Говорить о войне Павлу Ивановичу Лапшину тяжело.
- Когда слышу разговоры о тех лихих годах, всегда с горечью вспоминаю своих старших братьев, - говорит ветеран. - Семья у нас была большая - семь человек: пять братьев и сестра. Воспитывались без отца. Он работал в нашем селе на мельнице, там его и замололо. По неосторожности зацепило в барабаны. Как мы выжили в бедноте, до сих пор удивляюсь.
Вскоре старшие братья стали подрабатывать в колхозе. В доме стал появляться хлеб. Мать от радости светилась счастьем. Да и как ни радоваться - сыновья подросли, а это опора для большой семьи. Кто тогда мог подумать, что всему этому счастью придет конец. Надвигалась военная гроза 1941 года.
Первыми из семьи Лапшиных повестки пришли Александру и Василию. Затем на войну ушли Иван и Михаил. У Натальи Елисеевны опять были слезы. Переживала за ребят, да и Павел с Марией не работали.
Павел успокаивал мать:
- Не плачь, мама, - говорил ей он. - Скоро меня в тракторную бригаду возьмут, выкарабкаемся.
Так Павел стал плугарем. Вскоре смышленого паренька отправили в школу механизаторов. Получил свидетельство - радости не было предела. Он с детства хотел водить стальные машины. Огорчился, когда его трактор поставили молотить зерно. Собрался было идти в правление, чтобы просить направить его на полевые работы, а тут сам председатель пожаловал. Только Павел заметил, что на лице у него и его незнакомого спутника была тревога.
- Ну вот, Паша, и тебе время пришло Родину защищать, - сказал он. Вручил Павлу повестку. Шел август 1943 года. В семью Лапшиных пришла похоронка на старшего брата Михаила. Безвести пропал на полях сражений средний брат Василий.
Подходя к дому, Павел думал об одном, как сообщить матери о повестке. Но все обошлось спокойно. Мать говорила сыну: «Береги себя. Прошу бить этих проклятых фашистов. Нет и не будет им прощенья за погибель твоих братьев». Обняла Павла и перекрестила со словами: «Да хранит тебя Бог!» Так 17-летний Павел Лапшин ушел на фронт.
Сначала была изнурительная учеба в Гороховецких военных лагерях. Затем танковая школа. Но узнали, что Павел - тракторист, и командование определило его в часть для строительства аэродромов.
Служба для солдата была тяжелой. Не спали сутками. Делалось все, чтобы боевые самолеты днем и ночью смогли взлетать и садиться на ровное поле. Бомбежки врага изматывали обслуживающий персонал. Засыпали прямо в кабинах тяжелых тракторов «ЧТЗ». Катки, которыми выравнивали поле аэродрома, приходилось за день поворачивать вручную до 40 раз. Но солдаты знали: на передовой еще тяжелее. Поэтому трудились, не жалея сил.
- Сколько раз приходилось мне встречать на аэродроме сбитые, но дотянувшие до базы самолеты - не сосчитать. Один раз я с горящего самолета вытаскивал летчиков, которые были ранены и после посадки находились в шоковом состоянии. Только я их успел оттащить в сторону, как раздался оглушительный взрыв. Опоздай хоть на минутку, погибли бы пилоты, - рассказывает Павел Иванович.
Во время строительства нового аэродрома под Рязанью солдат Павел Лапшин повредил обе ноги. Вылечился - и опять в строй.
Когда до победного дня оставались считанные дни, солдат Лапшин на своем «ЧТЗ» в арзамасских лесах заготавливал древесину для фронта. В один из май-ских дней прозвучали слова о нашей победе. Радости у солдат и офицеров не было предела.
После войны Павел Иванович Лапшин перебрался в Алатырь. Здесь он десятки лет работал на почте. Был награжден нагрудным знаком «Отличник связи СССР». Избирался депутатом городского Совета. Со своей женой Еленой Семеновной вырастили двух сыновей и двух дочерей. Сейчас у него 7 внуков и внучка, 2 правнучки. Они с интересом разглядывают военные награды, часто спрашивают деда, как он воевал, а он грустно улыбнется, погладит их по голове и скажет: «Вот вырастите большими, обязательно расскажу вам об этом». Сам берет альбом и всматривается в лица братьев, которые не дожили до этих мирных дней.
Газета "Алатырские вести" от 11.06.2005 г. №69-70 |