Пояснительная записка к прогнозу социально-экономического развития г. Алатырь Чувашской Республики на 2011 год и на период до 2013 года
Основные параметры прогноза социально-экономического развития г.Алатырь на 2011 год и на период до 2013 года определены исходя из анализа социально-экономического развития города за предшествующие годы, наметившихся тенденций в текущем году, а также из основных задач, поставленных в Послании Президента Чувашской Республики Н.Федорова Государственному Совету Чувашской Республики 2010 года «Чувашия из будущего и для будущего», оценки влияния на экономику Чувашии внешних условий развития экономики, определяемые ситуацией, складывающейся на российском и мировом рынках и наметившихся тенденций в текущем году.
Основные параметры прогноза разработаны в двух вариантах.
Первый вариант - предполагает сохранение положительной динамики развития экономики, но вместе с тем характеризуется относительно невысоким инвестиционным спросом, недостаточным ростом потребительского спроса, исходит из менее благоприятного сценария развития экономики.
Второй - отражает более быстрое восстановление экономики в результате наиболее полной реализации потенциала ее роста на основе повышения конкурентоспособности и модернизации экономики, улучшения инвестиционного климата, реализации значимых инфраструктурных проектов.
Второй вариант рассматривается как основной.
Разработка прогноза осуществлялась в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2009 № 596 «О порядке разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации», на основе методических рекомендаций Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации в 2011 году и на период до 2013 года, материалов органов исполнительной власти Чувашской Республики.
Прогноз является ориентиром социально-экономического развития Чувашской Республики на прогнозируемый период для органов исполнительной власти Чувашской Республики, хозяйствующих субъектов экономики республики и принятия конкретных решений в области социально-экономической политики.
Функционирование экономики Чувашской Республики в среднесрочной перспективе будет определяться внешними и внутренними условиями и факторами.
В прогнозируемом периоде внутренние факторы все в большей степени будут определять как уровень, так и устойчивость темпов экономического роста.
К внутренним условиям относятся следующие факторы:
активизация инвестиционной деятельности, реализация крупных инвестиционных проектов;
повышение доли инновационной конкурентоспособной продукции в производственной сфере и освоение новых рынков сбыта;
повышение качества инфраструктуры в рамках реализации приоритетных национальных проектов;
стимулирование диверсификации и технологического развития;
состояние производственных фондов, степень их изношенности; модернизация основных фондов высокотехнологичных отраслей;
повышение эффективности использования капитальных и интеллектуальных ресурсов за счет высвобождения предпринимательской инициативы, расширения внутреннего спроса и емкости внутреннего рынка;
усиление конкуренции, как на внутренних, так и на внешних рынках;
стимулирование роста предложения товаров путем повышения уровня конкуренции (особенно на продовольственных и сельскохозяйственных рынках), развитие инфраструктуры торговли;
демографическая ситуация;
расширение налоговой базы Чувашской Республики;
реализация бюджетной политики по формированию эффективной системы бюджетных расходов и их оптимизации.
Основными целями социально-экономического развития Чувашской Республики в среднесрочной перспективе являются:
поддержание макроэкономической стабильности и переход к устойчивому росту инвестиционного и потребительского спроса;
повышение качества жизни населения, создание эффективной системы предоставления социальных услуг, уменьшение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума;
формирование модели экономики, обладающей долгосрочным потенциалом динамичного роста, диверсифицированной структурой производства, значительным экспортным потенциалом, инновационной восприимчивостью и ориентированностью на социальные нужды населения.
В настоящее время в республике реализуются:
Стратегия социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года;
Комплексная программа экономического и социального развития Чувашской Республики на 2003-2010 годы;
ряд указов Президента Чувашской Республики, направленных на формирование современной инфраструктуры, развитие малого предпринимательства, формирование инновационной среды и информационных технологий, рост заработной платы во всех сферах экономики, в том числе в бюджетной сфере, развитие человеческого потенциала, обеспечение опережающего развития эффективной системы непрерывного образования, физической культуры и спорта, здорового образа жизни;
Территориальная комплексная схема градостроительного планирования развития территории Чувашской Республики;
Республиканские целевые программы и комплексный инвестиционный план социально-экономического развития города Алатыря на 2010-2012годы и на период до 2020года.
Данные документы являются ключевыми в системе регионального планирования, взаимоувязаны между собой, направлены на изменение стандартов жизни и повышение уровня благосостояния населения Чувашской Республики.
Итоги социально-экономического развития города Алатыря за январь-октябрь 2010года и ожидаемая оценка 2010года.
В 2009 году отгружено товаров собственного производства, выполнено собственными силами работ и услуг промышленным комплексом на сумму 2,86 млрд. рублей, что в действующих ценах на 4,9% меньше, чем в 2008 году. Индекс промышленного производства, исчисленный по двум видам экономической деятельности ( обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды), составил 90,2 % (по России - 89,2%, по Чувашии – 72,6%).
Итоги развития города Алатыря за 9 месяцев 2010 года свидетельствуют об улучшении основных социально-экономических показателей по сравнению с предыдущим кризисным годом.
Общеэкономическая ситуация по городу Алатырю характеризуется следующими показателями.
Оборот организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, по видам экономической деятельности в январе – сентябре 2010 года вырос в действующих ценах на 23,8 % к соответствующему периоду 2009 года, в том числе промышленности – на 28,2 %, в транспорте и связи – на 15,7 %, розничной торговли – на 27,5%.
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по крупным и средним организациям за январь - сентябрь 2010 года превысил 2,5 млрд.рублей (129,1 % к объему за 9 месяцев 2009 года), в том числе по обрабатывающим производствам – 2,4 млрд. руб. (128,9% к объему за 9 месяцев 2009года), по производству и распределению электроэнергии, газа и воды – 121,7 млн. рублей (94,9% к объему за 9 месяцев 2009года).
36,7% объемов отгруженной продукции в промышленности города приходится на предприятия по производству пищевых продуктов, увеличивших отгрузку более чем в 2,3 раза. Более 26% в объеме отгруженной продукции занимает производство продукции производство транспортных средств и оборудования, производство которых возросло в 2 раза.
Почти по всем видам экономической деятельности наблюдается рост показателей, за исключением швейного производства (94,3% к соответствующему периоду 2009 года).
С начала текущего года обеспечили значительный прирост промышленного производства такие предприятия как: ОАО «Электроавтомат», ООО «Молочное дело - Алатырь», ООО «Алатырская бумажная фабрика», ООО «СКМ»,
По итогам 9 месяцев т.г. сохраняют довольно высокие темпы прироста отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг ОАО «Завод «Электроприбор», ООО «Лисма»- Алатырский электромеханический завод», филиал «Алатырьгаз» ОАО «Чувашсетьгаз», МУП «Алатырское ПОК и ТС», ГУП Алатырский издательский дом».
Наибольшее отставание в отгрузке продукции с начала текущего года допустили следующие предприятия города: ОАО «5 арсенал», ОАО «Алатырский механический завод», ООО Фирма «Трейд +».
Однако за август-cентябрь т.г. эти предприятия смогли обеспечить максимум роста объемов производства, что позволяет надеяться на выравнивание и улучшение ситуации с отгрузкой продукции до конца года.
За 2010 году будет отгружено товаров собственного производства, выполнено собственными силами работ и услуг по двум видам экономической деятельности на сумму более чем на 3,38млрд.рублей, что составляет в действующих ценах 118,3% к отчету за 2009год. По оценке индекс производства превысит 112%.
Особенно сложная складывается ситуация в организациях машиностроительного комплекса, которая занимает около 60% в объеме отгруженных товаров. К основным причинам, вызывающим ухудшение ситуации, можно отнести следующие:
резкое ухудшение условий и доступности банковского кредитования, снижение инвестиционной активности и объемов строительных работ;
неблагоприятная макроэкономическая конъюнктура, отразившаяся на росте себестоимости производимой продукции и снижении рентабельности выпускаемой продукции;
рост неплатежей и ухудшение расчетов с поставщиками и потребителями продукции;
потеря объемов продаж и отсутствие спроса на внутреннем рынке;
существенное изменение условий в ранее заключенных контрактах, в том числе по государственным ;
отсутствие авансирования работ по заключенным контрактам, уменьшение заказов в связи с пересмотром инвестиционных программ предприятиями энергетики, ОАО «РЖД»;
По итогам финансово – хозяйственной деятельности за январь-август 2010года сальдированный финансовый результат работы организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства по сравнению с соответствующим периодом 2009 года увеличился на 5,7 процента и составил 201млн. рублей. Удельный вес убыточных предприятий снизился до 37%.
По предприятиям обрабатывающих производств прибыльно сработали 75% предприятий, что позволило обеспечить прирост объема прибыли в промышленности на 8,5%. Вместе с тем по состоянию на 1 августа т.г. увеличилась до 37% доля убыточных предприятий, сумма убытка по которым составила 24,4млн.рублей.
За январь - сентябрь 2010года объем инвестиции за счет всех источников финансирования в основной капитал предприятий и организаций города (включая объемы строительства индивидуального частного жилья и вложение инвестиций в структуры малого бизнеса) превысил 466 млн. рублей, что составляет 176% к соответствующему периоду прошлого года.
Финансирование адресной инвестиционной программы города Алатыря за январь-сентябрь 2010 года достигло 218,2 млн. руб., что в 2,6 раза больше объема финансирования за 9 месяцев 2009года.
С начала текущего года промышленные предприятия города на техническое перевооружение и модернизацию производственных мощностей направили более 60 млн. рублей инвестиций, или в 1,9 раза больше соответствующего периода 2009 года.
Наибольшие объемы инвестиций направлены на техперевооружение и реконструкцию производства акционерными обществами «Завод «Электроприбор», «Электроавтомат», ООО «Алатырская бумажная фабрика».
За январь-сентябрь 2010 года построено жилья общей площадью 13161 кв. метров(88 квартир и домов). По сравнению с соответствующим периодом 2009 года общая площадь введенного жилья увеличилась на 5,1%.
Всего с начала текущего года на улучшение жилищных условий горожан было направлено более 184 млн. рублей бюджетных средств.
По федеральной программе переселения граждан из ветхого и аварийного жилья в городе предстоит завершить строительство 75 двухквартирных каркасных дома с примыкающими земельными участками по 10соток. Планируется ввести 9050 кв. метров жилья. До конца года из аварийного жилого фонда будет переселено 238 семей из 41 многоквартирного дома.
На завершение строительства и приобретение жилья до конца года планируется направить более 38 млн. рублей капитальных вложений.
За 9 месяцев т.г. на реконструкцию и строительству дорог и тротуаров вложено более 14млн. рублей из средств городского бюджета. Всего по городу отремонтировано более 4-х км дорог и около 10 км тротуаров.
Открыт офис врача общей практики в микрорайоне «Стрелка». Построен и сдан в эксплуатацию городской пляж на реке Сура. Установлено детское игровое оборудование в городском парке. Приобретен земснаряд для содержания ковшового водозабора.
Строится три квартальные газовые котельные общей мощностью 9 Мвт ( две в центральной части города, одна в квартале УПП ), с вводом их в эксплуатацию в текущем годы.. Ведутся работы по ремонту объектов социальной сферы и благоустройству города.
Объем работ, выполненных по виду деятельности «Cтроительство» организациями, не относящимися к субъектам малого предпринимательства за 9месяцев 2010 года, составил 20,4 млн. рублей, или 104% к соответствующему периоду 2009 года в сопоставимой оценке.
В 2010 году по экспертной оценке общий объем инвестиций в основной капитал увеличится на 27 % по сравнению с предыдущим годом и составит 667 млн. рублей .
Более 167 млн. рублей собственных средств предприятий и организаций обрабатывающих отраслей будет направлено на реконструкцию и перевооружение производств, освоение новых промышленных изделий и технологий (за 2009год вложено 57,1млн.рублей).
Наибольший объем инвестиций освоен при переселении граждан из ветхого и аварийного жилого фонда - 213 млн. руб.
Оборот розничной торговли по организациям всех видов деятельности, не относящимся к субъектам малого предпринимательства, г.Алатырь за 9 месяцев 2010 года составил 232,5 млн.рублей и по сравнению с 9 месяцами 2009 года в сопоставимых ценах увеличился на 16,5%.
Оборот общественного питания по организациям всех видов деятельности, не относящимся к субъектам малого предпринимательства, г.Алатырь за январь-сентябрь 2010 года составил 14,4 млн.рублей и по сравнению с январем-сентябрем 2009 года в сопоставимых ценах уменьшился на 115%.
Наблюдается стабильный рост объема платных услуг, оказанных населению организациями г.Алатырь, не относящимися к субъектам малого предпринимательства, который за 9 месяцев 2010 года сложился в размере 163,7млн. рублей, что на 15,8% больше, чем за 9 месяцев 2009 года.
Состояние потребительского рынка и сферы услуг является показательным фактором реального развития экономики города.
В целом можно говорить о сохранении тенденция динамичного развития материально-технической базы торговли и сферы услуг.
С начала 2010 года продолжается строительство и реконструкция объектов сферы услуг:
- ведётся реконструкция муниципального рынка в целях приведения его деятельности в соответствии с нормами федерального закона; с начала года вложено средств на эти цели в сумме 1,8 млн. рублей;
- строительство магазина на 1-ом этаже вновь строящегося жилого дома по ул. Горького, 62 общей площадью около 100 кв. метров ;
- строительство (реконструкция старого незавершённого строительства) спортивно-оздоровительного комлекса по ул. Московская;
- строительство (реконструкция старого здания) гостиничного комплекса (жилого дома с магазином) по ул. Горшенина ;
- строительство кафе по ул. Б. Хмельницкого, 34 общей площадью 287,7 кв. метров ;
- строительство салона красоты по ул. Московская, 114-2 общей площадью 40,2 кв. метров.
Планируются к строительству:
- магазин на 1-ом этаже реконструируемого жилого дома по ул. Первомайская, 7 общей площадью 100 кв. метров;
- торгово-развлекательный центр общей площадью 1314,7 кв. метров по ул. Комиссариатская, 2.
В результате развития инфраструктуры потребительского рынка и услуг за 2010год будет создано более 100 новых рабочих мест.
По состоянию на 1 июля 2010 года в городе действуют 1723 субъекта малого предпринимательства, из них: 133 малое предприятие и 1590 индивидуальных предпринимателей.
Число малых предприятий за полгода сократилось на 2 единицы, По состоянию на 1 июля т.г. по городу зарегистрировано 1590человек индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, что составляет 101,5% к соответствующему периоду прошлого года.
По состоянию на 1 октября 2010 года в городе действуют 1723 субъекта малого предпринимательства, из них: 137 малых предприятий и 1586 индивидуальных предпринимателей.
За 9месяцев т.г. количество субъектов малого бизнеса увеличилось на 0,2 % . Число малых предприятий увеличилось на 1 единицу.
По состоянию на 1 октября т.г. по городу зарегистрировано 1586 человек индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, что составляет 100,2% к соответствующему периоду прошлого года.
Общая численность работающих в сфере малого предпринимательства (с учетом индивидуальных предпринимателей) на 1 октября т.г. составила 3540 человек (на 1.10.2010 составляла 3298 человека), что составляет 25,6% от общей численности занятых в экономике города.
За счёт расширения действующих предприятий в отчётном периоде численность работающих в малых предприятиях увеличилась на 239 человек.
Размер среднемесячной заработной платы по предприятиям малого и среднего бизнеса возрос за 9месяцев т.г. до 8014 рублей, что составляет 118,2% к соответствующему периоду 2009года.
Объем отгруженной продукции собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по предприятиям, относящимся к малому и среднему бизнесу города с начала текущего года достиг 514,0 млн. рублей, что составляет 134,5% к соответствующему периоду 2009 года.
От субъектов малого и среднего предпринимательства города за 9 месяцев 2010 года в бюджет города поступило 20,2 млн. рублей налоговых платежей, что составляет 113,9 % к итогам за 9 месяцев 2009 года. Доля их в собственных доходах городского бюджета составила 14,9%.
Численность малых предприятий с образованием юридического лиц до конца 2010 года по городу достигнет 132-133 единиц, из них около 58,8% предприятий занимаются торгово-закупочной деятельностью, 13,2 % осуществляют платные и бытовые услуги, в т.ч. транспортные перевозки грузов и пассажиров, 24,2% - заняты производством продукции и выполнением подрядных и ремонтных работ.
За 2010год оборот малых предприятий обрабатывающих производств составит 302,7млн. рублей, в строительстве – 96,1млн. рублей. В целом оборот малых предприятий по всем видам экономической деятельности за 2010 год, превысит 2,2млрд. рублей, что составит к уровню 2008 года в сопоставимых ценах 102,2%.
В городе вступила в действие новая хлебопекарня мощностью 10т продукции в сутки, после выхода ее на полную проектную мощность численность работающих возрастет до 100человек.
Субъекты предпринимательства производят обувь, печатную продукцию и газету, швейные изделия, мебель, пиломатериалы, брусчатку и тротуарную плитку, теплоэнергию, а также и продукты питания: хлеб и хлебобулочные изделия, мясные полуфабрикаты.
Среднесписочная численность работников по городу снижается.
Среднегодовая численность занятых в экономике города (включая численность работающих по найму и в личном подсобном хозяйстве) согласно предварительной оценке 2010 года составит 15230человек. Из них в предприятиях и организациях государственной и муниципальной формах собственности работает 5,8 тыс. человек, или 38% от численности занятых в экономике.
По состоянию на 1 октября 2010 года среднесписочная численность работников, занятых в организациях, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, составила 10324 человек, темпы сокращения численности занятых в экономике города к соответствующему периоду прошлого года замедлились.
Средняя номинальная заработная плата, начисленная за январь-сентябрь 2010года работникам организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства г.Алатырь, составила 11120,1рубля, или 114,5 % к соответствующему периоду 2009г.
В обрабатывающих производствах размер средней заработной платы по - прежнему остается ниже среднегородского уровня, по данным статистики за 9 мес. 2010г. – 10623 руб., превысил уровень 2009г. на 22,3%.
Наиболее высокая среднемесячная заработная плата в сфере материального производства отмечалась у работников предприятий по производству пищевых продуктов – 12772 руб. (темп роста – 115,5%)и в сфере производства и распределения электроэнергии, газа и воды - 13480руб. (темп роста- 108,8%).
Среднемесячная заработная плата работников сферы образования и здравоохранения сложилась в размере 8065,6руб. и 9242,5руб. и выросла соответственно на 9,1% и 7,7%.
Ожидаемый прирост средней заработной платы за 2010год к уровню 2009года составит не более 12% и превысит 11500рублей.
Доходы населения города в целом возрастут по оценке за 2010 год на 115% и превысят 4,5 млрд. рублей), реальные располагаемые денежные доходы населения увеличатся на 7,7%, в целом расходы и сбережения населения города увеличатся в действующих ценах на 15,6%, из них покупка товаров и оплата услуг - на 11%.
За январь-сентябрь т.г. по городу стабильно снижался уровень безработицы: на 01.01.2010 – 2,83 (736 чел.), на 01.04.2010 –2,95% (936 чел.), на 01.07.2010 – 2,0.% (520 чел.).
По данным ГУ «Центр занятости населения города Алатыря» численность безработных граждан на 1октября т.г. составила 374 человека (на 1 октября 2009г. - 570человек)
Уровень зарегистрированной безработицы по состоянию на 1 октября т.г. снизился до 1,44% от численности трудоспособного населения в трудоспособном возрасте (это самый низкий уровень безработицы среди городов, в целом по республике- 1,87%).
За 9 месяцев т.г. в Центр за содействием в трудоустройстве обратилось 1898 человек, что на 34% меньше чем за соответствующий период прошлого года.
Всего трудоустроено 1407 человека, что на 2% меньше соответствующего периода прошлого года. Направлены на профобучение и получили новую профессию 215 безработных, что в 1,76 раза больше чем за 9 месяцев 2009года.
Согласно предварительной оценке демографические показатели по городу за 2010год ухудшаются за счет снижения уровня рождаемости. Коэффициент смертности снизился не значительно. В результате естественная убыль населения увеличивается на 26,5%. Сохраняется миграционная убыль населения.
Численность постоянного населения города уменьшится за 2010год в пределах 200-210-290 человек (по состоянию на 1.01.2010г. численность населения города составляла 41552 человека)
Прогноз экономического и социального развития города Алатыря на 2011год и на период до 2013года.
Ведущее место в экономике города по-прежнему будет занимать промышленный комплекс, который включает два вида экономической деятельности: «обрабатывающие производства» и «производство и распределение электроэнергии, газа и воды».
По прогнозу развития промышленного комплекса в 2011 году ожидается прирост индекса промышленного производства до 3,8 – 5,9%, в том числе по обрабатывающим производствам – 5,5%- 7,9%. Будет отгружено продукции, выполнено работ и оказано услуг на сумму 3,7-3,8 млрд. рублей, что в действующих ценах на 11,7 –13,3 % больше, чем в 2010 году.
К 2013 году объем отгруженных товаров увеличится до 4,6 – 4,9 млрд. рублей, что в действующих ценах на 35,6% - 43,8% больше, чем в 2009 году.
Индекс производства на 2011 год прогнозируется на уровне 103,8% по 1 варианту и 105,9% по второму варианту.
В объеме промышленного производства сохранит доминирующее положение бывшая отрасль машиностроения, включающая четыре вида экономической деятельности: производство готовых металлических изделий, производство машин и оборудования, производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования и производство транспортных средств и оборудования, доля которых увеличится в объеме отгруженных товаров свыше 50% в 2012 году.
Получат дальнейшее развитие в машиностроении компонентов и комплектующих для автомобильной и авиационной промышленности, технических средств связи и информатики, электротехнической продукции, спецоборудование для подвижного состава железнодорожного транспорта, металлоконструкций и панелей ППУ.
Одним из значительных и перспективных резервов развития экономики в городе является малое предпринимательство. В этой сфере работает 23% от численности занятых в экономике города.
Развитие малого бизнеса в городе в течение 2011 – 2013 годов предполагает сохранение и увеличение общего количества малых предприятий, в том числе в промышленности, сохранение и развитие народных промыслов и ремесел, поиск современных технологий и инноваций для создания новых производств. В 2011 – 2013 годах продолжится оказание государственной поддержки малому бизнесу в форме субсидирования лизинговых платежей и процентных ставок по кредитам, продолжится оказание организационной, консультационной и финансовой поддержки через налоговые льготы, как в отношении инвесторов, так и в отношении вновь созданных предприятий.
Общее количество малых предприятий в городе по прогнозу к 2012 году составит 139-142 единицы и увеличится по сравнению с 2010 годом на 1-4%. Среднесписочная численность работников на малых предприятиях достигнет 1950 - 1980 человек.
Вследствие увеличения количества малых предприятий и повышения эффективности их деятельности, согласно прогнозных расчетов оборот малых предприятий по всем видам экономической деятельности (включая потребительский рынок и услуги) в 2011 году составит 2,38 – 3,39 млрд. рублей.
В 2011году с учетом роста оборота крупных и средних предприятий, обеспечением их прибыльности прирост среднемесячной заработной платы работающих прогнозируется в пределах 11,3- 12,8%, размер ее составит 12800-12970рублей (оценка 2010г- 11500 рублей)
Прогноз развития потребительского рынка на период до 2013 года разработан с учетом итоговых показателей, сложившихся за 2008-2009 годы и 9 месяцев 2010 года по обороту розничной торговли, обороту общественного питания и объему платных услуг, оказанных населению города Алатыря.
По прогнозным расчетам темп роста розничного товарооборота за 2011 год по отношению к 2010 году в сопоставимых ценах достигнет 103 –106,1%. К 2013 году по первому варианту развития составит 103,5%, по оптимистичному второму варианту соответственно 105,6 %.
Прогнозируемый оборот розничной торговли, по всем каналам реализации включая структуры малого бизнеса, на 2011 год составит 2,78млрд. рублей, оборот общественного питания достигнет 25,6млн.рублей с темпом роста в сопоставимой оценке к предыдущему году в пределах 94-96%.
На рынке платных услуг населению города за 2010 год прирост объемов оказываемых услуг в сопоставимых ценах составит 2 %., и 3% - по 2 варианту. С учетом влияния различных негативных факторов на развитие платных услуг населению города, связанных со сложной экономической ситуацией, темп роста данного показателя за 2011 составит к уровню 2010 года 101% по 1 варианту и 103,0% по 2 варианту. По прогнозным расчетам прирост объема платных услуг населению составит в 2012 году – 103,7 % и в 2013 году – 104,5 %
Общий объем платных услуг населению прогнозируется на 2011 год в объеме 251 млн.рублей по 1 варианту, 252,8млн.рублей – по 2 варианту.
Среднегодовой индекс потребительских цен (инфляция) прогнозируется на 2011год в пределах 108,2-107,1процента.
В соответствии со стратегическими направлениями в области инвестиционной деятельности усилия администрации города будут направлены на масштабное изменение качества инвестиционной привлекательности города, мобилизацию имеющихся и привлечения новых инвестиционных ресурсов в реальный сектор для обеспечения необходимых темпов экономического роста.
В 2011-2013 годах продолжится работа по привлечению инвестиций в развитие хозяйственного комплекса города.
За 2011год индекс физического объема инвестиций к предыдущему году составит 90 % по 1 варианту и 100,1 % по второму. Объемы инвестиций в 2011 году составят по 1 варианту – 645 млн. рублей, во 2 варианту - 712млн. рублей, в 2012 году по 1 варианту –696 млн.рублей, по 2 варианту – 779 млн.рублей, в 2013 году по 1 варианту – 759 млн. рублей, по 2 варианту – 862 млн.рублей.
По оценке 2011 года прогнозируется ввод 34,8 тыс.кв.метров общей площади жилья. В 2011 году за счет всех источников финансирования планируется ввести в эксплуатацию 36тыс.кв.метров жилья. Средняя обеспеченность населения жилой площадью в 2011 году составит 23,5 кв.метров на человека против 21,8 кв.метров в 2008 году.
Жилищная проблема остается одной из наиболее острых социальных проблем в городе. В улучшении жилищных условий на 01.01.2009 г. нуждалось 1433 семьи.
В рамках принятых приоритетов муниципальные инвестиции будут направляться прежде всего на развитие общественной инфраструктуры, в том числе на качественное предоставление жилищно-коммунальных услуг, ремонт дорог и тротуаров, решение проблем сноса ветхого жилья.
Из городского бюджета прогнозируется направить свыше 15 млн.рублей на капитальный ремонт и реконструкцию дорог и тротуаров, предусмотрено привлечение бюджетного кредита на возведение автономных газовых котельных.
Важным направлением макроэкономической политики остается последовательное повышение уровня и качества жизни населения города над чем активно продолжат свою работу учреждения здравоохранения, образования, культуры и спорта, обеспечивающие всеобщую доступность основных социальных благ.
В городе продолжится реализация целевой программы сохранения и развития культуры и искусства, внедрение новых информационных технологий.
В системе образования после структурных перестроек продолжатся функциональные изменения в соответствии с программой развития образования в городе. В рамках национальных проектов «Здравоохранение» и «Образование» получат дальнейшее развитие материально-техническая база учреждений здравоохранения и образования.
Демографическая ситуация в городе, как и в целом по Чувашской Республике, характеризуется продолжающимся процессом естественной убыли населения, связанной с превышением смертности над рождаемостью.
Реализация республиканской целевой программы демографического развития Чувашской Республики на 2008-2010 годы, республиканской целевой программы демографического развития Чувашской Республики на 2011-2020 годы, мероприятий по стимулированию рождаемости, а также приоритетного национального проекта будет способствовать замедлению темпов сокращения численности населения. По прогнозу в 2011 году ожидаемая численность постоянного населения города Алатыря составит 41130тыс.человек и уменьшится по сравнению с 2009 годом на 560человек.
По оценке в 2011 году показатель рождаемости повысится и составит 11,3 промилле.
По оценке в 2011 году естественная убыль населения составит –3,5 промилле, прогнозируется, что в 2013 году этот показатель составит –2,7 промилле.
В прогнозируемый период численность трудовых ресурсов сократится и составит 26,0-25,9 тыс.человек. Численность занятых в экономике (включая сферу предпринимательства) города сокращается и составит в 2011 году 15,8-15,9 тыс.человек, по прогнозу к 2012 году численность занятых восстановится и достигнет 16,2-16,3тыс.человек, т.е. уровня 2007-2008года.
Реализация мероприятий, оказывающих влияние на ситуацию в сфере занятости населения и на рынке труда: трудоустройство незанятых граждан на постоянную и временную работу, направление безработных граждан на обучение профессиям, специальностям, востребованным на рынке труда, оказание социальной поддержки безработным гражданам будет способствовать снижению численности зарегистрированных безработных граждан с 750человек в 2009 году до 400человек в 2012 году.
Уровень общей безработицы по оценке в 2011 году составит 1,45 % и по прогнозу к 2013 году снизится до 1,31% от численности трудоспособного населения в трудоспособном возрасте.
В соответствии с Республиканской целевой Программой снижения напряженности на рынке труда Чувашской Республики на 2011год для дополнительной поддержки занятости населения будет направлено свыше 40,0 млн.рублей. Будут профинансированы общественные работы, временное трудоустройство работников, находящихся под угрозой увольнения в сумме 24,1 млн.рублей с охватом более 2тыс.работников.
В объеме более 2,2 млн. рублей будет профинансирована стажировка выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы в основных предприятиях промышленности, транспорта и строительства.
В целях содействия самозанятости безработных граждан будет увеличены субсидии в сумме свыше 9,7млн.рублей на открытие собственного дела (на приобретение необходимого оборудования, инструмента и инвентаря), на опережающее обучение работников предусмотрено направить свыше 4,2млн.рублей.
Важным направлением макроэкономической политики будет оставаться последовательное повышение уровня жизни населения, активно продолжат свою работу учреждения здравоохранения, образования, культуры и спорта, обеспечивающие всеобщую доступность основных социальных благ.
За 2007-2009г происходило снижение сокращения численности учащихся в школах. Начиная с 2010 года, прогнозируется небольшое увеличение численности учащихся общеобразовательных школ, что, в основном, связано с возрастанием удельного веса детей и подростков в половозрастной структуре населения. В 2011 году по сравнению с 2010 годом по прогнозу численность учащихся общеобразовательных школ увеличится на 0,6-0,8% и составит 3390человек.
В заключение - общая задача на сегодня – выдержать прогнозный темп роста промышленного производства, который является основой для налогооблагаемой базы и параметров доходов бюджета, планируемых на текущий год и прогнозируемых на 2011-2013годы. А он может быть реализован только за счет концентрации общих усилий бизнеса, финансовых структур, хозяйствующих субъектов, органов власти республики и города.
Начальник отдела экономики А.А.Данилин