие всеобщую доступность основных социальных благ.
В области здравоохранения в среднесрочной перспективе продолжится реформирование и развитие отрасли. В системе здравоохранения усилится акцент на оказание первичной медико-санитарной помощи и на реорганизацию сети лечебных учреждений. Обеспеченность врачами на 10 тыс. населения к 2012 году составит 26,0-26,7 чел. против 22,7 чел. в 2008 году. Обеспеченность средним медицинским персоналом к 2012 году составит 81,0-81,9 чел. против 87,8 чел. в 2008 году. Обеспеченность больничными койками в 2010 году составит 58 коек на 10 тыс.жителей, в 2012 году – 57коек против 61,3 коЙки в 2008 году. Это самые низкие показатели среди городов Чувашии.
За 2007-2009г происходило снижение сокращения численности учащихся в школах. Начиная с 2012 года, прогнозируется увеличение численности учащихся общеобразовательных школ, что, в основном, связано с возрастанием удельного веса детей и подростков в половозрастной структуре населения. В 2012 году по сравнению с 2008 годом по прогнозу численность учащихся общеобразовательных школ увеличится на 0,6-0,8% и составит 3,4 тыс.человек.
Правонарушения. Принимаемые органами правопорядка комплексные меры по укреплению правопорядка, профилактике правонарушений и противодействию, преступным посягательствам способствуют снижению количества преступлений, в том числе по тяжким и особо тяжким составам. В 2010-2012 годах значительных изменений в структуре и динамике преступности не ожидается.
В заключение - общая задача на сегодня – выдержать прогнозный темп роста индекса промышленного производства, который является основой для налогооблагаемой базы и параметров доходов бюджета, планируемых на 2009 год и прогнозируемых на 2010-2012годы. А он может быть реализован только за счет концентрации общих усилий бизнеса, финансовых структур, хозяйствующих субъектов, органов власти республики и города.
Приложение №2 к постановлению главы города Алатыря
от 2009г. №
Основные параметры
прогноза социально-экономического развития
г. Алатырь на 2010 г.
Показатели |
Единицы измерения |
2008 г.
отчет |
2009 г. (оценка) |
прогноз
|
2010 год |
I вариант |
II вариант |
1.Демографические показатели |
|
|
|
|
|
Численность постоянного населения (среднегодовая)-всего |
Тыс
.человек |
41,8 |
41,6 |
41,4 |
41,5 |
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении |
Число
лет |
67,84 |
67,96 |
68,04 |
68,11 |
Общий коэффициент родившихся |
Человек на
1тыс.насел. |
9,1 |
9,8 |
10,2 |
10,3 |
Общий коэффициент смертности |
Человек на
1тыс. населения |
15,0 |
14,5 |
14,5 |
14,3 |
Общий коэффициент естественного прироста населения |
Человек на
1тыс. населения |
-5,9 |
-4,7 |
-4,3 |
-4,0 |
Миграционный прирост |
Человек на
10тыс. населения |
-30,5 |
-12,0 |
-10,0 |
-3,0 |
Показатели |
Единицы измерения |
2008 г.
отчет |
2009 г. (оценка) |
прогноз
|
2010 год |
I вариант |
II вариант |
I1. Промышленность |
|
|
|
|
|
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по предприятиям обрабатывающих производств, производства и распределения электроэнергии, газа и воды - всего |
Млн. рублей
|
3063,0
|
2631,3
|
2899,0
|
2951,3
|
Индекс производства
|
% к предыдущему году |
107,0 |
82,4 |
98,4 |
101,0 |
Индекс-дефлятор |
% к предыдущему году |
113,1 |
104,2
|
112 |
111 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
-объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по предприятиям обрабатывающих производств, - всего |
Млн. рублей
|
2868,7 |
2431,3 |
2683,9 |
2725 |
Индекс производства
|
% к предыдущему году |
109,8 |
84,7 |
99,4 |
101,9 |
Индекс-дефлятор |
% к предыдущему году |
119,9 |
100,1 |
111 |
110,0 |
Объем выполненных работ и услуг собственными силами по предприятиям производящим и распределяющим электроэнергию, газ, воду - всего |
Млн. рублей |
194,34 |
200,04 |
216,1 |
226,5 |
Индекс производства |
% к предыдущему году |
55,4 |
86 |
93,5 |
99 |
Индекс-дефлятор |
% к предыдущему году |
116,4 |
120,3 |
115,8 |
114,8 |
Показатели |
Единицы измерения |
2008 г.
отчет |
2009 г. (оценка) |
прогноз |
2010 год
|
I вариант |
II вариант |
III. Малое предпринимательство |
|
|
|
|
|
Количество малых предприятий, всего |
единиц |
139 |
136 |
134 |
136 |
Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) по малым предприятиям - всего |
чел. |
1670 |
1742 |
1740 |
1750 |
Численность индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица
- всего |
Чел. |
1580 |
1590 |
1590 |
1620 |
Оборот малых предприятий по всем видам деятельности-всего |
млн. руб. в ценах соответствующих лет |
1894,6 |
2127,6 |
2345,7 |
2355,7 |
Индекс производства |
в % к предыдущему году |
102,7 |
100 |
98 |
100,2 |
В том числе: |
|
|
|
|
|
Оборот малых предприятий обрабатывающих производств |
млн. руб. в ценах соответствующих лет |
204,0 |
216,0 |
230,1 |
232,7 |
Индекс производства |
в % к предыдущему году |
55,6 |
100,8 |
96,0 |
98,8 |
Показатели |
Единицы измерения |
2008г.
отчет |
2009 г. (оценка)
|
прогноз |
2010год |
I вариант |
II вариант |
IV. Инвестиции |
|
|
|
|
|
Объем инвестиций за счет всех источников финансирования (включая субъекты малого предпринимательства и параметры неформальной деятельности) - всего |
млн. руб. в ценах-
соответствующих лет |
509,1 |
490,1 |
419,5 |
433,8 |
Индекс физического объема |
в % к предыдущему году |
91,6 |
85,7 |
78,4 |
81,3 |
Индекс дефлятор |
|
125,7 |
113,6 |
109,2 |
108,9 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
-собственные средства предприятий и организаций |
млн. руб. в ценах соответствующих лет |
102,3 |
69,7 |
68,7 |
75,0 |
- бюджетные средства |
Млн.руб. |
126,4 |
159,0 |
75,3 |
78,2 |
Ввод в действие жилья за счет всех источников финансирования- всего |
Тыс.кв. метров общей площади
жилья |
30,37 |
33,5 |
30,3 |
30,3 |
Показатели |
Единицы измерения |
2008 г
отчет. |
2009 г. (оценка) |
прогноз
|
2010 год |
I вариант |
II вариант |
V. Численность трудовых ресурсов, всего |
тыс.
чел. |
26,33 |
26,4 |
26,3 |
26,35 |
Численность занятых в экономике (включая занятых в домашнем, личном подсобном хозяйстве) – всего |
тыс.чел. |
16,14 |
116,0 |
15,78 |
15,88 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
Распределение среднегодовой численности занятых в экономике по формам собственности: |
|
|
|
|
|
государственная и муниципальная форма собственности |
тыс.чел |
6,6 |
6,5 |
6,46 |
6,47 |
частная форма собственности |
тыс. чел |
5,27 |
5,24 |
5,28 |
5,27 |
Учащиеся в трудоспособном возрасте с отрывом от производства |
тыс.чел. |
3,0 |
2,8 |
2,6 |
2,7 |
Численность безработных, зарегистрированных в службе занятости |
тыс.
чел. |
0,42 |
0,68 |
0,74 |
0,68 |
Уровень безработицы |
% |
1,58 |
2,6 |
2,8 |
2,6 |
Численность работников предприятий и организаций- всего |
тыс.
чел. |
13,5 |
13,2 |
13,0 |
13,1 |
Фонд начисленной заработной платы всех работников |
Млн.руб. |
1480,0 |
1500,0 |
1710,0 |
1770,0 |
Среднемесячная начисленная заработная плата по крупным и средним предприятиям |
руб. |
9556,0 |
9938,0 |
10335,0 |
10435,0 |
Показатели |
Единицы измерения |
2008 г.
отчет |
2009 г. (оценка) |
прогноз
|
2010 год |
I вариант |
II вариант |
VI. Потребительский рынок |
|
|
|
|
|
Оборот розничной торговли по всем каналам реализации - всего |
млн. руб. в ценах соответствующих лет |
1810 |
2016 |
2230 |
2259 |
-Индекс физического объема оборота розничной торговли
-Индекс-дефлятор оборота розничной торговли |
% к пред.
году |
105,3
114,2 |
102,0
111,4 |
100,0
110,6 |
103,0
108,8 |
Оборот общественного питания: |
млн. руб. |
18,8 |
20,1 |
21,8 |
21,9 |
-Индекс физического объема
-Индекс цен на продукцию общественного питания |
% к пред.
году |
98,2
114,8 |
96,0
111,4 |
98
110,6 |
100,0
108,6 |
Объем платных услуг населению |
млн. руб. в ценах соответствующих лет |
319,5 |
360,0 |
397,0 |
400,0 |
-Индекс физического объема платных услуг
-Индекс-дефлятор |
% к пред.
году |
106,5
114,2 |
100,0
112,5 |
98,0
111,5 |
101,0
109,5 |
Показатели |
Единицы измерения |
2008 г.
отчет |
2009г. (оценка) |
прогноз |
2010г. |
I вариант |
II вариант |
VII. Развитие отраслей социальной сферы |
|
|
|
|
|
Численность детей в дошкольных образовательных учреждениях |
тыс. чел. |
1,52 |
1,53 |
1,52 |
1,54 |
Численность учащихся в учреждениях:
Общеобразовательных
Начального профессионального образования
Среднего профессионального образования
Высшего профессионального образования |
тыс. чел.
тыс. чел.
тыс. чел. |
3,398
0,49
2,45
0,49 |
3,349
0,44
2,26
0,45 |
3,30
0,41
2,06
0,43 |
3,316
0,41
2,20
0,44 |
Выпуск специалистов учреждениям:
Среднего профессионального образования
Высшего профессионального образования |
тыс. чел.
тыс. чел. |
0,659
0,043 |
0,480
0,086 |
0,400
0,060 |
0,433
0,062 |
Обеспеченность:
Больничными койками (по городу и району)
Амбулаторно-поликлиническими посещений учреждениями (по городу и району)
Врачами (по городу и району)
Средним медицинским персоналом (по городу и району)
Общедоступными библиотеками
Дошкольными образовательными учреждениями |
Коек
на 10 т. жит.
Посещений
на 10 тыс. жит.
Чел.на 10 тыс. жит.
Чел.на 10 тыс. жит.
учреж. на 100 тыс. населения
Мест на 1000 детей дошкол. возраста |
61,3
269,1
22,7
87,8
18,8
804,0 |
60,0
266
22,0
80,9
18,9
802,0 |
58
260
23,0
80
18,9
790,0 |
58,8
266
23,6
81
18,9
800,0 |