Сто лет назад на заре промышленного развития России возникли первые ячейки будущего профессионального союза железнодорожников, который является самой старейшей организацией после профсоюза печатников. На протяжении всей истории профсоюзного движения во все времена главной задачей была защита социально-экономических интересов человека труда.
В годы Великой Отечественной войны профсоюзные организации проводили огромную работу в помощь фронту, поддерживая и распространяя передовые инициативы, заботясь о товарищах, попавших в тяжелое положение, не забывали и о культурно-массовой работе.
В послевоенные годы профсоюз активно участвует в восстановлении разрушенного хозяйст- ва железнодорожного транспорта, заботится о создании условий для работы и отдыха железнодорожников. Профсоюзные организации участвуют в укреплении дисциплины и охраны труда, безопасности движения, проводят работу по улучшению жилищных условий и обеспечению продовольственными и промышленными товарами железнодорожников, занимаются организацией отдыха и оздоровления работников. В эти годы развиваются соревнование и ударничество, совершенствуется нормирование труда.
Профсоюз участвует не только в коренной реконструкции и развитии ж.д. транспорта, но и в решении жилищной проблемы, строительстве ведомственных профилакторий, детских лагерей, ведет борьбу по соблюдению законодательства о труде, следит за охраной труда и медицинским обслуживанием.
В годы перестройки и во время перехода страны от плановой экономики к рыночной отрасль железнодорожников свой профсоюз сохранила во многом благодаря тому, что министерство и профсоюз тогда возглавляли люди, которым была небезразлична судьба человека труда.
Профсоюзная организация Алатырского механического завода является одной из ячеек Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей, старейшей организацией Чувашской Республики и г.Алатыря.
Большую помощь в мобилизации коллектива завода на слаженную, эффективную работу оказывала и оказывает профсоюзная организация. В центре ее внимания были не только производственные вопросы, организация соревнования, но и забота об отдыхе рабочих и служащих, их семей, оказание помо- щи подшефному колхозу в уборке урожая, в строительстве мастерских в Алатырском и Порецком районах. Активную работу проводил женсовет с молодежью и детьми из подшефной школы.
Объектом особых забот профсоюзной организации завода была художественная самодеятельность и спортивно-массовая работа. На заводе существовало спортивное общество «Локомотив», которое возглавлял отличный организатор, спортсмен, участник Великой Отечественной войны Александр Петрович Зайцев. Общество имело футбольную, хоккейную с мячом, баскетбольную и волейбольную команды. Футболисты и хоккеисты завода были бессменными обладателями кубка Чувашской Республики, Казанской, а затем и Горьковской ж.д. Спортивное об-щество вывело в большой спорт немало своих вос-питанников. Мастерами спорта по городкам стали А.И.Аблизин, Т.Т.Синяков, А.А.Шмелев, А.Ф.Краснов, разрядниками по легкой атлетике - А.И.Лукишин, Е.И.Буторов, А.А.Кирюхин и другие.
В разные годы и численность профсоюзной организации была разная: от 1200 человек до 540 в настоящее время. Руководителями профсоюзной организации работали И.И.Демидов, М.Н.Макаревич, П.Д. Ярославкин, Н.И.Базанов, В.И.Белякова - это были честные и порядочные люди. Сейчас на заводе сложился дружный коллектив, который длительное время возглавляет В.Н.Вялов.
В коллективном договоре предприятия на 2005 год в наличии 18 приложений, которые регламентируют нашу работу, в т.ч. оплату труда, охрану труда, подготовку кадров и многое другое. Новая форма взаимоотношений администрации и трудового коллектива, позволила сохранить кадры, преодолеть значительный спад производства и затем устойчиво обеспечивать возрастающие объ-емы. С каждым новым соглашением, договором, на основе улучшения работы коллектива добавлялись социальные льготы и гарантии. Это можно подтвердить фактами. В 2004 году по путевкам в санаториях отдохнули 36 работников предприятия, с начала этого года в санаториях побывали 7 заводчан. В дет-ских лагерях прошли оздоровление 44 ребенка работников завода. Были организованы автобусные экскурсии в Дивеево, Чебоксары, Мордовию. На мероприятия по улучшению условий охраны труда было вложено около миллиона рублей. Оказывалась и оказывается материальная помощь не только работникам завода, но и пенсионерам, которые через фонд «Почет» получили в прошлом году 749 тыс. рублей.
Профсоюз, понимая неизбежность перемен реформирования ж.д. транспорта, не стоит в стороне от этой работы. Конкуренция развития структурной реформы ж.д. транспорта активно обсуждалась на 27 съезде и заседании ЦК профсоюза.
Результатом укрепления и развития партнерских отношений профсоюза с руководством, созданного 1 октября 2003 года ОАО «РДЖ», явилось заключение Генерального коллективного договора на Первой конференции работников ОАО «РЖД».
100 лет позади - какие же уроки этого пути нам следует запомнить прежде всего? В первую очередь - это укрепление единства профсоюза и второй урок - сбережение лучших традиций профсоюза: внимание к человеку труда, его насущным нуждам и чаяниям.
Газета «Алатырские вести» №59 от 17.05.2005 г. |